Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:45, доклад
1). Что такое мистицизм?
2). Европейская мистика на пути к Абсолюту.
3). Каббала - тайная еврейская доктрина.
4).Суфизм.
5). Исихазм - мистическая традиция в Православии.
6). Значение средневекового мистицизма.
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ МИСТИЦИЗМ.
1). Что такое мистицизм?
Некоторые истоки религиозной жизни можно обнаружить в мистических состояниях сознания. Мистицизмом обычно называют веру в способность человека вступать в непосредственное общение с Богом, растворять в нём свою личность. Для мистика авторитет религиозной догматики часто бывает менее значим, чем свидетельства личного религиозного опыта. Американский мыслитель, основоположник философии прагматизма У.Джеймс выделил четыре главных характерных признака мистических переживаний: интуитивность, кратковременность, бездеятельность воли (невозможность достигнуть желаемого состояния растворения в Боге волевым усилием) и неизречённость (невозможность адекватного описания мистических переживаний средствами человеческого языка). Аналогом может служить состояние людей, возвращённых врачами из состояния клинической смерти, которые часто затруднялись в выборе слов для описания своего посмертного опыта. (См. Р.Моуди. "Жизнь после жизни" - любое издание).
В литературе по
социальной психологии и
2). Европейская мистика на пути к Абсолюту.
В Древнем мире средневековому мистицизму предшествовали индийская веданта, йога и китайский даосизм. Основоположником христианского мистицизма считается Дионисий Ареопагит - афинский учёный, живший в 1 веке н.э. Ему принадлежит религиозно - философское сочинение "Ареопагитика". Символизм Ареопагита в истолковании всего сущего, его эстетически переживаемая картина мира как иерархии света, оказали заметное влияние на развитие средневековой эстетики, в том числе, на поэзию Данте.
Если попытаться рассмотреть
изменённые состояния сознания
с философской точки зрения, то
большинство из них
Именно поэтому описания
мистиков изобилуют таким
Другой представитель пантеистической мистики - немецкий поэт и философ 16 века Ангелус Силезиус писал:
"Бог есть ничто, он ни Теперь, ни Здесь;
И чем больше ты пытаешься уловить его,
Тем больше он ускользает от тебя".
Этой отрицательной диалектике разума соответствует стиль отрицания в личной жизни - аскетизм. Он является вратами в возвышенную жизнь, и его нравственная тайна всегда переплетается в произведениях мистиков с тайной интеллектуальной.
Согласно Св. Павлу "мы живём не сами, а Христос живёт в нас". Только когда мы становимся ничем, Господь может войти в нас и тогда уже не будет никакой разницы между Его жизнью и нашей. Подобное преодоление всех преград, отделяющих человека от Абсолюта, является результатом мистического опыта. Именно опыт занимает основное место на пути достижения Абсолюта. Поэтому величайшие мистики католического средневековья противопоставляли абстрактному теоретизированию духовную практику обусловливаемого самонаблюдения и направляемого свыше восхождения к Абсолюту. Это можно сказать об основателе ордена Францисканцев Франциске Ассизском, о Святой Терезе, Джованни Бонавентуре и многих других. "Кто превосходит самого себя, так сказать, продвигаясь вглубь и проникая внутрь, тот поистине восходит к Богу",-говорил видный представитель викторианской школы европейской мистики Гуго Сен-Викторский (1096-1141). Работая над тайнами внутреннего созерцания, которые помогают "постигать всё посредством ясного видения", этот мыслитель постоянно укреплялся в отрицании земного. "Презрение к миру есть любовь к вечному, вынесенная рассудком из наблюдения бренного", - считал он. ("Знание за пределами науки" - М.,1996,с.313).
Средневековый мистицизм
был тайным знанием. Чтобы не
дать возможности
3). Каббала - тайная еврейская доктрина.
Каббала (от еврейского глагола "каббел" - получать)-"традиционно и наиболее часто используемый термин, обозначающий эзотерические учения иудаизма и иудейский мистицизм. Особенно в тех его формах, которые он принимает в Средние века, начиная с 12 столетия". ("Иудейская энциклопедия" - Иерусалим, 1974, т.10, с.489).
Каббала представляет
собой существенное явление в
истории мистицизма. Основное её
содержание заключается в
Каббала соединяет
пантеистические построения
Главная книга Каббалы - "Зоар" - появилась в Европе в конце 13 века. Её рнаспространял испанский иудей Моше де Леон, выдавая за древнюю рукопись. "Зоар" написан в виде изречений иудейского законоучителя 3 века Симрна Бен-Иохана. Основная мысль "Зоара" зхаключается в том, что в библейских рассказах и заповедях скрыты глубокие тайны. В чём же была бы святость Торы,- рассуждает Симон Бен-Иохан, - если бы Бог хотел рассказать в ней такие простые вещи, как, например, история Агари и Исава, Якова и Лавана? Ведь такие рассказы может сочинить всякий смертный. Нет, библейские рассказы - это только внешний покров для божественных тайн, доступных разуму избранных. Симон снял этот покров. Незадолго до своей смерти он собрал учеников и раскрыл им тайну бытия Божьего. Бог как превышающий всякое определение, как непостижимый и непознаваемый, как не имеющий никаких атрибутов, именуется в Каббале "Эйн Соф" - таинственная и беспредеоьная тёмная бездна, лежащая в основе мира (Вселенная?).
В космологии "Зоара" творческая энергия Бога, сияние (по-еврейски - "зоар") прорывает эфирную оболочку сокрытого Божественного "Я" и являет себя в различных аспектах - "сефирах".
Учение о "сефирот" (множ. Число от "сефира") занимает центральное место в каббалистической онтологии. "Сефирот" - порождённые Богом - образуют свой мир, именуемый "деревом сефирот", и, в то же время, они едины с Эйн Софом. "Он - это они, а они - это Он",- утверждает "Зоар". Непостижимый мир Эйн Соф и мир сефирот, символически явленный в Писании, едины, как едины уголь и пламя. Скрытая сила угля может проявиться только в сиянии света пламени. Мистические сефиры и есть такие миры света, в которых даёт о себе знать тёмная природа Эйн Софа.
Подобные "загадочные" идеи наполняют значительную часть "Зоара".Наряду с ними встречаются также поэтические6 описания тайн неба и ада, добрых и злых духов. Злые духи часто проникают в душу человека и будят в ней греховные помыслы. Каждое нарушение религиозного закона передаёт человека во власть демонов, а соблюдение закона позволяет войти в связь с миром чистых ангелов. В "Зоаре" в очень загадочных выражениях говорится о "временах мессии". Тогда произойдёт страшная война между Эдомом и Исмаилом (христианским и мусульманским миром), а третья сила - евреи - одолеет обоих. На основании этих и других подобных предсказаний "Зоара" многие евреи в разные сроки ожидали пришествия мессии, но постоянно обманывались в своих ожиданиях. Тем не менее, "Зоар" сделался священной книгой еврейских мистиков и в позднейшие времена имел сильное воздействие на развитие религиозных сект в иудаизме. (См. Дубнов С.М. "Краткая история евреев"- Ростов -на -Дону, 1997, с.320, 437-439).
4).Суфизм.
Суфизм - это учение о мистической любви, построенное на символах классической персидско-таджикской поэзии. Для этого учения характерно сочетание идеалистической метафизики с особой аскетической практикой. В теории познания суфизма ведущая роль отводится интуиции. В рамках суфизма была создана теория самонаблюдения над соотношением постиупков человек и его сокровенных намерений (Аль-Мухасиби, 9 век). В это же время в школе Маламатийа сложилось учение о сочетании внутреннего очищения с умышленным показным неблагочестием, которое вызывает упрёки и смиряет гордыню. Видный представитель суфизма Абу-Язид создал учение о тройной градации осознания бытия ("Я", "Ты", "Он-самость"). Основное в суфизме - это учение о тройной градации истинного знания, завершающегося слиянием познаваемого и познающего. Принципиальным является положение о полной несочетаемости веры как понятия иррационального и философии как продукта рационалистических построений, выдвинув котрое Аль-Газали оставил пост профессора и ушёл в дервиши.
Суфизм традиционно
считается мистическим учением
в исламе, но это не совсем
так. Сами суфии утверждают, что
суфизм существовал до ислама
и одновременно с ним в
По словам великого суфийского пророка 11 века Аль-Газали, "учение суфиев стремится к тому, чтобы освободить сердце от всего, что не Бог, и сделать единственной его жизнью размышления о Божестве". Многовековая традиция суфизма выработала свой путь достижения Абсолюта - знаменитый "Путь Суфия", включающий в себя три ступени совершенствования:
1-ая ступень-"Шариат" (закон)-знание Корана. Большинство мусульман остаются на этой ступени. Но только не суфии.
2-ая ступень-"Тарикат" (путь). Это и есть "Путь Суфия", который ведёт к мистическому постижению Бога. На этом пути имеются семь стоянок, знаменующих собой достигнутую степень совершенства:
1). Покаяние - устремление всех помыслов к Абсолюту.
2). Осмотрительность - запреты в пище, пост.
3). Воздержанность - отказ от любых желаний.
4). Нищета - осознание того,
что всё, вплоть до
(Ходжа Насреддин зашёл в лавку и к нему подошел торговец.
-Прежде всего о главном. Ты видел, как я вошёл? - спросил его Ходжа.
-Конечно, -отвечал торговец.
-А раньше ты меня встречал?
-Первый раз тебя в жизни вижу.
-Так откуда ты знаешь, что это вошёл я?)
Нищета и воздержание связаны с отрицательными эмоциями. Отсюда вытекает пятая стоянка:
5). Терпение - умение переносить беды и унижения, не испытывая неудовольствия. Чтобы смирить свою гордость, великий пророк суфизма Джалаладдин Руми, уже будучи известным у себя в городе человеком и духовным лицом, на виду у всех чистил за деньги отхожие места. А заодно и собственную душу.
6).Упование - Жизнь воспринимается
как краткое мгновение,
7). Принятие - покорность. На
этом этапе личная судьба и
окружающая действительность