Теория Маркса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:08, реферат

Описание работы

Бесспорно, Карл Маркс - одна из самых величественных и трагических фигур в новейшей истории. По признанию и сторонников, и противников, он был гениальным мыслителем, оказавшим наиболее мощное влияние на судьбы человечества в XX веке. Вряд ли кто из великих деятелей новейшей эпохи удостаивался таких почестей, граничащих с обожествлением, и вряд ли кто подвергался такому глумлению и проклятиям, особенно в последние годы, и особенно в той стране, где он так долго был бесспорным авторитетом и объектом всеобщего поклонения. Мы так долго верили в правильность учения Маркса, что потом решительно стали обвинять его в наших ошибках и промахах, пытаясь возложить на него вину за неудачи в строительстве нового общества.

Содержание

Введение 3
1. Особенности методологии экономического
анализа К.Маркса 4
2.Экономическая теория Карла Маркса. 6
3. Вклад К.Маркса в трудовую теорию ценности:
концепция двойственного характера труда 9
4. Вклад К. Маркса в трудовую теорию ценности:
концепция прибавочной ценности 11
5. Теория цены производства. 12
6. Теория экономического развития и
технологической безработицы. 13
7. Макроэкономическая модель К. Маркса. 14
Заключение 16
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

теор. Маркса .docx

— 33.49 Кб (Скачать)

 

Содержание         стр

 

Введение          3

 

    1. Особенности методологии экономического

анализа К.Маркса         4

 

2.Экономическая  теория Карла Маркса.    6

 

3. Вклад К.Маркса  в трудовую теорию ценности:

концепция двойственного  характера труда     9

 

4. Вклад К. Маркса  в трудовую теорию ценности:

концепция прибавочной  ценности       11

 

5. Теория цены  производства.        12

 

6. Теория экономического  развития и 

технологической безработицы.        13

 

7. Макроэкономическая  модель К. Маркса.     14

 

Заключение         16

 

Список литературы        17

 

 

 

 

Введение

 

Бесспорно, Карл Маркс - одна из самых величественных и трагических  фигур в новейшей истории. По признанию  и сторонников, и противников, он был гениальным мыслителем, оказавшим  наиболее мощное влияние на судьбы человечества в XX веке. Вряд ли кто из великих деятелей новейшей эпохи удостаивался таких почестей, граничащих с обожествлением, и вряд ли кто подвергался такому глумлению и проклятиям, особенно в последние годы, и особенно в той стране, где он так долго был бесспорным авторитетом и объектом всеобщего поклонения. Мы так долго верили в правильность учения Маркса, что потом решительно стали обвинять его в наших ошибках и промахах, пытаясь возложить на него вину за неудачи в строительстве нового общества. Между тем один из крупных социологов из числа тех, кого трудно отнести к поклонникам Маркса, беспристрастно анализируя его теоретическое наследие, подчеркивает:

"Будучи социологом-экономистом  того, что он называл капитализмом, Маркс не имел ясного представления  о том, каким будет социалистический  строй, и, не переставая, говорил,  что человек не может наперед  знать будущее".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности  методологии экономического анализа  К.Маркса 

 

Экономический анализ К.Маркса основан на диалектической философии  Г.Гегеля, что проявляется в следующих  двух особенностях его методологии.

а) Согласно К.Марксу, общество - это саморазвивающаяся система, динамика которого определяется состоянием и развитием «способа производства». Способ производства - это сочетание  имеющихся в настоящий момент количества и качества труда и  средств производства («производительных  сил») и «производственных отношений» (рабовладельца и раба, капиталиста  и наемного рабочего, и т.д.). Существует три типа способов производства или  общественно-экономических формаций, последовательно сменяющих друг друга: докапиталистический строй (включающий такие разновидности, как первобытное  общество, восточный и античный типы рабовладельческого общества, феодализм), капиталистический строй и послекапиталистический строй. Смена одного общественного  устройства другим всегда происходит насильственно и обуславливается  нарастающими противоречиями, внутренне  присущими каждому из этих устройств, кроме социализма. Например, «основным  противоречием капитализма» (современного для К. Маркса способа производства) является противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической  формой присвоения продуктов труда. По мнению К. Маркса, капитализм посредством  «пролетарской революции» (революции  «под руководством рабочего класса») должен был быть заменен на коммунистический строй, в котором основное противоречие капитализма (да и другие его «язвы» - безработица, нищета и проч.) отсутствуют. Теория смены типов общественно-экономических  формаций является вариацией на тему теории саморазвития абсолютной идеи Г.Гегеля. К. Маркс лишь «материализовал» диалектику Г. Гегеля, поставив в основу социальных явлений не «мировой дух» («идею»), а материалистически обусловленный способ производства.

б) К. Маркс вслед за Г. Гегелем полагал, что в основе явлений, которые наблюдаются повседневно, лежат особые «сущности», «субстанции». Не зная ничего о «субстанциях», мы не можем объяснить соответствующие  явления, которые являются формой проявления этих «субстанций». Так, например, цена товара - «форма проявления» его  ценности, т.е. «общественно-необходимых  затрат абстрактного труда» (см. следующий  раздел), и т.д. К. Маркс обвинял  современную ему «политическую  экономию» в «вульгаризации»  анализа экономики, поскольку представители  последней делали акцент, по мнению К. Маркса, лишь на изучении «поверхностных»  аспектов экономической действительности, не проникая в их «сущность». Многими  критиками К. Маркса отмечалось, что  вряд ли «сущности» должны быть предметом  серьезного экономического исследования, если они в реальности не наблюдаемы и при этом не влияют на мотивацию  хозяйствующих субъектов.

в) Кроме того, следует  также отметить, что К. Маркс последовательно  придерживался принципа методологического  коллективизма, а конкретнее, «исповедовал»  «классовый подход»: отдельные хозяйствующие  субъекты не имеют собственных целей  и предпочтений; их действия определяются классовой принадлежностью. Эта  методологическая характеристика позже  станет одним из фундаментальных  свойств радикальной политической экономии XX века.

г) Как и экономисты-классики, К. Маркса интересовали аспекты динамического  взаимодействия между распределением дохода, накоплением капитала и техническим  прогрессом. Он отмечал, что «... конечной целью моего сочинения является открытие экономического закона движения современного общества». При этом К. Маркс делал большой акцент на связи указанных аспектов с социальными проблемами, прежде всего, с безработицей и обнищанием рабочего класса. Интерес к данной тематике также характерен для современной радикальной политической экономии.  

 

2.Экономическая  теория Карла Маркса.

 

Значительное влияние на формирование взглядов многих людей оказало учение Карла Маркса (1818-1883). К. Маркс, выступая с позиции рабочего класса, создал теорию «научного коммунизма», которая сочетала в себе социалистические идеи и некоторые положения классической школы.

К. Маркс в качестве предмета политической экономии рассматривает производственные отношения, т.е. отношения, в которые люди вступают в процессе общественного воспроизводства. «Совокупность этих отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка» . Основной метод исследования Маркса диалектический материализм, означающий рассмотрение явлений не изолированно, а во всеобщей их связи и в развитии.

Первый том «Капитала» Маркс начинает с анализа товара - «клеточки» буржуазного общества. В вопросе о стоимости товара Маркс исходит из трудовой теории. Правда, эта концепция имеет свои особенности: товар определяется как единство потребительной ценности (стоимости), то есть полезности товара и его стоимости (ценности). А эта двойственность обусловлена двойственным характером товаропроизводящего труда. Стоимость (ценность) внутреннее свойство товара, ее формой является меновая стоимость- количественная пропорциональность в обмене. Труд одновременно является конкретным, т.е. характеризуется применением специфических средств производства, использованием определенных знаний и умений, конкретным результатом, и абстрактным - т.е. затратами труда вообще, безотносительно к ее конкретной форме. Конкретным трудом создается потребительная ценность (стоимость), абстрактным трудом – стоимость (ценность). Анализ двойственного характера труда впервые совершил К. Маркс.

Рабочая сила - это способность человека к труду, совокупность его физических и умственных возможностей. В отличие от других ученых Маркс доказывает, что товаром является именно она, а не труд. Данное утверждение основывается на том, что труд - это процесс, предполагающий взаимодействие со средствами производства. Так как рабочий лишен орудий производства, он может продавать лишь способность к труду, но не труд. Наемный рабочий при вступлении в сделку с капиталистом получает от него эквивалент стоимости рабочей силы. Своим же трудом он не только воспроизводит стоимость рабочей силы, но и создает прибавочную стоимость, а капиталист присваивает этот результат неоплаченного труда. В этом суть теории прибавочной стоимости, которую В.И. Ленин назвал «краеугольном камнем экономического учения Маркса». В соответствии с ней, стоимость (ценность) товара создается исключительно трудом наемного рабочего. Теория прибавочной стоимости позволяет сделать вывод, что капитал как экономическая категория выражает отношения эксплуатации между капиталистами и наемными рабочими. Маркс детально прослеживает процесс создания прибавочной стоимости. Начинает он со структуры рабочего времени: если рабочий нанят на 10-часовой рабочий день, а чистый продукт, соответствующий своей заработной плате, он создает за 5 часов, то его рабочее время делится на 5 часов необходимого и 5 часов прибавочного труда, т.е. труда в пользу его нанимателя. Продукт, создаваемый за необходимое и прибавочное время — это, соответственно, необходимый и прибавочный продукт, а стоимость последнего — прибавочная стоимость. Именно присвоение прибавочной стоимости капиталистом служит основой эксплуатации труда капиталом.

Исходя из того, как различные части капитала участвуют в создании прибавочной стоимости, Маркс делит его на две части. Постоянный капитал (с) — это часть капитала, стоимость которого воспроизводится в цене продукта в неизменной величине («переносится» на цену продукта) - речь идет о капитальных затратах на средства производства. Переменный капитал (v) — это часть капитала, авансируемая для найма рабочей силы; именно эта часть капитала вовлекает в производство живой труд рабочих — источник всей вновь создаваемой стоимости, и тем самым обеспечивает не только покрытие соответствующих капитальных затрат (на зарплату), но и приращение первоначальной капитальной стоимости. Формула стоимости товара принимает в этом случае следующий вид: w=c+(v+m), где w- стоимость товара, c- постоянный капитал, v- переменный капитал, m- прибавочная стоимость. Отношение m’ = m/v Маркс называет нормой прибавочной стоимости и указывает, что она является «точным выражением степени эксплуатации труда».

Маркс рассматривает накопление капитала и приходит к выводу, что оно ведет к усилению противоречий между капиталистами и рабочими: «Накопление капитала на одном полюсе есть также накопление нищеты, мук труда, рабства, невежества, огрубления и моральной деградации на другом полюсе». Это ведет к обострению конфликта, который Маркс называл основным противоречием капитализма — между общественным характером производства и частным характером присвоения его результатов. Если в условиях конкурентного капитализма частные интересы ограничивались неподконтрольным для них рынком, то постепенно, по мере концентрации капиталов общественное производство перестает быть стихийным, и контроль над ним сосредоточивается в руках крупного частного капитала. Для Маркса такое положение было признаком того, что общественное производство технически и организационно созрело для общественного контроля и, следовательно, для смены экономической системы, т.е. для перехода к социализму.

 

 

3. Вклад К.Маркса в трудовую теорию ценности: концепция двойственного характера труда 

 

К.Маркс дополнил трудовую теорию ценности А.Смита и Д.Рикардо  своим учением о двойственном характере труда. 

Ценность U Товар U Потребительная ценность  

Абстрактный труд Конкретный труд  

Общественный труд Частный  труд  

Общественное ® Товарное ¬ Частная собственность 

разделение труда производство на средства производства  

 

В теории ценности К. Маркса исходным пунктом анализа является товар, который определяется им как  продукт труда, предназначенный  для обмена (таким образом, понятие  товара у К. Маркса является более  узким, чем понятие [экономического] блага у маржиналистов, в частности, у К. Менгера и У.С. Джевонса, см. разделы 5.3.2 и 5.4.2). Необходимым условием для системы товарного производства, т.е. системы, основанной на обмене продуктов  труда, является сочетание общественного  разделения труда и частной собственности  на средства производства. Эти два  фактора в конечном счете обуславливают  двойственный характер труда и двойственную природу товара, как это видно  из схемы. При этом едва ли не основная предпосылка теории ценности К. Маркса состоит в несоизмеримости потребительных ценностей различных товаров (т.е. свойств товаров, удовлетворяющих  те или иные потребности людей). Потребительная ценность - это только необходимое  условие для того, чтобы данный продукт труда мог быть обменен  на другой продукт труда, но она не отражает его ценности. Последняя  определяется затратами абстрактного труда, т.е. расходованием «... человеческой рабочей силы в физиологическом смысле...», вне зависимости от конкретного вида труда (т.е. труда маляра, скульптора или музыканта). Таким образом, абстрактный труд нужно отличать от конкретного труда. К. Маркс считал, что ценность - это «воплощенный в товаре абстрактный труд», «сгусток лишенного различий человеческого труда». Однако общественная природа абстрактного труда проявляется только лишь косвенно-окольно через товарообмен. При отсутствии товарного производства отсутствует абстрактный труд (и, следовательно, двойственный характер труда), и продукты труда не имеют ценности, поскольку не производятся с целью обмена. Таким образом, К. Маркс полагал, что ценность (товара) - категория, присущая исключительно товарному производству. Определяется она, как уже было сказано, общественно-обусловленными затратами абстрактного труда, а измеряется в ценности другого товара, на который обменивается данный товар, или (при «капиталистическом товарном производстве») - в денежной цене данного же товара. Следует учесть, что денежная цена товара вовсе не обязательно должна быть равна его ценности. Цена - это только «превращенная форма» («форма проявления») ценности; ценность - это всего лишь «центр тяготения» цены, т.е. величина, к которой цена товара «стремится».

При этом тот факт, что  труд может быть разным по интенсивности  и качеству, с точки зрения К. Маркса, не опровергает его концепцию: ведь все виды «сложного» труда - согласно принципу редукции труда - можно свести с определенным коэффициентом к  «простому среднему труду», и якобы  это все время и происходит на рынке при установлении меновой  ценности товаров.

Здесь можно отметить, что  вряд ли обоснованно отстаивать идею соизмеримости затрат труда и  одновременно говорить о несоизмеримости  потребительных ценностей.  

 

 

 

4. Вклад К. Маркса в трудовую теорию ценности: концепция прибавочной ценности 

 

Почему цена товара больше, чем издержки на заработную плату  рабочего, производящего этот товар, ведь ценность этого товара создается  исключительно его трудом? Этот вопрос, на который не дал ответа Д,Рикардо, был разрешен К. Марксом посредством  теории прибавочной ценности, которая  является, наряду с учением о двойственном характере труда, оригинальным вкладом  «основоположника научного социализма»  в основную область исследования (проблема цены и ценности) классической политической экономии. Разницу между  ценой товара и его (удельными) издержками присваивает капиталист, непосредственно  организующий его производство через  найм рабочей силы. Эта разница  как раз и была названа К. Марксом  прибавочной ценностью. К. Маркс  полагал, что рабочее время делится  на необходимое и прибавочное. В  течение необходимого рабочего времени  работник окупает «ценность рабочей  силы», т.е. объем благ (в ценностном выражении), необходимых для обеспечения  его нормальной трудовой деятельности. В течение прибавочного рабочего времени работник «работает на капиталиста». Капиталист пытается увеличить прибавочную  ценность за счет увеличения абсолютной прибавочной ценности (т.е. путем  абсолютного удлинения рабочего дня) и за счет увеличения относительной  прибавочной ценности (т.е. путем  увеличения производительности труда, которое позволяет произвести эквивалент «ценности рабочей силы» в  течение меньшего промежутка времени). При этом повышается норма прибавочной  ценности - ее отношение к затратам капиталиста на использование труда. Реализация товара позволяет капиталисту  трансформировать произведенную и  накопленную прибавочную ценность в прибыль. Прибыль и прибавочная  ценность - разные категории в теории К. Маркса! Прибыль (как и цена товара по отношению к его ценности) является «превращенной формой» прибавочной  ценности. Аналогичным образом, цена рабочей силы или денежная заработная плата - не что иное, как «превращенная форма» ценности этой рабочей силы.  

Информация о работе Теория Маркса