Теория «поля» Курта Левина. Особенности экспериментальной психологии Вильгельма Вундта

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:34, контрольная работа

Описание работы

Ку́рт Цадек Леви́н (нем. Kurt Zadek Lewin; 9 сентября 1890 — 12 февраля 1947) — немецкий, а затем американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления. Многие вопросы, которыми он занимался, стали основополагающими для психологов — уровень притязаний, групповая динамика, социальная перцепция, игровые ситуации, стремление к успеху и избегание неудач, теория поля, временная перспектива.

Содержание

1. Теория «поля» Курта Левина 3
2. Особенности экспериментальной психологии Вильгельма Вундта 12
Список литературы

Работа содержит 1 файл

история.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

      Среда также дифференцирована и разделена  на регионы, которые могут изменяться. Каждый субрегион содержит один психологический  факт (наблюдаемый или мысленный). Все воспринимаемое и выводимое  относится к фактам. Взаимодействие между фактами описывается как событие по следующим критериям: близости/удаленности регионов, прочности/слабости границ, текучести/ригидности.

      Основное  внимание уделяется динамическим аспектам поведения, поэтому Левин вводит понятия локомоции и коммуникации. Локомоция - это движение в психологической среде, этот тот путь, который прокладывает человек через психологическую среду с целью удовлетворения потребности. Движение может быть как физическим, так и мысленным. Коммуникация - взаимодействие между перцептуально-моторным слоем и внутриличностным регионом. Коммуникация - это внутриличностная динамика. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать различные барьеры и находить удовлетворительный выход из сложных ситуаций. Те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией, этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем.

      Динамика  психологической среды в теории поля осуществляется четырьмя способами:

     1) ценность региона может меняться  количественно, например, от положительного  к более положительному, или же  качественно, от положительного  к отрицательному;

     2) векторы могут изменяться по силе, направлению;

     3) границы могут становиться прочнее  или слабее, появляться или исчезать;

     4) могут меняться "вещественные" свойства региона, текучесть или  ригидность. Переструктурирование  среды является результатом изменений  в системах напряжения человека, результатом локомоции или когнитивных процессов.

      Эта гибкость достигается благодаря  сложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связанных, коммуницирующих между собой  потребностей. Таким образом, человек  не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение, и это расширяет его адаптационные возможности. [2] 
 
 

Динамическая  часть теории поля

      Исходным  моментом в создании Левиным теории мотивации стали представления о том, что сознание детерминировано двояко: процессом ассоциации и волей. Он рассматривал их как отдельные тенденции. Левин показал, что детерминирующая тенденция, называемая им квазипотребностью, не является частным случаем, а, наоборот, является динамической предпосылкой любого поведения. Энергетическая составляющая поведения всегда представляла для Левина центральное звено в объяснении намерений и действий человека.

      Тип энергии, осуществляющий психическую  работу, Левин назвал психической энергией. Она высвобождается, когда психическая система пытается вернуть равновесие, вызванное неуравновешенностью. Последняя связана с нарастанием напряжения в одной части системы относительно других.

      Левин дает богатое описание феноменологии  побудительности, которая меняется в зависимости от ситуации, а также в результате осуществления требуемых действий: насыщение ведет к потере объектом и действием побудительности, а пресыщение выражается в смене положительной побудительности на отрицательную; одновременно положительную побудительность приобретают посторонние вещи и занятия, особенно в чем-то противоположные исходному. Действия и их элементы также могут утрачивать свою естественную побудительность в результате автоматизации. И наоборот: с повышением интенсивности потребностей не только усиливается побудительность отвечающих им объектов, но и расширяется круг таких объектов (голодный человек становится менее привередливым).

      Для объяснения динамики Левин использует некоторые понятия. Напряжение - состояние внутриличностного региона относительно других внутриличностных регионов. Организм стремится к выравниванию напряжения данного региона по сравнению с другими. Психологическим средством выравнивания напряжения является процесс - мышление, запоминание и др. Потребность - возрастание напряжения или высвобождение энергии во внутриличностном регионе. Потребности в структуре личности не изолированы, но находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. Потребности делятся на физиологические состояния (истинные потребности) и намерения, или квазипотребности. Понятие потребности отражает внутреннее состояние индивида, состояние нужды, а понятие квазипотребности эквивалентно специфическому намерению удовлетворить потребность. "Это значит, что к намерению вынуждены прибегать тогда, когда нет естественной потребности в выполнении соответствующего действия, или даже когда налицо естественная потребность противоположного характера".

      Дифференциация - одно из ключевых понятий теории "поля" и относится ко всем аспектам жизненного пространства. Например, для ребенка, по Левину, характерна большая подверженность влиянию среды и, соответственно, большая слабость границ во внутренней сфере, в измерении "реальность-нереальность" и во временной сфере. Возрастающую организованность и интеграцию поведения личности теория "поля" определяет как организационную взаимозависимость. С приходом зрелости возникает большая дифференциация и в самой личности, и в психологическом окружении, увеличивается прочность границ, усложняется система иерархических и селективных отношений между напряженными системами.

      Конечной  целью всех психических процессов  является стремление вернуть человеку равновесие. Этот процесс может осуществляться путем поиска определенных валентных  объектов психологической среды, которые могут снять напряжение. [3] 
 
 

2. Особенности экспериментальной  психологии Вильгельма Вундта 

      Немецкий  психолог, физиолог, философ Вильгельм. Вундт (1832-1920) после окончания медицинского факультета в Тюбингене работал в Берлине у И.Мюллера, защитил диссертацию в Гейдельберге, где занял должность преподавателя физиологии в качестве ассистента Гельмгольца. Став профессором философии в Лейпциге, Вундт создал здесь первую в мире лабораторию экспериментальной психологии (1879), преобразованную затем в институт.

      Занимаясь физиологией, Вундт пришел к программе  разработки психологии как самостоятельной  науки, независимой от физиологии и  философии (разделом которой ее было принято считать). В своей первой книге "Материалы к теории чувственного восприятия" (1862), опираясь на факты, относящиеся к деятельности органов чувств и движений, Вундт выдвинул идею создания экспериментальной психологии, план которой был изложен в его "Лекциях о душе человека и животных".

      План  включал два направления исследований:

      а) анализ индивидуального сознания с  помощью экспериментального контролируемого  наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувства ми, представлениями;

      б) изучение "психологии народов", т.е. психологических аспектов культуры языка, мифов, нравов.

      Следуя  этому замыслу, Вундт первоначально  сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как  науку о "непосредственном опыте". Он назвал ее физиологической психологией, поскольку испытываемые субъектом  состояния изучались посредством специальных экспериментальных процедур, большинство которых было разработано физиологией (преимущественно физиологией органов). Так как продуктом деятельности этих органов являются осознаваемые субъектом психические образы, то именно они, в отличие от телесной организации, рассматривались как особый объект изучения, относимый уже не к физиологии, а к психологии. Задача усматривалась в том, чтобы эти образы тщательно анализировать, выделяя исходные, простейшие элементы, из которых они строятся. Вундт использовал также достижения двух других новых разделов знания: психофизики, изучающей на основе эксперимента и с помощью количественных методов закономерные отношения между физическими раздражителями и вызываемыми ими ощущениями, и другого направления, определяющего опытным путем время реакции субъекта на предъявляемые стимулы.

      К тому времени английским ученым Гальтоном  была предпринята попытка экспериментально изучить, какие ассоциации может  вызвать у человека слово как  особый раздражитель. Оказалось, что  на одно и то же слово человек отвечает самыми различными реакциями, притом не только словесными, но и образными. Это побудило Гальтона заняться классификацией реакций, подсчетом их количества, времени, протекающего от предъявления слова до реакции на него, и т.д. И в этом случае применялись количественные методы.

      Объединив все эти направления, Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек (тогда как  прежде эксперименты ставились только на животных), психология может разрабатываться как самостоятельная наука. Полученные результаты были им изложены в книге "Основы физиологической психологии" (1873-1874), ставшей первым главным трудом, по которому обучались не только у самого Вундта, но и в других центрах, где появились специалисты по новой дисциплине – экспериментальной психологии.

      "Отцом"  экспериментальной психологии стали  в дальнейшем называть Вундта. [7]

      Задача  психологии, как и всех других наук, состоит, по Вундту, в том, чтобы:

      а) выделить путем анализа исходные элементы;

        б) установить характер связи между ними;

        в) найти законы этой связи. 

      Анализ  означал расчленение непосредственного  опыта субъекта. Это достигается  путем интроспекции, которую не следует  смешивать с обычным самонаблюдением. Интроспекция – особая процедура, требующая специальной подготовки. При обычном самонаблюдении человеку трудно отделить восприятие как психический внутренний процесс от воспринимаемого предмета, который является не психическим, но данным во внешнем опыте. Испытуемый должен уметь отвлекаться от всего внешнего, чтобы добраться до исконной "материи" сознания. Последняя состоит из элементарных, далее неразложимых "нитей составных частей". Им присущи такие качества, как модальность и интенсивность. К элементам сознания относятся также чувства (эмоциональные состояния).

      Согласно  гипотезе Вундта, каждое чувство имеет  три измерения:

      а) удовольствия – неудовольствия,

      б) напряженности – расслабленности,

      в) возбужденности – успокоения.

      Простые чувства как психические элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах. Эта гипотеза породила множество экспериментальных работ, в которых наряду с данными интроспекции были использованы также объективные показатели изменений физиологических состояний человека при эмоциях.

      Стремясь  отстоять самостоятельность психологической  науки, Вундт доказывал, что у  нее имеются собственные законы, а изучаемые ею явления подчинены  особой "психической причинности". В поддержку этого вывода он ссылался на закон сохранения энергии. Материальное движение может быть причиной только материального же. Для психических явлений существует другой источник, и они, соответственно, требуют других законов. К этим законам Вундт относил: принципы творческого синтеза, закон психических отношений (зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов – например, мелодии от отношений, в которых находятся между собой отдельные тона), закон контраста (противоположности усиливают друг друга) и закон гетерогенности целей (при совершении поступка могут возникнуть не предусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив).  

К тому же, вслед за философом А. Шопенгауэром, Вундт утверждал, что первичной  абсолютной силой человеческого  бытия является воля, на которую возлагалось объединение всех элементов сознания в целостность по закону "творческого синтеза". Отводя воле роль главенствующего начала в структуре сознания, Вундт стал на позиции волюнтаризма. Эта философская концепция бессильна дать причинное объяснение динамике психической жизни и поступкам человека, поскольку все, что ни происходит в этой жизни, сводит к особой произвольной силе, для действий которой нет закона.

      Согласно  Вундту, экспериментальному изучению подлежат только элементарные психические  процессы (ощущения, простейшие чувства). Что же касается более сложных форм психической жизни, то здесь эксперимент со всеми его преимуществами, доказанными-прогрессом науки, непригоден. Это убеждение Вундта было развеяно дальнейшими событиями в психологии. Уже ближайшие ученики Вундта доказали, что такие сложнейшие процессы, как мышление и воля, так же открыты для экспериментального анализа, как и элементарные.

      От  Вундта принято вести родословную  психологии как самостоятельной  дисциплины. Он создал крупнейшую в истории этой науки школу. Прошедшие эту школу молодые исследователи из разных стран, вернувшись на родину, организовали там лаборатории и центры, где культивировались идеи и принципы новой области знания, достойно преобретшей самостоятельность. Вундт сыграл важную роль в консолидации сообщества исследователей, ставших психологами-профессионалами. Дискуссии по поводу его теоретических позиций, перспектив применения экспериментальных методов, понимания предмета психологии и многих других ее проблем стимулировали появление концепций и направлений, обогативших психологию новыми научными представлениями.

Информация о работе Теория «поля» Курта Левина. Особенности экспериментальной психологии Вильгельма Вундта