Три стороны сознания.Мышление.Язык

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:46, контрольная работа

Описание работы

Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в эту целостную систему бытия.

Содержание

Введение
1.Три стороны сознания. Мышление. Язык :
1.1Три стороны сознания.
1.2Сознание и Мышление.
1.3Сознание и Язык.
Вывод
Литература

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 40.78 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

2.3Сознание и  язык.                                                                                                                           

Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения, прежде всего, высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить  средством общения и орудием  мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании  они предполагают друг друга как  внутренне, логически оформленное  идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятия и представлений  к понятиям, протекает процесс  оперирования понятиями. Речь представляет собой деятельность, сам процесс  общения, обмена мыслями, чувствами  и т.п., осуществляемый с помощью  языка как средства общения. Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие  лишены образности, и потому выразить и усвоить мысль, значит, облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда  мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая  мысль в языковые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово - это знак особого  рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах  обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать  в роли знака - представителя целого класса сходных предметов, т.е. в  роли знака понятия.

Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей.

В речи человек фиксирует  свои мысли, чувства и ,благодаря этому, имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка, в конечном счете, выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство языка и мышления не означает их тождества. Действительно мысль, понятие как значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак - средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу - национален.

Наконец, отсутствие тождества  языка и мышления просматривается  и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с  их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое  содержание.

 

Эти особенности в соотношении  языка и мышления необходимо учитывать  и в живой речи, и в речи письменной. Естественные языки - главное и решающее средство общения между людьми, средство организации нашего мышления. Вместе с тем по мере развития познания и общественной практики, наряду с  языками, начинают все шире использоваться и неязыковые знаки, и знаковые системы. В конечном счете, все они, так  или иначе, связаны с естественным языком, дополняя его и расширяя его диапазон и возможности. К  числу таких неязыковых знаковых систем можно отнести системы  знаков, используемых в математике, химии, физике, нотную грамоту, знаки  дорожного движения и т.д. Больше того, формируются искусственные  языки - язык математики, других наук, а  в последнее время и формализованные  языки программирования.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся  нормы, специфичные у каждого  народа, в одном и том же объекте  оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется  главным образом своими связями  с действительностью, язык же может  лишь частично модифицировать форму  и стиль мышления.

Состояние проблемы соотношения  мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество  интересных аспектов для исследования.

Вывод 
Формированию сознанию человека предшествовал длительный период умственного развития животных. В истолковании этого развития диалектический материализм отвергает как гилозоизм, так и признание психики привилегией только человека. Он исходит из того, что психическое отражение появляется лишь на высоком уровне от организации материи и связано с образованием нервной системы. Элементарной формой отражения, свойственной всем живым организмам, является раздражимость, которая на более высоком уровне эволюции переходит в чувствительность, т. е. способность отражать отдаваемые свойства вещей в виде ощущений. У позвоночных животных возникают элементарные формы психики - способность анализировать сложные комплексы одновременно действующих раздражителей и отражать их в виде восприятия - целостного образа ситуации. Обычно у животных различают два основных типа поведения: инстинктивное, врожденное и опирающееся на индивидуально приобретенные навыки. 
 
В жизни каждого индивидуума мышление не существует как чисто интеллектуальный процесс, а неразрывно связано с иными психическими процессами, т. е. Не существует изолированно от сознания человека в целом. Идеализм всегда стремился оторвать мышление от материи (человеческого мозга, языка, практической деятельности общества), а если и признавал такую связь, то стремился представить мышление как нечто производное от некоторых духовных начал, стоящих над материей и сознанием отдельных людей (например, Гегель). Современная буржуазная философия в лице неопозитивизма стала на позиции отрицания мышления как чего-то реально существующего. Следуя бихевиоризму, сводя весь опыт человека лишь к непосредственно наблюдаемым фактам, неопозитивизм объявляет мышление, наряду с материей (в отличие от языка, который всегда выступает как чувственно воспринимаемый факт), фикцией. Неопозитивизм игнорирует тот факт, что язык есть средство выражения, форма существования мысли. В действительности же через анализ языка изучаются те свойства мозга которые характеризуются как мышление

 

 

 

 

 

 

Литература: hhttp://www.philomasters.ru/filosofs-239-2. htmlttp://referat.resurs.kz/ref/soznanie376/0/

 

 

 


Информация о работе Три стороны сознания.Мышление.Язык