Содержание
Введение…………………………………………………………………………2
1.Краткая биография
Иммануила Канта………….……………………………3
2.Докритический
(догматический) период творчества…………………………...5
3.
Критический период……………………………………………………………………7
Заключение…………………………………….…………………………………………...13
Список
использованной литературы…………………………………….…………..14
Введение
Немецкая классическая философия
не менее интересна и значима
чем, например, античная философия
или философия просвещения. Эммануила
Канта называют "основоположником
немецкой классической философии".
Для нее характерно тяготение
к созданию универсальных философских
систем, традиция, которая была почти
утрачена в предыдущие эпохи
после античности. Э. Кант возвращается
к этой традиции, и в этом
плане он является основоположником
и родоначальником немецкой классической
философии. Отличительной чертой
немецкой классической философии
является концентрация внимания
на творческой деятельности человеческого
духа, обладающего, по их мнению,
автономностью и суверенностью
по отношению к природе и
миру. Другими словами, свобода
человеческого духа и человеческой
воли явились одной из центральных
проблем немецкой классической
философии. И к формированию
такой традиции Э. Кант приложил
немалые усилия.
Творческую деятельность Э. Канта
принято делить на два периода:
докритический и критический.
В докритический период философ
занимался главным образом естественно
научными проблемами и выдвинул
ряд важных гипотез, в том
числе «небулярную» космогоническую
гипотезу, согласно которой возникновение
и эволюция солнечной системы
выводится из существования "первоначальной
туманности». В это же время
философ высказал предположение
о существовании большой вселенной
галактик вне нашей галактики,
развил учение о замедлении
суточного вращения Земли в
результате приливного трения
и учение об относительности
движения и покоя. Второй период
- так называемый «критический».
В работах этого периода последовательно
излагались: «критическая теория
познания», этика, эстетика и
учение о целесообразности природы.
Основная работа критического
периода «Критика чистого разума».
1.Краткая
биография Иммануила
Канта
Иммануил Кант родился в небогатой семье
ремесленника-седельщика. Мальчик был
назван в честь святого Эммануила, в переводе с древнееврейского
языка имя означает «с нами Бог». Под попечением
доктора теологии Франца Альберта Шульца,
заметившего в Иммануиле одарённость,
Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум»,
а затем поступил в Кёнигсбергский
университет.
Из-за смерти отца завершить учёбу ему
не удаётся и, чтобы прокормить семью,
Кант на 10 лет становится домашним учителем.
Именно в это время, в 1747—1755,
он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности
до сих пор. В 1755 Кант защищает диссертацию
и получает докторскую степень, что, наконец,
даёт ему право преподавать в университете.
Начались сорок лет преподавательской
деятельности. Причудами судьбы Кёнигсберг
на время попал под юрисдикцию российского
правительства, что нашло отражение в
деловой переписке философа. В частности,
прошение на должность ординарного профессора
в 1758 г. он адресует императрице Елизавете Петровне.
Естественнонаучные и философские изыскания
Канта дополняются «политологическими»
опусами: в трактате «К вечному миру» он
впервые прописал культурные и философские
основы будущего объединения Европы
в семью просвещённых народов, утверждая,
что «просвещение — это мужество пользоваться
собственным разумом».
С 1770 принято вести отсчёт
«критического» периода в творчестве
Канта. В этом году в возрасте 46 лет он
назначен профессором логики и метафизики
Кёнигсбергского университета, где до 1797
преподавал обширный цикл дисциплин —
философских, математических, физических.
К этому времени
вызрело принципиально важное признание
Канта о целях его работы : «Давно задуманный
план относительно того, как нужно обработать
поле чистой философии, состоял в решении
трёх задач:
1) что я могу
знать? (метафизика);
2) что я должен
делать? (мораль);
3) на что я
смею надеяться? (религия);
наконец, за этим
должна была последовать четвёртая
задача — что такое человек? (антропология, лекции по которой
я читаю в течение более чем двадцати лет)»[2].
В этот период Кантом
были написаны фундаментальные философские
работы, принёсшие учёному репутацию
одного из выдающихся мыслителей XVIII века
и оказавшие огромное влияние
на дальнейшее развитие мировой философской
мысли:
«Критика
чистого разума»
(1781) — гносеология (эпистемология)
«Критика
практического разума»
(1788) — этика
«Критика
способности суждения»
(1790) — эстетика
Будучи слаб
здоровьем, Кант подчинил свою жизнь
жёсткому режиму, что позволило ему
пережить всех своих друзей. Его
точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных
немцев и вызвала к жизни немало поговорок
и анекдотов. Женат он не был. Говорят,
что когда он хотел иметь жену, не мог её
содержать, а когда уже мог — то не хотел.
Впрочем, женоненавистником не был, охотно
с ними беседовал, был приятным светским
собеседником. В старости за ним ухаживала
одна из сестёр. Несмотря на философию,
мог иногда проявить этнические предрассудки,
в частности, юдофобию.
Кант был похоронен у восточного угла
северной стороны Кафедрального собора
Кёнигсберга
в профессорском склепе, над его могилой
была возведена часовня. В 1924 году,
к 200-летию Канта, часовню заменили новым
сооружением, в виде открытого колонного
зала, разительно отличающимся по стилю
от самого собора.
2.Докритический
(догматический) период
творчества
В философии И. Канта можно
выделить два этапа развития:
докритический и критический.
В докритический или догматический
период, который начался с окончания
им Кенигсбергского университета
и длился до 1770 г. И. Канта
интересовали, главным образом, натурфилософские
проблемы, то есть изучение бытия
природного мира посредством
философии – об основаниях
природного мира, о его законах
бытия и развития и т.д. В решении
этих проблем И.Кант опирался на достижения
естественнонаучного знания того периода
и на математику. Он предлагает рассмотреть
новую немеханическую картину мира. В
1755 г. в своей работе «Всеобщая естественная
история и теория неба» И. Кант выдвигает
эволюционную теорию происхождения Солнечной
системы. Он утверждал что солнце «есть
лишь одна из звезд Млечного пути и что
наш Млечный путь не есть предел строения
Вселенной»1. Кант подчеркивает
мысль, что наша звездная система, как
и любые системы Вселенной, возникает
на основе собственных законов, одних
и тех же для любых материальных систем.
Все тела во Вселенной состоят из атомов,
которые обладают внутренне присущими
им силами притяжения и отталкивания.
Данная идея легла в основу его космогонической
теории. Кант считал, что в первоначальном
состоянии. Вселенная представляла собой
хаос рассеянных материальных частиц
(атомов) в мировом пространстве. Под влиянием
присущей им силы притяжения они движутся
по направлению друг к другу, причем рассеянные
элементы с большей плотностью, благодаря
притяжению, собирают вокруг себя всю
материю с меньшим удельным весом. На основе
притяжения и отталкивания, различных
форм движения материи Кант строит свою
космогоническую теорию. Он считал, что
его гипотеза объясняет буквально все:
происхождение Вселенной и планет, и положение
орбит, и происхождение движений. Более
того, И. Кант считает, что наша Вселенная
постоянно изменялась во времени, то есть,
имела свою собственную историю, вытекающую
из естественно-природных законов. Он
отвергает идею сотворения мира богом
и его неизменности после сотворения.
По мнению И. Канта, Бог никакого отношения
к возникновению мира не имел.
Рассматривая процесс развития жизни
и живых систем, И. Кант подчеркивал невозможность
объяснения посредством принципа механицизма
происхождения жизни и ее строения. Правда,
ставя вопрос об ограниченности механицизма,
И. Кант не дает обоснования других принципов
объяснения и понимания возникновения
жизни.
Уже в докритический период И. Канта заинтересовала
проблема соотношения основания познания
и основания бытия, которая приобрела
фундаментальное значение для развития
его философских взглядов. С точки зрения
Вольфа и Лейбница, сторонником которых
он вначале был, основания познания предмета,
и основания бытия предметов совпадают.
Познание и мышление лишь форма воспроизведения
оснований бытия внешнего мира. Поэтому
нельзя говорить об автономности и суверенности
познания и мышления. Субъект познания
всегда будет зависеть от предмета познания.
По мысли И. Канта, такая позиция закрывает
путь к пониманию познания, познавательной
деятельности человека как свободной,
творческой и продуктивной. Необходимо
найти собственные основания для познающего
субъекта. Решение этой задачи потребовало
от И. Канта критически подойти к оценке
концепций познания, распространенных
в философии того времени. Поскольку зависимость
субъекта познания от объекта, предмета
познания невольно приводит к догматизму.
Понятию «критика» И. Кант придает значение
и смысл не только как способу пересмотра,
каких - либо теорий и идей, выявления в
них недостатков, но и как способу достижения
новых положительных, позитивных знаний
творчески познающим субъектом.
3.
Критический период
Второй период философского творчества
И. Канта получает наименование «критического
периода», в рамках которого он революционным
образом пересмотрел многие фундаментальные
философские проблемы. Между двумя периодами
был период подготовки второго. Это период
между 1770 г. и 1781 г. (выпуск «Критики чистого
разума»). В 1770 г. И. Кант опубликовал работу
«О форме и принципах чувственного и умопостигаемого
мира», ставшей своего рода прологом для
его основных работ «критического периода»:
«Критики чистого разума» (1781), «Критики
практического разума» (1788). В первой книге
И. Кант изложил учение о познании, во второй
– этику.
Основные принципы
своей новой философии в систематической
форме И. Кант изложил в «Критике чистого
разума», которая вышла в 1781 году, и над
которой он работал больше 10 лет. В ней
он сформулировал три вопроса, которые
всегда встают перед любой мыслящей личностью.
1. Что я могут
знать? – ответ нужно искать
в теоретической философии.
2. Что я должен
делать? – ответ дает практическая
философия.
3. На что я
могут надеяться? – ответ дает
философия религии.
Позднее к этим
трем вопросам в своей работе «Антропология»
(1798 год) И. Кант добавляет четвертый вопрос:
«Что есть человек?» – ответ, на который
дает философская антропология. Поиск
ответов на эти вопросы, которые, по мнению
И. Канта, и являются единственными и подлинными
целями человеческого существования,
составляют прерогативу человеческого
разума, стремящегося к получению положительного
знания. И. Кант рассматривает философию
как «науку об отношениях всякого знания
к существенным целям человеческого разума»2.
И только решив эту проблему, философия
может осуществлять свое призвание –
научить человека тому, «каким надо быть,
чтобы быть человеком»3. Чтобы выявить закономерности
деятельности разума, направленного на
получение всякого истинного знания, И.
Кант создает свою собственную философскую
теорию, идеи особой науки, «которую можно
назвать критикой чистого разума»4.
Ее задачей он считает выявление общих
законов познавательной деятельности
человеческого разума и определения границ
знания. И. Кант рассматривает важную проблему
– бытие самих вещей вне нас, природу.
Природа вещей как бы распадается на два
«вида» – вещи сами по себе, обладающие
внутренней сущностью и внутренней организацией
(«вещи в себе») и внешним проявлением
вещи (явления). Таким образом, «вещи в
себе», по Канту, трансцендентны, т. е. потусторонни,
существуют вне времени и пространства.
Отсюда его идеализм получил название
трансцендентального идеализма.
В «Критике чистого разума» решаются две
задачи: