Сущность философии: основные подходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:26, контрольная работа

Описание работы

Цель работы состоит в рассмотрении сущности философии, ее предмета и функций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1.Возникновение, природа и сущность философии……………….. 4
2.Предмет и функции философии……………………………………8
3.Мировоззренческая функция философии………………………...10

Заключение…………………………………………………………………14

Список литературы………………………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

КР ФИЛОСОФИЯ.docx

— 32.09 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине

Философия. Вариант 1 
 
 
 

Выполнил:

Студент 3 курса

Спец  и шифр 
 
 

Чита

2010

Сущность  философии: основные подходы

План:

Введение…………………………………………………………………… 3

  1. Возникновение, природа и сущность философии……………….. 4
  2. Предмет и функции философии……………………………………8
  3. Мировоззренческая функция философии………………………...10

Заключение…………………………………………………………………14

Список  литературы………………………………………………………...15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      В системе чрезвычайно разнообразных  знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись  в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские  школы и течения.

      Слово «философия» – греческого происхождения  и буквально означает «любовь  к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на  окружающую  нас действительность, систему наиболее общих  понятий  о  мире  и  месте  в  нем человека. С  момента  своего  возникновения  она  стремилась  выяснить,  что представляет собой мир как единое целое,  понять  природу  самого  человека, определить,  какое  место  занимает  он  в  обществе,  может  ли  его  разум проникнуть  в  тайны  мироздания,  познать  и  обратить   на   благо   людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые  общие  и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека  к самым разнообразным областям жизни и знания. На  все  эти  вопросы  философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.

      Цель  работы состоит в рассмотрении сущности философии, ее предмета и функций.

      В первой части работы рассматривается  возникновение, природа и сущность философии.

      Во  второй части – предмет и функции  философии, так необходимые для  понимания сущности философии.

      В третьей части более подробно описана мировоззренческая функция  философии.

        
 
 

  1. Возникновение, природа и сущность философии

     Как уже было сказано выше в переводе с греческого термин "философия" означает "любовь к мудрости" (от filio – люблю; sofia – мудрость) или "любомудрие". Почему же возникает необходимость обращаться к мудрости? Да еще и любить ее? Под мудростью обычно понимают умение человека на основе знания, почерпнутого из жизненного опыта, вскрывать глубинные причины бытия мира и человека. Поэтому каждый из нас может стать мудрецом, но не каждый им становится, даже если есть длительный и богатый жизненный опыт. Значит для мудрости и мудрствования необходимо кроме опыта еще и умение анализировать и объяснять суть тех процессов и тех оснований, в которые мы в процессе жизни погружены, но скрыты от нашего непосредственного восприятия. В силу ограниченности жизненного опыта человек обращается уже к иному способу и принципу объяснения мира – к философии и философствованию. Можно констатировать, что мудрость, мудрствование и философия, философствование не совпадают по содержанию и отличаются друг от друга, хотя близки в одном – они пытаются объяснить, что такое мир и как он существует. Когда же возникает философия как особый способ объяснения и понимания мира? По установившейся традиции (по крайней мере европейской) философия возникла в V – VI веке до н.э. Но и до возникновения философии существовали различные способы и методы описания, объяснения и понимания окружающего нас мира. Уже на самой ранней ступени образования и формирования человеческого общества и человеческой истории, первобытно-общинной, когда человек и человечество только выделялись из природы, возникла практическая проблема и задача – описать мир, в котором существуют люди. Описать – значит дать характеристику свойствам природных явлений, которые воздействуют на жизнь людей. Но необходимо  также было и объяснить причину явлений природы, поскольку человек непосредственно ощущал зависимость от них. Почему они действуют именно так, а не иначе, и действуют постоянно? Наконец, необходимо было  понять этот мир, описанный и объясненный. Понимание мира означает осмысление и установление значения явлений природы для бытия человека и человеческого сообщества, а после этого можно использовать их свойства и качества в сугубо человеческих целях, для организации своей жизни. Таким образом, человечество всегда решает три важнейшие задачи – описания, объяснения и понимания мира, поскольку оно вступает в отношение с этим миром. А на основе этого и рассуждает, размышляет о мире и о самом себе.

     Исторически первой формой описания, объяснения и  понимания мира (миропонимания) была мифология и мифомышление. Мифология (от греч. – миф – сказание, легенда, логос – слово, учение) есть образное, наглядно предметное, непосредственно чувственное описание, объяснение и понимание мира.

     Отметим кратко некоторые ее особенности  и черты.

     Во-первых, носителем мифологии и мифомышленя  являлись социальные коллективы и общности (род, племя). Вот почему многообразие мифов, хотя сюжеты практически одни и те же.

     Во-вторых, в мифах и мифологии превалировало  отождествление человека и мира, рода и племени с окружающим миром  и природой, а не различие.

     В-третьих, для мифологии и мифомышления характерно образное, наглядное, непосредственно  чувственное и фантастическое описание, объяснение и понимание мира. Фантастическое в данном случае понимается как приписывание реальным предметам и явлениям; их свойствам сверхъестественное происхождение. Как бы отсутствие подлинного знания о свойствах компенсировалось вымыслом и фантазией, воображением. Реальным свойствам придавали магический характер, свойства чуда, волшебства.

     В-четвертых, сказания, предания, обретая словесную  форму бытия, закреплялись в традициях  и обычаях, которым необходимо было следовать и обязательно соблюдать, поскольку в них закреплялся  коллективный опыт.

     В-пятых, для мифологии и мифомышления мир существует как вечно постоянное и неизменное, в котором отсутствует  понятие времени: прошлого, настоящего и будущего. Мир предстает и  понимается как вечно один и тот  же, как повторение одного и того же.

     В-шестых, можно сказать, что мифология  и мифомышление это формы мышления, в котором фиксируется тотальная  зависимость людей от окружающего  мира.

     В-седьмых, мифология и мифомышление это  нерациональная форма объяснения и  понимания мира.

     И все же следует отметить, что мифология  и мифомышление отражали реальные процессы жизни в фантастической форме, но более доступные конкретно-предметному  пониманию. Вот почему мифология  и мифомышление никогда не исчезнут из бытия человеческой истории.

     Второй, исторически более поздней формой и способом описания объяснения и  понимания мира стала мудрость и мудрствование, о чем мы уже упоминали. Она возникает в определенных социально-исторических условиях. Во-первых, когда уже наличествовало разделение труда, когда умственный труд отделяется от физического и приобретает особую значимость и ценность. Во-вторых, экономическое разделение труда и появление социально-неоднородного общества, классов обусловило возрастание значения отдельной личности. Как бы человек научался отличать себя от других, себя от общества, себя от мира. Поэтому и появляется возможность иного способа понимания, да и познания мира, получения знания о мире. Хотя мифология еще тяготела над людьми, но она не единственная форма познания и понимания мира. Все отчетливее проявляется отделение субъекта и объекта познания. Каковы же основные черты мудрости и мудрствования?

     Следует отметить, что они есть уже формы  индивидуального мышления, а не коллективного. Источником знания, его предпосылкой и основанием является жизненный  опыт отдельного человека, обладающего  исключительными умственными способностями. Во-вторых, мудрец пытается уже более  рационально, то есть на основе понятий, а не только образов, объяснить мир  и понять его так, как он существует на самом деле, а не в воображении  и фантазии. И апеллирует уже к  фактам своего индивидуального жизненного опыта. Он уже сознательно пытается поставить и ответить на такие  вопросы как, что является основой  и сущностью бытия мира, един ли мир и что является основой  его единства, вечен ли мир и  т.д. Он уже на основе жизненного опыта  и понятийного мышления объясняет  в обобщенной форме первопричины бытия мира. Мудрствование было первой формой рационального, а не фантастического  и сверхъестественного понимания мира.

     И все же мудрец, а их, как правило, не бывает много, апеллировал к своему жизненному опыту как проверке подлинности  своего знания о мире. И в этом плане мудрствование еще не вполне свободное мышление, поскольку оно  зависело от богатства индивидуального  длительного опыта жизни. Вот  почему мудрецом нельзя стать в 20 лет, хотя и в 20 лет можно быть умным. Поэтому мудрец обладал исключительным авторитетом, поскольку в обычном  представлении людей мудрец знает  обо всем и видит то, что не видят другие. Более того, мудрец выполнял и социально-важную роль –  он вырабатывал рекомендации и давал  советы как подлинно правильно надо жить и действовать, чтобы избегать ошибок и оформлял эти рекомендации в афористически сжатую форму, не вызывающую ни у кого сомнения. Правда, мудрец нередко апеллировали к мифу, как аргументу и доказательству, доступного для немудрецов и непросвещенных. Но он стремится уже апеллировать и к разуму, к здравому смыслу как доказательству. Мудрствование уже не мифологизированный, но и еще не вполне рациональный тип объяснения мира. Оно ограничено, поскольку любой жизненный опыт ограничен сам по себе. Но мудрец уже был "властителем" умов, а не только Бог. Мудрость и мудрствование и явились непосредственной интеллектуальной предпосылкой собственного рационального описания, объяснения и понимания мира – философии и философствования.

  1. Предмет и функции философии

     В отличие от мифологии и мудрствования  философия имеет строго определенный предмет познания, т.е. ту область  объективной реальности, которая  подвергается специальному исследованию и осмыслению посредством особых, специальных понятий. Поэтому философия  в отличие от мифологии и мудрствования  не претендует все в мире объяснить. Тогда что? Философия решает ряд  проблем и изучает особую область  объективного мира. Прежде всего: что  является основанием и основой бытия  мира? Т.е., онтологические проблемы бытия  мира (онтология – учение об основах  бытия мира). Вместе с этим возникает  проблема единства мира: Почему и каким  образом проявляется единство мира? И, наконец, существуют ли, и если "да", то как они действуют, универсальные, всеобщие законы бытия мира, его  единства и развития. Наконец, философия  рассматривает и решает эти проблемы через призму бытия человека, особенности  его природы и сущности, которая  неотделима от объективного мира. Поэтому  философия естественным образом  вынуждена рассматривать и проблемы взаимоотношений человека и мира, их единство и различие. Мы можем  на основе вышесказанного более четко  определить предмет философии. Им являются наиболее общие и всеобщие законы бытия и развития мира и человека, их противоречивого единства. Поэтому ясно, что философия призвана решать не все, а определенные задачи.

     Особый  предмет познания требует и особого  типа мышления и особого языка  как инструмента выражения мысли. Философ и философствование уже  не могут апеллировать только к своему жизненному опыту. Поэтому философия  и философствование как описание, объяснение и понимание мира формируются  по мере возникновения и развития абстрактно-логического языка, выраженного  в системе абстрактных, наиболее общих понятий, которые бы перекрывали  узость жизненного опыта человека. Специфика философского языка и  позволяет схватить и единство мира в его многообразии и рационально, то есть более достоверно, его описать, объяснить и понять. В этом заключается особая природа и сущность философии и философского знания. Вот почему она возникает значительно позднее мифологии и мудрствования, когда в обществе возникают социально-экономические условия: социальные – отделение умственного труда от физического. Умственный труд становится специализированной деятельностью, а это возможно было с появлением классов. Появляется развитая культура, как форма воспроизводства человеческого рода. Высокого уровня достигает искусство и т.д.

     Следует отметить еще одну особенность философии  – она гуманистична по своей природе  и назначению, то есть, призвана осмысливать  пути совершенного развития человеческого  рода и его сохранения как такового.

     Вкратце отметим те функции философии, которые  вытекают из ее природы и сущности:

     Познавательная, еще  ее называют гносеологическая, функция философии. (Гносеология означает – теория, путь познания). Причем это рациональная система познания, использующая обобщенные, универсальные понятия. В этом плане философия сближается часто научными знаниями. Но и отличается, поскольку она раскрывает законы единства мира в его многомерности.

     Методологическая  функция философии, которая выражается в выработке наиболее общих принципов  рационального объяснения и понимания  мира как универсума, который фрагментарно изучается частными естественными  и общественными науками.

     Ценностно-ориентационная функция, которая заключается в  том, что философия вырабатывает наиболее общие принципы понимания  и формирования сущности мира ценностей, посредством которых человек  и человечество и определяют содержание своей жизни и направленность ее изменения: выработка смыслов, значений и целей человеческого бытия  как такового.

Информация о работе Сущность философии: основные подходы