Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:06, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть проблему общественного сознания в философии, его уровни и формы. Поставленные задачи должны быть решены путём выделения общественного сознания как знания об обществе – в отличие от знания о природе и самом познании. Общественное сознание – духовная жизнь общества: взгляды и представления людей, политические, правовые, моральные и другие теории. Общественное сознание определяется общественным бытием. Оно формируется социальными связями и отношениями, и его содержание всеобще.
Приведенные выше основные признаки в совокупности предоставляют возможность отделять одну форму общественного сознания от другой. При этом каждый последующий признак не стоит особняком, а как бы включает в себя предыдущие, поэтому из них формируется целостный критерий выделения отдельных форм общественного сознания.
Тесно, переплетаясь, формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга. К подобному взаимодействию, и к собственно формам необходим исторический подход, потому что для каждого исторического типа общественного сознания характерен и особый тип взаимодействия его форм. Если, к примеру, в эпоху феодализма доминирующей формой общественного сознания являлась религия, а все иные формы сознания либо подчинялись религии, либо в той или иной степени тяготели к ней (мораль, искусство), то современном обществе на первый план выступают политическое, юридическое сознание, наука.
В итоге, можно наблюдать, что каждая из форм общественного сознания отражает определенную сторону действительности: в политической идеологии отражаются межклассовые отношения, отношения между нациями и государствами, в морали – отношения людей друг к другу, отношение человека к коллективу и т.п. Помимо этого, каждая форма общественного сознания обладает своими особенными средствами и способами отражения. Искусство отражает окружающую действительность в художественных образах, наука – в понятиях и законах и т.д. Формы общественного сознания порождаются материальной жизнью общества. Например, наука возникает из практических потребностей материального производства: для решения задач, связанных с ориентацией на суше и море, для измеренич земельных участков, строительства сооружений необходимы были сведения по астрономии, геометрии, механике. Политические и правовые взгляды возникают только с образованием государства.
Анализ форм общественного сознания и попытки их разграничения имеют методологическое значение для исследования общественного сознания конкретных обществ, поскольку в реальной жизни все эти формы и уровни имеют тесную связь друг с другом.
При их исследовании следует исходить из конкретно – исторического характера общественного сознания: будучи выражением интересов вполне определенных социальных групп, оно меняет свое содержание от эпохи к эпохи, сохраняя при этом свои властные функции по отношению к сознанию индивида.
Общественное сознание, его
формы имеют известную
На ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, а в дальнейшем это воздействие приобретало все более опосредованный характер, а обратное воздействия общественного сознания на бытие становится, напротив, все более непосредственным.
На основе данной контрольной работы можно сделать следующие вывод, что общественное сознание – это воззрение людей в их совокупности на объективный мир, на социальную реальность, выраженные в естественном или искусственном языке, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах.
В структуре общественного сознания обычно выделяются следующие уровни – обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология, а также формы общественного сознания, к которым относятся политическая идеология, правосознание, мораль, религия, искусство, наука и философия. То, что общественное сознание выступает в различных формах, придает ему многообразие, многокрасочность, многомерность, свидетельствует о его богатстве. К этому следует добавить, что уровни и формы сознания взаимно пересекаются. Например, идеологический аспект присутствует во всех формах сознания, а в политическом сознании он является определяющим. То же самое можно сказать и об общественной психологии, которая, так или иначе, присутствует в различных формах общественного сознания, придавая им соответствующую эмоциональную окраску.
1 Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М.- Л., 1935. С.112.