Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 23:21, сочинение
Важнейшей характеристикой знания является его динамика, т.е. его рост, изменение, развитие и т.п. Эта идея, не такая уж новая, была высказана уже в античной философии, а Гегель сформулировал ее положения так, что «истина есть процесс», а не «готовый результат». Активно исследовалась эта проблема основоположниками и представителями диалектико-материалистической философии, особенно с методологических позиций материалистического понимания истории и материалистической диалектики с учетом социокультурной обусловленности этого процесса.
Министерство иностранных дел Республики Узбекистан
Университет
мировой экономики и
ЭССЕ
НА ТЕМУ
Точки зрения Т. Куна и И. Лакатоса о росте научного знания
Выполнила:
Камилова Е.Ю.
Ташкент 2011
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей характеристикой знания является его динамика, т.е. его рост, изменение, развитие и т.п. Эта идея, не такая уж новая, была высказана уже в античной философии, а Гегель сформулировал ее положения так, что «истина есть процесс», а не «готовый результат». Активно исследовалась эта проблема основоположниками и представителями диалектико-материалистической философии, особенно с методологических позиций материалистического понимания истории и материалистической диалектики с учетом социокультурной обусловленности этого процесса. Однако в западной философии и методологии науки XX в. фактически — особенно в годы «триумфального шествия» логического позитивизма (а у него действительно были немалые успехи) — научное знание исследовалось без учета его роста, изменения.
В
современной западной философии
проблема роста, развития знания является
центральной в философии науки,
представленной особенно ярко в таких
течениях, как эволюционная (генетическая)
эпистемология и постпозитивизм. Особенно
активно проблему роста (развития, изменения
знания) разрабатывали, начиная с 60-х гг.
XX в., сторонники постпозитивизма К. Поппер,
Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, Ст. Тулмин
и др.
Т.
Кун (родился в 1922 г.) – автор
«Структура научных революций»
и одноименной
Т. Кун впервые предложил отказаться от образа науки, которая развивается 1) постепенно и 2) по законам логики. Он считал что научная деятельность - мероприятие, имеющее ярко выраженный аксиологический (природы ценностей), социологический (развитие социальных систем) и психологический характер.
Т. Кун рассуждает следующим образом. Наука делается прежде всего научным сообществом. А каждое научное сообщество имеет свои специфические черты. Научное сообщество – это люди, признающие одну общую парадигму. Парадигма - центральное понятие у Куна в концепции истории науки.
Он употребляет термин в 2 смыслах:
...вся
совокупность убеждений,
Действенность парадигм обнаруживается в процессе их применения. Научное мировоззрение складывается по-разному. Две группы ученых, работая в различных мирах видят вещи по-разному. Явления наследственности рассматривают различно дарвинисты и генетики. Ученый видит явления в соответствии с теми ценностями, которые он усвоил, общаясь с учителями и коллегами.
Мир фактов не настолько определен, чтобы допускать правомерность одного образца научного знания .
Согла сно Куну , любая наука проходит в своем движении 3 фазы (можно представить как генезис науки):
Чередование эпизодов конкурентной борьбы между различными научными сообществами и этапов, предполагающих систематизацию теорий, уточнение понятий, совершенствование техники (этапов так называемой нормальной науки). Период господства принятой парадигмы сменялся периодом распада, что отражалось в термине « научная революция». Победа одной из противоборствующих сторон вновь восстанавливала стадию нормального развития науки. В период до возникновения новой парадигмы идет хаотичное накопление фактов. Выход из данного периода означал установление стандартов научной практики, теоретических постулатов, точной картины мира, соединение теории и метода.
Научная революция представляет собой процесс смены парадигмы. По Куну :
Почему
парадигмы не совместимы друг с другом?
Потому что кардинальным образом
меняется способ интерпретации. Подобное
изменение не рядовой акт, переключается
форма интерпретации в целом.
Новая парадигма рождается
Научные революции редки, т.к. грандиозны. Это сложнейшее явление, детерменируемой многими обстоятельствами, в том числе психологическими.
Выделяют четыре типа научных революций по следующим основаниям:
Предпосылкой любой научной революции являются факты или та фундаментальная научная аномалия, которая не может быть объяснена имеющимися научными средствами и указывает на противоречия существующей теории. Когда аномалии, проблемы и ошибки накапливаются и становятся очевидными, развивается кризисная ситуация, которая и приводит к научной революции. В результате научной революции возникает новая объединяющая теория (или парадигма в терминологии Куна ), обладающая объясняющей силой и устраняющая ранее имеющиеся противоречия.
Так было в случае перехода от аристотелевско-птолемеевой геоцентрической астрономии к коперниковской гелиоцентрической астрономии, к ньютоновской классической механике и эволюционной биологии.
Основания
науки обеспечивают рост
знания до тех пор, пока общие
черты системной организации
изучаемых объектов учтены в картине
мира, а методы освоения этих объектов
соответствуют сложившимся
Но по мере развития науки она может столкнуться с принципиально новыми типами объектов, требующими иного видения реальности по сравнению с тем, которое предполагает сложившаяся картина мира. Новые объекты могут потребовать и изменения схемы метода познавательной деятельности, представленной системой идеалов и норм исследования.В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку оснований науки. Последняя может осуществляться в двух разновидностях:как революция, связанная с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования;как революция, в период которой вместе с картиной мира радикально меняются идеалы и нормы науки.Примерами первого типа могут быть революция в медицине, вызванная открытием В. Гарвея кругообращения крови (1628); революция в математике в связи с открытием дифференциального исчисления И. Ньютона и Г. Лейбница; кислородная теория Лавуазье; переход от механической картины мира к электромеханической в связи с открытием теории электромагнитного поля. Они не меняли познавательных установок классической физики, идеалов и норм исследования (признание жестко детерминированных связей процессов и явлений, исключение помех, связанных с приборами и средствами наблюдения, и т.д.).
Пример
научной революции второго типа
— открытия термодинамики и последовавшая
в середине XX в. квантово-механическая
революция, которая вела не только к
переосмыслению научной картины
мира, но и к полному сдвигу
научной парадигмы, меняющему также
стандарты, идеалы и нормы исследования.
Изменялись способы описания и обоснования
знания , признавались вероятностная природа
изучаемых систем, нелинейность и бифуркационность
развития (Бифуркация - нарушение устойчивости
эволюционного режима развития системы,
приводящее к возникновению целого спектра
альтернативных сценариев эволюции).
Проблема роста научного знания всегда занимала умы учёных и мыслителей, независимо от их взглядов и пристрастий или принадлежности к различным направлениям науки или религии. В некоторых случаях данная проблема является ключевой для всей системы тех или иных научных изысканий.
Заслуга критического переосмысления и дальнейшего развития попперовских идей принадлежит его ученику Имре Лакатосу . Лакатос сохраняет приверженность историцистскому направлению в философии науки: по его мнению, всякая методологическая концепция должна быть и историографической, а оценка ее может быть дана по той рациональной реконструкции истории науки, которую она предлагает. В то же время он различает реальную историю познания с ее социально-психологическим контекстами, и ее логическую реконструкцию, используемую при анализе научного познания, которая носит у него название “внутренней истории” .
Лакатос соглашается с Поппером в том, что философское изучение науки должно сосредоточиваться прежде всего на выявлении ее рациональных оснований, определяющих, по его мнению, профессиональную деятельность ученого. Выражением этого является его “Методология фальсификационизма и закономерностей научного знания ” , согласно которой реальны лишь те науки, которые позволяют изучать себя с точки зрения определенных логических требований. Это могут быть и эмпирические и теоретические науки, но они должны подчиняться целому ряду логических правил и законов, которые являются основными путями роста научного знания .
В
то же время, подчеркивая связь проблем
научной рациональности с методологией,
он констатирует неопределенность рациональных
оснований применительно к
Поиск оснований, которые позволяли бы с единой точки зрения изучать и объяснять познавательную деятельность ученых, логику научного исследования и исторический прогресс науки, приводит философа к четвертой доктрине – концепции научно-исследовательских программ (НИП) . С ее помощью, по его мнению, возможно избежать проблемы обоснования конкретных теорий.
Концепция НИП сохраняет определенную преемственность с эпистемологией Поппера. В качестве исходной модели роста научного знания Лакатос берет мир идей, автономно развивающегося знания , в котором осуществляется “внутренняя история” познания. Однако, в то время как по Попперу, на смену одной теории приходит другая, старая теория отвергается полностью, по Лакатосу рост знания осуществляется в форме критического диалога конкурирующих исследовательских программ. Именно они, а не теории, являются фундаментальной единицей развития науки. Лакатос доказывал, что рост “зрелой” теоретической науки является почти всегда результатом смены исследовательских программ, представляющих собой непрерывно связанную последовательность теорий.
Научно-исследовательская
Исследовательская
программа реализуется в
Информация о работе Точки зрения Т. Куна и И. Лакатоса о росте научного знания