Каждая из этих моделей
обусловлена предметом конфликта,
образом конфликтной ситуации, ценностью
межличностных отношений и индивидуально-психологическими
особенностями субъектов конфликтного
взаимодействия. Модели поведения отражают
установки участников конфликта
на его динамику и способ разрешения.
Давая общую оценку
приведенным выше моделям поведения,
отметим, что желательной и необходимой
моделью является конструктивная. Деструктивная
же модель поведения не может быть оправданной.
Она способна превратить конструктивный
конфликт в деструктивный.
Опасность конформистской
модели поведения заключается в
том, что она способствует агрессивности
соперника, а иногда и провоцирует
ее. Иначе говоря, данная модель по сути
дела является деструктивной, только с
противоположным знаком. Но конформистская
модель может играть и положительную
роль. Если противоречия, вызвавшие
конфликт носят несущественный характер,
то конформистское поведение ведет
к быстрому разрешению такого конфликта.
Стили
поведения людей
в конфликтной
ситуации
По
вопросу динамики
межличностных имеется
самый широкий
диапазон представлений. А.Я.
Анцупов и А.И. Шипилов в
учебнике «Конфликтология»
дают детально разработанную
таблицу основных периодов
и этапов динамики конфликта.
В зависимости от степени
напряженности отношений
они выделяют дифференцирующую
и интегрирующую части
конфликта.
Сам
конфликт состоит
из трех периодов:
1. предконфликт (возникновение
объективной проблемной
ситуации, осознание
объективной проблемной
ситуации, попытки решить
проблему неконфликтными
способами, предконфликтная
ситуация);
2. конфликт (инцидент,
эскалация, сбалансированное
противодействие, завершение
конфликта);
3. послеконфликтная (ситуация
частичная нормализация
отношений, полная нормализация
отношений).
Доктор
психологии Даниэль
Дэна, одни из пионеров
в области разрешения
конфликтов в своем
четырехшаговом методе
улучшения взаимоотношений
выделяет всего три
уровня развития конфликта:
1-й
уровень: стычки (мелкие
неприятности, не представляющие
угрозы для взаимоотношений);
2-й
уровень: столкновения (перерастание
стычек в столкновения -
расширение круга причин,
вызывающих ссоры, уменьшение
желания взаимодействовать
с другим и уменьшение
веры в его добрые намерения
к нам);
3-й
уровень: кризис (перерастание
столкновений в кризис -
окончательное решение
о разрыве отношений,
которые носят нездоровый
характер, здесь эмоциональная
неустойчивость участников
доходит до такой степени,
что появляются опасения
физического насилия).
Каждый
из этих авторов по-своему
определяет тактику
и стратегию разрешения
конфликтов и их предупреждение.
Исследователи
выделяют следующие
стили поведения
в межличностном
конфликте: противоборство,
уклонение, приспособление,
компромисс, сотрудничество,
ассертивность.
-
Противоборство - характерно
настойчивое, бескомпромиссное,
отвергающее сотрудничество
отстаивание своих интересов,
для чего используются
все доступные средства.
-
Уклонение - связано
с попыткой уйти от конфликта,
не придавать ему большой
ценности, возможно
из-за недостатка условий
для его разрешения.
-
Приспособление - предполагает
готовность субъекта
поступиться своими
интересами с целью
сохранения взаимоотношений,
которые ставятся выше
предмета и объекта
разногласий.
-
Компромисс - требует
уступок с обеих сторон
до той степени, когда
путем взаимных уступок
находится приемлемое
решение для противостоящих
сторон.
-
Сотрудничество - предполагает
совместное выступление
сторон для решения
проблемы. При таком
поведении считаются
правомерными различные
взгляды на проблему.
Эта позиция дает возможность
понять причины разногласий
и найти выход из кризиса,
приемлемый для противостоящих
сторон без ущемления
интересов каждой из
них.
-
Ассертивное поведение (от
англ. assert - утверждать,
отстаивать). Такое поведение
предполагает способность
человека отстаивать
свои интересы и добиваться
своих целей, не ущемляя
интересов других людей.
Оно направлено на то,
чтобы реализация собственных
интересов являлась
условием реализации
интересов взаимодействующих
субъектов. Ассертивность -
это внимательное отношение
как к себе, так и к партнеру.
Ассертивное поведение
препятствует возникновению
конфликтов, а в конфликтной
ситуации помогает найти
верный выход из нее.
При этом наибольшая
эффективность достигается
при взаимодействии
одного ассертивного
человека с другим таким
же человеком.
- Преднамеренный
обман. Это искажение
представления фактов,
полномочий или намерений.
Фальшивые факты выражаются
в ложных утверждениях.
Не позволяйте никому
использовать ваши сомнения
в личных целях; проверьте
факты, это значительно
снизит риск надувательства.
-
Сомнительные намерения.
Если намерения сомнительны,
включайте в соглашения (договоры)
пункты, обеспечивающие
выполнение обязательств.
- Неполное
раскрытие фактов не
является обманом. Нераскрытая
информация сужает взаимодействие
партнеров
- Психологическая
война. Такая тактика
направлена на то, чтобы
вы почувствовали себя
неуютно и чтобы у вас
появилось подсознательное
желание быстрее закончить
переговоры (создание
стрессовых ситуаций,
личные нападки). Например,
на вас нападают. Из
этой же компании вас
кто-то поддерживает.
Вы у него в долгу и соглашаетесь
на все его предложения,
раскрывая свои карты
на переговорах. Таким
образом, один занимает
жесткую позицию, другой -
мягкую. Уступка невелика,
а воспринимается как
одолжение. Один угрожает,
другой выручает. Это
манипуляция.
-
Угрозы. Это давление,
которое стимулирует
отрицательную реакцию
у партнера и затрудняет
ведение переговоров.
Сохраняя самообладание,
вы можете стать хозяином
положения:
-
взяв на себя
роль «родителя»,
заставьте партнера
оправдываться, выставив
его в роли «ребенка»;
-
взяв на себя
роль «родителя»,
постарайтесь дать
ненавязчивое поучение
или взглянуть
на конфликт с
позиций трюизма
- социально устоявшихся
нравственных норм:
«Все люди должны
понимать друг
друга», «Если человек
обещал - надо выполнять…».
При этом эффективно
использовать технологию
«Да, но…»;
-
отложите разговор
на другое время,
отодвинув тем
самым кульминацию
во времени, воспользуйтесь
тактикой отхода;
-
приняв на себя
роль неопытного
«ребенка», переведите
все в русло
случайности или
вседозволенности, а
если позволяет
ситуация, то в
шутку или флирт.
-
Предупреждение - более
законный метод. Реагировть
на угрозы можно только
в том случае, если они
реальны. Можно нейтрализовать
их с помощью ложных
угроз или совсем проигнорировать,
как не имеющие отношения
к делу : «Ваш голос записывается»,
«Какой номер вы набираете?».
-
Рассчитанная задержка.
Отложите дело, пока
не наступит благоприятный
момент для его решения.
Но ожидание благоприятного
времени - дорогостоящая
игра.
-
Постановка перед
твердым выбором:
«Берите или не
берите». Надо найти
варианты проигнорировать
это. Продолжайте говорить,
будто и не слышали предложения
или поменяйте тему
разговора. Не будьте
жертвой. Применяйте
уточняющие вопросы:
«как оценить это предложение?»,
«Как оценить это поведение?»,
«Ваша цель выражается
в достижении разумного
согласия?», «Что вы
подразумеваете под
понятием выгода?». (4,с.23)
Все
названные стили
поведения могут
быть как спонтанными,
так и сознательно
используемыми для
достижения желаемых
результатов при
разрешении межличностных
конфликтов.
Заключение
Таким
образом, можно выделить
следующие последствия
конфликта:
-
Конфликт является способом
обнаружения и фиксации
противоречия и проблем
в обществе, организации,
группе. Кроме того,
конфликт свидетельствует
о том, что эти противоречия
достигли уже большой
зрелости и необходимо
принимать неотложные
меры по их устранению.
Таким образом, всякий
конфликт выполняет
информационную функцию,
дает дополнительные
импульсы к осознанию
своих и чужих интересов
в противоборстве.
-
Конфликт является формой
разрешения противоречий.
Его развитие способствует
устранению тех недостатков
и просчетов и социальной
организации, которые
привели к конфликту.
-
Конфликт способствует снятию
социальной напряженности и
ликвидации стрессовой
ситуации, помогает
«выпустить пар», разрядить
обстановку и снять
накопившуюся напряженность.
-
Конфликт может
выполнять интегративную,
объединительную функцию. Перед
лицом внешней угрозы
группа использует все
свои ресурсы для сплочения
и противоборства с
внешним врагом. Кроме
того, сама задача решения
возникших проблем объединяет
людей. В поисках выхода
из конфликта вырабатываются
взаимопонимание и чувство
причастности к решению
общей задачи.
-
Разрешение конфликта
приводит к стабилизации
социальной системы, ибо
при этом ликвидируются
источники неудовлетворенности.
Стороны конфликта,
наученные «горьким
опытом», в будущем будут
больше расположены
к сотрудничеству, нежели
к конфликту. Помимо
этого, разрешение конфликта
может предотвратить
более серьезные конфликты,
которые могли бы иметь
место, если бы данный
конфликт не случится.
-
Конфликт интенсифицирует
и стимулирует групповое
творчество, способствует мобилизации
энергии для решения
стоящих перед субъектами
задач. В процессе поиска
путей разрешения конфликта
происходит активация
анализа трудных ситуаций,
разрабатываются новые
походы, идеи, инновационные
технологии и т.д.
-
Конфликт может
служить средством
выяснения соотношения
сил социальных групп
и общностей и тем самым
может предостеречь
от последующих более
разрушительных конфликтов.
-
Конфликт может
служить средством
для возникновения
новых норм общения между
людьми или помочь наполнить
новым содержанием старые
нормы. (2,с.12)
В любом
конфликте каждый участник оценивает
и соотносит свои интересы и интересы
соперника, задавая себе вопросы: что
я выиграю, что я потеряю, какое
значение имеет предмет спора
для соперника. На основе такого анализа
он сознательно выбирает ту или иную
стратегию поведения (уход, принуждение,
компромисс, уступка или сотрудничество).
Часто отражение этих интересов
происходит неосознанно, и тогда
поведение в конфликтном взаимодействии
насыщено мощным эмоциональным напряжением
и носит спонтанный характер.
Особое место в оценке моделей
и стратегий поведения личности
в конфликте занимает ценность для
нее межличностных отношений
с противоборствующей стороной. Если
для одного из соперников межличностные
отношения с другим соперником (дружба,
любовь, партнерство и т.д.) не представляют
никакой ценности, поведение его
в конфликте будет отличаться
деструктивным содержанием или
крайними позициями в стратегии
(принуждение, борьба, соперничество).
И наоборот, ценность межличностных
отношений для субъекта конфликтного
взаимодействия, как правило, является
существенной причиной конструктивного
поведения в конфликте или
направленности такого поведения на
компромисс, сотрудничество, уход или
уступку.
Принуждение
(борьба, соперничество). Тот,
кто выбирает данную стратегию поведения,
прежде всего исходит из оценки личных
интересов в конфликте как высоких, а интересов
своего соперника — как низких. Выбор
стратегии принуждения в конечном итоге
сводится к выбору: либо интерес борьбы,
либо взаимоотношения.
Выбор
в пользу борьбы отличается стилем
поведения, характерным для деструктивной
модели. При такой стратегии активно
используются власть, сила закона, связи,
авторитет и т.д. Она является
целесообразной и эффективной в
двух случаях. Во-первых, при защите
интересов дела от посягательств
на них со стороны конфликтной
личности. Например, конфликтная личность
неуправляемого типа часто отказывается
от выполнения непривлекательных заданий,
«сваливает» свою работу на других.
Во-вторых, при угрозе существованию
организации, коллектива. В этом случае
складывается ситуация «кто кого». Особенно
часто она возникает в условиях
реформирования предприятий и учреждений.
Нередко при реформировании организационно-штатной
структуры предприятия (учреждения)
предполагаемые «вливания» одних подразделений
в другие носят необоснованный характер.
И в этих случаях человек, отстаивающий
интересы таких подразделений, должен
занимать жесткую позицию.