Учение Д. Беркли и Д. Юма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:16, реферат

Описание работы

Реферат посвящен исследованию философских
концепций известных британских мыслителей Давида
Юма и Джорджа Беркли.Период их творчества был вре-
менем необычайного подьема и развития английской
философии. Ф.Бекон, Т.Гоббс, Д.Локк, Д.Беркли и
Д.Юм - эти имена известны всем.Их творчество опре-
делило основы главных философских течений:
идеализма и материализма.

Содержание

Введение........................2
Биография Джорджа Беркли........3
Философия Джорджа Беркли........4
Биография Давида Юма............12
Философия Давида Юма............13
Заключение......................22
Литература......................23

Работа содержит 1 файл

Учение Д. Беркли и Д. Юма..doc

— 110.00 Кб (Скачать)

БИОГРАФИЯ ДАВИДА ЮМА. 
Давид Юм родился в 1711 г. в столице Шотландии Эдинбур- 
ге,в семье небогатого дворянина, занимавшегося юридической 
практикой. Некоторое время Юм посещал Эдинбургский универси- 
тет, но из-за материальных затруднений вынужден был оставить 
учебу. Позже, в 1734 году, он совершил образовательную поез- 
дку во Францию на три года, большую часть из которых провел 
в Ля-Флеш. 
Во время пребывания во Франции Юм написал "Трактат о 
человеческой природе" в составе трех книг, который был опуб- 
ликован в Лондоне в 1737-1740 г.г. В произведении рассматри- 
вались вопросы теории познания, психологии и морали. 
В 1741-1742 годах Юм опубликовал книгу под названием 
"Моральные и политические очерки (эссе)".Эта книга принесла 
ему значительную популярность на родине. 
В середине 40-х годов Юм в качестве секретаря генерала 
Сен-Клера отправился в военную экспедицию против французской 
Канады, а затем, в составе военных миссий, посетил Вену и 
Турин. В Италии он переделал первую книгу "Трактата" в 
"Исследование о человеческом познании". 
В 1752 году Общество юристов избрало Юма своим библио- 

-13-

текарем, и он взялся за создание шеститомной "Истории Анг- 
лии"-книги, вызвавшей неоднозначное к себе отношение. 
В 1763-1766 годах Юм находился на дипломатической служ- 
бе во французской столице. После возвращения он два года за- 
нимал пост помощника государственного секретаря.В 1769 году 
он вышел в отставку и возвратился в Эдинбург, где стал сек- 
ретарем Философского общества и занимался просветительской 
деятельностью. 
В начале 70-х годов Юм не раз возвращался к работе над 
своим последним крупным произведением "Диалоги о естествен- 
ной религии", но так и не закончил его. 
Юм скончался в августе 1776 года. 

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДАВИДА ЮМА. 
Основные положения. 
Юм переделал учения Беркли и Локка на агноситческий ма- 
нер, сглаживая острые углы и устраняя крайние положения. Юм 
стремился создать философию "здравого смысла", философию 
осторожную, "сдержанную", чуждую как материализму, так и на- 
ивному спиритуализму. 
Исходный пункт рассуждений Юма заключается в убеждении, 
что имеется факт непосредственной данности нам ощущения, а 
отсюда и наших эмоциональных переживаний. Юм сделал вывод, 
будто мы в принципе не знаем и не можем знать, существует 
или же не существует материальный мир как внешний источник 
ощущений. "... Природа держит нас на почтительном расстоянии 
от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих по- 
верхностных качеств" (1, т. 2, стр. 35). 
Почти вся последующая философия Юма строится им как те- 
ория познания, описывающая факты сознания. Превращая ощуще- 
ния в абсолютное "начало" познания, он рассматривает струк- 
туру субъекта в изоляции ее от его предметно-практической 
деятельности. Эта структура, по его мнению, состоит из ато- 
марных впечатлений (impressons) и из тех психических продук- 
тов, которые от этих впечатлений производны. Более всего из 
числа этих производных видов психической деятельности Юма 
интересуют "идеи (ideas)", под которыми он имеет в виду не 
ощущения, как это было у Беркли, а нечто иное. "Впечатления" 
и "идеи" в совокупности Юм называет "восприятиями 
(perceptions)". 
-14-

"Впечатления" - это те ощущения, которые получает тот 
или иной субъект от событий и процессов, разыгрывающихся в 
поле действия его органов чувств. Итак, "впечатления" суть 
ощущения субъекта. Но не только. Нередко под "впечатлениями" 
Юм понимал и восприятия в смысле, отличающем их от ощущений 
(ощущаются отдельные свойства вещей, а воспринимаются вещи в 
их интегральном виде). Таким образом, Юмовы "впечатления" - 
это не только простые чувственные переживания, но и сложные 
чувственные образования. В состав впечатлений он включает 
кроме ощущения эмоции, в том числе и бурные (страсти) и 
"спокойные (calm)" переживания морального и эстетического 
характера. 
Что же понимал Юм под "идеями"? "Идеи" в его теории 
познания - это образные представления и чувственные образы 
памяти, а кроме того, продукты воображения, в том числе про- 
дукты искаженные, фантастические. К числу "идей" Юм относил 
также и понятия, так как он был склонен растворять теорети- 
ческое (абстрактное) мышление в переживаниях эмпирическх 
(конкретно-чувственных) образов, подобно тому как это делал 
и Беркли. 
Итак, "идеи" в системе терминологии Юма представляют 
собой приблизительное, более слабое или менее яркое (не 
столь "живое") воспроизведение "впечатлений", то есть их от- 
ражение внутри сферы сознания. "... Все идеи скопированы с 
впечатлений" (1, т. 1, стр. 271). В зависимости от того, 
простыми или сложными оказываются впечатления, идеи также 
бывают соответственно простыми или сложными. 
"Восприятия" включают в себя "впечатления" и "идеи". 
Они для Юма суть познавательные обьекты, предстоящие созна- 
нию. 
Ассоциации и абстракции. 
Человек не может ограничиваться только простыми впечат- 
лениями. Для успеха своей ориентировки в среде он должен 
воспринимать сложные, составные впечатления, структура и 
группировка которых зависят от структуры самого внешнего 
опыта. Но кроме впечатлений есть еще идеи. Они также бывают 

-15-

сложными. Как же образуются последние? На этот вопрос Юм да- 
ет свой ответ: они образуются посредством ассоциирования 
простых впечатлений и идей. 
В ассоциациях Юм видит главный, если не единственный 
способ мышления посредством чувственных образов, а таковым 
для него является не только художественное, но и всякое мыш- 
ление вообще. Ассоциации прихотливы и направляются случайны- 
ми комбинациями элементов опыта, а потому сами они по содер- 
жанию случайны, хотя по форме и согласуются с некоторыми 
постоянными (и в этом смысле необходимыми) схемами. 
Юм выделял и различал следующие три главные вида ассо- 
циативных связей: во-первых, по сходству, во-вторых, по 
смежности в пространстве и времени, в-третьих, по причин- 
носледственной зависимости. В рамках этих трех видов могут 
ассоциироваться впечатления, впечатления и идеи, идеи друг с 
другом и с состояниями предрасположенности (установками) к 
продолжению ранее возникших переживаний. "... Когда любое 
впечатление воспринимается нами, то оно не только переносит 
ум к связанным с этим впечатлением идеям, но и сообщает им 
часть своей силы и живости... после того как ум уже возбуж- 
ден наличным впечатлением, он образует более живую идею свя- 
занных с ним объектов благодаря естественному переключению 
установки (disposition) с первого на второе" (1, т. 1, стр. 
198). 
Во-первых, ассоциации происходят по сходству, которое 
бывает не только положительным но и отрицательным по своему 
характеру. Последнее означает, что вместо сходства налицо 
контраст: так, при переживаниях эмоций нередко появляется 
состояние аффекта, противоположное прежнему состоянию. "... 
Второстепенный импульс (movement), - пишет Юм в эссе "О тра- 
гедии", - преобразуется в доминирующий и дает ему силу, хотя

иного, а иногда и противоположного характера... 
Однако большинство ассоциаций по сходству положитель- 
ное. Юм считает, что ассоциации по сходству играют наиболь- 
шую роль в математических размышлениях. 
Во-вторых, ассоциирование происходит по смежности в 
пространстве и по непосредственной последовательности во 
времени, то есть также по смежности. Это более всего случа- 

-16-

ется с идеями внешних впечатлений, то есть с воспоминаниями 
о прежних ощущениях, упорядоченных пространственно-временным 
образом сами по себе идеи, а тем более эмоции "прост- 
ранственно смежными" в буквальном смысле, находясь в психике 
человека, не бывают, хотя они, конечно, локализованы в моз- 
гу. Больше всего полезных случаев ассоциирования по смеж- 
ности, полагает Юм, может быть указано из области эмпири- 
ческого естествознания. Так "мысль о какомнибудь объекте 
легко переносит нас к тому, что с ним смежно, но лишь не- 
посредственное присутствие объекта делает это с наивысшей 
живостью" (1, т. 2, стр. 55). 
В-третьих,возникают ассоциации по причинно-следственной 
зависимости, которые наиболее важны при рассуждениях, касаю- 
щихся теоретического естествознания. Если мы считаем, что А 
есть причина, а В - следствие, то в дальнейшем, когда мы по- 
лучаем впечатление от В, у нас в сознании всплывает идея об 
А, причем может быть и так, что эта ассоциация развивается в 
обратном направлении: при переживании впечатления или идеи А 
у нас появляется идея В. 
Следует иметь в виду, что, описывая ассоциации по при- 
чинно-следственной зависимости, Юм исходит из того, что схе- 
ма "А есть причина, а В - ее следствие" уже возникла как во- 
обще, так и применительно к любому из будущих конкретных 
случаев и действует в качестве "готового звена" механизма 
этой ассоциации. 
Учение об ассоциациях разрушало логическую трактовку 
мыслительных процессов, изымало из мышления его логическую 
основу. Такую же роль в теории познания Юма исполняет так 
называемая репрезентативная концепция абстрагирования и 
обобщения. Юм заимствовал ее у Беркли и включил в свою ассо- 
циативную схему. Но это включение было связано с внесением в 
данную концепцию нескольких изменений. 
Само по себе репрезентативное понимание абстрагирования 
заключалось в следующем. Существование общих понятий отрица- 
ется, и их функцию исполняет чувственный образ - представле- 
ние одного из единичных предметов. Вслед за Беркли Юм часто 

- 17 -

пренебрегает отличием понятий от представлений (images), а 
общего - от единичного. 
Какие же изменения внес Юм в эту теорию согласно кото- 
рой "некоторые идеи являются особенными по своей природе, 
но, представительствуя, они общи" (1, т.1, стр. 112)? 
Во-первых, исходный класс похожих друг на друга вещей, 
из которого затем извлекается репрезентант, образуется, сог- 
ласно Юму, стихийно, под влиянием ассоциаций по сходству. 
Во-вторых, в отличие от Беркли Юм считает, что чувственный 
образ берет на себя роль репрезентанта (представителя всех 
членов данного класса вещей) временно, а затем передает ее 
слову, которым этот образ обозначается. 
Ассоциативный способ образования чувственных репрезен- 
тантов смягчает сугубо индивидуальный их характер, которым 
они отличались у Беркли. При образовании репрезентанта через 
ассоциации неповторимые признаки единичного чувственного об- 
раза как бы стираются и отвлекаемая идея освобождается от 
особенностей отдельных впечатлений. Общее начинает прогляды- 
вать сквозь единичного репрезентанта как "сторона" всех об- 
разов, ассоциируемых по принципу их приблизительного 
сходства друг с другом. Если у Беркли абстрактная идея есть 
реальный индивидуальный "предмет" ( комплекс ощущений), то у 
Юма она отвлекается от индивидуальности в той же мере, в ка- 
кой ассоциации опираются не на тождество, но именно на от- 
носительность этого тождества, то есть на различия между 
ассоциируемыми идеями: ведь ассоциирование абсолютно тож- 
дественных идей не дает ничего, кроме никому не нужных тав- 
тологий. При этой поправке репрезентативная концепция 
абстрагирования приходит в соответствие с фактами художест- 
венного мышления, в котором образный пример, если он удачно 
подобран, заменяет массу общих описаний и даже более эффек- 
тивен. 
Те идеи, которым Юм придает статус общих, оказываются 
как бы усеченными частными идеями, сохраняющими в числе сво- 
их признаков только те, что имеются и у иных частных идей 
данного класса. Такие усеченные частные идеи представляют 
собой полуобобщенный, смутный образ-понятие, ясность которо- 

- 18 -

му придает соединяемое с ним, опять-таки по ассоциации, сло- 
во. 
О существовании субстанции. 
Решая общую проблему субстанции, Юм занял такую пози- 
цию: "невозможно доказать ни существование, ни несуществова- 
ние материи", то есть занял агностические позиции. Такова же 
его формула и в отношении субстанционального "высшего духа", 
то есть бога, хотя в практической жизни Юм был атеистом. По- 
добной агностической позиции следовало ожидать от него и в 
отношении существования человеческих душ, но в этом вопросе 
Юм более категоричен и совершенно отвергает воззрение Берк- 
ли. Он убежден, что никаких душ - субстанций нет. 
Юм отрицает существование "Я" как субстракта актов 
восприятия и утверждает, что то, что называют индивидуальной 
душой - субстанцией, есть "связка или пучок (budle or 
collection) различных восприятий, следующих друг за другом с 
непостижимой быстротой и находящихся в постоянном течении" 
(1, т. 1, стр. 367). 
Юм более широко, чем Беркли, рассматривает вопрос су- 
ществования субстанции. По-иному, чем его предшественник, он 
понимает и источник возникновения убежденности людей в су- 
ществование материальной субстанции.Беркли видел причину по- 
явления у людей иллюзорной, по его мнению, веры в то, что 
материальная субстанция существует, в фактах взаимосвязан- 
ности и яркости определенного рода ощущений. Их взаимосвя- 
занность предполагалась при этом непрерывной во времени, 
поскольку наличие разрывов в последовательности ощущений 
данную иллюзию ослабляет. Иначе смотрит на этот вопрос Юм: 
перерывы в восприятиях, наоборот, оказываются, по его мне- 
нию, источником веры в бытие субстанциальной их основы, если 
после перерывов те же самые восприятия появляются вновь и 
вновь. Для Беркли проблема субстанции сводилась к тому, что- 
бы как-то истолковать устойчивое сосуществование явлений, а 
для Юма это прежде всего проблема истолкования связи явлений 
друг с другом во временной их последовательности. Поэтому, 
по Беркли, убеждению в существовании материальной субстанции 
мешает наличие самих временных перерывов в ощущениях, а по 
Юму, помехой этому убеждению оказываются изменения в харак- 

- 19 -

тере взаимосвязанных друг с другом восприятий, то есть пере- 
мены в "наборе" их сочетаний. 
Это значит, что Юм в данной проблеме переносит центр 
тяжести на вопрос о причинении наших впечатлений. Так, нап- 
ример, рассуждает он, получая впечатления лампы, стоящей на 
столе и время от времени мной зажигаемой, я полагаю на осно- 
вании этого, что существует данный материальный объект под 
названием "лампа". Итак, разрешение проблемы субстанции за- 
висит, с точки зрения Юма, от более общей проблемы причин- 
ности. 
Придя к мысли о зависимости проблемы субстанции от 
проблемы причинности, Юм определил субстанцию как предпола- 
гаемый центр ассоциативного суммирования перцепций во време- 
ни (а также друг с другом) в относительно устойчивую целост- 
ность. Ассоциации обеспечивают соединение отличающихся друг 
от друга комбинаций впечатлений (например, вид некоторого 
предмета сейчас и его изменившийся вид спустя несколько лет) 
в представлении об объектах вне человеческого сознания. Эти 
последние объекты мыслятся как причина комбинаций впечатле- 
ний в сознании людей. 
Весь этот механизм можно суммировать следующим образом: 
сначала воображение объединяет похожие друг на друга 
перцепции в общую для них серию. Затем люди приписывают 
перцепциям данной серии непрерывное существование и в те 
интервалы времени, когда их никто не воспринимает. Возникает 
"фикция непрерывного существования", передаваемого нашими 
чувствами гипотетическим вещам вне сознания, после чего 
складывается устойчивое представление о том, что перцепции 
суть следствия внешних вещей, причинно обусловлены ими. 
Перцепции прерывисты и изменчивы, зато вызывающие их внешние 
объекты относительно постоянны и устойчивы. 
Так возникает будто бы раскол действительности на два 
различных мира: предположительный мир субстанциональных ве- 
щей и чувственный мир восприятий. Встает вопрос, имеются ли 
"мостики" причинения, снова соединяющие эти миры друг с дру- 
гом? 
Проблема причинности. 
В философии Юма структура причинно-следственного отно- 

- 20 -

шения может быть сведена к схеме "событие -- событие", где 
стрелка означает связь причинения. Но "событие" Юм понимает 
не в смысле объективно-материального процесса, а в смысле 
некоторой совокупности чувственных переживаний в сознании 
субъекта. Таким образом, указанная схема приобретает вид 
"перцепция -- перцепция". 
Вся совокупность различных каузальных связей, которые, 
согласно Юму, подлежат философскому исследованию, может быть 
наглядно изображена с помощью следующего чертежа. 
 1Область психики человека. 
__________________________________ 
(5) <-----------------------> (6) 
^ ^ 
(3) - - - - - - - - - - - - - (4) 
_____________________________________________ 
? ? 
(1)-------------------------> (2) 

__________________________________ 
 1Обьективный мир. 
1,2 - обьекты, которые, может быть существуют вне нас; 
3,4 - впечатления,которые, может быть, этими обьектами 
вызваны; 
5,6 - идеи, вызванные впечатлениями 3 и 4. 
Схема причинности у Юма. 
Относительно каузальных связей 1-2, 1-3 и 2-4 Юм 
высказывает мнение, что мы не можем твердо и теоретически 
корректно доказать ни их наличие, ни их отсутствие. Одно 
впечатление не может быть причиной другого, что твердо знал 
и Беркли, а потому каузальной связи 3-4 быть не может, хотя 
и может быть ложное ее ожидание по ассоциации. Каузальный 
характер связей 3-5 и 4-6 не вызывает у Юма ни малейшего 
сомнения: впечатления суть причины, а идеи - их следствия. 
Столь же убежден был он и в существовании казуальных связей 
3-6, 4-5, 5-6, И 6-5. Здесь имеется в виду, что 
установившаяся после нескольких повторений 
последовательности событий 3-4 ассоциация, например 3 с 6, 
играет роль причины появления идеи 6, едва только заново 

Информация о работе Учение Д. Беркли и Д. Юма