Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:46, контрольная работа
Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в эту целостную систему бытия.
Введение
1.Три стороны сознания. Мышление. Язык :
1.1Три стороны сознания.
1.2Сознание и Мышление.
1.3Сознание и Язык.
Вывод
Литература
2.3Сознание и
язык.
Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения, прежде всего, высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.
Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого.
Посредством языка происходит переход от восприятия и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства общения. Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому выразить и усвоить мысль, значит, облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языковые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово - это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака - представителя целого класса сходных предметов, т.е. в роли знака понятия.
Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей.
В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и ,благодаря этому, имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка, в конечном счете, выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство языка и мышления не означает их тождества. Действительно мысль, понятие как значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак - средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу - национален.
Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание.
Эти особенности в соотношении
языка и мышления необходимо учитывать
и в живой речи, и в речи письменной.
Естественные языки - главное и решающее
средство общения между людьми, средство
организации нашего мышления. Вместе
с тем по мере развития познания
и общественной практики, наряду с
языками, начинают все шире использоваться
и неязыковые знаки, и знаковые системы.
В конечном счете, все они, так
или иначе, связаны с естественным
языком, дополняя его и расширяя
его диапазон и возможности. К
числу таких неязыковых знаковых
систем можно отнести системы
знаков, используемых в математике,
химии, физике, нотную грамоту, знаки
дорожного движения и т.д. Больше
того, формируются искусственные
языки - язык математики, других наук, а
в последнее время и
Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.
Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.
Вывод
Формированию сознанию человека предшествовал
длительный период умственного развития
животных. В истолковании этого развития
диалектический материализм отвергает
как гилозоизм, так и признание психики
привилегией только человека. Он исходит
из того, что психическое отражение появляется
лишь на высоком уровне от организации
материи и связано с образованием нервной
системы. Элементарной формой отражения,
свойственной всем живым организмам, является
раздражимость, которая на более высоком
уровне эволюции переходит в чувствительность,
т. е. способность отражать отдаваемые
свойства вещей в виде ощущений. У позвоночных
животных возникают элементарные формы
психики - способность анализировать сложные
комплексы одновременно действующих раздражителей
и отражать их в виде восприятия - целостного
образа ситуации. Обычно у животных различают
два основных типа поведения: инстинктивное,
врожденное и опирающееся на индивидуально
приобретенные навыки.
В жизни каждого индивидуума мышление
не существует как чисто интеллектуальный
процесс, а неразрывно связано с иными
психическими процессами, т. е. Не существует
изолированно от сознания человека в целом.
Идеализм всегда стремился оторвать мышление
от материи (человеческого мозга, языка,
практической деятельности общества),
а если и признавал такую связь, то стремился
представить мышление как нечто производное
от некоторых духовных начал, стоящих
над материей и сознанием отдельных людей
(например, Гегель). Современная буржуазная
философия в лице неопозитивизма стала
на позиции отрицания мышления как чего-то
реально существующего. Следуя бихевиоризму,
сводя весь опыт человека лишь к непосредственно
наблюдаемым фактам, неопозитивизм объявляет
мышление, наряду с материей (в отличие
от языка, который всегда выступает как
чувственно воспринимаемый факт), фикцией.
Неопозитивизм игнорирует тот факт, что
язык есть средство выражения, форма существования
мысли. В действительности же через анализ
языка изучаются те свойства мозга которые
характеризуются как мышление
Литература: hhttp://www.philomasters.ru/