Сущность философии: основные подходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:26, контрольная работа

Описание работы

Цель работы состоит в рассмотрении сущности философии, ее предмета и функций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1.Возникновение, природа и сущность философии……………….. 4
2.Предмет и функции философии……………………………………8
3.Мировоззренческая функция философии………………………...10

Заключение…………………………………………………………………14

Список литературы………………………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

КР ФИЛОСОФИЯ.docx

— 32.09 Кб (Скачать)

     Функция самопознания и самосознания человеком  своей индивидуальной и социальной природы и сущности. Осознание  и понимания себя как личности в рациональной форме. Осознание  себя как универсума. Эта функция (еще называют ее рефлексией) философии  незаменима никакими другими формами  познавательной деятельности. (Ни наукой, ни искусством, ни религией).

  1. Мировоззренческая функция философии.

     О которой мы скажем подробнее, поскольку  возникает практически значимая проблема взаимосвязи мировоззрения  и философии.

     Под мировоззрением мы понимаем целостную  систему взглядов на мир, с которым  человек неизбежно вступает в  отношения и в котором он только и может реализовать себя и  свою жизнь. В этом плане мировоззрение  выступает практически-теоретической моделью бытия человека  в мире. Поэтому оно всегда шире, чем наука и даже чем философия. Но исходным основанием формирования мировоззрения людей всегда выступает знание о мире и его свойствах.

     Поэтому первым элементом мировоззрения  как системы является знание. На основе этого мы можем выделить различные  типы мировоззрения в зависимости  от типа знания, доминирующего в  мировоззрении. Типы мировоззрения:

1) научное  и ненаучное (обыденное); 2) эмпирическое  и теоретическое, которые обладают  различными возможностями и ограничениями  (подумайте сами и приведите  примеры).

     Вторым  элементом мировоззрения выступают  идеалы людей. Под идеалом в данном случае мы будем понимать представления  людей о совершенном и желаемом проявлении себя в мире, разрешающее  противоречивость реального бытия  человека. Идеал есть стремление человека и к свободе, и к счастью, преодолевающего  несовершенные стороны жизни. А.М. Горький как-то заметил: "Когда  Бог лишил человека возможности  ходить на четвереньках, он дал ему  вместо посоха идеал". Идеалы можно  разделить на типы: светские и религиозные, архаические и современные, исторические типы (прошлого, настоящего, будущего) и т.д.

     Третьим элементом мировоззрения являются ценности. Под ценностью в данном случае мы будем понимать реально-существующие предметы материального и идеально-духовного  порядка, отвечающих интересам потребностям людей, их идеалам и позволяющим  определять и формировать реальное содержание своей человеческой сущности. Посредством ценностей человек  в реальности становится таким, какие  ценности он исповедует. (Нравственные, религиозные, эстетические, утилитарные, национальные, общечеловеческие и т.д.). Ориентируясь на определение ценности человек создает реальную модель поведения и действия, оценивает значимость мира, общества и людей для себя. В этом универсальная значимость ценностей для человека и общества.

     Четвертым элементом мировоззрения являются убеждения, аккумулирующие, синтезирующие  в себе вышеперечисленные элементы. Убеждения позволяют человеку сознательно  относится к миру в целом и  противостоять внешним отрицательным  воздействиям, формировать определенность своей жизненной позиции и  отстаивает ее с точки зрения своей  убежденности в истинности своей  позиции. Вот почему право на убеждение  – неотъемлемый признак свободомыслия.

     Пятым элементом мировоззрения являются нормы и принципы, аккумулирующие в себе все предшествующие составляющие мировоззрения. Они придают мировоззрению  устойчивость. Благодаря им мировоззрение  и выступает регулятивно-регламентирующей моделью практического действия человека.

     Типология мировоззрения определяется и по своему "носителю": По этому основанию  можно выделить следующие типы мировоззрения:

1) индивидуально-личностное; 2) социально-групповое (общества, этноса, человечества, социальных групп  и классов); 3)мировоззрение определенной  эпохи (например, мировоззрение эпохи  Возрождения и т.д.).

     Между философией и мировоззрением существуют сложные и противоречивые, но объективно-неизбежные отношения и взаимодействия.

     Мировоззрение, как мы уже указали, является целостной  системой, в которой все элементы взаимосвязаны. Достаточно выпасть  одному из элементов, как вся система  мировоззрения рассыпается. Но в  тоже время в мировоззрении может доминировать какой-либо элемент. Но в целом они взаимодополняют, а не исключают друг друга. Но что придает устойчивость мировоззрению? Эту роль и выполняет философия по отношению к мировоззрению. Философия придает мировоззрению целостный, системный и устойчивый характер, поскольку она вскрывает фундаментальные причины и основания единства бытия мира и человека. Наконец, философия выполняет организующую роль в отношении мировоззрения. Усиливает его прогностические возможности и критически-содержательного, рационально-разумного оценивания реальных исторических процессов в общественной жизни. Поэтому философия является ядром любого типа мировоззрения. И эта роль философии в современную эпоху, да и в будущем, все более возрастает. В этом и заключается пусть опосредованное, но все же практическое значение философии для бытия человека и человечества. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

      Философия  порой  понимается  как  некое   абстрактное   знание,   предельно  удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего  более  далекого  от истины, чем такое суждение. Напротив, именно  в  жизни  берут  начало  самые серьезные,  самые  глубокие  проблемы  философии,  именно  здесь   находится главное поле ее интересов; все же остальное,  вплоть  до  самых  отвлеченных  понятий  и  категорий,  до  самых  хитроумных  мыслительных построений - в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом  важно иметь   ввиду,   что   с   точки   зрения   научной   философии    уразуметь действительность вовсе не значит просто примирится и во всем  согласиться с нею. Философия предполагает  критическое отношение к действительности,  к тому, что устаревает и отживает, и одновременно -  поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней,  возможностей, средств и направлений ее изменения и развития.  Преобразование  реальности, практика, и являются той сферой, где только  и могут получить  разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь  человеческого мышления.

      Итак, философия – это весьма древнее  и  многомерное  явление  духовной культуры человечества. Ее специфичность и особая роль  в  жизни  общества  и индивида (развитие способности  к  теоретическому  мышлению  и  формирование мировоззрения) требует серьезного и вдумчивого отношения  к  ней.  Философия есть синтез Истины, Добра и Красоты, ядро  духовной  культуры  человеческого общества. 
 
 

     Список  литературы

  1. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006;
  2. Сптркин А.Г. Философия: учебник. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010.
  3. Акулов В.Л.  Философия, ее предмет, структура и место в системе  наук.  - Краснодар -1976.
  4. Введение в  философию.  т.1,т.2  -  Москва  -  Издательство  политической литературы - 1989г.

Информация о работе Сущность философии: основные подходы