Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:12, контрольная работа
Работа посвящена анализу теории «Столкновение цивилизаций?», выдвинутой американским политологом С.Хантингтоном, с1996 года являющимся председателем Гарвардской Академии международных и региональных исследований. Согласно его предположению, международные отношения в XXI веке будут определяться взаимодействием не национальных государств, а цивилизаций.
Введение.........................................................................................................3
1. Сущность теории и постановка проблемы.............................................4
2. «Столкновение цивилизаций» в современных международных отношениях..............................................................................................................9
2.1 Модель конфликта..............................................................................9
2.2. С. Хантингтон: «Современная глобальная политика - это век .мусульманских войн»...........................................................................................11
3. Международный порядок в свете «столкновения цивилизаций».......15
Заключение..................................................................................................20
Список использованных материалов.........................................................21
Наметив основные положения грядущего мирового цивилизационного порядка, Хантингтон пробует строить возможный ход событий конфликта, в основе которого лежит вмешательство одной цивилизации в сферу влияния другой цивилизации. В двух словах, наращивая свой военный и экономический потенциал, Китай усиливает свое положение в юго-восточной Азии, в частности, оккупирует Вьетнам. США не заявляют о том, что не потерпят господство Китая в регионе. Началась американо-китайская война, давшая толчок развитию иных конфликтов по военному сценарию между представителями разных цивилизаций. Пожобная цепь событий приводит к краху Запада, России, Китая и Японии, предоставив уцелевшей Индии формировать миропорядок по своему усмотрению. Вывод – вмешательство одной цивилизации в сферу влияния другой цивилизации приведет к глобальному военному конфликту.
Однако, очевидно, что деление на цивилизационные сферы влияния может привести к не менее плачевным последствиям. Кто может гарантировать, что:
1. Китай не станет в рамках цивилизационной парадигмы распространять свое влияние на всю юго-восточную Азию, решать Тайваньский вопрос силовым способом, не будет способствовать нагнетанию обстановки в отношениях с Японией;
2. Индия не захватит Шри-Ланку или Непал
К тому же, подход Хантингтона можно трактовать как необходимость «возвращения в лоно России Белоруссии и Украины». Идеи Хантингтона способствуют отчужденности, прежде всего, духовной, в условиях мировых интеграционных процессов. Теория Хантингтона провоцирует мир к тому, от чего предостерегает.
Одним из характерных положений теории Хантингтона служит установление связи между культурой и политикой: рассвет цивилизации жестко привязан к могуществу представляющего ее государства. Хантингтон раз и навсегда разделяет мир на независимые цивилизации, опровеграя понятие мировой цивилизации, взаимозависимости. Поэтому, концепция Хантингтона понижает возможности совместного решения проблем глобальных проблем, ставя под сомнения жизнеспособность мировой системы.
Заключение
Ясно, что концепция, изложенная Хантингтоном, не может служить панацеей от проблем современного мира, тем более, видится маловероятным, что новый этап современных международных отношений будет построен на тезисе столкновения цивилизаций. Следует подчеркнуть, что сам автор цивилизационной теории не считает ее всеобъемлющей, способной объяснить все грани многих современных тенденций. Однако из этого не следует, что данная концепция лишена смысла, наоборот, разносторонний анализ данной работы позволяет уловить наметившиеся изменения современного мира.
Что же способствовало развитию идей Хантингтона?
Во-первых, преобразование современного западного мира, ярким представителем которого является Хантингтон. Мир меняется, и Запад ищет новые формы самоопределения, которые позволили бы ему менее болезненно приспособиться к новым реалиям, сохранив за собой лидерство. Мы не знаем, каким будет Запад в будущим, не знает и Хантингтон: «Космополит, империя или нация?».
Во-вторых, мы не можем не согласиться с Хантингтоном о том, что наряду с политическими акторами, на мировой арене появляются иные образования, в частности, основанные на духовном самоопределении – в этом кроется весьма важный феномен современного мира. Международные отношения, будучи до сих пор, в основном, делом межгосударственным, переходят в совершенно иные измерения, не имеющие четкого нормативного определения.
Новые
группы не заключены рамки какого-либо
государства, следовательно, во многом
бесконтрольны. Новая грань между субъектами
международных отношений в некоторой
степени лежит в сознаниях людей, а не
на политической карте мира.
Список
использованных материалов
1. Хантингтон С. «Столкновение цивилизаций?», журнал «Полис», 1994, №1, с.33-48.
2. Хантингтон С. «Столкновение цивилизаций», М.: ООО «Издательство АСТ», 2005.
3. Василенко И. А. «Геополитика», учебное пособие, Москва, «Логос», 2006г., стр. 131
4. Цыганков П. А. «Теория международных отношений», Москва, «Гардирики», 2008г.
5. Meyer H. «Ислам против Западной Цивилизации» ,Washington ProFile, 22.09.2004
Информация о работе Теория столкновения цивилизаций С. Хантингтона