Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:26, контрольная работа
Цель работы состоит в рассмотрении сущности философии, ее предмета и функций.
Введение…………………………………………………………………… 3
1.Возникновение, природа и сущность философии……………….. 4
2.Предмет и функции философии……………………………………8
3.Мировоззренческая функция философии………………………...10
Заключение…………………………………………………………………14
Список литературы………………………………………………………...15
Контрольная работа по дисциплине
Философия.
Вариант 1
Выполнил:
Студент 3 курса
Спец
и шифр
Чита
2010
Сущность философии: основные подходы
План:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
В
системе чрезвычайно
Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.
Цель работы состоит в рассмотрении сущности философии, ее предмета и функций.
В первой части работы рассматривается возникновение, природа и сущность философии.
Во второй части – предмет и функции философии, так необходимые для понимания сущности философии.
В
третьей части более подробно
описана мировоззренческая
Как уже было сказано выше в переводе с греческого термин "философия" означает "любовь к мудрости" (от filio – люблю; sofia – мудрость) или "любомудрие". Почему же возникает необходимость обращаться к мудрости? Да еще и любить ее? Под мудростью обычно понимают умение человека на основе знания, почерпнутого из жизненного опыта, вскрывать глубинные причины бытия мира и человека. Поэтому каждый из нас может стать мудрецом, но не каждый им становится, даже если есть длительный и богатый жизненный опыт. Значит для мудрости и мудрствования необходимо кроме опыта еще и умение анализировать и объяснять суть тех процессов и тех оснований, в которые мы в процессе жизни погружены, но скрыты от нашего непосредственного восприятия. В силу ограниченности жизненного опыта человек обращается уже к иному способу и принципу объяснения мира – к философии и философствованию. Можно констатировать, что мудрость, мудрствование и философия, философствование не совпадают по содержанию и отличаются друг от друга, хотя близки в одном – они пытаются объяснить, что такое мир и как он существует. Когда же возникает философия как особый способ объяснения и понимания мира? По установившейся традиции (по крайней мере европейской) философия возникла в V – VI веке до н.э. Но и до возникновения философии существовали различные способы и методы описания, объяснения и понимания окружающего нас мира. Уже на самой ранней ступени образования и формирования человеческого общества и человеческой истории, первобытно-общинной, когда человек и человечество только выделялись из природы, возникла практическая проблема и задача – описать мир, в котором существуют люди. Описать – значит дать характеристику свойствам природных явлений, которые воздействуют на жизнь людей. Но необходимо также было и объяснить причину явлений природы, поскольку человек непосредственно ощущал зависимость от них. Почему они действуют именно так, а не иначе, и действуют постоянно? Наконец, необходимо было понять этот мир, описанный и объясненный. Понимание мира означает осмысление и установление значения явлений природы для бытия человека и человеческого сообщества, а после этого можно использовать их свойства и качества в сугубо человеческих целях, для организации своей жизни. Таким образом, человечество всегда решает три важнейшие задачи – описания, объяснения и понимания мира, поскольку оно вступает в отношение с этим миром. А на основе этого и рассуждает, размышляет о мире и о самом себе.
Исторически первой формой описания, объяснения и понимания мира (миропонимания) была мифология и мифомышление. Мифология (от греч. – миф – сказание, легенда, логос – слово, учение) есть образное, наглядно предметное, непосредственно чувственное описание, объяснение и понимание мира.
Отметим кратко некоторые ее особенности и черты.
Во-первых,
носителем мифологии и
Во-вторых,
в мифах и мифологии
В-третьих, для мифологии и мифомышления характерно образное, наглядное, непосредственно чувственное и фантастическое описание, объяснение и понимание мира. Фантастическое в данном случае понимается как приписывание реальным предметам и явлениям; их свойствам сверхъестественное происхождение. Как бы отсутствие подлинного знания о свойствах компенсировалось вымыслом и фантазией, воображением. Реальным свойствам придавали магический характер, свойства чуда, волшебства.
В-четвертых,
сказания, предания, обретая словесную
форму бытия, закреплялись в традициях
и обычаях, которым необходимо было
следовать и обязательно
В-пятых, для мифологии и мифомышления мир существует как вечно постоянное и неизменное, в котором отсутствует понятие времени: прошлого, настоящего и будущего. Мир предстает и понимается как вечно один и тот же, как повторение одного и того же.
В-шестых,
можно сказать, что мифология
и мифомышление это формы мышления,
в котором фиксируется
В-седьмых, мифология и мифомышление это нерациональная форма объяснения и понимания мира.
И
все же следует отметить, что мифология
и мифомышление отражали реальные процессы
жизни в фантастической форме, но
более доступные конкретно-
Второй,
исторически более поздней
Следует
отметить, что они есть уже формы
индивидуального мышления, а не коллективного.
Источником знания, его предпосылкой
и основанием является жизненный
опыт отдельного человека, обладающего
исключительными умственными
И
все же мудрец, а их, как правило,
не бывает много, апеллировал к своему
жизненному опыту как проверке подлинности
своего знания о мире. И в этом
плане мудрствование еще не вполне
свободное мышление, поскольку оно
зависело от богатства индивидуального
длительного опыта жизни. Вот
почему мудрецом нельзя стать в 20 лет,
хотя и в 20 лет можно быть умным.
Поэтому мудрец обладал исключительным
авторитетом, поскольку в обычном
представлении людей мудрец знает
обо всем и видит то, что не
видят другие. Более того, мудрец
выполнял и социально-важную роль –
он вырабатывал рекомендации и давал
советы как подлинно правильно надо
жить и действовать, чтобы избегать
ошибок и оформлял эти рекомендации
в афористически сжатую форму, не
вызывающую ни у кого сомнения. Правда,
мудрец нередко апеллировали к мифу,
как аргументу и
В
отличие от мифологии и мудрствования
философия имеет строго определенный
предмет познания, т.е. ту область
объективной реальности, которая
подвергается специальному исследованию
и осмыслению посредством особых,
специальных понятий. Поэтому философия
в отличие от мифологии и мудрствования
не претендует все в мире объяснить.
Тогда что? Философия решает ряд
проблем и изучает особую область
объективного мира. Прежде всего: что
является основанием и основой бытия
мира? Т.е., онтологические проблемы бытия
мира (онтология – учение об основах
бытия мира). Вместе с этим возникает
проблема единства мира: Почему и каким
образом проявляется единство мира?
И, наконец, существуют ли, и если "да",
то как они действуют, универсальные,
всеобщие законы бытия мира, его
единства и развития. Наконец, философия
рассматривает и решает эти проблемы
через призму бытия человека, особенности
его природы и сущности, которая
неотделима от объективного мира. Поэтому
философия естественным образом
вынуждена рассматривать и
Особый
предмет познания требует и особого
типа мышления и особого языка
как инструмента выражения
Следует отметить еще одну особенность философии – она гуманистична по своей природе и назначению, то есть, призвана осмысливать пути совершенного развития человеческого рода и его сохранения как такового.
Вкратце отметим те функции философии, которые вытекают из ее природы и сущности:
Познавательная, еще ее называют гносеологическая, функция философии. (Гносеология означает – теория, путь познания). Причем это рациональная система познания, использующая обобщенные, универсальные понятия. В этом плане философия сближается часто научными знаниями. Но и отличается, поскольку она раскрывает законы единства мира в его многомерности.
Методологическая функция философии, которая выражается в выработке наиболее общих принципов рационального объяснения и понимания мира как универсума, который фрагментарно изучается частными естественными и общественными науками.
Ценностно-ориентационная функция, которая заключается в том, что философия вырабатывает наиболее общие принципы понимания и формирования сущности мира ценностей, посредством которых человек и человечество и определяют содержание своей жизни и направленность ее изменения: выработка смыслов, значений и целей человеческого бытия как такового.