Томас Гоббс

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

Томас Гоббс (Thomas Hobbes, 05.04.1588 - 04.12.1679) - английский философ-материалист, автор теории общественного договора.
В своих многочисленных произведениях Т.Гоббс одним из первых систематизировал и разработал светскую теорию политической власти, государства и права. Данное учение было направленно против феодально-религиозных воззрений на государство и право. Эти идеи ориентированы на силу власти (политический абсолютизм).

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 86.00 Кб (Скачать)


Введение

 

Томас Гоббс (Thomas Hobbes, 05.04.1588 - 04.12.1679) - английский философ-материалист, автор теории общественного договора.

В своих многочисленных произведениях Т.Гоббс одним из первых систематизировал и разработал светскую теорию политической власти, государства и права. Данное учение было направленно против феодально-религиозных воззрений на государство и право. Эти идеи ориентированы на силу власти (политический абсолютизм).

Политическое и правовое учение Гоббса покоится на философско-методологических основах механистического материализма, детерминизма и деизма. Гоббс подчеркивал практическую, созидательную направленность политической науки, полагая, что постижение закономерностей политической жизни должно служить искоренению кровопролитий, насилий и войн, благоденствию всех людей.

Республика пала, наступила  эпоха реставрации. 25 мая 1660 г. Карл II совершил свой торжественный въезд  в Лондон. В годы реставрации монархии Гоббс переживал весьма трудные  времена. Философа подвергали травле, обвиняя его, прежде всего в атеизме - весьма распространенное и опасное в те времена обвинение. «О гражданине» и «Левиафан» были включены католическим духовенством в список запрещенных книг.

Автор «Левиафана был объявлен безбожником. Началась травля философа. Роялисты ставили Гоббсу в вину то, что он отрицает божественный характер власти монархов и королевские прерогативы. Они не могли простить ему призывы к повиновению республике.

«Левиафан» был в Англии запрещен. В 1668 г. году Гоббсом было написано сочинение под названием «Бегемот», или «Долгий парламент». «Бегемот» представляет собою историю революционного времени. Только через десять лет удалось напечатать это произведение в сокращенном виде.

«Левиафан» в своё время был запрещён в Англии; перевод  «Левиафана» на русский язык был сожжён.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при изучении политико-правовых учений Т. Гоббса.

Предмет исследования  - изучение литературы по выбранной  теме.

Цель контрольной работы: выявить основные правовые и политические идеи в произведениях «Левиафан» и «Бегемот».

Задачи исследования:

    1. определить взгляды Гоббса о человеке
    2. выявить основные идеи о государстве
    3. выделить основные идеи учения о религии

 

 

1. О человеке и естественном состоянии общества

 

Гоббс утверждал, что человек - это сумма физических и духовных способностей. В нем, как в фокусе, собираются его биологические и психические, нравственные и политические качества. Биологические и психические качества дают представления о человеке как о «физическом теле, а нравственные и политические - как о политическом теле».1

Гоббс высказывал своё мнение о полном равенстве людей друг перед другом от своего рождения не взирая ни на что, а существующие различия так малы, что никто не может считаться исключительным и обладать превосходством над другими. Философы выявляют различия, в способностях людей объясняя это темпераментом. Отсюда, например, у одних преобладают рассудочное мышление, другие склонны к фантазии. Первым он советовал заниматься наукой или философией, вторым - техническим или художественным творчеством.

Рассуждения о сущности людей наталкивает на мысли о  том, что содержание находиться в поведении и отношении в социуме. Зачастую люди

 

 

 

от природы подвержены жадности, страху, гневу и остальным животным страстям», они действуют «ради любви к себе, а не к другому».

   Эгоизм и стремление  к самосохранению - вот два стимула  поведения человека, которые выражают  подлинную его суть. Гоббс не  осуждал людей за эгоизм. Он  даже оправдывал их, разъясняя,  что эгоизм возникает не в самих желаниях людей, а в результате действий, которыми он наносят вред другим. Эгоизм появляется тогда, когда равенство способности порождает равенство надежд на достижения цели. «Вот почему, - утверждал Гоббс, - если два человека желают одной и той же вещи, которой, однако, они не могут обладать вдвоем, они становятся врагами». Отношения между людьми, в которых проявляется влечения к эгоизму и самосохранению, были охарактеризованы им известной формулой - «человек человеку волк». Отсюда неизбежность в обществе «войны всех против всех.

   Сущность человека  во всей полноте его страстей  и влечений раскрывается в  условиях, которые были названы  Гоббсом естественным состоянием. Естественное состояние - это  догосударственная форм существования  людей, где их отношения строятся на основе естественного права и естественных законов.

   Под естественным  правом понималась основанная  на эгоистическом влечении человека, свобода делать все, что ему  угодно, против кого угодно для  самосохранения. Произвол действий, в конечном счете, превращал жизнь людей в естественном состоянии в «войну всех против всех». Естественное право делало жизнь человека одинокой, кратковременной, грозило катастрофой - гибелью человечества.2

«Состояние войны всех против всех» понуждает людей искать путь к прекращению естественного состояния; этот путь указывают естественные законы, предписания разума (по Гоббсу, естественное право - свобода делать все для самосохранения; естественный закон - запрет делать то, что пагубно для жизни). Самый фундаментальный естественный закон гласит: необходимо стремится к миру и следовать ему (чтобы прекратить войну всех против всех).

   Производным от  этого закона является второй  естественный закон. Отказ каждого  от своих прав в той, мере  в какой этого требуют интересы мира и самозащиты. Отказ от права совершается перенесением его по договору на определенное лицо или группу лиц. Из второго естественного закона вытекает третий естественный закон: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения. Кроме указанных трех, есть еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов. Все они регулируются в одном общем правиле: не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе.

   В естественном  состоянии законы, как нравственные  предписания разума не носили обязательный для исполнения характер. Чтобы естественные законы стали всеобщими и обязательными, они должны были приобрести статус законов гражданских. Преобразование естественных законов в гражданские возможно только с помощью силы государства. Абсолютная власть государства - вот гарант мира и реализации естественных законов.

   Если естественные  законы сопряжены с разумом,  то гражданские - опираются на  силу. Однако по содержанию они  одинаковы, так как гражданские  законы суть естественных законов, только подкрепленных силой государства. Их нельзя отменить или изменить простым волеизъявлением государства.

   Следовательно,  возникает необходимость в особом «искусственном теле» - государстве, появление которого автор «Левиафана» и «Бегемота» связывал с переходом от естественного к общественному состоянию бытия людей, чтобы покончить с «войной всех против всех».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Учение о государстве

 

Карл Маркс говорил о Гоббсе, как о выдающемся философе нового времени, который, по его мнению, «стал рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не теологии».3

   Согласно представлениям  Гоббса, переход к общественному,  государственному состоянию совершался  с помощью общественного договора, но он допускал и возможность «естественного способа происхождения государства», то есть завоевания власти с помощью силы. Однако предпочтительнее для него был общественный договор. Отказываясь от естественного права (то есть свободы делать все для самосохранения), люди переносят их на государство, сущность которого определялась как «единое лицо, ответственным за действие, которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства все их, так как оно сочтет это необходимым для их мира и общей защиты».

   Таким образом, общественный  договор заключался не между  народом и носителями верховной  власти, а между людьми (каждый  соглашается с каждым) по поводу  вручения государством их естественных прав. Общественный договор предполагал, что люди доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой и обязуются признавать все решения действия государства. Более того, верховная власть не могла быть «уничтожена решением тех людей, соглашением которых она была восстановлена».

Согласно общественному договору государство становилось абсолютным носителями всех властных отношений, независимых  от своих подданных и требующих  от них полного и беспрекословного подчинения. Тот, кому вручена верховная власть, не связан ни гражданским законом, ни кем бы то ни было из граждан. Суверен сам издает и отменяет законы. «Делить власть государства - значит разрушать его». Государство, по образному выражению Гоббса, превращалось в Левиофана - мифическое чудовище, которое благодаря своей невероятной силе подчиняло себе всех.

В произведении «Левиафан» Гоббс дал развернутое определение государства: «Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их мира и общей защиты». Из такого определения вытекают основные принципы договорной теории государства:

1. Государство есть единое лицо. «Тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном, и о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является его поданным». Но это не говорит о том, что во главе государства должен обязательно стоять один человек. Суверенная власть может принадлежать и «собранию людей». В обоих случаях власть государства едина и нераздельна, она сводит волю всех граждан «в единую волю».

2. Люди, которые создали государство путем взаимного договора, не только санкционируют все его действия, но и признают себя ответственными за эти действия.

3. Верховная власть может использовать  силы и средства подданных  так, как сочтет необходимым  для их мира и защиты. При  этом верховная власть не несет  какой-либо ответственности за  свои действия перед подданными и не обязана отчитываться за эти действия перед ними.

Цель государства - упразднить естественное состояние человека, и водворить порядок, при котором людям была бы обеспечена безопасность и спокойное существование. При сохранения этого состояния безопасности государственная власть должна быть вооружена соответствующими правами. Эти права следующие:

Первое право Гоббс называет «мечом справедливости», то есть право наказывать нарушителей закона, ибо без этого права безопасность не может быть обеспечена.

Второе право есть «меч войны», то есть право объявления войны и заключения мира, а также установление количества вооруженных сил и денежных средств, необходимых для ведения войны, ибо безопасность граждан зависит от существования войск, сила же войск зависит от единства государства, а единство государства - от единства верховной власти.

Третье право - право суда, то есть рассмотрение случаев, где нужно  приложение меча, так как без разрешения споров невозможно охранение одного гражданина от несправедливости со стороны другого гражданина.

Четвертое право - право установить законы о собственности, потому что  до установление государственной власти каждому принадлежало право на все, что и было причиной войны против всех, но с установлением государства  все должно быть определено, что кому принадлежит.

Пятое право - право устанавливать  подчинение власти, с помощью которых  можно было бы осуществлять сбалансированное регулирование всех функций государственной  власти.

Шестое право - право запрещать  вредные учения, ведущие к нарушению мира и спокойствия внутри государства, а также направленные на подрыв государственного единства.4

Все остальные права, по мнению Гоббса, заключаются в вышеприведенных  или могут быть логически выведены из них.

Государство обладает наивысшей властью и оно безнаказанно может делать все, что ему угодно. Государство, как видит Гоббс, это - великая и могучая сила, своего рода «смертный бог», безраздельно властвующий над людьми и возвышающийся над ними. Наделяя государство неограниченной, абсолютной властью, Гоббс существенно ограничивал права подданных. И хотя люди создали эту силу для защиты своей жизни и обеспечения безопасности, т.е. в своих собственных интересах, она действует так, как считает нужным и, ни в чем зависит от своих поданных, требует от них беспрекословного подчинения и полного послушания.

Автор в своих произведениях  говорит о том, что если большая масса людей оказала «неправильное сопротивление верховной власти», за что каждого из них ожидает смертная казнь, то они имеют право соединиться «для взаимной помощи и защиты». Здесь Гоббс отталкивается от своего понимания естественного права, которое позволяет каждому человеку «защищать себя всеми возможными средствами».

В трудах Гоббса свобода понимается как право делать все то, что не запрещено законом. Цель законов не в том, чтобы удержать от всяких действий, а в том, чтобы дать им правильное направление. Законы, подобно изгородям на краю дороги, поэтому лишние законы вредят и не нужны. Все, что не запрещено и не предписано законом, предоставлено усмотрению подданных; «свобода покупать и продавать и иным образом заключать договоры друг с другом, выбирать место пребывания, свою пищу, свой образ жизни и т.д.». Гоббс обосновывал ряд конкретных требований в области права: равный для всех суд присяжных, гарантии прав на защиту, соразмерность наказания преступлению и т.д.

Информация о работе Томас Гоббс