Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:46, контрольная работа
Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в эту целостную систему бытия.
Введение
1.Три стороны сознания. Мышление. Язык :
1.1Три стороны сознания.
1.2Сознание и Мышление.
1.3Сознание и Язык.
Вывод
Литература
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края
КГБОУ СПО «Барнаульский техникум сервиса и дизайна одежды»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «основы философии»
Тема: Три стороны сознания. Мышление. Язык.
Студент группы ПИ з/о 12
Руководитель
2012
Введение
Человеческое сознание является сложным
феноменом; оно многомерно, многоаспектно.
Многогранность сознания делает его
объектом изучения множества наук,
среди которых философия. Проблема
сознания всегда привлекала пристальное
внимание философов, ибо определение
места и роли человека в мире,
специфики его взаимоотношений
с окружающей действительностью
предполагает выяснение природы
человеческого сознания. Для философии
эта проблема важна и потому, что
те или иные подходы к вопросу
о сущности сознания, о характере
его отношения к бытию
Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в эту целостную систему бытия.
Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически- преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.
Содержание
Введение
1.Три стороны сознания. Мышление. Язык :
1.1Три стороны сознания.
1.2Сознание и Мышление.
1.3Сознание и Язык.
Вывод
Литература
2.1Три стороны сознания.
Сознание - это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил. Многие философы определяют сознание как чудо из чудес мироздания, как великий благостный дар человеку, ибо лишь в сознании он дан сам себе как “я”, устремленное к вершинам духовного бытия, возвышенной любви и дружбы, сострадания и радости и т.д. Можно выделить три стороны сознания: предметное сознание (сознание, направленное на мир окружающих нас вещей, предметов, событий); самосознание (сознание, направленное на самого себя, все время осознающее самое себя как нечто другое, чем весь остальной окружающий мир); и сознание как поток непосредственных переживаний. Первые две стороны сознания относятся к тому, что в философии всегда называлось духом. Третья сторона в философии называется душой.
В предметном сознании (о котором говорилось в предыдущем разделе) и самосознании мы имеем дело с идеями, понятиями, с моделями окружающего мира, с представлениями о самом себе (помните об образе самого себя у каждого человека?). В духе человек возвышается над природой, создает второй идеальный мир, познает законы Вселенной и может на основании этих законов строить машины, возводить дома, посылать в космос ракеты.
Что касается души, то она занимается совсем другим делом. Душа, ее глубина и развитость делают человека живым. Познавать мир, развивать цивилизацию в принципе мог бы и искусственный интеллект, мыслящая машина. И если бы человек не имел души, он и был бы такой машиной. Душа — нечто более значительное и глубокое, чем дух. И предметное сознание, и самосознание (дух) укоренены в душе. Они словно листья и ветви дерева, а душа — его корни.
В глубине человеческого
сознания течет, словно невидимая река,
поток душевных переживаний, который
постоянно меняется, варьируется, расширяется.
Душевная жизнь подобна мелодии,
которая все время меняется от
каждой новой присоединенной ноты.
Каждое новое впечатление
Поток душевных переживаний
имеет свое внутреннее пространство
и время, лучше сказать —
Точно так же и с речью. Когда вы слушаете учителя, вы в каждый настоящий момент слышите один произносимый слог, но вы слышите речь, потому что звучат еще в сознании прошлые слова, и, когда учитель произносит первый слог, вы уже, как правило, знаете, какое слово кон скажет. Иначе произносимые звуки не сливались бы в осмысленную речь.
Что касается пространственных горизонтов, то это хорошо понятно на примере того, как мы видим что-либо. Например, мы видим дом. На самом деле мы не можем видеть дом, потому что нет такой точки, с конторой мы бы видели весь дом — мы всегда видим только переднюю стену и часть боковой, даже если смотреть с вертолета, то мы видим только крышу и, может быть, одну из стен. А мы видим дом, потому что наше сознание автоматически достраивает не видимые нам пространственные горизонты любой вещи.
Из этих механизмов психической работы нашего сознания вырастает понимание физического времени, геометрического пространства и т.д.
В простом акте зрения на переднем плане сознания, в центре его стоит предмет нашего внимания, но периферия переднего плана и весь задний план заняты игрой душевной жизни. Различные образы, как и действительно воспринимаемые предметы, окружены роем воспоминаний, грез, настроений и чувств. Погружаясь в этот поток оттенков, интонаций, намеков, образов, страхов и восторгов, мы чувствуем, что живем, что это и есть подлинная жизнь.
Это очень трудно объяснить популярно, но можно попробовать сказать так: например, вы видите человека, которого любите, скажем, свою бабушку. Вы видите не просто старого человека, знакомого вам с самого раннего детства, — ваша бабушка состоит из ваших первых радостей и печалей; из всех героев сказок, которые она вам читала долгими зимними вечерами; из неведомого вам Бога, которому в семье только бабушка что-то шепчет каждый вечер, ложась в кровать; из первых мыслей о смерти, связанных с бабушкиной старостью и т.д. И все бабушкины вещи, даже после ее смерти, тоже полны ею — и старая сломанная швейная машина, которую давно хотят выбросить, но все никак не решаются, и нелепое ручное зеркало в пластмассовой оправе. Однажды оно попадается вам на глаза, вы дотрагиваетесь до него, и оно вдруг говорит вам бабушкиным голосом, который только вы можете услышать.
И вновь всплывают для вас все счастливые минуты детства, все Иваны-царевичи, Кащеи Бессмертные, все ночные страхи, которые легко снимались прикосновением бабушкиной руки. Это часть вашей души, ушедшая в зеркало или в швейную машину, вдруг ожила и разговаривает с вами. Быть в сознании — значит одушевлять мир и постоянно собирать свою душу из всех предметов, людей, событий, в которые ваша душа ушла.
Душевная жизнь — это
великая неизмеримая бездна, особая,
в своем роде бесконечная вселенная,
находящаяся в каком-то совсем ином
измерении бытия, чем весь объективный
пространственно-временной мир
То, что называется человеком, есть нечто неизмеримо большее, чем незначительная часть мира или общества — это скованный внешними рамками мир великих, потенциально бесконечных, хаотических сил. Душевная жизнь уходит вглубь до бесконечности, еще Гераклит говорил, что границ души не отыскать, столь глубока ее мера. Признать это — не значит обожествить человека, но значит до некоторой степени уяснить его богоподобие.
Все, чем человек когда-то был или может стать, то, чем были его предки или будут его потомки, — потенциально есть в каждом миге душевной жизни. Она есть та потенциальная сверхвременность, без которой немыслимо сознание и знание.
2.2Сознание и мышление.
Прежде всего мышление является высшим
познавательным процессом. Оно представляет
собой порождение нового знания, активную
форму творческого отражения и преобразования
человеком действительности. Мышление
порождает такой результат, какого ни
в самой действительности, ни у субъекта
на данный момент времени не существует.
Мышление также можно понимать как получение
новых знаний, творческое преобразование
имеющихся представлений.
В процессе мышления человек отражает
объективный мир иначе, чем в процессах
восприятия и воображения. В восприятиях
и представлениях внешние явления отражаются
так, как они воздействуют на органы чувств:
в красках, формах, движении предметов
и так далее. Когда же человек мыслит о
каких-либо предметах или явлениях, он
отражает в своем сознании не эти внешние
особенности, а саму сущность предметов,
их взаимные связи и отношения.
Сущность любого объективного явления
может быть познана лишь тогда, когда это
явление будет рассматриваться в органической
связи с другими. Диалектический материализм
рассматривает природу и общественную
жизнь не как случайную сумму отдельных,
не зависимых друг от друга явлений, а
как единое целое, где все явления органически
связаны между собой, зависят и обусловливают
друг друга. В этой взаимной связи и обусловленности
данного явления другими явлениями и проявляются
его сущность, законы его существования.
В процессе восприятия, например, дерева
человек, отражая в своем сознании ствол,
ветви, листья и другие части и особенности
именно данного отдельного конкретного
предмета, может воспринимать это дерево
изолированно от других явлений, любоваться
его формой, свежестью зеленой листвы,
причудливыми изгибами ствола. Иначе протекает
процесс мышления. Стремясь понять основные
законы существования данного явления,
проникнуть в его сущность, человек обязательно
должен отразить в своем уме также и отношения
этого предмета с другими предметами и
явлениями. Нельзя понять сущность дерева,
если не выяснить, какое значение для него
имеют химический состав почвы, влага,
воздух, солнечный свет и пр. Только отражение
этих связей и отношений позволяет человеку
понять функцию корней и листьев дерева,
ту роль, которую они играют в круговороте
веществ в растительном мире.
Сам предмет отражается в процессе мышления
иначе, чем в восприятии: в мышлении мы
не только выделяем отдельные части предмета
(это возможно и в восприятии), но стараемся
понять, в каких соотношениях эти части
находятся друг с другом. Мышление позволяет
проникнуть в сущность явлений только
одним путем - через отражение тех связей
и отношений, которые имеются у данного
явления с другими явлениями. Это отражение
связей и отношений не может осуществиться,
если мы не отрешимся от конкретных особенностей
предмета и не станем мыслить о нем в самом
общем виде. В процессе мышления конкретный
образ единичного предмета (данный дуб,
данная береза) отходит на задний план.
Мы мыслим теперь уже о дереве вообще,
которое может быть и дубом, и березой,
и деревом любой другой породы.
Таким образом, мысль о каком-либо предмете
приводит одновременно к двум последствиям:
1) к отражению этого явления в его сущности,
т. е. в его взаимосвязях и взаимообусловленности
с другими явлениями; 2) к мысли об этом
явлении вообще, а не в какой-либо данной
конкретной форме.
Основные особенности мышления.
Процесс мышления характеризуется следующими
особенностями:
1. Мышление всегда имеет опосредованный
характер. Устанавливая связи и отношения
между вещами, человек опирается не только
на непосредственные ощущения и восприятия,
но обязательно и на данные прошлого опыта,
сохранившиеся в его памяти. Эта обусловленность
мышления прошлым опытом особенно ясно
обнаруживается тогда, когда сталкиваешься
с результатом какого-то явления, по которому
можно сделать заключение о причине явления.
Например, увидев утром покрытые снегом
улицы и крыши домов, мы можем заключить,
что ночью была метель. Установить эту
связь нам помогают всплывшие в памяти
представления о ранее бывших и наблюдавшихся
событиях. Если бы этих представлений
не было, мы не смогли бы установить причину
данного явления.
Опосредованный характер мышление имеет
и при прямом наблюдении связи явлений.
Когда мы видим, как под воздействием солнечных
лучей высыхают мокрые от дождя улицы,
мы делаем заключение о причине этого
явления только потому, что наблюдение
его вызвало в нашей памяти обобщенное
воспоминание подобных же случаев, наблюдавшихся
ранее.
2. Мышление опирается на имеющиеся у человека
знания об общих законах природы и общества.
В процессе мышления человек пользуется
уже сложившимися на основе предшествующей
практики знаниями общих положений, в
которых отражены наиболее общие связи
и закономерности окружающего мира. В
указанном выше примере это будет мысль
о том, что вода, как правило, испаряется
под влиянием тепла. Само понятие причины
и следствия могло возникнуть только опосредованно,
путем обобщения сохранившихся в памяти
многих фактов, в которых обнаруживались,
данные связи между явлениями. Но раз это
понятие возникло, оно включается в дальнейшую
работу мышления.
3. Мышление исходит из “живого созерцания”,
но не сводится к нему. Отражая связи и
отношения между явлениями, мы всегда
мыслим эти связи в отвлеченном и обобщенном
виде, как имеющие общее значение для всех
сходных явлений данного класса, а не только
для данного, конкретно наблюдаемого явления.
Эти связи обнаруживаются лишь потому,
что они присущи всем явлениям данного
класса, являются общим для них законом
существования. Поэтому, чтобы отразить
ту или другую связь между явлениями, необходимо
отвлечься от конкретных особенностей
этих явлений.
Сам процесс абстрагирования или отвлечения
в какой-то степени опирается на полученные
в процессе практической деятельности
знания общих связей и закономерностей
явления, без которых нельзя было бы отделить
в нем существенное от несущественного,
общее от единичного. Однако то, что наше
мышление отвлекается от конкретных особенностей
предметов и явлений, вовсе не значит,
что оно не нуждается в живом созерцании
действительности, в ощущениях и восприятиях.
Какие бы сложные процессы мышления мы
ни имели, они всегда в своем исходном
моменте опираются на восприятие действительности.
Без этого отраженные сознанием связи
явлений легко теряют свой объективный
характер. Познание, отражающее действительные
связи между явлениями, всегда идет “от
живого созерцания к абстрактному мышлению
и от него к практике”.
Когда, например, мы думаем о связи между,
засухой и жизнью растений, то всегда имеем
при этом известные наглядные образы.
Но эти образы играют лишь подсобную роль,
облегчая в известной степени процесс
мышления, их конкретные внешние особенности
не имеют значения для акта мышления. Об
этом можно судить хотя бы по тому, что
у разных людей при мысли об указанной
выше связи конкретные образы вещей могут
быть совершенно различными: один человек
представит себе засохшую степь, покрытую
трещинами, другой - поле ржи с высохшими
колосьями, третий - опаленную листву молодых
деревьев и так далее. Однако общим для
всех будет то, что все они мыслят одну
и туже связь: отсутствие влаги и зной,
иссушивший почву, являются причиной гибели
растений.
4. Мышление всегда есть отражение связей
и отношений между предметами в словесной
форме. Мышление и речь всегда находятся
в неразрывном единстве. Еще К. Маркс и
Ф. Энгельс указывали на органическую
связь языка и мышления: “Язык есть непосредственная
действительность мысли”; “...ни мысли,
ни язык не образуют сами по себе особого
царства... они - только проявление действительной
жизни”. Благодаря тому что мышление протекает
в словах, облегчаются процессы абстракции
и обобщения, так как слова по своей природе
являются совершенно особыми раздражителями,
сигнализирующими о действительности
в самой обобщенной форме. “Всякое слово
(речь) уже обобщает”.
Значение слова для процесса мышления
исключительно велико. В связи с тем что
мышление выражается в словах, мы можем
отразить в нашей мысли сущность не только
непосредственно на нас действующих, но
и недоступных прямому восприятию предметов.
Мышление позволяет нам проникнуть в далекое
прошлое, представить процессы возникновения
и развития на Земле жизни и так далее.
Оно позволяет нам заглянуть также и в
будущее, предвидеть ход исторических
событий. Мышлением мы можем отразить
законы существования как огромных небесных
тел, так и мельчайших атомов. Оно необходимо
в любой практической деятельности, поскольку
помогает предвидеть ее результаты.
5. Мышление человека органически связано
с практической деятельностью. В своей
сущности оно опирается на общественную
практику человека. Это отнюдь не простое
“созерцание” внешнего мира, а такое
его отражение, которое отвечает задачам,
возникающим перед человеком в процессе
труда и других видов деятельности, направленных
на переустройство окружающего мира: “существеннейшей
и ближайшей основой человеческого мышления
является как раз изменение природы человеком,
а не одна природа как таковая, и разум
человека развивался соответственно тому,
как человек научался изменять природу”