Теория личности Юнга

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:26, реферат

Описание работы

Основные положения теории личности. По К. Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное и коллективное бессознательное. Определяющая роль в структуре личности отводится коллективному бессознательному, которое имеет врожденный характер и образуется из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов ("первичная модель", прообраз) — общих для всех людей направления идей, обобщенного опыта предков.

Работа содержит 1 файл

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ЮНГ.docx

— 49.84 Кб (Скачать)

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ЮНГ

    Основные  положения теории личности. По К. Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное и коллективное бессознательное. Определяющая роль в структуре личности отводится коллективному бессознательному, которое имеет врожденный характер и образуется из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов ("первичная модель", прообраз) — общих для всех людей направления идей, обобщенного опыта предков. Это не воспоминания или образы как таковые, а предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении некие универсальные стереотипы восприятия, мышления и действия в ответ на определенные события.

    Мозг  унаследован нами от предков и  является своеобразным органическим результатом  психических и нервных функций  всех наших предшественников. В нем  имеются следы, отпечатки основных путей, по которым издавна образовывались чувства и мысли всего человечества. При рождении, естественно, нет никаких  врожденных представлений, но мозг ребенка  имеет генетически закрепленную возможность определенным образом  функционировать и развиваться. Архетип как таковой отличается от его переработанных форм — от сказок, мифов и т.д. Архетип, как  полагает Юнг, —это отпечаток, форма без собственного содержания, которая определенным образом организует и направляет психические процессы. Его можно сравнить с руслом реки без воды, но если там потечет вода (психические процессы), то она направляется определенным образом и принимает форму русла.

    Архетипы  обнаруживаются у людей не только в сновидениях, но и в реальном творчестве. Они выступают как обобщенные образы опыта предков (герои народных сказок, мифы, фольклор, обряды, традиции) и в виде символов (крест, шестиконечная звезда Давида, буддийское "колесо жизни" и тому подобное).

    Количество  архетипов в коллективном бессознательном неограниченно. Первичные образы (архетип "матери", "героя", "дитя", "вражды братьев" и т.п.), трансформируясь в мотивы, заставляют человека вести себя в определенных ситуациях так, как это свойственно представителям всех культур. Главными архетипами являются собирательные образы матери и отца, а также архетип "Я" (Self).

Структура личности по юнгу

    В структуре личности Юнг выделяет Сознание, Индивидуальное бессознательное  и Коллективное бессознательное. В  структуре сознания —два слоя: "Я для других" (Персона) и "собственно Я" (Ego).

    Персона — самый поверхностный слой-маска  в структуре сознания (архетип  конформности). Она включает социальные роли, посредством которых человек представляет себя другим людям и обществу. Это наше публичное лицо. Здесь важное значение придается анализу различного рода символов покрытия себя (одежда), рода занятий (орудия труда, портфель) или социального статуса (автомобиль, дом, диплом). Все эти символы могут проявляться в сновидениях. Например, человек со "слабой" персоной может видеть во сне себя без одежды и даже без кожи. Социальные роли могут как подавлять индивидуальность, так и способствовать ее развитию.

    Однако  основную роль в сознательной жизни  человека играет не Персона, а более  глубокие слои сознания — Ego. Являясь одним из основных архетипов личности, Ego создает ощущение осознанной связанности и непрерывности течения мыслей, чувств и действий. Хотя Ego и возникает из бессознательного, но имеет только сознательное содержание, которое образовалось из личного опыта.

    Индивидуальное бессознательное складывается из переживаний, бьшших когда-то осознанными, а затем забытых и вытесненных из сознания. Оно включает в себя "Тень", "Аниму и Анимус", а также "Самость".

    Тень  — это то, что человек считает  низким и аморальным в себе, в  своей личности. Как Ego является центром сознания, так и тень является центром индивидуального бессознательного. Юнг понимает тень, в отличии от Фрейда, не как разрозненный вытесненный в бессознательное материал сознания, а как своеобразное целое — негативное Я. Тень часто переживается в снах как темная, примитивная, враждебная и отталкивающая фигура. Юнг предупреждает, что нужно почаще "вглядываться в себя", т.к. свою тень опасно не признавать. Она, являясь составной частью личности, подчеркивает присущую человеку амбивалентность: робкий в своем бессознательном храбр, храбрый—робок, добрый—зол, а злой—добрый. Тень своими корнями уходит в коллективное бессознательное и поэтому может дать ценный материал для Ego.

    Анима (у мужчин) и Анимус (у женщин) — это вытесненные из сознания нежелательные представления о себе как о мужчине или женщине. Таким образом, Анима — женское начало в мужчине, а Анимус — мужское начало в женщине. Юнг полагает, что эти образы являются собирательными бессознательными образами (архетипами) женщины или мужчины как таковых и оказывают влияние на выбор супругов, проявляются в сновидениях и фантазиях. Мать для мальчика и отец для девочки оказывают значительное влияние на развитие Анимы и Анимуса.

Центральным архетипом  индивидуального бессознательного является "Самость" (Self). Самость — это внутренний руководящий фактор целостной личности, некая "идеальная личность". Юнг убежден, что сознание и бессознательное не противостоят, а дополняют друг друга. Их динамическое равновесие, примирение полярностей и есть целостная личность, объединенная самостью. Развитие самости — главная цель жизни человека, однако большинству людей их самость не знакома, она у них не развита, и они считают центром личности Ego. Архетип самости не реализуется до тех пор, пока не наступит гармонизация всех аспектов души, а к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Однако развитие самости не означает растворение и исчезновение Ego. Оно продолжает оставаться центром сознания, но уже понимается в связке с самостью, объединяющей сознательные и бессознательные психические процессы. Самость часто символизируется в снах или образах безлично — как точка, круг или божество. Процесс установления связей между Ego и Самостью — это процесс развития человека, его индивидуализации и самореализации. Нарушения в динамическом равновесии сознания и бессознательного проявляются неврозами. Аналитическая терапия направлена на оптимизацию взаимодействия сознания и бессознательного. Устранение отдельного симптома болезни к выздоровлению не приводит, т.к., убрав один симптом, взамен получаем новые. Их первопричина — эмоциональный "комплекс", и он должен являться мишенью для лечебного воздействия. Чтобы корректировать "комплекс", необходимо "извлечь" его из бессознательного, переосознать его и изменить эмоциональный знак —поменять направление аффекта. Психологическая коррекция эффективна, если происходит одновременно коррекция как "тени", так и "персоны".

2.1 Личность как триединство

Фрейд считал, что психика  состоит из трех слоев - сознательного ("Сверх-Я"), предсознательного ("Я") и бессознательного ("Оно"), в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного по мнению Фрейда не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий. В бессознательном слое располагается одна из структур личности - "Оно", которая фактически является энергетической основой личности. "Оно" - бессознательное (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. В "Оно" содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных инстинкта - инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между инстинктами, как правило, происходит с бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается, как правило, одновременным действием обеих этих сил.

С точки зрения Фрейда инстинкты являются каналами, по которым  проходит энергия, формирующая  нашу деятельность. Либидо (см. приложение), о котором так  много писал и  сам Фрейд и  его ученики и  является той специфической  энергией, которая  связана с инстинктом жизни. Для энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии Фрейд не дал собственного имени, но постоянно  говорил о ее существовании. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые  человек не смог по тем или иным причинам реализовать в  своей деятельности вытесняются им в  бессознательное, наполняя его содержание.

Вторая  структура личности - "Я" по мнению Фрейда также  является врожденной и располагается  как в сознательном слое, так и в  предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое "Я", хотя это может быть для нас и не легким делом. Если содержание "Оно" расширяется, то содержание "Я", наоборот сужается, так как ребенок рождается по выражению Фрейда с "океаническим чувством я", включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое "Я" до своего тела, сужая, таким образом, объем "Я". Третья структура личности - "Сверх-Я" не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием "Сверх-Я". В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

Первое на что специально обращает внимание С. Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических  процессов от личности.  
По мнению автора, это выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их  
индивидуальных, т. е. личностных особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.  
Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития  
личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок,  
интересов, ценностных ориентации, но и приводит к смене чувств, волевой жизни. Как болезнь (ее протекание) оказывает влияние на существенные  
изменения в личности больного, так и личностные изменения в ходе ее развития приводят к изменениям в психических процессах (познавательных,  
аффективных, волевых).  
В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами,  
а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Так, восприятие в ходе  
развития личности превращается в более или менее сознательно регулируемый процесс наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется  
сознательным запоминанием. Внимание в своей специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление – это совокупность операций,  
сознательно направляемых человеком на решение задач. Исходя из данного контекста вся психология человека является психологией личности.  
Следующее важное для психологической концепции личности положение состоит в том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через  
внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий. Раскрывая это положение, С. Л. Рубинштейн  
отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся, – от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, – тем более сложной становится  
внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним». Именно это методологическое  
положение, выведенное С. Л. Рубинштейном, делает понятным хорошо известную формулу: «личностью не рождаются – ею становятся». Действительно,  
каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в свойства личности. Поэтому психические  
свойства личности – не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности.  
Так, для понимания психологии личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна становятся важными следующие положения:  
1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются; 2)  
психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности; 3)  
процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:  
-чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и  
идеалах; -что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности, -что личность есть, что из его тенденций и установок  
вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.  
Выделив эти аспекты психического облика личности, С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены, что в конкретной  
деятельности они сплетены в единое целое. Направленность личности, ее установки, порождая в однородных ситуациях определенные поступки, переходят  
затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств. Наличие же интересов к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в  
этом направлении, а наличие способностей, обусловливая успешную работу, стимулирует интерес к ней.  
Также тесно связаны между собой способности и характер. Наличие способностей порождает у человека уверенность в себе, твердость и решительность или,  
напротив, самомнение или беспечность. Равно и свойства характера обусловливают развитие способностей, поскольку способности развиваются  
посредством их реализации, а это в свою очередь зависит от свойств характера – целеустремленности, настойчивости и т. п. Таким образом, в реальной  
жизни все стороны, аспекты психического облика личности, переходя друг в друга, образуют неразрывное единство.  
Источник: Аверин В.А. Психология личности 

Структура личности по Платонову

Подход Платонова  понимает под личностью некую  биосоциальную иерархическую структуру. Выделил следующие подструктуры: направленность, опыт{знание, умение, навыки}; индивидуальные особенности различных форм отражения {ощущение, восприятие, память}, и, наконец, объединенные свойства поведения. Недостаток: общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических и социально обусловленных особенностей.

I. Знания, умения, навыки - являются основополагающими звеньями определяющими трудовую деятельность человека. В процессе труда не только рождается продукт труда Iа, но и он сам формируется в труде. В трудовой деятельности - взаимосвязь II и III.

II. Восприятие - осознание  чувственно данного предмета  и явления.

Ощущение - отражение  отдельного чувстенного качества.

Память - психический  процесс это запись, сохранение и  последующее воспроизведение прошлого опыта.

Мышление - процесс  познавательной деятельности, характеризующийся  опосредованным и обобщенным отражением действительности.

III. Темперамент - индивидуально своеобразное свойство  психики определяющее динамику психической деятельности человека, которые везде проявляются в одинаковой мере.

Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся в деятельности и общении.

Теории  поведения личности в конфликте

Основные модели поведения  личности в конфликтном взаимодействии.

В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую. Основные модели поведения личности в конфликте:

Конструктивная. Стремится уладить конфликт; Нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна.

Деструктивная. Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.

Конформистская. Пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов.

Информация о работе Теория личности Юнга