Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:16, реферат
Реферат посвящен исследованию философских
концепций известных британских мыслителей Давида
Юма и Джорджа Беркли.Период их творчества был вре-
менем необычайного подьема и развития английской
философии. Ф.Бекон, Т.Гоббс, Д.Локк, Д.Беркли и
Д.Юм - эти имена известны всем.Их творчество опре-
делило основы главных философских течений:
идеализма и материализма.
Введение........................2
Биография Джорджа Беркли........3
Философия Джорджа Беркли........4
Биография Давида Юма............12
Философия Давида Юма............13
Заключение......................22
Литература......................23
БИОГРАФИЯ
ДАВИДА ЮМА.
Давид Юм родился в 1711 г. в столице Шотландии
Эдинбур-
ге,в семье небогатого дворянина, занимавшегося
юридической
практикой. Некоторое время Юм посещал
Эдинбургский универси-
тет, но из-за материальных затруднений
вынужден был оставить
учебу. Позже, в 1734 году, он совершил образовательную
поез-
дку во Францию на три года, большую часть
из которых провел
в Ля-Флеш.
Во время пребывания во Франции Юм написал
"Трактат о
человеческой природе" в составе трех
книг, который был опуб-
ликован в Лондоне в 1737-1740 г.г. В произведении
рассматри-
вались вопросы теории познания, психологии
и морали.
В 1741-1742 годах Юм опубликовал книгу под
названием
"Моральные и политические очерки (эссе)".Эта
книга принесла
ему значительную популярность на родине.
В середине 40-х годов Юм в качестве секретаря
генерала
Сен-Клера отправился в военную экспедицию
против французской
Канады, а затем, в составе военных миссий,
посетил Вену и
Турин. В Италии он переделал первую книгу
"Трактата" в
"Исследование о человеческом познании".
В 1752 году Общество юристов избрало Юма
своим библио-
-13-
текарем,
и он взялся за создание шеститомной "Истории
Анг-
лии"-книги, вызвавшей неоднозначное
к себе отношение.
В 1763-1766 годах Юм находился на дипломатической
служ-
бе во французской столице. После возвращения
он два года за-
нимал пост помощника государственного
секретаря.В 1769 году
он вышел в отставку и возвратился в Эдинбург,
где стал сек-
ретарем Философского общества и занимался
просветительской
деятельностью.
В начале 70-х годов Юм не раз возвращался
к работе над
своим последним крупным произведением
"Диалоги о естествен-
ной религии", но так и не закончил его.
Юм скончался в августе 1776 года.
ФИЛОСОФСКОЕ
УЧЕНИЕ ДАВИДА ЮМА.
Основные положения.
Юм переделал учения Беркли и Локка на
агноситческий ма-
нер, сглаживая острые углы и устраняя
крайние положения. Юм
стремился создать философию "здравого
смысла", философию
осторожную, "сдержанную", чуждую
как материализму, так и на-
ивному спиритуализму.
Исходный пункт рассуждений Юма заключается
в убеждении,
что имеется факт непосредственной данности
нам ощущения, а
отсюда и наших эмоциональных переживаний.
Юм сделал вывод,
будто мы в принципе не знаем и не можем
знать, существует
или же не существует материальный мир
как внешний источник
ощущений. "... Природа держит нас на
почтительном расстоянии
от своих тайн и предоставляет нам лишь
знание немногих по-
верхностных качеств" (1, т. 2, стр. 35).
Почти вся последующая философия Юма строится
им как те-
ория познания, описывающая факты сознания.
Превращая ощуще-
ния в абсолютное "начало" познания,
он рассматривает струк-
туру субъекта в изоляции ее от его предметно-практической
деятельности. Эта структура, по его мнению,
состоит из ато-
марных впечатлений (impressons) и из тех психических
продук-
тов, которые от этих впечатлений производны.
Более всего из
числа этих производных видов психической
деятельности Юма
интересуют "идеи (ideas)", под которыми
он имеет в виду не
ощущения, как это было у Беркли, а нечто
иное. "Впечатления"
и "идеи" в совокупности Юм называет
"восприятиями
(perceptions)".
-14-
"Впечатления"
- это те ощущения, которые получает тот
или иной субъект от событий и процессов,
разыгрывающихся в
поле действия его органов чувств. Итак,
"впечатления" суть
ощущения субъекта. Но не только. Нередко
под "впечатлениями"
Юм понимал и восприятия в смысле, отличающем
их от ощущений
(ощущаются отдельные свойства вещей,
а воспринимаются вещи в
их интегральном виде). Таким образом,
Юмовы "впечатления" -
это не только простые чувственные переживания,
но и сложные
чувственные образования. В состав впечатлений
он включает
кроме ощущения эмоции, в том числе и бурные
(страсти) и
"спокойные (calm)" переживания морального
и эстетического
характера.
Что же понимал Юм под "идеями"? "Идеи"
в его теории
познания - это образные представления
и чувственные образы
памяти, а кроме того, продукты воображения,
в том числе про-
дукты искаженные, фантастические. К числу
"идей" Юм относил
также и понятия, так как он был склонен
растворять теорети-
ческое (абстрактное) мышление в переживаниях
эмпирическх
(конкретно-чувственных) образов, подобно
тому как это делал
и Беркли.
Итак, "идеи" в системе терминологии
Юма представляют
собой приблизительное, более слабое или
менее яркое (не
столь "живое") воспроизведение "впечатлений",
то есть их от-
ражение внутри сферы сознания. "... Все
идеи скопированы с
впечатлений" (1, т. 1, стр. 271). В зависимости
от того,
простыми или сложными оказываются впечатления,
идеи также
бывают соответственно простыми или сложными.
"Восприятия" включают в себя "впечатления"
и "идеи".
Они для Юма суть познавательные обьекты,
предстоящие созна-
нию.
Ассоциации и абстракции.
Человек не может ограничиваться только
простыми впечат-
лениями. Для успеха своей ориентировки
в среде он должен
воспринимать сложные, составные впечатления,
структура и
группировка которых зависят от структуры
самого внешнего
опыта. Но кроме впечатлений есть еще идеи.
Они также бывают
-15-
сложными.
Как же образуются последние? На этот вопрос
Юм да-
ет свой ответ: они образуются посредством
ассоциирования
простых впечатлений и идей.
В ассоциациях Юм видит главный, если не
единственный
способ мышления посредством чувственных
образов, а таковым
для него является не только художественное,
но и всякое мыш-
ление вообще. Ассоциации прихотливы и
направляются случайны-
ми комбинациями элементов опыта, а потому
сами они по содер-
жанию случайны, хотя по форме и согласуются
с некоторыми
постоянными (и в этом смысле необходимыми)
схемами.
Юм выделял и различал следующие три главные
вида ассо-
циативных связей: во-первых, по сходству,
во-вторых, по
смежности в пространстве и времени, в-третьих,
по причин-
носледственной зависимости. В рамках
этих трех видов могут
ассоциироваться впечатления, впечатления
и идеи, идеи друг с
другом и с состояниями предрасположенности
(установками) к
продолжению ранее возникших переживаний.
"... Когда любое
впечатление воспринимается нами, то оно
не только переносит
ум к связанным с этим впечатлением идеям,
но и сообщает им
часть своей силы и живости... после того
как ум уже возбуж-
ден наличным впечатлением, он образует
более живую идею свя-
занных с ним объектов благодаря естественному
переключению
установки (disposition) с первого на второе"
(1, т. 1, стр.
198).
Во-первых, ассоциации происходят по сходству,
которое
бывает не только положительным но и отрицательным
по своему
характеру. Последнее означает, что вместо
сходства налицо
контраст: так, при переживаниях эмоций
нередко появляется
состояние аффекта, противоположное прежнему
состоянию. "...
Второстепенный импульс (movement), - пишет
Юм в эссе "О тра-
гедии", - преобразуется в доминирующий
и дает ему силу, хотя
иного, а
иногда и противоположного характера...
Однако большинство ассоциаций по сходству
положитель-
ное. Юм считает, что ассоциации по сходству
играют наиболь-
шую роль в математических размышлениях.
Во-вторых, ассоциирование происходит
по смежности в
пространстве и по непосредственной последовательности
во
времени, то есть также по смежности. Это
более всего случа-
-16-
ется с идеями
внешних впечатлений, то есть с воспоминаниями
о прежних ощущениях, упорядоченных пространственно-временным
образом сами по себе идеи, а тем более
эмоции "прост-
ранственно смежными" в буквальном
смысле, находясь в психике
человека, не бывают, хотя они, конечно,
локализованы в моз-
гу. Больше всего полезных случаев ассоциирования
по смеж-
ности, полагает Юм, может быть указано
из области эмпири-
ческого естествознания. Так "мысль
о какомнибудь объекте
легко переносит нас к тому, что с ним смежно,
но лишь не-
посредственное присутствие объекта делает
это с наивысшей
живостью" (1, т. 2, стр. 55).
В-третьих,возникают ассоциации по причинно-следственной
зависимости, которые наиболее важны при
рассуждениях, касаю-
щихся теоретического естествознания.
Если мы считаем, что А
есть причина, а В - следствие, то в дальнейшем,
когда мы по-
лучаем впечатление от В, у нас в сознании
всплывает идея об
А, причем может быть и так, что эта ассоциация
развивается в
обратном направлении: при переживании
впечатления или идеи А
у нас появляется идея В.
Следует иметь в виду, что, описывая ассоциации
по при-
чинно-следственной зависимости, Юм исходит
из того, что схе-
ма "А есть причина, а В - ее следствие"
уже возникла как во-
обще, так и применительно к любому из
будущих конкретных
случаев и действует в качестве "готового
звена" механизма
этой ассоциации.
Учение об ассоциациях разрушало логическую
трактовку
мыслительных процессов, изымало из мышления
его логическую
основу. Такую же роль в теории познания
Юма исполняет так
называемая репрезентативная концепция
абстрагирования и
обобщения. Юм заимствовал ее у Беркли
и включил в свою ассо-
циативную схему. Но это включение было
связано с внесением в
данную концепцию нескольких изменений.
Само по себе репрезентативное понимание
абстрагирования
заключалось в следующем. Существование
общих понятий отрица-
ется, и их функцию исполняет чувственный
образ - представле-
ние одного из единичных предметов. Вслед
за Беркли Юм часто
- 17 -
пренебрегает
отличием понятий от представлений (images),
а
общего - от единичного.
Какие же изменения внес Юм в эту теорию
согласно кото-
рой "некоторые идеи являются особенными
по своей природе,
но, представительствуя, они общи" (1,
т.1, стр. 112)?
Во-первых, исходный класс похожих друг
на друга вещей,
из которого затем извлекается репрезентант,
образуется, сог-
ласно Юму, стихийно, под влиянием ассоциаций
по сходству.
Во-вторых, в отличие от Беркли Юм считает,
что чувственный
образ берет на себя роль репрезентанта
(представителя всех
членов данного класса вещей) временно,
а затем передает ее
слову, которым этот образ обозначается.
Ассоциативный способ образования чувственных
репрезен-
тантов смягчает сугубо индивидуальный
их характер, которым
они отличались у Беркли. При образовании
репрезентанта через
ассоциации неповторимые признаки единичного
чувственного об-
раза как бы стираются и отвлекаемая идея
освобождается от
особенностей отдельных впечатлений.
Общее начинает прогляды-
вать сквозь единичного репрезентанта
как "сторона" всех об-
разов, ассоциируемых по принципу их приблизительного
сходства друг с другом. Если у Беркли
абстрактная идея есть
реальный индивидуальный "предмет"
( комплекс ощущений), то у
Юма она отвлекается от индивидуальности
в той же мере, в ка-
кой ассоциации опираются не на тождество,
но именно на от-
носительность этого тождества, то есть
на различия между
ассоциируемыми идеями: ведь ассоциирование
абсолютно тож-
дественных идей не дает ничего, кроме
никому не нужных тав-
тологий. При этой поправке репрезентативная
концепция
абстрагирования приходит в соответствие
с фактами художест-
венного мышления, в котором образный
пример, если он удачно
подобран, заменяет массу общих описаний
и даже более эффек-
тивен.
Те идеи, которым Юм придает статус общих,
оказываются
как бы усеченными частными идеями, сохраняющими
в числе сво-
их признаков только те, что имеются и
у иных частных идей
данного класса. Такие усеченные частные
идеи представляют
собой полуобобщенный, смутный образ-понятие,
ясность которо-
- 18 -
му придает
соединяемое с ним, опять-таки по ассоциации,
сло-
во.
О существовании субстанции.
Решая общую проблему субстанции, Юм занял
такую пози-
цию: "невозможно доказать ни существование,
ни несуществова-
ние материи", то есть занял агностические
позиции. Такова же
его формула и в отношении субстанционального
"высшего духа",
то есть бога, хотя в практической жизни
Юм был атеистом. По-
добной агностической позиции следовало
ожидать от него и в
отношении существования человеческих
душ, но в этом вопросе
Юм более категоричен и совершенно отвергает
воззрение Берк-
ли. Он убежден, что никаких душ - субстанций
нет.
Юм отрицает существование "Я" как
субстракта актов
восприятия и утверждает, что то, что называют
индивидуальной
душой - субстанцией, есть "связка или
пучок (budle or
collection) различных восприятий, следующих
друг за другом с
непостижимой быстротой и находящихся
в постоянном течении"
(1, т. 1, стр. 367).
Юм более широко, чем Беркли, рассматривает
вопрос су-
ществования субстанции. По-иному, чем
его предшественник, он
понимает и источник возникновения убежденности
людей в су-
ществование материальной субстанции.Беркли
видел причину по-
явления у людей иллюзорной, по его мнению,
веры в то, что
материальная субстанция существует,
в фактах взаимосвязан-
ности и яркости определенного рода ощущений.
Их взаимосвя-
занность предполагалась при этом непрерывной
во времени,
поскольку наличие разрывов в последовательности
ощущений
данную иллюзию ослабляет. Иначе смотрит
на этот вопрос Юм:
перерывы в восприятиях, наоборот, оказываются,
по его мне-
нию, источником веры в бытие субстанциальной
их основы, если
после перерывов те же самые восприятия
появляются вновь и
вновь. Для Беркли проблема субстанции
сводилась к тому, что-
бы как-то истолковать устойчивое сосуществование
явлений, а
для Юма это прежде всего проблема истолкования
связи явлений
друг с другом во временной их последовательности.
Поэтому,
по Беркли, убеждению в существовании
материальной субстанции
мешает наличие самих временных перерывов
в ощущениях, а по
Юму, помехой этому убеждению оказываются
изменения в харак-
- 19 -
тере взаимосвязанных
друг с другом восприятий, то есть пере-
мены в "наборе" их сочетаний.
Это значит, что Юм в данной проблеме переносит
центр
тяжести на вопрос о причинении наших
впечатлений. Так, нап-
ример, рассуждает он, получая впечатления
лампы, стоящей на
столе и время от времени мной зажигаемой,
я полагаю на осно-
вании этого, что существует данный материальный
объект под
названием "лампа". Итак, разрешение
проблемы субстанции за-
висит, с точки зрения Юма, от более общей
проблемы причин-
ности.
Придя к мысли о зависимости проблемы
субстанции от
проблемы причинности, Юм определил субстанцию
как предпола-
гаемый центр ассоциативного суммирования
перцепций во време-
ни (а также друг с другом) в относительно
устойчивую целост-
ность. Ассоциации обеспечивают соединение
отличающихся друг
от друга комбинаций впечатлений (например,
вид некоторого
предмета сейчас и его изменившийся вид
спустя несколько лет)
в представлении об объектах вне человеческого
сознания. Эти
последние объекты мыслятся как причина
комбинаций впечатле-
ний в сознании людей.
Весь этот механизм можно суммировать
следующим образом:
сначала воображение объединяет похожие
друг на друга
перцепции в общую для них серию. Затем
люди приписывают
перцепциям данной серии непрерывное
существование и в те
интервалы времени, когда их никто не воспринимает.
Возникает
"фикция непрерывного существования",
передаваемого нашими
чувствами гипотетическим вещам вне сознания,
после чего
складывается устойчивое представление
о том, что перцепции
суть следствия внешних вещей, причинно
обусловлены ими.
Перцепции прерывисты и изменчивы, зато
вызывающие их внешние
объекты относительно постоянны и устойчивы.
Так возникает будто бы раскол действительности
на два
различных мира: предположительный мир
субстанциональных ве-
щей и чувственный мир восприятий. Встает
вопрос, имеются ли
"мостики" причинения, снова соединяющие
эти миры друг с дру-
гом?
Проблема причинности.
В философии Юма структура причинно-следственного
отно-
- 20 -
шения может
быть сведена к схеме "событие -- событие",
где
стрелка означает связь причинения. Но
"событие" Юм понимает
не в смысле объективно-материального
процесса, а в смысле
некоторой совокупности чувственных переживаний
в сознании
субъекта. Таким образом, указанная схема
приобретает вид
"перцепция -- перцепция".
Вся совокупность различных каузальных
связей, которые,
согласно Юму, подлежат философскому исследованию,
может быть
наглядно изображена с помощью следующего
чертежа.
1Область психики человека.
______________________________
(5) <-----------------------> (6)
^ ^
(3) - - - - - - - - - - - - - (4)
______________________________
? ?
(1)-------------------------> (2)
?
______________________________
1Обьективный мир.
1,2 - обьекты, которые, может быть существуют
вне нас;
3,4 - впечатления,которые, может быть, этими
обьектами
вызваны;
5,6 - идеи, вызванные впечатлениями 3 и 4.
Схема причинности у Юма.
Относительно каузальных связей 1-2, 1-3
и 2-4 Юм
высказывает мнение, что мы не можем твердо
и теоретически
корректно доказать ни их наличие, ни их
отсутствие. Одно
впечатление не может быть причиной другого,
что твердо знал
и Беркли, а потому каузальной связи 3-4
быть не может, хотя
и может быть ложное ее ожидание по ассоциации.
Каузальный
характер связей 3-5 и 4-6 не вызывает у Юма
ни малейшего
сомнения: впечатления суть причины, а
идеи - их следствия.
Столь же убежден был он и в существовании
казуальных связей
3-6, 4-5, 5-6, И 6-5. Здесь имеется в виду, что
установившаяся после нескольких повторений
последовательности событий 3-4 ассоциация,
например 3 с 6,
играет роль причины появления идеи 6,
едва только заново