Стоицизм как теория этики и практика поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 17:33, реферат

Описание работы

Цель данного исследования — рассмотрение стоицизма как теории этики, а также рассмотрение практики поведения. Исходя из цели, перед работой поставлены следующие задачи: изучение вопросов, которые поднимала этика стоицизма и оценка влияния теории этики на людей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Стоицизм как теория этики……………………………………………..…4
Независимость от природы и соответствие с ней……………………4
Понимание моральных стремлений……………………………….….6
Теория страстей…………………………………………………..…….8
Общественная этика…………………………………………………..10
Глава 2. Практика поведения стоиков………………………………………….…11
Заключение………………………………………………………………………….15
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии.docx

— 44.54 Кб (Скачать)

     Эти усилия, предпринятые для того, чтобы  овладеть чувствами и отрешиться от всех земных благ, связанные с радикальным порицанием всех тех, кто с этим не справился, вызывали ту суровость и решительность, которые были характерны для стоической теории и жизни, этики и морали.

     Стоики  понимали моральное значение намерения. Поступок является добрым, если имеется  доброе намерение. Если оно имеется, то поступок, который внешне выглядит плохим, является хорошим. Они различали также действия, которые имеют внешнюю моральную окраску, и такие действия, у которых внутреннее намерение является благим; первые действия являются «правильными», а вторые — «благородными». 
 
 
 

     1.4 Общественная этика 

     Этика стоиков, вопреки распространенным взглядам, носила общественный характер: их индифферентность к благу не была безразличием по отношению к людям. Страсти имеют эгоистический характер, однако разум, который управляет моральными поступками, преобладает над эгоистическими склонностями; те, кто руководствуются в жизни принципами разума, мудрости и добродетели, не впадают в противоречия между личными и общественными интересами.8

     В понимании общества так же, как  и в понимании природы, стоики трактовали общество так же, как органическое соединение. В создании такого соединения они усматривали желание общества. Каждый человек принадлежит к различным более узким или более широким группам общества, и он должен выполнять свои обязанности по отношению к ним. Эти обязанности окружают его наподобие концентрических кругов, всякий раз более широких, центром которых является он сам. Круги — это собственное тело, родственники, друзья, народ. Последний, наиболее широкий круг охватывает все человечество. Идеальным для человека будет сведение этих кругов к центру, в котором может быть достигнута близость взглядов всего человечества и собственных взглядов человека. Человечество было лозунгом стоиков, которые от киников восприняли космополитические идеалы. Они стремились к уничтожению границ между государствами.

     Этика стоиков формировала суровые  правила, рассудочную трезвость, но также и оптимизм, веру в возможность и даже легкость достижения добра. Ибо добро находится не вне нас, а в нас самих и зависит только от нас. Кроме того, мир построен разумно, и человеческая природа по своей сущности также добра и разумна. Только добродетель легка, и легка радость. «Как же легко потерять и отбросить от себя беспокоящие нас ощущения и вместо этого добиться согласия духа»,— писал властитель-стоик Марк Аврелий.

     ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПОВЕДЕНИЯ  СТОИКОВ

      

     Мы можем лишь в абстракции говорить об общей установке и общем умонастроении — различны люди, различны их темпераменты и интересы, склонности и способности. Но применительно к стоицизму очевидно, что общее умонастроение, нашедшее в нем выражение,— это более или менее осознанное чувство неопределенности и ненадежности текучего и изменчивого постоянно угрожающего человеку бытия.

     Стоическая  школа прошла в своем развитии через три этапа:

     1) старшая афинская школа, к которой  относились творцы стоицизма;

     2) средняя школа, достигшая наивысшего расцвета на рубеже II и I вв. до н. э., но не в Афинах, а на Родосе, и перешедшая от подлинно стоического учения к эклектике;

     3) младшая школа, развивавшаяся  в Риме и на территории империи,  отчасти возвратившаяся к исходной стоической доктрине.9 

     К Древней Стое принадлежали такие имена как Зенон, Клеанф, Аристон, Герилл, Персей, Сфер и др.

     Средний период стоицизма начался, когда  руководство школой принял в 129 г. Панеций с Родоса. Наиболее выдающимся мыслителем того периода был Посидоний. Существенным в его философии было то, что он опирался на достижения точных наук. Методы, которые были в них проверены, он использовал в теологии, истории культуры, педагогике. Как для объяснения материи, так и для духа он применял такие физические понятия, как природа, сила, причина, действие. В силу этого его картина мира была необычайно целостной. Душа интерпретировалась как сила природы, которая проявляет себя одновременно и как жизненная сила. Посидоний вдохнул в стоицизм новую жизнь, подняв его до уровня науки того времени.

     Но  со временем начался в философии  стоиков довольно существенный поворот, который был естественным в тот  период. Традиционный греческий интерес  к внешнему миру начал уступать место  интересу к внутреннему миру человека. В духе надвигающейся религиозной философской эры они ввели в философию стоиков теологические и мистические элементы.

     В Младшей Стое взяло верх римско-моралистическое направление. Стоики ограничили свою философию исключительно этическими проблемами и жизненной мудростью. Наиболее известными среди них были Сенека, государственный деятель, автор множества популярных этических работ («О счастливой жизни», «О гневе» и т. д.); Эпиктет, раб, родом из Фригии, став вольноотпущенником, преподавал философию в Риме. Стоиком был император Марк Аврелий, правивший в 161—160 гг., автор «Размышлений». Эти стоики, особенно Сенека и Марк Аврелий, отошли от изначального стоического материализма. Они занимались, как правило, исключительно этическими проблемами и в этой области были верны стоической традиции. В их трактовке философия становилась жизненно необходимой, поскольку приобретала статус советчицы и опоры в жизни. Их работы были адресованы широким массам людей и до сих пор представляют интерес.

     При общей оценке социальной природы  этого течения бросается в  глаза, что Древняя Стоя создается представителями деклассированного слоя эллинистического общества — разорившимся купцом, нищим поденщиком, человеком, наследственное имущество которого, как говорит о Хрисиппе Диоген Лаэрций, было отобрано в царскую казну. В Риме стоицизм представлен рабом, затем вольноотпущенником Эпиктетом, всадником, достигшим высоких должностей в Империи, Сенекой, императором Марком Аврелием. Слушатели стоиков варьируются по своему социальному положению от македонского царя до нищего и раба. Поэтому можно сказать, что стоицизм адресован самым различным слоям эллинистического общества.10 

     Стоицизм требует от своих последователей энергичной общественной и государственной деятельности, активной и деятельной общественной жизни. Проповедуемый им космополитизм гармонично был им согласован с деятельностью на благо собственного народа и собственного государства. Основатель стоицизма был свидетелем основания мировой державы Александра Македонского. Та же идея вдохновляла создателей римской мировой державы. Даже христианство лелеяло мысль о «царстве божьем», исходившую из того же, стоического в своей основе, космополитизма.11

     В Рим стоицизм был импортирован в  середине II в. до н. э. учениками Хрисиппа — Диогеном из Селевкии и Антипатром из Тарса. Он вскоре закрепился там, благодаря, в особенности, деятельности представителей Средней Стой Панэция и Посидония. В Риме стоицизм стал влиятельной и многочисленной школой, и причина тому — близость сурового ригоризма стоиков образу идеального римлянина.

     Стоицизм  в Римской империи не только отражал  общее умонастроение, но и формировал ту достаточно необычную для древнего мира идейную установку, согласно которой ни благородное происхождение, ни высокое положение и богатство не обеспечивают земного и загробного блаженства, а даже наоборот, исключают последнее. Условия блаженства в потустороннем мире — это скорее доброта и невинность, бескорыстие и бедность, кротость и простодушие. Носителями такого рода добродетелей оказываются преимущественно бедняки: ремесленники и крестьяне, рабы и вольноотпущенники, отвоевавшие свое солдаты. Исследование специфических черт духовной жизни социальных низов Римской империи свидетельствует о чрезвычайной распространенности таких воззрений, а вместе с тем о том, что на них воздействует и философия — не через высокоинтеллектуальные, утонченные рассуждения в ученых трактатах, а через проповедь бродячих философов, переходивших из города в город, из провинции в провинцию. Моральные учения поздних стоиков проповедуются философами-странниками, изобличающими общественные пороки, пропагандирующими нравственные принципы, а заодно творящими «чудеса» в подтверждение своей правоты и покровительства богов. Упрощенные и вульгаризированные, сниженные до уровня понимания неграмотных или полуграмотных обывателей, они быстро вырождались в религиозные учения, сливаясь с религиозными движениями, развертывающимися в Империи. Этот процесс затронул и эллинистическую философию в целом.12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Этика стоиков глубоко противоречива. Мораль присуща людям «по природе», но ей можно учиться. Ей можно учиться, но нельзя перейти грань, отделяющую добродетельного от порочного. Нельзя перейти эту грань, и тем не менее стоики утверждают равенство людей, в том числе рабов и господ, мужчин и женщин, добродетели и пороки которых одинаковы. И если Клеанф утверждает неотчуждаемость добродетели, которую нельзя утратить, то Хрисипп заявляет, что она теряется в результате пьянства или сумасшествия.

     Все эти противоречия неустранимы, но объяснимы. В них сказывается мощный, но безнадежный протест низов рабовладельческого общества в ситуации, когда разумный и деятельный человек бессилен перед слепыми социальными силами, что наглядно проявляется в самой повседневности катастроф, тяготеющих над людьми и то и дело совершающихся. Бессилие логоса, его неспособность одолеть веления «судьбы» ведет как раз к отождествлению логоса, или разума, с судьбой, т. е. неразумием жизни. Но выход найден. Их установка — блаженное состояние души, не зависящее от того, что происходит с телом. И даже если все тяготы и бедствия этого мира свалились на плечи стоического мудреца, ничто не может нарушить его спокойствия. И в то же время стоик понимает, что далеко не всякому человеку это доступно.

     Этика стоиков ориентирует человека на развитие способности переносить страдания, несчастья, несправедливость и т. д., предвидя их неизбежность. Это этическое  учение ориентировано индивидуалистически. 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

1. Богомолов, А. С. Античная философия: учебник. 2-е изд. / А. С. Богомолов. – М.: Высш. шк., 2006

2. Ильин, В. В. История философии: учебн. для вузов. / В. В. Ильин. – СПб.: Питер, 2005.

3. Татаркевич, Вл. История философии: пер. с польск. / Пер. В. Н. Квасов. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2000.

4. Асмус, В. Ф. Античная философия. 3-е изд. / В. Ф. Асмус. – М.: Высш. шк., 2001. 
 


Информация о работе Стоицизм как теория этики и практика поведения