Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:16, реферат
Целью данной работы является изучение идеального государства Платона, рассмотрение основных положений его воззрений на основе произведений философа.
В процессе изучения данной темы я использовал научную и публицистическую литературу, а так же информационные интернет-источники.
1. Введение 2
2. Жизнь Платона 3
3. Идеальное государство Платона 3
4. Заключение 10
5. Список литературы 11
Московский государственный технический университет
«МАМИ»
Кафедра
«Философия и психология»
Реферат
по философии
Тема:
Теория государства
Платона
Выполнил: студент гр. 1-ЭФМнк-8
Цыганов
С.М.
Руководитель:
к. ф. н. Торопыгина М. В.
Москва
- 2011
Содержание:
1. Введение 2
2. Жизнь Платона 3
3. Идеальное государство Платона 3
4. Заключение 10
5.
Список литературы
11
1. Введение
Актуальность:
В истории мировой культуры Платон – великий человек. Он жил в
Древней
Греции, но как деятель – философ, учёный,
писатель относится ко всему человечеству.
Его вклад в философию мира огромен. И
каждый человек, начинающий изучение философии,
обязательно соприкоснется с деятельностью
Платона. Поэтому изучение данной темы
является весьма актуальным для современной
молодежи. Актуальность подчеркивается
важностью изучения философских основ
на гуманитарных специальностях в ВУЗах.
Люди стали проявлять к ним все больший
и больший интерес. И теория государства
Платона не обходят стороной.
Цель:
Целью данной работы является изучение идеального государства Платона, рассмотрение основных положений его воззрений на основе произведений философа.
В процессе
изучения данной темы я использовал научную
и публицистическую литературу, а так
же информационные интернет-источники.
2. Жизнь Платона
Платон появился на свет в 427г. до н.э. При рождении он был назван Аристоклом. Платоном назвал его учитель гимнастики то ли из-за широты плеч, то ли из-за широты лба, так как «платос» по-гречески – «широкий». При рождении Платона были слухи, будто он рожден не от своего отца, а от бога Аполлона. Поэтому еще с детства ему приписывались особые дарования.
Платон в юности начал увлекаться поэзией.
В возрасте двадцати лет, когда Платон
воспринял влияние Сократа,
он бросил поэзию и принял решение
посвятить себя философии. С этого
момента он стал одним из восторженных
слушателей и воспитанников Сократа.
После казни учителя в 399г. до н.э. Платон
с другими учениками Сократа
покинул Афины из-за соображений безопасности.
Сократа обвиняли в атеизме и в
развращении молодежи.
3.Идеальное государство Платона
В предоставленной работе рассматриваются основные положения общественно-политических воззрений Платона на образе анализа одного из наиболее значимых творений философа – диалог ‹‹Государство››.
Освещая в собственном труде проект идеального, справедливого государства, Платон исходит из того соответствия, которое есть между космосом в целом, государством и отдельной человечной душой. Трём началам человечной души – разумному, яростному и вожделеющему – подобны в государстве три похожих начала – совещательное, защитное и деловое, а этим последним подходят три сословия – правителей, воинов и производителей.
По его теории государство появляется потому, что человек не может удовлетворить свои основные потребности. Данная глубокая мысль подразумевается в исходном Платона определении государства: ‹‹Испытывая нужду во многом, люди собираются вместе, чтобы жить сообща и оказывать друг другу содействие: такое совместное поселение и получает название государства››.
Через изучение нуждающихся человеческих потребностей (в добыче еды, в жилье и т. д.) и форм их удовлетворения благодаря труду Платон прибывает к мысли о делении труда в качестве основы государства. Для обеспечения справедливости в государствах надо добиться иерархического подчинения различных начал в интересах целого. То есть люди, умеющие рассуждать (философы) должны были господствовать, войны – вооружены защитой и быть в подчинении господствующих, а вместе эти оба начала управлять вожделеющими (земледельцами и ремесленниками).
Также воспитание в идеальном государстве является главной целью поддержание иерархии сословий. Платон настойчиво выступает за распространение среди населения идеального государства ‹‹благородного вымысла о том, что все они являются детьми матери-земли, поэтому должны охранять и заботиться о своей стране, а к другим гражданам относиться как к братьям».
Вся бытовая жизнь стражей организуются на началах солидарности, общности, равноправия. Стражам запрещалось обладать частной собственностью и пользоваться золотом. Мужчины и женщины в идеальном государстве равны в правах и возможностях. Хотя женщина, по своей природе, слабее мужчины, она имеет право принимать участие во всех делах, не исключая даже философию. Становясь стражами, женщины воспитывались так же, как и мужчины. Примером воспитания для Платона являлись спартанцы и критяне.
Также идеальное государство предусматривает введение для стражей общности жён и детей. Законом для стражей является то, что ‹‹все жёны стражей должны быть общими. И дети должны быть общими, и пусть родители не знают своих детей, а дети – родителей››. Связь между мужчиной и женщиной, которую Платон называет браком, отводится под наблюдением правителей, задача которых – чтобы лучшие были с лучшими, а худшие – с худшими. При этом сохранению и дальнейшему воспитанию подлежат дети, родившиеся от наилучших родителей; этих детей забирают у родителей и относят в ясли к кормилицам. Детей, рожденных от худших родителей или имеющих телесные недостатки спрячут в недоступном, тайном месте. Образцом для подражания у Платона были обычаи воспитания в Спарте: жизнь слабого ребёнка никому не была нужна.
Развитие детей у членов двух первых сословий возлагается на государство, включающее в себя гимнастические и мусические занятия. Лучше всего проявлялся афинский пример воспитания – калокагатия, который означал, что человек обязан объединить в себе физическую красоту идеального тела и внутреннее нравственное великодушие.
Отрицая персональную семью у правителей и стражей, Платон хочет превратить всех их в членов единой правящей семьи. Вопросы по поводу быта, брака да и всей жизни людей в общем третьего сословия он решает оставить на долю властей идеального государства. Кроме этого, в плане идеального режима отсутствует сословие рабов.
Признавая свободу всех членов трёх сословий, Платон постоянно говорит, что главной целью разрабатываемого государства является благо всех сословий. ‹‹Мы создаем это государство, вовсе не имея в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоёв его населения, но, наоборот, хотим сделать таким всё государство в целом…››. Причём счастье прекрасного целого – это не обычно-человеческое ‹‹хорошо››, а философско-политическое ‹‹справедливо››.
Похваливая умеренность и средний достаток, Платон критикует крайности бедности и богатства. Кроме негативных результатов в хозяйственно-финансовом отношении, еще и в нравственном плане крайности бедности и богатства неполноценны: богатство ведёт к лени, а бедность – к злым действиям. Платон полагает, что предлагаемые им действия отстраняют проблему раскола государства на государство бедных и богатых и устраняют тем самым причину внутренней войны. Для Платона очень важно озарить совершенную действительность государства и показать, что эталон идеального государства на небесах существует и в идеальной действительности.
Главным устройством идеального государственного аппарата Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона политическим, экономическим и общественным содержанием. Верховенство справедливости собирает вместе самые разнообразные части государства в единое целое. Тем не менее, справедливость это всего лишь одно из четырёх достоинств идеального государства. А эти достоинства в государстве будут тогда, когда будут в государстве те, кто сможет их носить.
Истинные философы, объясняет Платон в ‹‹Государстве››, не стремятся к власти, но их правление нужно для блага всего остального и целого в государстве. Философов отличает от других людей то, что их страстно тянет к познанию, правдивости, решительному неприятию какой-нибудь лжи, ненависти к ней и любви к истине. Основная способность философской личности – способность к наблюдению, захватывающему всё время и бытие.
Платон характеризует разрабатываемое совершенное государство как правление наилучших и благородных.
Какова же судьба идеального государства, если всё же получится его создать? Анализируя эти вопросы, Платон пишет: ‹‹Трудно поколебать государство, устроенное таким образом. Но раз всему, что возникло, приходит конец, то даже и такой строй не сохранится вечно и подвергнется разрушению››. В связи с проблемой неминуемой деградации и крушению идеального государства, Платон предлагает свою концепцию закономерной смены разнообразных государственных форм как круговращение внутри определённого цикла. Философ подытожил личный общественный опыт, предложив закон исторического развития. В соответствии этому закону, ‹‹всякое социальное изменение является гниением, распадом или вырождением. С точки зрения Платона, это фундаментальный исторический закон составляет часть космического закона – закона существования всех созданных вещей››. На смену безупречному аристократическому государству поочерёдно исходят четыре ошибочных и порочных вида. Причиной порчи идеального режима является появление частной собственности и рабовладение. Взамен разумному началу в государстве воцаряется господство яростного духа – это тимократия. Это власть, основой которой является соперничество и честолюбие. Такое государство будет всегда воевать. Из-за войн и разногласий тимократическое государство модифицируется в олигархию (из-за больших богатств у частных лиц). Это государственный строй, специализирующийся на имущественном цензе, то есть власть имеют только богатые, а бедные ни имеют никакого шанса на правление. Ненависть бедных к богатым приводит к перевороту в государстве и принятию демократии. Платон оценивает демократию, как систему приятную и разнообразную, но не имеющую должного управления. Господство свойственных толпе неправильных мнений при демократии приводит к потере нравственных устоев и переоценке ценностей. Демократия, по Платону, сводит людей с ума своей свободой и из неё вырастает её противоположность – тирания. Тирания – наихудший вид государственного устройства, где господствуют беззаконие, истребление выдающихся людей – потенциальных противников, подозрения в свободных мыслях и многочисленные казни под придуманным предлогом предательства. Разоблачение преступлений тирании относится к числу лучших постов в ‹‹Государстве››, где критика Платона тиранического правления крайне острая и выразительная.
Платон создает такой строй, где все действия правителей согласовываются с действиями справедливых законов. Так как совершенное государство основывается на началах законности, а не на усмотрениях правителей, то они призваны ввести необходимые новые законы в соответствии с нуждами в границах идеального проекта.
Платон признаёт, что его проект идеального государства труден, но вполне выполним.
Поскольку Платон построил модель идеального государства, которого до этого не было, диалог ‹‹Государство›› в литературном понятии называется утопией. Утопия Платона – глубокий философский труд. Для того чтобы изобразить картины наилучшего государственного строя, надо представлять себе все недостатки государства современного. Платон также предлагал решение насущных проблем. Утопия Платона – не концепция персональной свободы граждан, а концепция всеобщей свободы – свободы государства в целом. Но все-таки Платон использует человека для жертвоприношения государству. Он осознал характерную для античного государства связь индивидуального с целым, взаимосвязь личности и целого, обусловленность индивидуума государством. Осмыслив эту связь, Платон превратил её в норму, задуманную им для проекта идеального социально-политического аппарата.
В идеальном
государстве Платона все
Однако эти формы имеют тенденцию превращаться в своих двойников: монархия – в тиранию, аристократия – в олигархию, демократия – в демагогию. Эти превращения могут появиться из-за того, что правители склонны становиться эгоистами и только заботиться о своих интересах, а не об интересах граждан. Фактором превращения становится чрезмерная свобода. Но если государство сможет сохранить нравственность граждан, то наилучшим результатом окажется первая форма – монархия. Если нравственность будет утрачена, то наилучшей будет третья – демократия. Она в малой доле дает гарантии на минимум свободы в качестве утешения и перспективы в будущем. В конце концов, в общем случае наилучшей формой прибывает аристократия: она в наибольшей степени соответствует идеальному государству, поскольку она может дать власть «лучшим». Именно ее философ возлагает в основу своего проекта идеального государства. Наилучшими правителями являются те, кто может разумно отказаться от своих пристрастий, кто стремится к справедливости, любит свою державу, т.е. философы. Такое мотивы двигают Платона к его стремлению изобразить образ идеального государства.