Томас Гоббс

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

Томас Гоббс (Thomas Hobbes, 05.04.1588 - 04.12.1679) - английский философ-материалист, автор теории общественного договора.
В своих многочисленных произведениях Т.Гоббс одним из первых систематизировал и разработал светскую теорию политической власти, государства и права. Данное учение было направленно против феодально-религиозных воззрений на государство и право. Эти идеи ориентированы на силу власти (политический абсолютизм).

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

Томас Гоббс выделяет три вида государства:

    • Монархию: относятся государства, в которых верховная власть принадлежит одному человеку
    • Демократию: государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, где любой из граждан имеет права голоса. Этот вид государства Гоббс называет народоправством.
    • Аристократию: относятся государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, где правом голоса обладают не все граждане, а лишь известная часть их. 5

Что касается других традиционных форм правления (тирании и олигархии), то Гоббс не считает их самостоятельными видами государства. Тирания - это та же монархия, а олигархия ничем не отличается от аристократии. Вместе с тем, Гоббс считал монархию наиболее приспособленной для осуществления главной цели государства - обеспечения мира и безопасности народа. Ведь люди, осуществляющие власть, тоже эгоисты, а эгоизм одного легче удовлетворить, чем эгоизм многих.

Государство уподоблял Левиафану, «который является лишь искусственным человеком, хотя и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он создан», Гоббс подчеркивает, что всякий государственный организм может существовать только в условиях гражданского мира. Смута есть болезнь государства, а гражданская война - его смерть.

Государство, отождествленное  Гоббсом с обществом и народом, рассматривается им как совокупность людей, имеющих общие интересы и цели. Единство интересов всех граждан - абсолютный, постоянный фактор, цементирующим государственное устройство, скрепляющим его организацию.

Гоббс не принимал классовую природу государства. Верховная власть, выражающая, по его мнению, общие интересы подданных, изображается как надклассовая сила. За ней он не видит ни экономических, ни политических интересов каких-либо социальных групп.

Межгосударственные отношения, по взглядам Гоббса, могут быть только отношениями соперничества и вражды. Государства представляют собой военные лагеря, защищающиеся друг от друга с помощью солдат и оружия. Такое состояние государств, подчеркивает Гоббс, следует считать естественным, «ибо они не подчинены никакой общей власти, и неустойчивый мир между ними вскоре нарушается».

Левиафану, как образу абсолютной власти, Гоббс противопоставил  другое мифическое чудовище - Бегемота, как символ гражданской войны  и революции. Необходимость в  этом чудовище появляется там и тогда, где и когда абсолютная власть не в состоянии выполнить возложенную на него обязанность - защищать граждан от проявления их эгоизма и сохранять мирные отношения между людьми. Тогда народ имеет право на восстание против данной власти. Так же возможно восстание тогда, когда суверен, вопреки естественным законам, обязывает индивида убивать или калечить самого себя, либо запрещает защищаться от нападения врагов. Защита своей собственной жизнью опирается на высший закон всей природы - закон самосохранения. Закон этот не вправе переступать и суверен, иначе он рискует потерять власть.

 Возможно, на взгляды Гоббса большое внимание оказала эпоха, в которую он жил. В то время европейскими государствами велись беспрерывные и кровопролитные войны. Несмотря на это, были мыслители, которые в тех же исторических условиях считали войну не естественным, а противоестественным состоянием человечества.

Таким образом, можно сказать, что понимание Гоббса политических и социальных функций государства является откликом и ответом на вопросы организации жизни формирующегося общества с новой системой ценностей, иным стилем мышления, общества, расстающегося со средневековьем. Учение Гоббса о естественном состоянии и общественном договоре имело важное значение для последующих просветителей Европы, России и Америки.

 

 

3. Учение о религии

 

В своих сочинениях великий философ так же выражал свое отношение к религии, к стремлению церкви распространить свое влияние на все сферы жизни общества, подчинить себе саму верховную власть. Как считал Гоббс, «если религия, за исключением естественного благочестия, не зависит от случайных людей, то она должна, - ибо чудес уже давно не бывает - зависеть от законов государства. Религия - не философия, а государственный закон. Не рассуждать о ней следует, а исполнять ее».

Философ осуждал различные религиозные политические учения, которые обосновывали идею божественного происхождения государственной власти и категорически отвергали теории естественного права и общественного договора. «В христианских государствах суждение, как о светских, так и о духовных делах принадлежит гражданской власти, и тот человек или то собрание, которое обладает верховной властью, есть глава и государства, и церкви, ибо церковь и христианское государство - одно и тоже». Гоббс утверждал, что религия - плод страха, невежества и воображения. Но как только суеверные представления узакониваются государственной властью, они становятся религией.6

Религия может быть как  истинной, так и неистинной. Неистинной религией является, по Гоббсу, религия  язычников. Цели создателей языческой религии были политические: во-первых, «внушить народу, будто они сами выше простых смертных, с тем, чтобы их законы могли быть легче всего приняты»; во-вторых, внушить веру, «будто те самые вещи, которые запрещены законами, неугодны также и богам»; в-третьих, вину за свои несчастья он должен возлагать на собственное нарушение или ошибочное исполнение религиозного культа или на собственное неповиновение законам и был бы поэтому «менее всего склонен бунтовать против своих правителей».

Истинная религия - это христианство, а также религия, возвещенная богом в Ветхом завете через своих пророков. Истинная религия имеет строго определенные социальные функции, ибо она устанавливает законы, не только определяющие обязанности людей по отношению к богу, но и по отношению друг к другу.

Корни религии, как считал Гоббс, лежат в страхе человека за свое будущее, страх будущего побуждает людей искать причины вещей и явлений ибо «знание их позволяет людям устроить настоящее лучше и так, чтобы оно больше служило им на пользу».

Незнание природы вещей и явлений заставляет людей полагать, что эти явления вызваны какой-то неведомой, таинственной силой. Так как явления причиняют людям удовольствие или страдание, то ясно, что они хотят знать, что за сила, которая всесторонне влияет на их жизнь, и они, поэтому выдумывают всевозможные таинственные силы, от которых они зависят. «Этот страх перед невидимыми и необъяснимыми вещами является естественным семенем того, что мы называем религией». «Боги, - говорил Гоббс, - суть не что иное, как творение нашего воображения, и нет вещи имеющей название, которая не была бы рассматриваема людьми как бог или черт».

За такие взгляды  многие противники Гоббса обвиняли его  в атеизме.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Из философской системы Томаса Гоббса можно выделить, что государство, или искусственный человек (Левиафан), в форме монархии является единственным путем к спасению от хаоса и гражданской войны. Великий философ видит, что все современные ему государства должны отмирать. Те государства, которые не соответствуют идеальному государству Томаса Гоббса, обречены на вымирание и опять люди вернутся к естественному состоянию войны всех против всех, и так будет продолжаться бесконечно долго, пока они не построят государство по прототипу Левиафана. Идея идеального государства по Томасу Гоббсу стала идеей тоталитарного государства. XX век показал, что тоталитарные государства имеют право на существование. Но эти государства, построенные на крови, быстро распадались или были завоеваны другими тоталитарными государствами. Конечно, тоталитаризм с точки зрения современного человека недопустим из-за его не гуманному отношению к личности, но с точки зрения человека XVII - XVIII веков в этом не было ничего постыдного.

«…Люди по природе повержены жадности, страху, гневу и остальным животным страстям», они ищут «почета и выгод», действуют «ради пользы или славы, т.е. ради любви к себе, а не к другим».

Эгоизм объявляется, таким  образом, главным стимулом человеческой деятельности. Но Гоббс не осуждает людей за их эгоистические наклонности, не считает, что они злы по своей природе. Ведь злы не сами желания людей, указывает философ, а только результаты действий, вытекающих из этих желаний. Да и то только тогда, когда эти действия приносят вред другим людям. К тому же надо учитывать, что люди «по природе лишены воспитания и не обучены подчиняться рассудку».

 

Список используемых источников

 

 

Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма, 2007. - 703 с.;

История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение / отв. ред.В.С. Нерсесянц. – М.: Наука, 1986. - 349 с.

Маркс К. Сочинения, Т.2 / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Изд.2-е. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. - 651 с.

Деборин А.М. Социально-политические учения Нового и Новейшего времени: в 3 т., Т.2, Очерки социально-политической мысли в Германии, конец XVII - начало XIX в. / А.М. Деборин; Акад. наук СССР. – М.: Наука, 1967. - 399 с.

Гоббс Т. Сочинения: в 2 т./Томас Гоббс / сост., ред. изд., авт. примеч.В. В. Соколов; пер. с лат. и англ.Н. Федорова, А. Гутермана – М.: Мысль, 1991. - 735 с.

Гоббс Т. Избранные произведения: в 2 т., Т.2/Томас Гоббс; /ред., вступ. ст. и примеч. Е.М. Вейцмана; пер. с англ. А. Гутермана. – М.: Мысль, 1965. - 747 с.

1 Гоббс Т. Сочинения: в 2 т./Томас Гоббс / сост., ред. изд., авт. примеч.В. В. Соколов; пер. с лат. и англ.Н. Федорова, А. Гутермана – М.: Мысль, 1991. -  С. 35

2 Гоббс Т. Сочинения: в 2 т./Томас Гоббс / сост., ред. изд., авт. примеч.В. В. Соколов; пер. с лат. и англ.Н. Федорова, А. Гутермана – М.: Мысль, 1991. -  с. 89

3 Маркс К. Сочинения, Т.2 / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Изд.2-е. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. -  с. 338

4 Гоббс Т. Избранные произведения: в 2 т., Т.2/Томас Гоббс; /ред., вступ. ст. и примеч. Е.М. Вейцмана; пер. с англ. А. Гутермана. – М.: Мысль, 1965. -  с. 247

5 Гоббс Т. Избранные произведения: в 2 т., Т.2/Томас Гоббс; /ред., вступ. ст. и примеч. Е.М. Вейцмана; пер. с англ. А. Гутермана. – М.: Мысль, 1965. - с. 258 - 259

6 Гоббс Т. Сочинения: в 2 т./Томас Гоббс / сост., ред. изд., авт. примеч.В. В. Соколов; пер. с лат. и англ.Н. Федорова, А. Гутермана – М.: Мысль, 1991. - с. 502 - 503


Информация о работе Томас Гоббс