Талант и гений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:23, реферат

Описание работы

Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности.

Работа содержит 1 файл

Талант и гений.docx

— 45.39 Кб (Скачать)

Талант и гений

Талант определяется как дарование  к чему-либо, а дарование как  способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие  успехи в деятельности. В словаре  иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности.

В советской психологии, прежде всего  трудами С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий "способности", "одаренность" и "талант" по единому основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются как  индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность  успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание  способностей (индивидуально-психологических  особенностей), от которого также зависит  возможность успеха в деятельности.

Иногда способности считают  врожденными, "данными от природы". Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

По определению В.В. Клименко: ”Сущность таланта в способности к действию, его не следует выискивать ни в особых достоинствах мозга, ни в конструкции тела, ни в каких-то других способностях. Талант - это человек, оригинально решающий всем известные задачи.” [9]

Внутреннее же строение механизма  таланта человека, определенную связь  составляющих элементов его целостности  можно изобразить схемой:

Нередки случаи, когда вследствие тех же причин, которые так часто  вызывают сумасшествие, то есть вследствие болезней и повреждения головы, самые обыкновенные люди превращаются в гениальных. Вико в детстве упал с высочайшей лестницы и раздробил себе правую теменную кость. Гратри, вначале плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном. Мабильон, смолоду совершенно слабоумный, достиг известности своими талантами, которые развились в нём вследствие полученной им раны в голову.

Этой зависимостью гения от патологических изменений отчасти можно объяснить  любопытную особенность гениальности по сравнению с талантом: она является чем-то бессознательным и проявляется  совершенно неожиданно.

Юрген Мейер говорит, что талантливый человек действует строго обдуманно; он знает, как и почему он пришел к известной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность бессознательна.

Те из гениальных людей, которые  наблюдали за собою, говорят, что  под влиянием вдохновения они  испытывают какое-то невыразимо приятное лихорадочное состояние, во время которого мысли невольно родятся в их уме  и брызжут сами собою, точно искры  из горячей головни.

Наполеон говорил, что исход  битв зависит от одного мгновения, от одной мысли, временно оставшейся бездеятельной; при наступлении благоприятного момента она вспыхивает, подобно  искре, и в результате является победа (Моро). Сократ первый указал на то, что  поэты создают свои произведения не вследствие старания или искусства, но благодаря некоторому природному инстинкту. Таким же образом прорицатели  говорят прекрасные вещи, совершенно не сознавая этого.

“Все гениальные произведения, - говорит  Вольтер в письме к Дидро, - созданы  инстинктивно. Философы целого мира вместе не могли бы написать Армиды Кино или басни “Мор зверей”, которую Лафонтен диктовал, даже не зная хорошенько, что из нее выйдет. Корнель написал трагедию “Гораций” так же инстинктивно, как птица вьет гнездо”.

Таким образом, величайшие идеи мыслителей, подготовленные, так сказать, уже  полученными впечатлениями и  в высшей степени чувствительной организацией субъекта, родятся внезапно и развиваются настолько же бессознательно, как и необдуманные поступки помешанных. Этой же бессознательностью объясняется  непоколебимость убеждений в  людях, фанатически усвоивших себе известные убеждения. Но как только прошел момент экстаза, возбуждения, гений  превращается в обыкновенного человека или падает еще ниже, так как  отсутствие равномерности (равновесия) есть один из признаков гениальной натуры. Не подлежит никакому сомнению, что между помешанным во время  припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение, существует полнейшее сходство. Латинская пословица  гласит: “Aut insanit homo, aut versus fecit” (“Или безумец, или стихоплет”).

Следует еще прибавить, что вдохновение, экстаз всегда переходят в настоящие  галлюцинации, потому что человек видит тогда предметы, существующие лишь в его воображении. Так Гросси рассказывал, что однажды ночью, после того как он долго трудился над описанием появления призрака Прина, он увидел этот призрак перед собою и должен был зажечь свечу, чтобы избавиться от него. Баль рассказывает о сыне Рейнолдса, что он мог делать до трехсот портретов в год, так как ему было достаточно посмотреть на кого-нибудь в продолжение получаса, пока он набрасывал эскиз, чтобы потом уже это лицо постоянно было перед ним, как живое. Лютер слышал от сатаны аргументы, которых раньше он не мог придумать сам.

Если мы обратимся теперь к решению  вопроса - в чём именно состоит  физиологическое отличие гениального  человека от обыкновенного, то, на основании  автобиографий и наблюдений, найдем, что по большей части вся разница  между ними заключается в утонченной и почти болезненной впечатлительности  первого. По мере развития умственных способностей впечатлительность растет и достигает наибольшей силы в  гениальных личностях, являясь источником их страданий и славы. Эти избранные  натуры более чувствительны в  количественном и качественном отношении, чем простые смертные, а воспринимаемые ими впечатления отличаются глубиною, долго остаются в памяти и комбинируются  различным образом. Мелочи, случайные обстоятельства, подробности, незаметные для обыкновенного человека, глубоко западают им в душу и перерабатываются на тысячу ладов, чтобы воспроизвести то, что обыкновенно называют творчеством, Из одной научно-популярной книги в другую кочует утверждение: человек использует лишь около 1/10 части нейронов своего мозга, а вот если бы включить все 9 десятых, мы все стали бы гениями. Однако сейчас психологи полагают, что дело обстоит как раз наоборот: чтобы стать гением, нужно отключить часть собственного мозга.

Психологам и психиатрам известны так называемые идиоты-гении - умственно отсталые люди, обладающие исключительными способностями в какой-то одной, обычно достаточно узкой области (слово «идиот» здесь надо понимать в исходном древнегреческом смысле: особый, странный). Открыто это явление в конце прошлого века и с тех пор в научных трудах описано около сотни таких случаев. Примерно 25 идиотов-гениев известны учёным и сейчас. Широкая публика представляет себе такие феномены по известному фильму «Человек дождя». Все эти люди показывают низкие результаты в тестах интеллекта, почти неспособны общаться, страдают аутизмом, т.е. болезненной замкнутостью в себе. Но они проявляют удивительные способности в математике, музыке, изобразительном искусстве или в других областях. Один из них, едва взглянув на любое здание, может изготовить его детальнейший архитектурный рисунок. Другой, не глядя на часы, в любой момент знает время с точностью до секунды. Третий, посмотрев на любой предмет, называет его размер с точностью до 2-3 мм. Четвёртый говорит на 24 языках, включая пару придуманных им самим. Кто-то знает наизусть и свободно цитирует толстый телефонный справочник большого города и т.д.

Согласно новой гипотезе Джона  Митчелла из Центра изучения разума в  Канберре, такими способностями обладает каждый из нас и их довольно несложно пробудить. Авторы гипотезы утверждают, что способности, проявляющиеся у идиотов-гениев, маскируются у обычных людей более высокими формами мышления. Мы автоматически стараемся осмысливать факты и наблюдения, а "человек дождя» этим не занимается, останавливаясь на голых фактах и не переходя к обобщениям и концепциям. Эта работа выполняется у него низшими более простыми отделами мозга. У обычных людей они тоже действуют, но их «заглушают» более высоко развитые отделы.

Например, при попадании изображения  на сетчатку глаза разные участки  мозга, работая по отдельности, идентифицируют каждый аспект изображения: цвет, форму, движение положение, и т.д. Эти компоненты затем синтезируются в единый комплекс и передаются в высшие отделы мозга, а те осмысливают увиденное. В норме мы не осознаём этот процесс. И хорошо иначе наше сознание забивалось бы массой разрозненных деталей, каждая из которых не имеет особого смысла. Мозг вычёркивает ненужную информацию. У «гениальных идиотов» такого редактирования не происходит, так что они воспринимают всё окружающее с невероятными, обычно не замечаемыми нами подробностями.

Один из любимых трюков феноменально одарённых людей, которых называют «чудо-счётчиками» - календарные расчёты. Например за 2-3 секунды они могут сказать каким днём недели будет 1 сентября 2039 года. Снайдер утверждает, что и вы способны на такие моментальные расчёты, но ответ остаётся в подсозании, поскольку высшие отделы мозга, осознавая полную практическую бесполезность расчёта, подавляют его результат, не допуская «вывода на монитор». Австралийские учёные уверены, что любому из нас свойственно моментально определять высоту и продолжительность ноты в музыке, просто мозг осознаёт бесполезность такой информации, и в результате мы воспринимаем музыку как единое целое, а не как последовательность нот определённой высоты и продолжительности.

Возможно, сняв цензуру сознания, можно  продемонстрировать себе и миру свои необычайные способности. И знаменитые случаи открытий, сделанных во сне (таблица  Менделеева, строение бензола и т.д.), также объясняются отключением  мозга во время сна, что позволяет  разуму рассматривать самые, казалось бы, неприемлемые варианты гипотез  или изобретений.

Имеются факты, противоречащие теории о том, что способностей «гениев-идиотов» да и просто талантливых людей можно добиться усиленными упражнениями. Умственно отсталая девочка Надя Н.С трёхлетнего возраста умела великолепно рисовать лошадей в разных позах и ракурсах. В отличие от обычных детей, которые проходят стадии от рисования «бяк-закаляк» и головастиков с палочками вместо рук и ног, Надя стала рисовать лошадей блестяще с того самого момента, как её пальчики стали держать карандаш. Не было ни обучения, ни упражнений. Известны дети, умеющие моментально рассчитывать дни недели любого месяца и года, ещё не овладев операцией деления, и научившиеся своей способности без помощи взрослых.

Возможно все мы в раннем детстве  «гении-идиоты» или вундеркинды, ведь каждый ребёнок осваивает свой родной язык, хотя его специально этому не учат. Установлено, что восьмимесячные младенцы бессознательно выполняют фантастически сложные вычисления, позволяющие им понять, где в потоке речи кончается одно слово и начинается следующее. И вскоре ребёнок просто знает, где проходят границы между словами в произнесённой фразе. Взрослому напротив, приходится специально учить новый язык - просто жить среди его носителей оказывается недостаточно. У детей чаще встречается абсолютная зрительная память, позволяющая хранить и воспроизводить увиденное перед умственным взором с фотографической точностью. Снайдер и Митчелл считают, что у взрослых эти способности теряются по мере того, как взрослеющий мозг изменяет способы переработки информации.

Вывод. Причины появления таланта  и гениальности, разнообразные их проявления. Последний вопрос имеет  сейчас очень большое значение. Многие деятели современной науки выделяют личностный фактор как единственный, благодаря которому человечество может  двигаться вперёд. Поэтому как  за рубежом, так и у нас в  стране разрабатываются новые программы  развития талантливых детей и  подростков, дающие им возможность  как можно раньше начать реализовывать  свой потенциал.

 

Список литературы

1. Несмеенов Е.Е. «Основы философии в вопросах и ответах», М., 2006.

2. Конович Л.Г., Медведева Г.И. «Философия - учебник для высших и учебных заведений», Ростов - на - Дону; 2005.

3. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных  различий. М, 1961, с. 9--20.

 

Вот еще ссылка, там надо зарегаться, чтоб скачать реферат http://www.skachatreferat.ru/referaty/%D0%A2%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%82-%D0%B8-%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9/8367.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это второе что я нашла!

3. Талант

Талант – высокий уровень  способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность [24, с. 106].

Талант - это высокий уровень  развития, прежде всего специальных  способностей. Это совокупность таких  способностей, которые дают возможность  получить продукт деятельности, который  отличается новизной, высоким уровнем  совершенства и общественной значимости.

Уже в детском возрасте могут проявиться первые признаки таланта  в области музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и т.д. Вместе с тем  талант может проявиться и позже. Формирование и развитие таланта  в значительной мере зависит от общественно-исторических условий жизни и деятельности человека.

Талант может проявиться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в  различных видах производства. Для  развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливых людей характерна потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порой  проявляется в страсти к выбранному делу.

Сочетание способностей, которые  являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным, свойственным только определенной личности. О наличии  таланта следует делать вывод  по результатам деятельности человека, которые должны выделяться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека направлен потребностью в творчестве [9, с. 104].

Информация о работе Талант и гений