Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:26, реферат
Основные положения теории личности. По К. Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное и коллективное бессознательное. Определяющая роль в структуре личности отводится коллективному бессознательному, которое имеет врожденный характер и образуется из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов ("первичная модель", прообраз) — общих для всех людей направления идей, обобщенного опыта предков.
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ЮНГ
Основные
положения теории личности. По К. Юнгу,
психика человека включает три уровня:
сознание, личное и коллективное бессознательное.
Определяющая роль в структуре личности
отводится коллективному
Мозг
унаследован нами от предков и
является своеобразным органическим результатом
психических и нервных функций
всех наших предшественников. В нем
имеются следы, отпечатки основных
путей, по которым издавна образовывались
чувства и мысли всего
Архетипы обнаруживаются у людей не только в сновидениях, но и в реальном творчестве. Они выступают как обобщенные образы опыта предков (герои народных сказок, мифы, фольклор, обряды, традиции) и в виде символов (крест, шестиконечная звезда Давида, буддийское "колесо жизни" и тому подобное).
Количество архетипов в коллективном бессознательном неограниченно. Первичные образы (архетип "матери", "героя", "дитя", "вражды братьев" и т.п.), трансформируясь в мотивы, заставляют человека вести себя в определенных ситуациях так, как это свойственно представителям всех культур. Главными архетипами являются собирательные образы матери и отца, а также архетип "Я" (Self).
Структура личности по юнгу
В структуре личности Юнг выделяет Сознание, Индивидуальное бессознательное и Коллективное бессознательное. В структуре сознания —два слоя: "Я для других" (Персона) и "собственно Я" (Ego).
Персона
— самый поверхностный слой-
Однако основную роль в сознательной жизни человека играет не Персона, а более глубокие слои сознания — Ego. Являясь одним из основных архетипов личности, Ego создает ощущение осознанной связанности и непрерывности течения мыслей, чувств и действий. Хотя Ego и возникает из бессознательного, но имеет только сознательное содержание, которое образовалось из личного опыта.
Индивидуальное бессознательное складывается из переживаний, бьшших когда-то осознанными, а затем забытых и вытесненных из сознания. Оно включает в себя "Тень", "Аниму и Анимус", а также "Самость".
Тень — это то, что человек считает низким и аморальным в себе, в своей личности. Как Ego является центром сознания, так и тень является центром индивидуального бессознательного. Юнг понимает тень, в отличии от Фрейда, не как разрозненный вытесненный в бессознательное материал сознания, а как своеобразное целое — негативное Я. Тень часто переживается в снах как темная, примитивная, враждебная и отталкивающая фигура. Юнг предупреждает, что нужно почаще "вглядываться в себя", т.к. свою тень опасно не признавать. Она, являясь составной частью личности, подчеркивает присущую человеку амбивалентность: робкий в своем бессознательном храбр, храбрый—робок, добрый—зол, а злой—добрый. Тень своими корнями уходит в коллективное бессознательное и поэтому может дать ценный материал для Ego.
Анима (у мужчин) и Анимус (у женщин) — это вытесненные из сознания нежелательные представления о себе как о мужчине или женщине. Таким образом, Анима — женское начало в мужчине, а Анимус — мужское начало в женщине. Юнг полагает, что эти образы являются собирательными бессознательными образами (архетипами) женщины или мужчины как таковых и оказывают влияние на выбор супругов, проявляются в сновидениях и фантазиях. Мать для мальчика и отец для девочки оказывают значительное влияние на развитие Анимы и Анимуса.
Центральным архетипом
индивидуального
Первое на
что специально обращает внимание С.
Л. Рубинштейн, приступая к характеристике
личности, это зависимость психических
процессов от личности.
По мнению автора, это выражается, во-первых,
в индивидуально-дифференциальных различиях
между людьми. У разных людей, в зависимости
от их
индивидуальных, т. е. личностных особенностей
имеются различные типы восприятия, памяти,
внимания, стили умственной деятельности.
Во-вторых, личностная зависимость психических
процессов выражается в том, что сам ход
развития психических процессов зависит
от общего развития
личности. Смена жизненных эпох, через
которые проходит каждая личность и происходит
ее развитие, приводит не только к смене
жизненных установок,
интересов, ценностных ориентации, но
и приводит к смене чувств, волевой жизни.
Как болезнь (ее протекание) оказывает
влияние на существенные
изменения в личности больного, так и личностные
изменения в ходе ее развития приводят
к изменениям в психических процессах
(познавательных,
аффективных, волевых).
В-третьих, зависимость психических процессов
от личности выражается в том, что сами
эти процессы не остаются независимо развивающимися
процессами,
а превращаются в сознательно регулируемые
операции, т. е. психические процессы становятся
психическими функциями личности. Так,
восприятие в ходе
развития личности превращается в более
или менее сознательно регулируемый процесс
наблюдения, а непроизвольное запечатление
сменяется
сознательным запоминанием. Внимание
в своей специфически человеческой форме
оказывается произвольным, а мышление
– это совокупность операций,
сознательно направляемых человеком на
решение задач. Исходя из данного контекста
вся психология человека является психологией
личности.
Следующее важное для психологической
концепции личности положение состоит
в том, что любое внешнее воздействие действует
на индивида через
внутренние условия, которые у него уже
сформировались ранее, также под влиянием
внешних воздействий. Раскрывая это положение,
С. Л. Рубинштейн
отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся,
– от неорганической природы к органической,
от живых организмов к человеку, – тем
более сложной становится
внутренняя природа явлений и тем большим
становится удельный вес внутренних условий
по отношению к внешним». Именно это методологическое
положение, выведенное С. Л. Рубинштейном,
делает понятным хорошо известную формулу:
«личностью не рождаются – ею становятся».
Действительно,
каждый вид психических процессов, выполняя
свою роль в жизни личности, в ходе деятельности
переходит в свойства личности. Поэтому
психические
свойства личности – не изначальная данность;
они формируются и развиваются в ходе
деятельности.
Так, для понимания психологии личности,
с точки зрения С. Л. Рубинштейна становятся
важными следующие положения:
1) психические свойства личности в ее
поведении, в действиях и поступках, которые
она совершает, одновременно и проявляются,
и формируются; 2)
психический облик личности во всем многообразии
ее свойств определяется реальным бытием,
образом жизни и формируется в конкретной
деятельности; 3)
процесс изучения психического облика
личности предполагает решение трех вопросов:
-чего хочет личность, что для него привлекательно,
к чему он стремится? Это вопрос о направленности,
установках и тенденциях, потребностях,
интересах и
идеалах; -что может личность? Это вопрос
о способностях, о дарованиях человека,
о его одаренности, -что личность есть,
что из его тенденций и установок
вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось
в качестве стержневых особенностей личности.
Это вопрос о характере.
Выделив эти аспекты психического облика
личности, С. Л. Рубинштейн подчеркивал,
что они взаимосвязаны и взаимообусловлены,
что в конкретной
деятельности они сплетены в единое целое.
Направленность личности, ее установки,
порождая в однородных ситуациях определенные
поступки, переходят
затем в характер и закрепляются в нем
в виде свойств. Наличие же интересов к
определенной области деятельности стимулирует
развитие способностей в
этом направлении, а наличие способностей,
обусловливая успешную работу, стимулирует
интерес к ней.
Также тесно связаны между собой способности
и характер. Наличие способностей порождает
у человека уверенность в себе, твердость
и решительность или,
напротив, самомнение или беспечность.
Равно и свойства характера обусловливают
развитие способностей, поскольку способности
развиваются
посредством их реализации, а это в свою
очередь зависит от свойств характера
– целеустремленности, настойчивости
и т. п. Таким образом, в реальной
жизни все стороны, аспекты психического
облика личности, переходя друг в друга,
образуют неразрывное единство.
Источник: Аверин В.А. Психология личности
Подход Платонова понимает под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Выделил следующие подструктуры: направленность, опыт{знание, умение, навыки}; индивидуальные особенности различных форм отражения {ощущение, восприятие, память}, и, наконец, объединенные свойства поведения. Недостаток: общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических и социально обусловленных особенностей.
I. Знания, умения, навыки
- являются основополагающими
II. Восприятие - осознание чувственно данного предмета и явления.
Ощущение - отражение отдельного чувстенного качества.
Память - психический
процесс это запись, сохранение и
последующее воспроизведение
Мышление - процесс познавательной деятельности, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности.
III. Темперамент -
индивидуально своеобразное
Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся в деятельности и общении.
Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии.
В литературе выделяют
три основные модели поведения личности
в конфликтной ситуации: конструктивную,
деструктивную и
Конструктивная. Стремится уладить конфликт; Нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна.
Деструктивная. Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.
Конформистская. Пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов.