1) учение о
началах (что является началом
познания);
2) «учение о
методе чистого разума»5.
Всякое познание
начинается с опыта, во времени он
предшествует самому акту познания. Под
опытом он понимает чувственность, чувственный
опыт. Знание, основанное на опыте,
эмпирическое знание, по мнению И. Канта,
никогда не обладает истинной и строгой
всеобщностью. Оно, так или иначе, зависит
от конкретных условий от конкретных обстоятельств.
Подлинное, истинное знание, обладающее
необходимой всеобщностью, может быть
только априорным. Априорное знание основывается
на априорных понятиях, которые не выводятся
из опыта, а уже даны человеческому разуму.
Познавательная деятельность субъекта
в философии И. Канта представлена в виде
деятельности рассудка и разума. Под рассудком
И. Кант понимает способность человека
в процессе мышления оперировать априорными
понятиями. Так, рассудок становится всеобщим
законодателем. Рассудок в своей деятельности
стремится выйти за границы любого опыта,
стремясь к самодостаточности. Деятельность
рассудка приобретает форму игры воображения.
В этой игре он имеет дело лишь с явлениями
вещей, как предметом опыта, а не с их сущностью.
Рассудок как бы покидает чувственно воспринимаемый
мир, потому что этот мир ставит узкие
рамки рассудку. Такова уже, по мнению
И. Канта, судьба человеческого разума.
Чистый рассудок, имея дело с множеством
явлений, о которых он судит на основе
априори, не может найти в себе основы
для единства. Он скорее анализирует, чем
синтезирует. Эту роль выполняет теоретический
разум, который вносит в чистый рассудок
основополагающие идеи, которые придают
результатам деятельности рассудка целостность
и всестороннее единство. Благодаря разуму
познание приобретает упорядоченный,
организованный и целенаправленный характер.
А познание становится абсолютно безусловным,
независимым от внешних условий, автономным.
Познание становится подлинно творческим
процессом.
И. Кант подчеркивает противоречивый процесс
познавательной деятельности человека.
До И. Канта считалось, что бытие свободно
от противоречий. А поскольку познание
лишь воспроизводит бытие, то в самом мышлении
не может быть противоречий. Или если оно
все же есть, то это результат ошибок. Своего
рода недоразумение как следствие только
заблуждения. И. Кант считает, что противоречивость
мышления вытекает из природы мышления.
Это открытие было сформулировано И. Кантом
в учении об антиномиях разума. Он выделяет
четыре пары антиномий чистого разума:
1. Мир имеет
начало во времени и пространстве
и мир во времени и пространстве
не имеет начала (бесконечен);
2. Мир состоит
из простого, неделимо и в мире
нет ничего простого, все сложно;
3. В мире существует
свобода, и в мире нет свободы,
а есть необходимость;
4. В мире есть
универсальная причина (Бог), все
предопределяющая и в мире
нет универсальной причины, все случайно.
Создавая свою систему философии, И. Кант
не ограничивается сферой чистого разума,
направленного на выявление универсальных
законов бытия природы. Он также анализируют
сущность практической деятельности,
в основе которой лежит воля. В «Критике
практического разума» И. Кант пытается
ответить на второй фундаментальный вопрос
бытия человека: «Чего я хочу и что я должен
делать?». Ведь человек действует не только
теоретически (процесс отыскания истинного
знания), но и практически. В основе практической
деятельности человека лежит воля. Человек
следует побуждениям своих природных
инстинктов. Он стремится, к пользе, к прагматизму,
к выгоде, поскольку они вытекают из природы
и являются необходимыми. Воля есть осуществление
намерений реализовать потребности и
интересы человека, без чего невозможно
его бытие как таковое. Человек действует
в пределах необходимости и поэтому он
изначально эгоист. Природа и необходимость
побуждают его действовать всегда единообразно.
У человека нет иного выбора, кроме как
действовать в соответствии со своей природой.
Как природное существо человек не свободен.
Он действует в соответствии с необходимостью,
а не в соответствии со своей внутренней
волей. Свобода есть возможность выбора
действия и поступка. В своем свободном
волеизъявлении человек должен опираться
на разум. Только в этом случаи воля и становится
свободной. Разум учредитель свободы воли,
ее законодатель. Что же является внутренним
мотивом, побуждением свободной воли?
Из чувственной природы человека (его
натуральности) свобода воли, по Канту,
не выводима. Это лишь следование необходимости.
Но то, как воля становится не только свободной,
но и доброй волей является центральной
проблемой в «Критике практического разума».
Ведь человек, стремясь к достижению своих
личных интересов и потребностей также
опирается на волю, но воля не становится
ни доброй, ни моральной. Такая воля не
имеет в себе цели. И. Кант считает, что
изначально воля не является ни доброй,
ни злой, она может стать или злой, или
доброй. Поэтому он выводит «изначальное
зло» за рамки «первородного греха»6.
Если человек преследует личную выгоду,
он еще не становится злым. Но когда он
возводит этот принцип в постоянный закон,
он обязательно становится злым, а его
воля не может стать доброй.
И. Кант считает, что человек как разумное
и духовное существо, выдвигает понятие,
идею добра, в соответствии с представлениями,
о которых он действует и действует его
воля. Но при этом нужно представить добро
как таковое, как определенную духовную
реальность. Ее, по Канту, и учреждает наш
разум, узаконивает ее. Она трансцендентна,
поскольку выходит за рамки природы и
опыта. Руководствуясь доброй волей, человек
становится подлинным человеком, возвышающимся
над своей животной природой. Содержанием
и целью воли становится добро и ничто
иное. Ее назначение – достижение добра
и блага. Добро и благо есть единственные
ценности, которые исключают зло как таковое
или ограничивают сферу его действия.
Это возможно по Канту, только тогда, когда
внутренним мотивом действия для человека
становятся его моральные побуждения.
Человек постепенно может стать владыкой
своих неморальных и эгоистических побуждений,
постоянно осаждающих его. Для Канта тождественны
понятия разумного и нравственно-доброго.
Поэтому внутренним содержанием и мотивом
свободной воли становится добро которое
учреждается и узаконивается разумом.
Целью практического разума и доброй воли
является утверждение добра как высшего
блага, которое становится абсолютной
ничем не заменимой ценностью. Эта цель
достигается через практические действия,
поступки и поведение, которые человек
выбирает свободно и добровольно. Нравственный
субъект должен всегда стремиться к добру,
даже если никто не является добрым. Стремится
к добру как таковому, даже если оно труднодостижимо
или недостижимо на практике. Только тогда
человек может утвердиться как нравственно-ответственное
существо. Для И. Канта долг является центральной
категорией. Человек должен быть нравственно-добрым
существом. Желать себе и другим людям
только добра и блага.
Кант придавал значение совести как «нравственному
судилищу». Кант считал любовь и уважение
главными обязанностями людей в отношении
друг к другу. Любовь он толковал «как
удовольствие от счастья других». Участливость
он понимал как сострадание к другим людям
в их несчастьях и как разделение их радостей.
Кант осуждал такие пороки как: недоброжелательность,
неблагодарность, злорадство. Он считал
человеколюбие главной добродетелью.
И. Кант в «Критике практического разума»
выделяет два типа императивов. Одни он
называет гипотетическими, вторые – категорическими,
то есть безусловными. Гипотетические
императивы направлены на достижение
конкретной практической цели. В этом
случае человек четко знает, что ему надо,
и речь идет лишь о том – как реализовать
намерение. Категорические императивы
относятся к области морали. Они носят
всеобщий, безусловный характер, поскольку
они предписывают достижение добра и блага
как такового и ничего больше. Нравственные
императивы носят предписательный и повелевающий
характер. Человек может по своей воле
или в силу необходимости уклониться от
выполнения нравственных императивов,
но, по мнению И. Канта, он не перестает
быть нравственным субъектом.
Целью практического разума является
воплощение нравственного идеала. Счастье
злодеев неприемлемо для нравственного
существа. Достижения счастья, по Канту,
не делает человека нравственно-добрым.
Стремление же сделать всех людей счастливыми
является возвышенным нравственным побуждением.
Но при условии того что побуждение не
влечет за собой насилие и принуждение.
Для действительно нравственного человека
долгом является забота о счастье других,
а не преследование личного счастья. «Собственное
совершенство и чужое счастье» - формула
долга по И. Канту7. По Канту, долг выше
счастья и надежнее его. Третий вопрос,
поставленный И. Кантом над которым также
бьется человеческий разум. Это вопрос
о том, на что может надеяться человек.
Проблема веры в Бога и религии. В своей
работе «Религия в пределах только разума»
И. Кант придерживается той же методологии:
все выводится из деятельности разума.
Кроме того, он указывает на то, что сама
проблема Бога и веры в него вытекает из
свободы нравственной воли.
По И. Канту, идея свободы предшествует
идее Бога. А саму свободу учреждает разум
человека «посредством понятия свободы
дает идеям о Боге и бессмертии объективную
реальность»8. По мнению Канта, Бог
есть возможность осуществления абсолютного
добра, которое без веры в эту возможность
недостижимо. Люди верят в Бога не потому,
что он существует, а Бог существует, поскольку
люди в него верят, поскольку мы его мыслим
как абсолютное добро. Кант считает, что
наука не может ни доказать, ни опровергнуть
бытие Бога. Он настаивает на нравственном
доказательстве существования Бога.
Идеи Бога, бессмертия носят априорный
характер. Ограничиваясь лишь нравственным
доказательством Бога, И. Кант стремится
преодолеть противоречие между верой
и разумом, наукой и религией. Поэтому
«религия разума – это чистая вера в добро…»9.
Заключение
И. Кант стал яркой фигурой в немецкой
классической философии. В докритический
период Кант занимался проблемами математики
и физики. Кант впервые поставил вопрос
о том, что же изучает наука. Формирование
философских воззрений Канта проходило
постепенно. Пожалуй, можно сказать, что
Кант впервые в истории немецкого идеализма
восстановил диалектику. Кантовская диалектика
– это диалектика границ и возможностей
человеческого познания: чувств, рассудка
и человеческого разума. Маркс и Энгельс
высоко оценили социально-классовые основы
философской системы Канта. Практически
вся концепция Канта направлена на человека,
его связь с природой, изучение человеческих
возможностей. И. Кант создает свою философскую
систему, которая охватывает всю систему
бытия мира и человека.
Своими работами по философии, в частности
«критикой чистого разума» Кант осуществил
своего рода переворот в философии. Начало
и конец кантовской «Критики чистого разума»
- это принцип свободы, автономия нашей
воли. Мы ниоткуда свободу не возьмём,
если не решимся быть свободными. У Канта
моральный закон ссылается на свободу,
а свобода ссылается на моральный закон.
Быть нравственным - значит быть свободным.
Без свободных нравственных решений и
поступков, наших собственных и других
людей, в мире не утвердятся и не сохранятся
свобода и нравственность.
До тех пор пока практический разум имеет
право направлять нас, мы будем считать
поступки обязательными не только потому,
что они суть заповеди Бога, а будем считать
их Божественными заповедями потому, что
мы внутренне обязаны совершать их.
Наследие Канта остается актуальным, и
по сей день, так как выдвинутые им идеи
сохраняют теоретическое и практическое
значение.
Список использованной
литературы
кант немецкий
философия
1. Асмус, В.Ф.
Кант. – М.: Наука, 1973. – 532с.
2. Гулыга, А.В.
Кант. – М.: Молодая гвардия, 1973. –
463с.
3. Гулыга, А.В.
Гегель. – М.: Молодая гвардия, 1977.
– 304с.
4. Дробницкий, О.Г.
Теоретические основы этики Канта
/ Философия Канта и современность.
– М.: Мысль, 1974. – 388с.
5. Кант Э. Сочинения:
В 6 т. – М.: Мысль, 1963–1966.
6. Мир философии.
Книга для чтения. В 2–х частях.
– М.: ИПЛ, 1991.
7. Ойзерман, Т.И.
Этикотеология и ее современное
значение // Вопросы философии. –
1997. – № 3. – С. 111.
8. Росси Ф.Д.
Общественный авторитет разума.
Критика, изначальное зло и
предназначение человечества // Вопросы
философии. – 2000. – № 7. – С.43 – 52
9. Судаков А.К.
Чистая этика как рефлексия
доброй воли // Вопросы философии.
– 1998. – № 3. – С.98
10. Философия: учебник
/ под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2–е изд.,
испр. и доп. – М.: Юристъ, 1998. – 163с.
11. Кант Э.
Критика чистого разума. – М.:
Мысль, 1994. – 591с.