Становление постклассической философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 14:35, реферат

Описание работы

К постклассической философии относят ряд философских учений XIX - начала XX в., в которых переосмысливаются центральные положения классической философии и закладываются основные принципы философствования XX в.

Содержание

1 иррационализация философствования в постклассической философии.
2 критика философской классики
3 проблема бессознательного

Работа содержит 1 файл

фил ответ.docx

— 28.99 Кб (Скачать)

3) И наконец,  третий и последний этаж человеческого  духа - "сверх-Я", нечто находящееся над "Я".

То, что  выработано историей человечества и  существующее в системе науки, морали, искусства, культуры. Это идеалы общества, социальные нормы, система всевозможных запретов и правил. Иными словами, все то, что человек усваивает  и с чем он вынужден считаться. Главным стражем "Я" является нравственная сфера личности - "сверх-Я". В ответ на греховные неосознанные побуждения оно терзает "Я" упреками, чувством вины.

Именно  от "Оно", считает Фрейд, берет  свое начало все, что именуется психическим. Именно эта сфера, подчиненная принципу наслаждения, оказывает, с точки зрения Фрейда, решающее влияние на поведение человека. Определяет его мысли и чувства, а через них и действия .

Фрейдизм  провозглашает мощь инстинктов, влечений. Фрейд; различал сексуальные влечения и влечения смерти: если одна сторона  бессознательного направлена на утверждение  жизни, то вторая ориентирована на разрушение и смерть.

Человек по природе своей антисоциален: он находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих желаний, влечений. А общество составляет враждебное окружение. Оно призвано направлять, контролировать и подавлять человеческие стимулы и инстинкты, ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей. Будучи подавленными и загнанными в подсознание, влечения превращаются в стремления, которые имеют уже культурную ценность. Фрейд назвал это сублимацией . Например, господствующими мотивами поведения, по Фрейду, являются сексуальные мотивы, в этом случае лишь через неудачи в любви возможна творческая трансформация.

Научного  внимания в теории Фрейда заслуживает  главным образом концепция вытеснения - особого защитного механизма психики. С физиологической точки зрения - это процесс торможения возбудимых очагов, а с психологической - механизм сдерживания и подавления определенных влечений, побуждений, мыслей и чувств. Бессознательное и есть та особая психическая область, все элементы которой пребывают в вытесненном состоянии, не находят выхода в открытом поведении.

Но идеи, изгнанные из сферы сознания, не теряют своих динамических сил; они  продолжают активно воздействовать на сферу сознания, имеют свой специфический  энергетический заряд.

Если  вытесненное влечение не может преодолеть сопротивления разума, то стремится  пробраться к свету обходными  и путями, в замаскированной форме. Это своего рода жидкость под большим  давлением: непременно где-то прорвется  и изольется наружу.

Вытеснение, по Фрейду, не ведет "беспричинной" борьбы с идеями и аффектами вообще, а выполняет важные жизненные  функции:

- биологическую - охраняет "Я" от неприятных воспоминаний;

- социальную - подавляет неприемлемые влечения.

Процесс вытеснения наблюдается уже в  раннем детстве, когда формируются  первые представления о недозволенном. Как общественно развитое существо человек знает и чувствует, что определенные побуждения должны сдерживаться, подавляться, находиться под контролем разума .

Особо болезненные, несовместимые с нормами данного  общества и личного, побуждения вытесняются  таким путем из сознания в сферу  бессознательного, забываются. Сознание не исключает и не отвергает эти  психические явления, оно их сдерживает, подавляет, переносит их на иные, разумные формы поведения.

Фрейд считал, что не только характер личности и  ее поведение, но и искусство, наука  и культура в целом определяются влечениями. Искусство, по Фрейду, одна из форм сублимации неудовлетворенного чувства наслаждения, переключения его из сексуальней сферы в  сферу эстетическую.

Фрейд подчеркивал  безраздельное господство бессознательного над сознательным и констатировал  лишь6 антагонистические взаимоотношения между ними .

Фрейд и  его последователи не просто придавали  и придают (особенно неофрейдизм  в США) большое значение бессознательным  процессам в душевной жизни человека, какие эти процессы действительно  имеют, а гипертрофировали роль бессознательного вообще, сексуальных влечений в особенности .

Фрейд настолько  увлекся проблемой бессознательного, что склонен был свести к нему всю психику: "Все душевные процессы по существу бессознательны... сознательные процессы являются только определенными проявлениями всей нашей душевной деятельности”.

 

             Становление постклассической философии.

  1. Иррационализация философствования в постклассической философии. «Философия жизни», иррационализм и волюнтаризм философии А. Шопенгауэра

     2.  Критика философской классики  в творчестве С. Кьеркегора  и 

    Ф. Ницше.

     3.    Проблема бессознательного и структура психики в психоанализе

           З. Фрейда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В заключение хочется сказать, что  деление философии по направлениям - это во многом условная акция. Ее можно  сравнить с научным абстрагированием - временным отвлечением от целостности  в аналитических целях. Философские  направления - это то же абстрагирование для изучения целостной философии. Они перепекаются, входят составными частями в другие, развиваются, меняются - словом, живут. В то же время такое выделение отражает реалии современной философии. Так, философия XX в. выдвинула необозримое множество частных направлений философствования, размышления над отдельными, хотя и очень важными, философскими вопросами, но не породила целостных, всеобъемлющих философских систем, что было типично для философствования прошедших веков.

Главное же в том, что жизнь человечества не стоит на месте, и философия  должна адекватно отражать и предвосхищать  ее динамику. Сегодня жизнь принципиально  плюралистична, но не факт, что это и есть стратегическая линия развития человечества на долгую перспективу. Ведь во многих сферах жизни наблюдаются однозначные тенденции к интеграции. Сегодня мир разделен по многим основаниям - национальному, государственному, экономическому и др. и развитие по пути интеграции и толерантности можно назвать дорогой к спасению человечества.

Этот ли разумный путь доведется  отразить философии нового столетия? Или - какие-то новые возможности, найденные  человечеством для своего выживания  и процветания?

Будем надеяться на это, и будем  работать для того, чтобы наши надежды  осуществились. Ведь все мы уже - люди XXI в.

 

 

 

 

            Литература.

1. Канке, В. А. Основные философские направления и концепции науки: учеб. пособие / В. А. Канке. - М. : Логос, 2004.

2. Скирбекк, Г.  История философии : Учеб. пособие  / Г. Скирбекк, Н. Гилье ; Под ред. С. Б. Крымского. - М. : Владос, 2003.

3. Ильин,  В. В.    Философия для студентов  технических вузов : Краткий курс / В. В. Ильин. - СПб. : Питер, 2004.

4. Нижников, С.А. История философии : Курс лекций / С. А. Нижников. - М. : Экзамен, 2004.

5. Соколов,  В. В.  Историческое введение  в философию. История философии  по эпохам и проблемам : Учебник / В. В. Соколов. - М. : Академический Проект, 2004.

 


Информация о работе Становление постклассической философии