Сущность учения будды

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:30, контрольная работа

Описание работы

Учение Будды проникнуто мыслью, общей всем индусам и не чуждой всем людям в известные моменты душевного состояния, о ничтожестве жизни и о том, что человечество обречено на страдания. Будда только развил эту идею более глубоко и приложил ее ко всему, что имело какую бы то ни было форму существования. Все его учение сосредоточивается преимущественно на этом одном чувстве ничтожества жизни и стремления освободиться от нее, - с ней он является на проповедь своего учения и с ней и умирает.

Содержание

Сущность учения Будды.
Проблемы человека в философии ХХ века.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

      Исходя  из анализа сновидений, различного рода ошибочных действий (ошибки речи, письма, памяти, значительная часть  несчастных случаев) Фрейд приходит к понятию бессознательного, которое в психоанализе стало глубинной реальностью и основой психики. Так зародилась теория психоанализ, изложенная в сочинении «Толкование сновидений» (1900г.). С точки зрения разработки нового понимания человека, определяющее значение теперь имело бессознательное, бывшее до Фрейда в пренебрежении.

      Новым этапом в развитии учения явилась  теория психосексуального развития, согласно которой за инстинктами  самосохранения следуют сексуальные  влечения, обладающие способностью трансформации, порождающей наиболее богатую психодинамику. В отличие от инстинкта самосохранения, сексуальные влечения не требуют непосредственного обладания объектом, который может быть замещен другим внесексуальным объектом в процессе сублимации (трансформации в позитивную форму овладения инстинктивными силами), в данной связи комментаторы Фрейда, замечают, что сублимация выступает лишь замещением влечений, иллюзией, которой в итоге является вся наша культура.

      Развивая  свои взгляды на строение психики, Фрейд  пришел к выводу, что пространство психики включает три инстанции:

-бессознательное;

-предсознательное;

-сознание.

      Фрейд доказал, что бессознательное наделено своими собственными свойствами. В  нем сосредоточены унаследованные психические образования, аналогичные  инстинкту животных, а также то, что обычно вытеснено в течение жизни индивида, «как недопустимое по своей природе».

      Предсознательное  является посредником между сознанием  и бессознательным. Это еще не сознание (хотя актуализация воспоминаний может сделать их осознанными), но и не бессознательное, так как оно отделено от последнего цензурой, барьером вытеснения. Сообразуясь с реальностью внешнего мира, предсознательное сопротивляется асоциальным, сексуальным, эгоистическим желаниям и инстинктам, стремящимся проникнуть в сознание, и вытесняет их обратно в бессознательное.

      В начале 20-х годов пространство психики  стало иметь иной уровень классификации: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Сознательное «Я» (Ego) является полем борьбы двух сил: «Оно» (id) – исходящего из биологической  сферы влечений и «Сверх-Я» (Super Ego) - установок общества. К содержанию «Оно» относится унаследованное, врожденное, «происходящее в первую очередь из телесной организации влечений». В «Сверх-Я» как бы конденсируется зависимость ребенка от родителей – их требования, запреты семьи, воспитателей, установление социума и народных традиций. Отсюда следует, что для «Я» опасны и «Сверх-Я» (механизмы подчинения индивида обществу) и импульсы «Оно».

      В 30-х годах Фрейд, очевидно под  влиянием внезапно пробудившегося интереса к философии, фактически сводит свое учение к вечной борьбе двух мировых сил – Эроса и Танатоса, то есть влечения к жизни и к смерти, которое у него становится тотальностью человеческой истории и культуры вообще.

В 1911 – 1913 годах разногласия в психоаналитическом движении приводят Фрейда к разрыву с ближайшими его учениками. А. Адлером и К. Г. Юнгом. Альфред Адлер (1870 – 1937) полностью отказывается от понятия «сексуального бессознательного» Фрейда и игнорирует ряд важных «механизмов» психологической деятельности. Свою систему Адлер назвал «индивидуальной психологией», сосредоточив внимание на «стиле жизни», который, по его мнению, приобретается в первые годы жизни ребенка, оставаясь в последствии постоянным.

      Подобно Адлеру, Карл Густав Юнг (1875 – 1961) освобождает себя от необходимости считаться с основными тезисами психоанализа Фрейда. Он отказывается от таких фрейдовских понятий, как «эдипов комплекс», вытеснение», «сублимация», считая их нереальными, символическими и непонятными. Сам Юнг неоднократно подчеркивал, что лейтмотивом его работ является стремление объяснить вопросы истории, рассматривая конкретные исторические темы через призму бессознательной деятельности души современного человека.

Особое  место в дальнейшем развитии философии  психоанализа занимают работы Эриха Фромма (1900 – 1980). Пытаясь применить психоанализ к философии, социологии и науке о религии, Фромм выходит за узкие рамки психоанализа.

      Великолепно ориентируясь в философии и психологии, он создает самостоятельное направление  аналитической социальной психологии, призванной выяснить, в какой мере и каким образом душевный аппарат человека является причиной, определяющей формирование развития общества. Фактически это был вопрос о философских и социально психологических основах интеграции общества.

      Функция «общественного характера» как основы экономической системы и общественного  порядка направила внимание Фромма на исследование природы самого человека и его характера. Фромм описывает  в «Психоанализе и этике» (1947г.) различные типы характеров, следуя Фрейду:

- пассивная ориентация («источник всех благ» находится во внешнем мире);

-эксплуатационная ориентация (чтобы получить «источник благ», необходимо силой, хитростью отобрать его у другого);

-накопительная ориентация (главное – «владеть,обладать», как можно больше «принести» внутрь своей «крепости» и как можно меньше вынести из нее);

-рыночная ориентация («человек озабочен только тем, чтобы не утратить способности продаваться»; основной его принцип: «Я таков, каким вы меня хотите видеть; главное иметь успех»). Это четвертый тип характера Фромм открыл и сформулировал сам.

      Все эти четыре ориентации – непродуктивные для общества, но могут использоваться для оценки экономических и социальных феноменов, для восприятия жизни  как полной бессмыслицы.

      Фромм также говорил о существовании  продуктивной ориентации – это биофилия, влечение к принципу жизни и роста  во всех существующих сферах жизнедеятельности. «Мой идеал, – неоднократно повторял Фромм, – что человек должен развиваться  сам до высшей зрелости или совершенства своей личности».

      В ХХ веке произошло становление специальной  отрасли философского знания, которая  сложилась в Германии в 20-е годы и занимается изучением человека. Она получила название философской  антропологии. Ее основоположником выступил немецкий философ Макс Шелер, а значительный вклад в дальнейшее развитие внести Г.Плесснер, А.Гелен и ряд других исследователей. Появление философской антропологии как специального учения о человеке явилось своеобразным итогом наращивания философского человекознания. В 1928 году М.Шелер писал: "Вопросы: "Что есть человек и каково его положение в бытии?" - занимали меня с момента пробуждения моего философского сознания и казались более существенными и центральными, чем любой другой философский вопрос" (Шелер М. Положение человека в космосе // Избранные произведения. М.,1994. С.194.). Шелер разработал обширную программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Философская антропология, по его мнению, должна соединить конкретно-научное изучение различных сторон и сфер человеческого бытия с целостным философским его постижением. Поэтому, по мнению Шелера, философская антропология - это наука о метафизическом происхождении человека, о его физическом, духовном и психическом началах в мире, о тех силах и потенциях, которые им движут и которые он приводит в движение.

      Основой для выводов философской антропологии стали общие догадки Ф.Ницше  о том, что человек не является биологическим совершенством, человек - это нечто несостоявшееся, биологически ущербное. Однако современная философская антропология - это сложное и противоречивое явление, в котором уживается множество школ, соперничающих друг с другом, и часто представляющих настолько противоположные мнения, что выделить в них что-либо общее, кроме внимания к человеку, весьма сложно.

      Особой  страницей в истории философии  является философия марксизма. К.Марксу принадлежит заслуга выступления  против метафизического исследования проблемы человека. Более подробно мы остановимся на марксистских выводах  несколько нижее, пока же ограничимся верной, на наш взгляд, характеристикой, данной вкладу Маркса в философию человека: "В чем-то методологическое влияние социальной философии марксизма на понимание человека аналогично влиянию христианской доктрины. Там так же одновременно открывались и новые ориентиры, горизонты постижения человека и его связи с Богом и тут же устанавливались границы - опять же в связи с Богом. Так и социальная философия марксизма, открыв новые горизонты понимания человека в его общественной жизни, эти же горизонты объявила их пределами" (Барулин В.С. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М.,1994. С.23-24.).

      В XX в. философы, в массе своей перестали  быть автономными, независимыми носителями абсолютной истины. Они становятся служащими государственного или партийного аппарата, научно-исследовательских учреждений, газет или журналов, получают зарплату и возможность реализовывать свои идеи только в той мере, в какой этого хочет государство или крупные собственники. 
Особенностями современного общества стали индустрия сознания и массовая культура. В обществе появляется мощный аппарат по выработке всевозможных социальных теорий и мифов, которые с помощью средств массовой информации - радио, печати, телевидения ежедневно и ежечасно "воспитывают" народ, прививая всем одни и те же предрассудки, упрощенные схемы объяснения мира и истории, упрощенные нравственные и эстетические ценности. Современный философ, в отличие от классического, имеет дело не с наивной, непросвещенной массой, а с людьми, чьи мозги с самого детства обработаны идеологией, напичканы различными догмами и суевериями, через толщу которых и должна ныне пробиваться философская мысль, чтобы "разбудить" человека, заставить его думать и жить самостоятельно, привить ему вкус к свободе и независимости.

      Многим  мыслителям XX в. свойственно трагическое  мироощущение, "скорбное неверие" в конечную победу сил разума и  добра. Отсюда и стремление уйти от всяких идеологических и мировоззренческих  проблем, попыток построения все охватывающих философских систем. Всякая система, всякая объективная ценность - это насилие над человеком. Мир, по мнению современных философов, становится полицентричным и полифоничным. Здесь нет никаких абсолютных систем отсчета, изначальных масштабов, нет никаких воспитателей и воспитуемых, каждый человек ценен сам по себе, каждый является центром Вселенной. Каждый должен что-то сделать сам с собой, должен осознать абсолютную не гарантированность своего существования (никто не ответственен за него - ни Бог, ни мир, ни общество - за то, что он родился и существует, что он прожил столько-то лет, чего-то добился в этой жизни и т.д.), и в этой не гарантированности обрести смысл своей жизни, найти свое место и свое дело, которое за него никто не сделает. Современный мир, полагают философы XX в., не существует автоматически. Он неизбежно рухнет, если каждый человек не будет поддерживать его существование своими усилиями своей верой, своей страстью, своими попытками во что бы то ни стало сохранять в себе человеческий облик. 
              В этом смысле современная философия глубоко демократична в сравнении с аристократической позицией классической философии.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

1.  Буддизм: история и культура. М., Наука. 1989г

3. Буддизм: четыре истины. М., СЛОВО – Пресс. 2004г.

4.  Васильев Л.С. История религий Востока. М. 1998г.

5.  Кочетов А.И. Буддизм. М.,Политиздат,1970г

6.  История мировой культуры (под ред. Ю.В. Степановой). М.: ЭРГО.- 2005 г

8.  Стрельник О.Н. Философия: краткий курс лекций. М., Юрайт. 2002г.

9.   Учение Будды. Элиста. 1998г

10. Чанышев А.Н.  Курс лекций по древней философии.  М., Высшая школа. 2004г.

11.  «Современная философия: словарь и хрестоматия». Изд. «Феникс». Ростов-на-

Дону, 1995 г.

12.  Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. «ФИЛОСОФИЯ. Справочник студента». Изд. «АСТ». Москва, 1999 г.

13.  «Современная философия». Изд. «Русь». Волгоград, 2003 г.

14.  П. В. Алексеев, А. В. Панин, «ФИЛОСОФИЯ. Учебник». Изд. «Проспект».

Москва, 2000 г.

15. «Основы современной философии». Изд. «Лань». Санкт-Петербург, 1997 г.

16. Антология мировой философии, т.1, ч.1 М., Наука. 1987г

17.Введение  в философию: Учеб. пособие для  вузов / Авт. колл.: Фролов И.  Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.

18. Философия:  конспект лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий ; под общ. ред.  Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во  ОмГТУ, 2008. – 352 с.

Информация о работе Сущность учения будды