Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 12:37, реферат
В социологической науке власть рассматривается, как неотъемлемая часть общества, «функция, необходимый элемент социальной системы».
Политические институты, обеспечивающие установление и поддержание политической власти, являются важнейшими социальными институтами. Государство же среди социальных институтов один из главных, который контролирует общественную жизнь и определяет общественные нормы. Отличием государства от всех прочих форм коллективности в том, что лишь оно, обладая политической властью, имеет право создавать законы для регулирования и сохранения собственности для пользы всего общества или отдельной группы людей, стоящих во главе.
Введение
1. Происхождения анархизма
2. Суть анархизма и его базовые принципы
3. Основные направления анархизма
Заключение
Список использованной литературы
5) Принцип разнообразия.
Можно сказать, что разнообразие - это более экологичная форма организации, которая подразумевает индивидуализированный подход к производству и потреблению. Сторонники анархизма полагают, что общественные организации, сформировать по усмотрению представителей общества, более эффективно удовлетворяют интересы людей. Когда человеческая жизнь основывается на разнообразии, взаимодействия людей более естественны и непосредственны. Кроме того, разнообразие приводит к практической невозможности контроля отдельных людей. С другой стороны нельзя идеализировать понятие разнообразия, так как оно имеет место и в капиталистическом обществе, что порождает пресловутое «общество потребления», которое как раз наоборот облегчает осуществление власти государством и капитализмом, и, кроме того, способствует всё более стремительному исчезновению природных ресурсов.
Анархизм
возможен только при так называемой
«пространственной
6) Принципы равенства и братства.
Равенство означает отсутствие иерархической системы, предоставление всем людям одинаковых возможностей удовлетворения своих личных потребностей в искусстве, творчестве, продуктах труда, а также равного доступа ко всем общественным благам, в том числе последним достижениям науки и техники.
Братство же подразумевает равенство всех людей, невозможности доминирования интересов и потребностей одних людей над другими.
3. Основные направления анархизма
Анархо-индивидуализм.
Основоположников современного анархо-индивидуализма считается философ XIX века Макс Штирнер.
Анархистский
индивидуализм настаивает на идее о
том, что «индивидуальная совесть
и преследование личного
Анархо-индивидуализм поддерживает понятие частной собственности. Это радикально отличает индивидуалистов от социалистов, коллективистов, коммунистов, коммунитаристов, выступающих против данного подхода. Причём одни из них борются за коллективное владение собственностью, а другие и вовсе отрицают понятие собственности. Принципы анархо-индивидуализма развивались Максом Штирнером, Бенджаменом Таккером, Генри Дэвидом Торо, отчасти Алексеем Боровым, Мюрреем Ротбардом и др.
Мутуализм.
Мутуализм зародился в XVIII веке в массовых движениях английских и французских рабочих - ещё до того как они оформились в анархические течения (что было связано с работами Пьера Жозефа Прудона во Франции и других теоретиков - в Соединенных Штатах). Прудоновские идеи были расспространены Шарлем Дана, анархо-индивидуалистами в Соединенных Штатах, включая Бенджамена Таккера и Уильяма Батчельдера Гриине .
В основе мутуалистского анархизма лежит принцип взаимопомощи, свободы ассоциаций, добровольный контракт, федерализм, а также кредиты в денежной реформе. Согласно Гриине, в мутуалистской системе каждый рабочий получал бы справедливую плату за его работу.
Социальный анархизм.
Социальный анархизм является одним из двух основных направлений анархизма, также как индивидуалистический анархизм. Понятие социального анархизма включает в себя коммунитаристские формы анархизма, которые базируются на сотрудничестве, кооперации и взаимопомощи, отказе от частной собственности на средства производства и капиталистических отношений. К социальному анархизму причисляют анархо-коллективизм, анархо-коммунизм, либертарный социализм, анархо-синдикализм, социальную экологию и, отчасти, мутуализм.
Коллективистский анархизм.
Коллективистский
анархизм, еще носящий название революционного
социализма, считается революционным
направлением анархизма, обычно связываемым
с именами Михаила Бакунина и
Иоганна Моста. В отличие от сторонников
мутуализма, коллективистские анархисты
являются противниками всех форм частной
собственности на средства производства,
считая, что такая собственность
должна быть коллективизированна. Согласно
концепции анархо-
Анархо-коммунизм.
Убеждение
анархо-коммунистов
Однако, некоторые анархо-коммунисты являются противниками прямой демократии, рассматривая ее как потенциальную преграду свободе личности и благосклонность к демократии согласия. Они видят в этих отношениях иерархические начала, власть и основы для воссоздания государственности. Поскольку при анархистском коммунизме происходит ликвидация денежной системы, труд людей не будет напрямую, но при этом люди будут иметь свободный доступ ко всем ресурсам и излишкам, произведенным коммуной. Согласно анархо-коммунистической концепции Петра Кропоткина и более поздним идеям Мюррея Букчина, вся необходимая работа будет выполняться людьми добровольно с осознанием выгоды общественного владения предприятиями и взаимопомощи.
Анархо-синдикализм.
Анархо-синдикализм
занял свое особое место в течениях
анархической мысли, возникнув в
начале XX века. Это направление
Основными принципами, лежащими в основе анархо-синдикализма, являются рабочая солидарность, прямое действие, самоуправление рабочих. Эти принципы допустимы и в других течениях анархизма, так что анархо-синдикалистами часто являются анархо-коммунисты или анархо-коллективисты.
Ведущим
анархо-синдикалистским
Постклассический анархизм.
Постанархизм является синтезом классической анархистской теории и постструктурализма, получившим развитие благодаря Солу Ньюману. Основы постклассического анархизма также закладывались такими теоретиками, как Тодд Мэй (Todd May), Жиль Делез и Феликс Гваттари. Это направление включает в себя широкий диапазон идей, в том числе постмодернизм, автономистский марксизм, постлевый анархизм, ситуационизм и постколониализм.
Анархо-капитализм.
Анархо-капитализм «основывается на вере в свободное владение частной собственностью, отрицании любой формы правительственной власти или [ее] вмешательства, и поддержке конкурентоспособного свободного рынка как главного механизма для социального взаимодействия».
Сторонники анархо-капиталистического общества выдвигают идею свободных рыночных отношений, завязанных на добровольных началах, способствующих становлению такого социального устройства, при котором будет стабильный санкционированный законом правопорядок, защита и инфраструктура, организованная через коммерческую конкуренцию, организации, занимающиеся благотворительностью, и свободно создаваемые ассоциации, но отсутствует государственная власть.
Впервые термин «анархо-капитализм» был использован Ротбардом в 1960-ые годы в Соединенных Штатах.
Анархо-капитализм испытал на себе влияние таких прорыночных теоретиков, как Молинари, Фредерик Бастиа и Роберт Нозик, а также американских теоретиков индивидуализма, таких как Бенджамен Таккер и Лизандр Спунер.
Анархо-феминизм.
Анархо-феминизм является синтезом радикального феминизма и анархизма. Это направление выступает против существующей государственнической системы и патриархата, как ее фундаментального проявления. Анархо-феминизм зарождается в конце XIX века благодаря работам Люси Парсонс, Эммы Гольдман и Вольтерианы де Клер и др. Анархо-феминистки являются противниками традиционно сложившихся концепций семейных отношений, образования и гендерных ролей.
Анархо-феминистки рассматривают патриархат как основополагающую общественную проблему и считают, что феминистская борьба против дискриминации по половому признаку и патриархата - весьма существенный компонент анархистской борьбы против государственности и капитализма. Сьюзан Браун, выражая свою точку зрения, говорила, что, «поскольку анархизм - политическая философия, которая выступает против любых властных отношений, он является неотъемлемой частью феминизма».
Зелёный анархизм.
Зелёный анархизм акцентирует свое внимание на проблемах охраны окружающей среды. На сегодняшний день в нём можно различить такие важные направления, как социальная экология и анархо-примитивизм. Большинство приверженцев зелёного анархизма и примитивизма называют основоположником их современных взглядов Фреди Перлмана. К известным современным авторам, поддерживающим зелёный анархизм, можно причислить сторонников технологического развития Мюррея Букчина, Жанет Биил, Дэниела Ходоркоффа, антрополога Брайана Морриса и др.
Анархо-примитивисты
зачастую подвергают критике остальные
анархистские течения за то, что
они поддерживают понятие цивилизации
и современные технологии, которые,
по мнению примитивистов, основываются
на господстве и эксплуатации. Они
защищают идею возвращения к истокам,
воссоединения с окружающей средой.
Заключение
анархизм
мировоззрение коммуна
Анархизм
- это философская, социально-политическая
теория, которая содержит в себе
множество направлений, часть из
которых друг другу диаметрально
противоположны. Это вызывает постоянные
споры относительно отдельных сторон
теории анархизма, а также определения
«анархист». Кроме того, часть анархистов
считает что анархизм - это именно
философия, которая не имеет никакого
отношения к политике, и потому
называть анархизм - политической идеологией
- ложно. Не меньше вопросов вызывает и
соотношение религии с
Учитывая
относительно небольшой процент
анархистов, сложно говорить о влиянии
анархического сознания и поведения
на общественную жизнь. Однако в периоды
социальной напряжённости анархия
зачастую становится философией масс,
а его влияние на жизнь общества
значительным.
Список
использованной литературы
1. Бакунин М.А. Философия, социология, политика. М: Правда, 1989.
2. Боровой А.А. Власть. Анархия и Власть, М: Наука, 1992.
3. Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. Домарксистский период. М: Наука, 1989.
4. Кропоткин П.А. Анархия, её философия, её идеал: Сочинения. М: Экмо-пресс, 1999 .
5. Электронная
анархическая библиотека, http://anarchive.virtualave.
6. Электронная
свободная энциклопедия, http://
Информация о работе Теория анархизма. Её суть и основные направления