Теория анархизма. Её суть и основные направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 12:37, реферат

Описание работы

В социологической науке власть рассматривается, как неотъемлемая часть общества, «функция, необходимый элемент социальной системы».
Политические институты, обеспечивающие установление и поддержание политической власти, являются важнейшими социальными институтами. Государство же среди социальных институтов один из главных, который контролирует общественную жизнь и определяет общественные нормы. Отличием государства от всех прочих форм коллективности в том, что лишь оно, обладая политической властью, имеет право создавать законы для регулирования и сохранения собственности для пользы всего общества или отдельной группы людей, стоящих во главе.

Содержание

Введение
1. Происхождения анархизма
2. Суть анархизма и его базовые принципы
3. Основные направления анархизма
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

джигурдология.docx

— 30.86 Кб (Скачать)

  5) Принцип  разнообразия.

  Можно сказать, что разнообразие - это более экологичная  форма организации, которая подразумевает  индивидуализированный подход к  производству и потреблению. Сторонники анархизма полагают, что общественные организации, сформировать по усмотрению представителей общества, более эффективно удовлетворяют интересы людей. Когда  человеческая жизнь основывается на разнообразии, взаимодействия людей  более естественны и непосредственны. Кроме того, разнообразие приводит к практической невозможности контроля отдельных людей. С другой стороны нельзя идеализировать понятие разнообразия, так как оно имеет место и в капиталистическом обществе, что порождает пресловутое «общество потребления», которое как раз наоборот облегчает осуществление власти государством и капитализмом, и, кроме того, способствует всё более стремительному исчезновению природных ресурсов.

  Анархизм  возможен только при так называемой «пространственной неопределённости», то невозможности тотального контроля сверху. К сожалению, развитие современных  технологий ведет к усилению данного  контроля, исключая возможности формирования такого строя, как анархизм. Между  тем, в сообществе свободных технологий есть другая неопределённость: между  заказчиком и потребителем товара. Так что в этом смысле существование  анархизма вполне возможно в современных  условиях.

  6) Принципы  равенства и братства.

  Равенство означает отсутствие иерархической  системы, предоставление всем людям  одинаковых возможностей удовлетворения своих личных потребностей в искусстве, творчестве, продуктах труда, а также  равного доступа ко всем общественным благам, в том числе последним  достижениям науки и техники.

  Братство  же подразумевает равенство всех людей, невозможности доминирования  интересов и потребностей одних  людей над другими.

  3. Основные направления  анархизма

  Анархо-индивидуализм.

  Основоположников  современного анархо-индивидуализма считается  философ XIX века Макс Штирнер.

  Анархистский  индивидуализм настаивает на идее о  том, что «индивидуальная совесть  и преследование личного интереса не должны быть ограничены никаким  коллективом или органом государственной  власти».

  Анархо-индивидуализм  поддерживает понятие частной собственности. Это радикально отличает индивидуалистов  от социалистов, коллективистов, коммунистов, коммунитаристов, выступающих против данного подхода. Причём одни из них  борются за коллективное владение собственностью, а другие и вовсе отрицают понятие  собственности. Принципы анархо-индивидуализма развивались Максом Штирнером, Бенджаменом  Таккером, Генри Дэвидом Торо, отчасти  Алексеем Боровым, Мюрреем Ротбардом  и др.

  Мутуализм.

  Мутуализм зародился в XVIII веке в массовых движениях  английских и французских рабочих - ещё до того как они оформились в анархические течения (что было связано с работами Пьера Жозефа Прудона во Франции и других теоретиков - в Соединенных Штатах). Прудоновские идеи были расспространены Шарлем Дана, анархо-индивидуалистами в Соединенных  Штатах, включая Бенджамена Таккера  и Уильяма Батчельдера Гриине .

  В основе мутуалистского анархизма лежит  принцип взаимопомощи, свободы ассоциаций, добровольный контракт, федерализм, а  также кредиты в денежной реформе. Согласно Гриине, в мутуалистской системе каждый рабочий получал бы справедливую плату за его работу.

  Социальный  анархизм.

  Социальный  анархизм является одним из двух основных направлений анархизма, также как  индивидуалистический анархизм. Понятие  социального анархизма включает в себя коммунитаристские формы  анархизма, которые базируются на сотрудничестве, кооперации и взаимопомощи, отказе от частной собственности на средства производства и капиталистических  отношений. К социальному анархизму  причисляют анархо-коллективизм, анархо-коммунизм, либертарный социализм, анархо-синдикализм, социальную экологию и, отчасти, мутуализм.

  Коллективистский  анархизм.

  Коллективистский  анархизм, еще носящий название революционного социализма, считается революционным  направлением анархизма, обычно связываемым  с именами Михаила Бакунина и  Иоганна Моста. В отличие от сторонников  мутуализма, коллективистские анархисты  являются противниками всех форм частной  собственности на средства производства, считая, что такая собственность  должна быть коллективизированна. Согласно концепции анархо-коллективистов, к  этому может привести только революционный  путь, который зародится в актах  насилия небольших революционных  групп, что должно революционизировать  рабочие массы, которые коллективизируют средства производства. Однако, при  этом, коллективизация не должна затрагивать  сферу распределения доходов, поскольку  заработная плата должна будет выплачиваться  рабочим в соответствии с затраченным  на работу временем. Это положение  было подвергнуто критике анархо-коммунистами, поскольку такая система «поддерживает  систему наемного труда». Коллективистский анархизм появился в то же время, что  и марксизм, но был противником  марксистской идеи о диктатуре пролетариата, несмотря на декларируемую марксистами  цель создания коллективистского безгосударственного  общества.

  Анархо-коммунизм.

  Убеждение анархо-коммунистов заключается  в возможности истинной свободной  формы социальной организации только при условии общества, состоящем  из самоуправляющихся коммун и общин, в которых организовано коллективное использование средств производства, внутри которых действует принцип  прямой демократии.

  Однако, некоторые  анархо-коммунисты являются противниками прямой демократии, рассматривая ее как  потенциальную преграду свободе  личности и благосклонность к  демократии согласия. Они видят в  этих отношениях иерархические начала, власть и основы для воссоздания  государственности. Поскольку при  анархистском коммунизме происходит ликвидация денежной системы, труд людей не будет  напрямую, но при этом люди будут  иметь свободный доступ ко всем ресурсам и излишкам, произведенным коммуной. Согласно анархо-коммунистической концепции  Петра Кропоткина и более поздним  идеям Мюррея Букчина, вся необходимая  работа будет выполняться людьми добровольно с осознанием выгоды общественного владения предприятиями и взаимопомощи.

  Анархо-синдикализм.

  Анархо-синдикализм  занял свое особое место в течениях анархической мысли, возникнув в  начале XX века. Это направление сосредотачивает  свое внимание на рабочем движении. Синдикалисты представляют рабочие  профсоюзы, как силу, осуществляющую радикальные социальные изменения  в общественной жизни. Как и анархо-коммунисты, подавляющее большинство анархо-синдикалистов  стремятся к отказу от системы  наемного труда и частной собственности. Они видят в средствах производства одни из важнейших причины разделения общества на собственников и наемных  работников.

  Основными принципами, лежащими в основе анархо-синдикализма, являются рабочая солидарность, прямое действие, самоуправление рабочих. Эти  принципы допустимы и в других течениях анархизма, так что анархо-синдикалистами часто являются анархо-коммунисты или  анархо-коллективисты.

  Ведущим анархо-синдикалистским теоретиком первой половины XX века был Рудольф  Роккер. Его брошюра 1938 года «Anarchosyndicalism»  называла предпосылки возникновение  движения, его основные задачи и  роль рабочего движения в будущем.

  Постклассический  анархизм.

  Постанархизм является синтезом классической анархистской теории и постструктурализма, получившим развитие благодаря Солу Ньюману. Основы постклассического анархизма также закладывались такими теоретиками, как Тодд Мэй (Todd May), Жиль Делез и Феликс Гваттари. Это направление включает в себя широкий диапазон идей, в том числе постмодернизм, автономистский марксизм, постлевый анархизм, ситуационизм и постколониализм.

  Анархо-капитализм.

  Анархо-капитализм «основывается на вере в свободное  владение частной собственностью, отрицании  любой формы правительственной  власти или [ее] вмешательства, и поддержке  конкурентоспособного свободного рынка  как главного механизма для социального  взаимодействия».

  Сторонники  анархо-капиталистического общества выдвигают  идею свободных рыночных отношений, завязанных на добровольных началах, способствующих становлению такого социального  устройства, при котором будет  стабильный санкционированный законом  правопорядок, защита и инфраструктура, организованная через коммерческую конкуренцию, организации, занимающиеся благотворительностью, и свободно создаваемые  ассоциации, но отсутствует государственная  власть.

  Впервые термин «анархо-капитализм» был  использован Ротбардом в 1960-ые годы в Соединенных Штатах.

  Анархо-капитализм испытал на себе влияние таких  прорыночных теоретиков, как Молинари, Фредерик Бастиа и Роберт Нозик, а  также американских теоретиков индивидуализма, таких как Бенджамен Таккер и Лизандр Спунер.

  Анархо-феминизм.

  Анархо-феминизм является синтезом радикального феминизма  и анархизма. Это направление  выступает против существующей государственнической системы и патриархата, как ее фундаментального проявления. Анархо-феминизм зарождается в конце XIX века благодаря  работам Люси Парсонс, Эммы Гольдман и Вольтерианы де Клер и др. Анархо-феминистки являются противниками традиционно  сложившихся концепций семейных отношений, образования и гендерных  ролей.

  Анархо-феминистки рассматривают патриархат как основополагающую общественную проблему и считают, что  феминистская борьба против дискриминации  по половому признаку и патриархата - весьма существенный компонент анархистской борьбы против государственности и  капитализма. Сьюзан Браун, выражая  свою точку зрения, говорила, что, «поскольку анархизм - политическая философия, которая  выступает против любых властных отношений, он является неотъемлемой частью феминизма».

  Зелёный анархизм.

  Зелёный анархизм акцентирует свое внимание на проблемах охраны окружающей среды. На сегодняшний день в нём можно  различить такие важные направления, как социальная экология и анархо-примитивизм. Большинство приверженцев зелёного анархизма и примитивизма называют основоположником их современных взглядов Фреди Перлмана. К известным современным  авторам, поддерживающим зелёный анархизм, можно причислить сторонников технологического развития Мюррея Букчина, Жанет Биил, Дэниела Ходоркоффа, антрополога  Брайана Морриса и др.

  Анархо-примитивисты зачастую подвергают критике остальные  анархистские течения за то, что  они поддерживают понятие цивилизации  и современные технологии, которые, по мнению примитивистов, основываются на господстве и эксплуатации. Они  защищают идею возвращения к истокам, воссоединения с окружающей средой. 

  Заключение

  анархизм  мировоззрение коммуна матуализм

  Анархизм - это философская, социально-политическая теория, которая содержит в себе множество направлений, часть из которых друг другу диаметрально противоположны. Это вызывает постоянные споры относительно отдельных сторон теории анархизма, а также определения  «анархист». Кроме того, часть анархистов считает что анархизм - это именно философия, которая не имеет никакого отношения к политике, и потому называть анархизм - политической идеологией - ложно. Не меньше вопросов вызывает и  соотношение религии с анархизмом: традиционно анархизм считается  атеистическим, однако вместе с тем  существует христианский анархизм. Представители  разных направлений в анархизме  придерживаются разных позиций по вопросам морали, этики, гуманизма и т.д. Не менее сложные отношения у анархизма с понятиями прогресса, цивилизации, технологий.

  Учитывая  относительно небольшой процент  анархистов, сложно говорить о влиянии  анархического сознания и поведения  на общественную жизнь. Однако в периоды  социальной напряжённости анархия  зачастую становится философией масс, а его влияние на жизнь общества значительным. 

  Список  использованной литературы  

  1.  Бакунин М.А. Философия, социология, политика. М: Правда, 1989.

  2.  Боровой А.А. Власть. Анархия и Власть, М: Наука, 1992.

  3.  Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. Домарксистский период. М: Наука, 1989.

  4.  Кропоткин П.А. Анархия, её философия, её идеал: Сочинения. М: Экмо-пресс, 1999 .

  5.  Электронная анархическая библиотека, http://anarchive.virtualave.net/

  6.  Электронная свободная энциклопедия, http://wikipedia.ru/

Информация о работе Теория анархизма. Её суть и основные направления