Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 00:14, реферат
Размышление о судьбе, существует ли она или нет. Разные мысли по этому поводу.
Судьба́ — совокупность
всех событий и обстоятельств, которые
в первую очередь предопределены и влияют
на бытие человека, народа и т. п.; предопределённость
событий, поступков; рок, фатум; высшая
сила, которая может мыслиться в виде природы
или божества.
Судьба - форма
переживания и осмысления человеком
условий собственного существования
в мире. В содержании понятия "судьба"
заключено то или иное решение индивидом
проблем соотношения свободы и причинной
обусловленности, необходимости и случайности,
внешнего и внутреннего, смысла и бессмысленности
в своей жизни и жизни общества в целом.
Судьба имеет аксиологический, онтологический
и гносеологический аспекты. Само появление
образа судьбы в человеческом сознании
уже предполагает противопоставление
человека и мира, субъекта познания и воли
- объекту. В конечном итоге все попытки
столкновения с судьбой - это исторически
определённые попытки борьбы человека
с небытием. Жизнь человека - это материал,
в котором судьба воплощает свои веления,
это эмпирия судьбы. Судьба заявляет
о себе в человеческой жизни различными
способами. Судьбу люди осваивали первоначально
в образах мифа. Судьба имела много имён.
У древних греков и римлян воля случая
- это Тюхе (Фортуна). Судьба - неизбежность
- это Ананке; Мойры (Парки) - человеческие
жребии; Дике - судьба - справедливость;
Немезида - возмездие. У славянских народов
судьба - это Горе-Злосчастье. Судьба -
удел (доля) предполагает зависимость
человека от обстоятельств его рождения,
от исторического момента. Человек - актёр,
который играет свою роль в предлагаемых
жизнью обстоятельствах, в пьесе, написанной
не им самим. Судьба может выступать как
абсолютная предрешённость всех событий
человеческой жизни. Судьба может рассматриваться
как тенденция жизни, пробивающая дорогу
сквозь пеструю сумятицу событий. "Онтология"
судьбы неотделима от её "гносеологии".
Судьба, как независящее от человека вмешательство
в его жизнь, м.б. "предсказана" кем-то,
увидена в мистическом акте прозрения
в самом н.жизненного пути. Чаще всего
бессилие человека в его столкновении
с миром выражается в невозможности уловить
"веления судьбы", понять её. Непознаваемость
судьбы обычными рациональными средствами
дополняется такой её характеристикой,
как "слепота", отсутствие нравственного
и социального смысла в действии судьбы-рока.
Так же непознаваема и судьба-случай (Фортуна).
Фортуна даёт человеку "онтологическую"
надежду, позволяет надеяться на то, что
человек в схватке с небытием может обыграть
судьбу, но "гносеологически" человек
всегда в проигрыше. Аксиологический,
ценностный аспект отношения к судьбе
особенно ярко проявляется в понимании
судьбы как "воздаяния", космической
справедливости, или Кармы, в восточной
философии. Новый оттенок в понимание
судьбы вносит религия: судьба - это Провидение
Божие. В этой интерпретации судьба сохраняет
свои свойства непознаваемости, предопределённости
как отсутствия бесконтрольности человеческих
действий. Вместе с тем, судьба - предопределение,
напоминая человеку о неподвластности
ему оснований собственной жизни, позволяет
ему надеяться, укрепляет веру в осмысленный
порядок всего существующего. Исчезает
идея враждебности мира человеку. Божия
воля ценностною окрашена, направлена
к благой цели. Провидение не исключает
человеческой активности. Более того,
только благодаря своим активным действиям
в мире человек может узнать замысел
Бога о нём. Судьба имеет ещё одно значение:
она может выступать в качестве замысла
человека о самом себе. Так понимаемая
судьба - синоним связности, завершённости
человеческой жизни. Все указанные оттенки
понятия судьбы есть необходимое символическое
выражение отношений человека с миром
в их "предельном" выражении как борьбы
с небытием, хаосом, "Ничто". Представления
о судьбе неотделимы от мироощущения свободной,
активной, творческой личности. По
словам Бубера М., всё "сбудется не так,
как он (человек) решил; но то, что сбудется,
сбудется тогда, когда он решится". В
современной философии проблема судьбы
получила развитие в рамках "философии
жизни". Шпенглер О. рассматривал отношения
индивидуальной судьбы и судьбы культуры;
для Зиммеля Г. понятие судьбы, как и понятие
свободы, стали центральными категориями,
с помощью которых человек "находит
себя" в жизненном потоке. Противоположные
позиции в понимании судьбы выражены в
концепциях фатализма и волюнтаризма.
Что
такое судьба по мнению
различных людей.
Судьба - это
миф, который придумали люди, чтобы
оправдать свои ошибки.
Судьба - это
то, что мы создаём своими руками,
умом, мировоззрением, мироощущением.
Если ты богат, то ты достоин этой жизни,
если беден, то ты сам создал эту жизнь.
Судьба - это
явление, которое можно определить
в виде совокупности событий, произошедших
за период существования объекта
и изменивших его состояние, будь
то человек или какой-нибудь неживой
предмет.
Судьба - это
полоса "как черная так и белая",
предначертана каждому челвеку.
Одни из которых верят в нее
и следуют ей, а другие не верят
в нее и пытаются изо всех сил
изменить ее.
Я придерживаюсь
того, что каждому человеку дана
своя судьба. НО! Я отказываюсь от такого
стереотипа, что судьбу нельзя изменить.
Я свято верю в то, что у судьбы есть много
различных вариантов, которые меняются
в зависимости от твоих поступков, решений
в каждой конкретной сиитуации. Т.е. каждый
день с тобой, что-то происходит и приходится
постоянно думать сделать сейчас так или
иначе и именно от твоего поступка, от
того куда ты повернёшь, на право или на
лево, зависит как в этот момент поменяется
твоя судьба. Но и после этого ты в состоянии
менять судьбу, я сказала бы даже так -
Мы строим свою судьбу ежедневно и ежесекундно!:)
Представте какое количество ситуаций
вам приходится постоянно решать, делать
тот или иной выбор и какое исходя из этого
у нас количество СУДЕБ!!?!!
Только смерть превращает жизнь человека в судьбу. - Л. Мальро
То, что людьми
принято называть судьбою, является,
в сущности, лишь совокупностью учиненных
ими глупостей. - А. Шопенгауэр
Судьба
и Человек
Отрицание заповеди
есть отрицание Бога. Подобный акт
автоматически приводит к формированию
негативной программы, которая, разрушая
центральную часть Бессознательного,
естественно, разрушает и само Бессознательное
— основу человека. Такая деформация целостности
порождает болезни, неудачи, страдания.
Нетрудно заметить, что агрессия против
Бога оборачивается агрессией против
себя. Весьма показательным и печальным
свидетельством последнего служит наш
зловещий «исторический эксперимент»
по созданию новой эпохи и ее представителя
— «Хомо советикус».
Разрушив Бога,
общество закономерно усилило позиции
дьявола, за что и поплатилось — оно
разрушило самое себя и превратилось в
огромного социального мутанта. Ведь невозможно
себя убить и при этом остаться в живых!
Подобная же
механика заложена и в остальных
заповедях. Например: «Не судите, да
не судимы будете». Поскольку в нашей
психике всегда присутствует «другой»,
то, осуждая его, мы автоматически осуждаем
себя. Осуждение, соответственно, порождает
вину, вина ищет наказание, и наказание
обязательно приходит в виде болезни,
боли, негативных случаев, травм.
Проклиная другого,
мы проклинаем себя и, конечно, при этом
заслуживаем соответствующей участи.
Такова наша
психодинамика, законы которой одновременно
являются и законами Вселенной.
Если вышесказанное
обозначить тезисно, то получится следующее.
1. Человек есть
Бытие.
2. Человек есть
самовыражающееся Бытие.
3. Человек есть
точка, сквозь которую
4. Индивидуальное
Бытие раскрывается как
5. Надиндивидуальное
Бытие проявляется как
Сила Рока обусловливает
движение и развитие рода (генетическая
информация — одно из проявлений этой
силы на биологическом уровне).
Сила Провидения
предопределяет судьбу, то есть последовательность
событий и ситуаций на протяжении всей
жизни человека, изначально детерминированную.
Сила Воли проявляется
как способность осознания
6. Некоторая
часть воли сознательна, и она выступает
как психическое (фрагмент индивидуального
бытия). Основная часть воли бессознательна
(и она является одной из сил надиндивидуального
бытия).
7. Человек всегда
находится один на один с
Бытием, и между ними нет посредников.
8. Жизнь человека
есть его взаимоотношение с
Бытием.
9. Человек есть
место, где Бытие организует
свой быт.
10. Бытие, доступное
осознанию, предстает как
11. Все то, что
окружает «меня»: предметы, события,
люди, другие живые существа, —
есть Бытие.
12. Взаимоотношение
человека с другим человеком или другими
людьми, а равно как и с предметами, событиями
или остальными живыми существами, есть,
прежде всего, взаимоотношение человека
с Бытием.
13. Бытие едино
и цельно.
14. Следовательно,
человек есть единая и цельная
структура.
15. Состояние
единства и целостности есть
состояние баланса, то есть
здоровья.
16. Нарушение
единства и целостности есть
болезнь.
17. Баланс человека
и Бытия есть состояние
18. Нарушение
баланса человека и Бытия
19. Значит, существует
некая причина, которая
20. Поскольку
всегда страдает не Бытие, а
человек, следовательно,
21. Осознаваемое
страдание помещается в
22. Получается, что
причина нарушения баланса
23. Данная причина
становится причиной страдания
вследствие нарушения
24. Если сознательная
часть воли — Эго-воля —
направлена на принятие Бытия,
то она сливается с бессознательной волей,
и вместе они образуют общий поток, чем
достигается состояние единства и цельности.
В этом случае человек равен Бытию. И он
здоров.
25. Если Эго-воля
направлена на неприятие Бытия
(что равносильно отторжению), то
она начинает диссонировать с Бытием и
постепенно разрушается. Человек заболевает.
26. Болезнь проявляется
на одном, двух или всех трех
уровнях индивидуального Бытия
— Биосе, Логосе и Фатуме.
Коль скоро
мы говорили об уравнении судьбы, мы
можем вывести и ее формулу.
Слово «судьба»
происходит от праязыкового корня dhe —
«ставить, устанавливать, класть»; и
приставки som — «с», которая означает
сочетание, соединение, совпадение (например,
со-весть — совместная весть).
Получается базовая
праформа: som-dhe — буквально «с установлением».
Здесь обнаруживается
явное соотнесение с
С другой стороны,
корень dhe также является основой, из
которой выходят понятия: «дело»,
«деть».
Рассмотрим проявившийся
ряд понятий в вариантах их развития.
Древнерусское
дело — «деятельность, деяние, поступок,
способ, работа, труд, сражение».
Соответственно, мы можем обнаружить и основные жизненные тенденции, или индивидуальные варианты развития, несущие в себе некие устойчивые позиции.
Жизнь — как деятельность.
Жизнь — как деяние.
Жизнь — как поступок.
Жизнь — как способ.
Жизнь — как работа.
Жизнь — как труд.
Жизнь — как
сражение.
Значение слова
«деть» проявляется смысловым рядом
— «поместить, положить что-либо куда-либо».
Древнеиндийское
dadhati — «кладет, помещает, ставит».
Древнерусское
деяти — «делать, трогать, говорить».
Последнее отсылает нас к таким
понятиям, как «слово», «речь». И
здесь же уместно напомнить, что
значение слова «действие» в истории
индоевропейских языков переплетается
со значением «слово», «речь».
Примечательно
также то, что на себя обращает внимание
и тесная фоносемантическая связь
между значениями «речь» — «рок».
Оба они несут в себе один и
тот же праязыковый корень rek.
На основании
полученных данных уже можно проявить
архитектонику изучаемого понятия.
Dhe — ставить, устанавливать — становиться.
Делать = Говорить.
Рок = Речь.
Соединение = Договор
(Говорить. Речь).
Обращаясь к
очередным источникам, имеющим непосредственное
отношение к рассматриваемой теме,
находим следующие смысловые соотношения.
Латинское/а£ши,
известное в массовом сознании как
«судьба», в своем первостепенном
значении, однако, раскрывалось как: 1.
Слово (изречение, воля, приговор) богов
(fata deorum). И только затем уже означало:
2. Рок, сУдьба, удел, участь.
Корень слова
«fatum» —for.
For— 1. Говорить,
(воз)вещать, повествовать. 2. Воспевать.
3. Прорицать, предрекать, предсказывать.