Сущность свободы человека: основные подходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 23:26, контрольная работа

Описание работы

История развития человечества неразрывно связана с историей развития его свободы. Издревле каждый человек понимал свободу по своему, и воспринимал окружающий мир исходя и этого. Возможно, это было одной из причин, что происходили все возможные волнения в обществе. В современном мире понятие свободы очень сильно исказилось в виду разных взглядов на его сущность. А с появлением, так называемых демократических государств, за основу которых берется различные свободы человека, эта проблема стала как никогда наиболее остро в современном обществе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Сущность свободы...……………………………………………………………..4
Как понимали свободу философы……………..………………………………..5
Заключение…...………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

Контрольная по Философии.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

  Позднее, ближе к середине XIX века, Карл Маркс разработал свою концепцию. Марксистская концепция свободы покоиться на  диалектическом  понимании природы  социального  детерминизма.  Она   противостоит   как   субъективно - идеалистическим  представлениям  о свободе воли человека, отрицающим причинную обусловленность его поступков, так и  механистическому сведению детерминизма к предопределенности – фатализму. В своей повседневной деятельности  человек  сталкивается  с  конкретно - историческим воплощением исторической необходимости, судьбы,  рока,  в  виде реально существующих естественных условий жизни, социальных и экономических отношений, наличных материально-технических средств и т.п. Люди не  свободны в выборе объективных  условий  своей  деятельности;  более  того,  сами  эти условия во много определяют круг их интересов,  их  стремления,  ожидания  и т.д. Однако люди обладают значительной свободой в  определении  целей  своей деятельности, поскольку в каждый данный исторический  момент  существует  не одна, а несколько вполне реальных  возможностей  развития.  Даже  когда  нет разумной   альтернативы,   человек   в   состоянии   отдалить    наступление нежелательных для него явлений, либо ускорить  приближение  желательных.  Он более или менее свободен в выборе средств для достижения поставленных  перед собой целей. Свобода, следовательно,  не  абсолютна  и  воплощается  в виде осуществления возможности путем выбора определенной цели и  плана  действий. Она тем больше, чем лучше человек сознает  свои  реальные  возможности, чем больше средств  для  достижения  поставленных  целей находиться в его распоряжении, чем в большей степени он может воспользоваться  благоприятными тенденциями развития общества и противодействовать неблагоприятным. В реальной  действительности  историческая  необходимость  и   свобода личности  тесно  взаимосвязаны,  диалектически  взаимодействуют.  При   этом свобода  личности  не  только  выявляет  историческую  необходимость,  но  и присутствует и накапливается в ней в виде непрерывной цепи  свободы  выбора, которая осуществлялась людьми в прошлом и привела  общество  к  его  данному состоянию. Исторический  детерминизм,  следовательно,  не  отрицает  свободу личности,  а,  напротив,  предполагает ее  и включает  в себя  как свой результат.     Отвергая антиномию свободы и необходимости,  марксистская  философия исходит из определения свободы как процесса «познания  необходимости»,  т.е. ее понимания и учета в деятельности.  В  соответствии  с  этим  определением свобода  личности  заключается  «не   в   воображаемой   независимости» от объективных законов природы и общества, а  в  способности  разумно  выбирать свою линию поведения среди  реальных  возможностей,  что  возлагает  на  нее моральную и социальную ответственность, которая  возрастает  пропорционально ее свободе.

     На рубеже XIX и XX веков Рудольф Штайнер посвятил  «нашей» теме  целую книгу,  название  которой «Философия свобода». Однажды, Рудольфа Штайнера спросили, что он хотел бы увидеть  уцелевшим из всего им созданного, Штайнер ответил  моментально:  «Философию  свободы». Это была его любимая книга: самый  одинокий  человек  любил  самую  одинокую книгу. Штайнер называл «Философию свободы» «непрочитанной» книгой, и  спустя двадцать пять лет после ее первого издания, когда в 1918 году  встал  вопрос о переиздании «Философии свободы» Р.Штайнер  сказал:  «Держались  отнюдь  не того, что им давалось, а всяких лозунгов и шаблонов...  По  сути  относились довольно-таки безразлично к сказанному мною самим, к тому, что  сам  я  счел нужным издать. Конечно что-то читалось. Но  из  того,  что  нечто читается, никак не следует еще, что оно принималось...»8. Говоря  о «Философии  свободы»,  Р.Штайнер  всегда  в  первую  очередь подчеркивал, что ничто  не  имеет  такого  значения  для  ее  понимания  как «самостоятельное мышление», более того без этого  не  возможно  постичь  то, что  в  ней  заложено.  Не  мозг  должен  автоматически  мыслить,  а  должно включаться свободное сознание, свободное от навязанных  правил,  терминов  и их комбинаций, которые не зависимо от нас возникают в  нашем  мозгу  и  дают шаблонные оценки происходящему вокруг. В основу  композиции  книги  легло  евангельское  изречение:  «Познайте истину, и истина сделает вас  свободными».  Каждая  из  обеих  частей  книги отражает  поступенчатость  самого  изречения:  «познайте  истину»  –  «Наука свободы», и «истина сделает вас свободными» – «Действительность свободы». Многими философами поднимался вопрос «свободы воли», одни соглашались с ее существованием, другие нет,  но  и  те  и  другие  видели  в  ней  высшее проявление свободы. Штайнер говорит о том, что воля как таковая  несвободна. Человек, осознающий свои  желания,  думает,  что он  свободен,  если действует в соответствии с  ними.  Но  возникает  вопрос,  действительно  ли человек  свободен  или  он  только  думает,  что  он  свободен,  и  что  все происходит согласно его воли. Штайнер придерживается той точки  зрения,  что подобная свобода является иллюзорной, и в подтверждение проводит аналогию  с камнем, который получив от внешней причины определенное количество  движения через  толчок,  продолжает  с  необходимостью  двигаться  и  по  прекращении толчка. Штайнер пишет: «Допустите теперь, прошу вас,  относительно  камня, что он во время своего  движения  мыслит  и  знает  о  своем  стремлении по возможности  продолжить  движение. Этот камень,   сознающий   лишь свое стремление и отнюдь не  ведущий  себя  безразлично,  будет думать,  что он совершенно свободен и что он продолжает свое  движение  не  по  какой-нибудь причине, а только по той, что он этого хочет. Но это и есть та  человеческая свобода, о которой все утверждают, что они ею обладают,  и  которая  состоит только в том, что люди сознают свое желание, но не  знают  причин,  которыми оно определяется"9. Настоящая  свобода  заключается  в  раскрепощение  мысли,  ибо   только мышление способно познать причины. В мышлении мы совершенно  не  зависим  от внешнего мира. Весь непосредственный образ мира  мы  получаем  извне, через внешние органы чувств; мысль – единственное, что нам дано  автономно  и  без какой-либо соподчиненности телесным и душевным процессам. И  первое  узнание мысли есть опыт в  самом  прямом  эмпирическом  смысле  слова,  но  опыт  не чувственный, а сверхчувственный. Суть  которого  состоит  в  том,  чтобы  не принимать  ничего  на  веру  без  предварительного  прогона  через  контроль сознания. Штайнер говорил о том, что нужно строго держаться  опыта,  не  связывая его заведомо всякого рода ограничениями, но  доверяясь  ему,  контролировать его собственной здоровой  силой  суждения.  Р.Штайнер  подразделял  опыт на ступени. На первой ступени опыта происходит непосредственное мировосприятие при отсутствии каких-либо   категориальных   упорядочений   воспринятого. Данность чистого восприятия – данность хаоса; о познании,  по  Штайнеру,  на этой стадии не может быть и речи, но налицо – воля к познанию. Познание начинается тогда, когда в самой данности хаоса  обнаруживается некая более высокая данность: данность мысли,  в  обнаружении  которой  опыт расширяется до сверхчувственного.     Познание – это соединение обеих половинок данности: чистого восприятия и  чистого  понятия,  когда  к  данности  чувственного  опыта  подыскивается соответствующая данность опыта сверхчувственного. По  учению  Штайнера  сама мысль находится «в» вещи,  как  сущность  ее  и  смысл,  и  задача  познания состоит в том, чтобы извлечь ее «из» вещи и понять   тем самым саму  вещь, подыскав ей нужное понятие. И  только  через  мышление  возможно  осмысление (т.е. соединение с понятием) и упорядоченность этого «извлечения», и только после этого оно становится познанием. Мышление и чувствование, по  Штайнеру,  соответствуют двоякой природе человеческого  существа.  Он  пишет:  «Мышление  есть  элемент,  посредством которого мы соучаствуем в общем свершении Космоса; чувствование – это то, посредством чего мы можем идти на попятную и стягиваться  в  тесноту  нашего собственного существа"10. В мышление, говорит Р.Штайнер, человеку дан  элемент,  соединяющий  его индивидуальность в одно целое с космосом: «Когда мы ощущаем и  чувствуем (а также воспринимаем), мы суть отдельные существа; когда мы мыслим, мы  все  – единое существо, которое  все  проницает».  Мышление  связывает  человека  с миром, а чувствование уводит человека обратно в самого  себя,  - и именно оно делает человека индивидуумом. Р.Штайнер  считает,  что  благодаря  тому, что мышление в человеке выходит за пределы его отдельного бытия и  находится в связи  со  всеобщим  мировым  бытием,  в  человеке  возникает  влечение  к познанию. 
 
 

 

    Заключение

   Подводя общий итог можно сказать, что  на идеи свободы, её понимание, каждого  из знаменитых мыслителей отложила свой след общество в котором они существовали. То есть, например на идеи Платона отложилась обстановка того общества – особого развития они на тот период не получили, а на идеи Августина Блаженного уже другого периода – сказалось сильное влияние церкви. Это есть одна из причин того, что идеи отличаются.

   Первая  попытка обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи свободы  и необходимости ее признания  их органической взаимосвязи принадлежит  Спинозе, который определил свободу, как осознанную необходимость. Развернутая концепция диалектического единства свободы и необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека - как вторичного производного. В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества.

   И так, можно обобщить все выше сказанное и ответить на главный вопрос - что же такое свобода? Свобода - это значит научиться  самостоятельно  мыслить,  то  есть  обнаружить в мысли содержание мира и понять, что я не только созерцаю со стороны развитие  Вселенной, но и принимаю деятельное участие в нем.

 

    Список использованных источников

1) Платон «Диалоги - Законы, или О законодательстве» // Электронный ресурс. [Режим доступа]: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Platon/zakon.php 

2) Платон «Диалоги  – государство, или О справедливости»  // Электронный ресурс. [Режим доступа]: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Platon/_Index.php

3) Августин Блаженный «О свободе воли» // Электронный ресурс. [Режим доступа]: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000121/st000.shtml

4) Б.  Спиноза Этика / Пер. с лат. Н.А. Иванцова. СПб.: Аста-пресс ltd., 1993. 248 С.

5) Дж. Локк Сочинения: В 3 т. – Т. 3. / М.: Мысль, 1988. 561 С.

6) Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. — М.: Политиздат, 1991. 672 С.

7) Т. Гоббс  Избранные произведения. В 2-х тт. Т.2. - М.: Мысль, 1964. 512 С.

8) Рудольф Штайнер. Философия свободы  // Электронный ресурс. [Режим доступа]: http://lib.ru/URIKOVA/STEINER/freedom.txt 

Информация о работе Сущность свободы человека: основные подходы