Сущность учения будды

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:30, контрольная работа

Описание работы

Учение Будды проникнуто мыслью, общей всем индусам и не чуждой всем людям в известные моменты душевного состояния, о ничтожестве жизни и о том, что человечество обречено на страдания. Будда только развил эту идею более глубоко и приложил ее ко всему, что имело какую бы то ни было форму существования. Все его учение сосредоточивается преимущественно на этом одном чувстве ничтожества жизни и стремления освободиться от нее, - с ней он является на проповедь своего учения и с ней и умирает.

Содержание

Сущность учения Будды.
Проблемы человека в философии ХХ века.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.doc

— 91.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 

    План 

  1. Сущность  учения Будды.
  2. Проблемы человека в философии ХХ века.
 
 
 
  1. Сущность  учения Будды.
 

   В подавляющем числе фактов жизнь  человечества представляет собой печальную  и грустную картину, конечно, если рассматривать  ее таковой, какова она в действительности, не предаваясь обманчивым иллюзиям. Среди эгоистических стремлений, среди беспощадной борьбы за существование исчезают присущие нравственной стороне человечества стремления к идеалу любви и солидарности между людьми. Но, к счастью для человека, среди этого мрака и зла и эгоизма, как спасительные маяки, разливающие свет в ночной темноте, время от времени являются люди, отдающиеся всецело служению человечеству и побеждающие в себе эгоистические стремления. Эти люди, так или иначе, пытаются направить человека на забытый им путь к правде, воскресить в нем веру в покинутый им идеал любви. Как люди они, конечно, могли ошибаться и попадать на ложный путь в достижении истины, но это не умаляет их заслуг как двигателей развития человеческой мысли и побудителей человеческой совести. К таким людям принадлежал и Шакьямуни, или Великий Будда, религиозный реформатор Индии и основатель пессимистического учения.

   Во  всемирно-историческом процессе различные  религии играют различную роль. Наиболее заметную выполняют те из них, которые принято называть мировыми  по количеству верующих. Безусловно, Буддизм (возник в древней Индии в 6-5 вв. до н.э.)  одной из мировых религий. Эта религия, которая охватывает население почти четвертой части земного шара – от Калмыкии до Японии, - с которой неразрывно связано становление и развитие множества культур, заслуживает самого пристального и серьезного изучения. В ходе своего развития буддизм разделился на ряд религиозно-философских школ.

     Буддологические исследования в России уже в начале 20 века сложились в самостоятельную научную традицию. К настоящему времени перед буддологией встает

ряд новых  задач. Отчасти они связаны с  необходимостью более глубокого  осмысления ранее исследованных  материалов, отчасти – с появлением новых буддийских источников (рукописей, эпиграфики), отражающих взгляды различных буддийских сект и направлений.

     Важным  и сейчас является изучение самой  буддийской доктрины, ее сложения и  эволюции, притом особенность новой  ориентации состоит в том, что  от выписывания картины учения по одной-двум школам намечается переход к использованию данных всех буддийских школ и определению их вклада в общее учение буддизма. Не менее существенным является решение различных проблем истории культуры, связанных со сложением «феномена буддийского искусства».

   Учение  Будды проникнуто мыслью, общей всем индусам и не чуждой всем людям  в известные моменты душевного  состояния, о ничтожестве жизни  и о том, что человечество обречено на страдания. Будда только развил эту  идею более глубоко и приложил ее ко всему, что имело какую бы то ни было форму существования. Все его учение сосредоточивается преимущественно на этом одном чувстве ничтожества жизни и стремления освободиться от нее, - с ней он является на проповедь своего учения и с ней и умирает.

  Свое учение Будда, разделил на три части: теорию или догматику, нравственность или аскетику и практику или созерцание. По своей сущности учение Будды являлось собственно логическим выводом из учения браминов и выделившейся из брахманства философии Санкхьи.

  Все внимание основатель буддизма сосредоточил на освобождении от страдания, которым  преисполнен мир. В своих проповедях Будда критикует как брахманизм (пристрастие к богатой и обеспеченной жизни), так и джайнизм (аскетизм). Будда ратует за средний путь.

  Будда, придя к убеждению, что всякое бытие есть страдание, учил, что для уничтожения страдания должно уничтожить самое бытие, разрушить его до основания, «погасить в нирване».

  Слово «нирвана» происходит от глагола  «нирва» -- задувать, тушить (огонь) - и  означает в качестве прилагательного «исчезнувший», «умерший», «прекратившийся», а в качестве существительного - «исчезновение», «прекращение существования», «удовлетворение», «вечный покой» и, наконец, «нирвана как спасение от перерождений». Нирвана - это мокша (избавление, освобождение от чего-либо, избежание опасности, окончательное спасение души), которая достигается еще при жизни. Нирвану видит лишь «праведный ученик, идущий по правильному пути с чистым разумом, с возвышенностью и прямотой, не имеющий препятствий, свободный от чувственных наслаждений…» К нирване должен стремиться всякий, кто хочет освободиться от мира страданий; к ней должны быть направлены все помыслы человека - она вожделенная цель для всех людей.

  Но  каким же образом можно было достигнуть этого состояния совершеннейшего покоя? Познанием четырех высоких истин, открытых Буддой и лежавших в основании его учения.

  Первая  истина: жизнь есть страдание: «рождение - страдание, старость - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание, разлука  с приятным - страдание, неполучение чего-либо желаемого -- страдание». Буддизм видел лишь темную сторону жизни, радость бытия была ему не знакома.

  Вторая  «благородная истина» говорит о  происхождении страдания. Будда  видит корень страдания в жажде  жизни, в «жажде наслаждения, в жажде существования, жажде гибели», приводящей ко все новым рождениям.

  Третья  истина: страдание имеет причину, а раз так, то возможно прекращение  страдания, возможно «полное бесследное уничтожение этой жажды, отказ от нее, отбрасывание, освобождение, оставление ее».

  Четвертая «благородная истина» говорит о  «пути», ведущем к освобождению от страдания. Это высокий «восьмеричный  путь». Этот путь предусматривает соблюдение следующих принципов: 1) правильное видение; 2) правильное мышление; 3) правильная речь; 4) правильное действие; 5) правильный образ жизни; 6) правильное умение; 7) правильное внимание; 8) правильное сосредоточение.

  Кроме познания этих четырех истин, люди для  достижения нирваны должны освободиться от следующих «десяти цепей», приковывающих к существованию:

  От  заблуждения, что «я» - индивидуальность или душа неизменны;

  От  сомнения в том, что существует путь к освобождению от перерождений;

  От  убеждения в том, что разные религиозные  обряды - молитвы, жертвы, почитание  религий и прочие обряды и церемонии - ведут к спасению;

  От  чувственных страстей и желаний;

  От  ненависти и недоброжелательства  к своим близким;

  От  любви к земной жизни;

  От  желания будущей жизни на небе;

  От  гордости;

  От  высокомерия;

  От  неведения.

  Познавший четыре истины спасения и освободившийся от «десяти цепей», по учению Будды, мог достигнуть последней степени нравственного совершенства, совершенства Будды и вместе с тем нирваны.

  Будда ввел мягкий аскетизм, выражавшийся, главным  образом, в соблюдении нравственной чистоты. Он установил правила аскетики, которые необходимы для достижения возрождения:

  Охранять  жизнь всякого живого существа и  не причинять ему никакого зла;

  Уважать чужую собственность;

  Быть  целомудренным, правдивым, воздержанным в питье и еде (Будда запрещает пить спиртные напитки и советует принимать пищу в определенное время дня и, по возможности, раз в день) ;

  Удаляться от всех светских удовольствий и развлечений;

  Воздерживаться  от всякого рода украшений, мазей  и т. п.

  От  своих учеников Будда, кроме исполнения этих правил, требовал еще соблюдения двух следующих:

  спать на жестком и низком ложе и воздерживаться от мясной пищи;

  жить  в добровольной бедности.

  Будда придавал большое значение личности человека, его воле - всякий человек, ведя справедливую и строгую жизнь и исполняя нравственные правила, данные Буддой, мог надеяться достигнуть со временем избавления от страданий. В одном из изречений Будда советует дорожить формой благородного человека, в которой только и возможно освобождение от переселений и которая достается в удел существу редко, через тысячелетия.

  Будда, ясно осознавал, что не все люди способны отрешиться от мира и достигнуть нирваны, попытался дать им нравственные правила, стремящиеся сделать более сносными невзгоды обыденной жизни, и внушить людям живое и искреннее сострадание к их ближним и тем смягчить, по крайней мере, их горести и печали.

  Будда учил, что каждый человек, стремясь уменьшить тяжесть неизбежного  зла для себя, должен стараться  и для себе подобных и вообще для  всех одушевленных существ; что люди должны быть кроткими, снисходительными, сострадательными и делать все, что возможно, для облегчения участи других ввиду своего собственного благополучия; советовал не предаваться скорби о своих собственных бедах, но заботиться о других людях. Он говорил, что следует быть щедрыми, давать милостыню и творить дела милосердия, доставлять пропитание бедным, заботиться о больных.

  Одна  древняя надпись гласит: «Воздерживайся от всякого зла, твори добро, обуздывай  свои мысли», - в этих немногих словах, можно сказать, заключается весь смысл учения Будды о нравственности или аскетике

  Буддийское  представление о бытии как  страдании усугубляется тем, что  Будда принимает концепцию бесконечности  перерождений (сансара). Смерть в буддизме, таким образом, не кара, не трагедия и не освобождение, а переход к новой жизни и поэтому - к новым страданиям.

  Он  положительно отказывался решать некоторые  метафизические вопросы, например, откуда произошел мир и жизнь существа, есть ли начало мира или нет и  т. д.

  Будда преследовал только одну цель - цель спасения человечества путем его нравственного улучшения.

  Будда положительно отказывался решать некоторые  метафизические вопросы,

например, откуда произошел мир и жизнь  существа, есть ли начало мира или нет  и т.д.

     На  подобные вопросы он отвечал, что они не имеют отношения к нравственным

обязанностям  человека, что драгоценным и скоротечным  временем надо  дорожить и не следует  тратить его на подобные рассуждения, а необходимо готовиться к достойной  встрече смерти. «Представьте себе человека, - говорил он, - раненного в грудь стрелой. Спасение его зависит от искусства врача, который легко может вынуть смертоносное орудие. Неужели раненый станет спрашивать, из какого дерева сделана стрела. В какой цвет и какой краской она окрашена и какой птицы перья к ней прикреплены?. Неужели он станет заниматься подобными вопросами, зная, что время проходит и ему грозит непременная смерть?»

     Будда очень редко произносил длинные  речи, что было результатом его  долгой отшельнической жизни, большая часть которой прошла в безмолвном созерцании; в большинстве случаев он высказывал свои поучения в кратких, но сильных афоризмах (сутры), украшая их поэтическими  сравнениями и аллегориями. Своим афоризмам он часто придавал числительную форму, что сильно облегчало их запоминание. Один из его афоризмов: «Три печати моего учения – всякое явление скоротечно, ни в чем нет постоянства, нирвана есть покой». Учил Будда преимущественно на трех туземных наречиях, которые он знал в совершенстве, - магадхском, тамильском и млечча.

     Из  неабсолютной значимости для буддизма всего существующего безотносительно  к субъекту следует вывод о  не абсолютности божества. В буддизме нет надобности в боге как творце, спасителе и прочее, т.е. вообще как  в безусловно верховном существе. И, наоборот, дается возможность признания «не высших» божеств. В буддийской концепции нет дуализма божественного и небожественного, бога и творения, бога и мира. Бог как высшее существо имманентен (внутренне присущ) достигшему  освобождения человеку, что по существу означает тождественность (тождественный – вполне сходный) человека богу. Социальная роль буддизма определяется основными положениями его догматики. Какие бы формы не принимал буддизм в своем развитии, его центральным принципом является религиозная идея необходимости освобождения от пут «земного» существования. Всякая связь, в том числе, любая социальная, рассматривается буддизмом как зло. Отрешенность буддизма от всего окружающего, его индивидуалистичность, определяют его глубокую асоциальность. С этим связано устранение последователей буддизма от борьбы за социальные и политические преобразования, от классовой борьбы.

Информация о работе Сущность учения будды