Средневековая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 20:57, контрольная работа

Описание работы

Средневековая философия – это исторически своеобразный способ философствования, характерный для Европы и Ближнего Востока эпохи феодализма. Сущность этой философии заключается в её сопряженности с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма. Средневековая философия осуществляла рациональную рефлексию над основаниями религиозного мировоззрения. Многим мыслителям представлялось, что возрождается античное культурное наследие, которое в средневековье было предано забвению

Содержание

1 Введение……………………………………………………………………... 3
2 Гуманистическая направленность и социально – философское содержание философии Возрождения…………………………………………………….. 4
3 Натурфилософия эпохи Возрождения…………………………………….. 8
4 Возрождение идей в эпоху Ренессанса…………………………………….12
5 Заключение…………………………………………………………….. …. 15
6 Список литературы………………………………………………………… 16

Работа содержит 1 файл

Контрольная по философии. Готово.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Движение –  философская категория, отражающая своим содержанием всеобщее неотъемлемое свойство бытия – изменчивость. Движение объемлет собой все происходящие в природе и обществе процессы. Именно процессуальность характеризует смену стадий, состояний, периодов, фаз того, что движется, изменяется. В качестве способа бытия материи движение выступает как самодвижение. Движение же отдельных материальных образований обуславливается взаимодействием противоположностей. Согласно диалектике, источником движения материи (самодвижения) являются внутренне присущие ей противоречия. Постоянное становление и разрешение противоречий выступает именно как самодвижение. Понятия движения, самодвижения, противоречия и взаимодействия являются весьма близкими по смыслу и взаимозависимыми по содержанию. Различные аспекты противоречивой сущности движения выявляются диалектикой изменчивости и устойчивости, абсолютности и относительности, прерывности и непрерывности, возникновения и уничтожения. Движение как единство изменчивости и устойчивости предполагает относительную устойчивость того, что именно движется, изменяется. Эта относительная устойчивость есть выражение сохранения качественной природы явления при одновременном наличии некоторых количественных изменений. Движение в его конкретном проявлении всегда относительно.

Итогом, своеобразным венцом античной философии был неоплатонизм с его квартой: Единое Благо, Мировой  Ум, Мировая Душа, Космос. Это - безличный неоплатонизм, в котором ещё нет чёткого деления на субъект и природу. В античном мировоззрении господствует универсализм, космоцентризм и политеизм. При переходе от античности к средневековью произошёл довольно существенный сдвиг в сторону субъекта; субъективное, правда, оценивалось исключительно по принципу абсолютной личности. Если сделать ещё один шаг навстречу субъективному, то нельзя получить ничего другого, кроме антропоцентризма: в центр мироздания будет поставлен человек. Этот шаг и был сделан в эпоху Возрождения с максимальной решительностью, которая вообще часто характерна для новаторов.

Естественно, встаёт вопрос о той философской базе, на которой могло возникнуть и  действительно возникало новое, возрожденческое мировоззрение. Были ли опрокинуты уже выработанные философами античности принципиальные схемы философских построений? Нет, не были. Возрожденческие философы по-прежнему неоплатоническую схематику, методологию. Формально они по-прежнему в центр мироздания ставили Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Таким образом, философской основой возрожденческой философии был антропоцентрический неоплатонизм.

Итак, основной принцип возрожденческой философии  – это антропоцентризм, который  реализуется в совокупности антропоцентрических неоплатонических настроений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Завершая краткое изложение истории философии, отметим наиболее важные моменты великой эпохи. Безусловно, философия этого периода является новым этапом развития философии. Но она осуществляла свои новации, опираясь во многом на античность, вместе с тем продолжив всё лучшее из того, что дало средневековье. Эпоха Возрождения являет собой не узкоевропейское, а мировое явление.

Приведём основные идеи философии Ренессанса.

1 Антропоцентризм: внимание философов направлено в основном на человека.

2 Гуманизм, признание  человека личностью, его права  на творчество, свободу и счастье.  Имелось в виду, что этого можно  достичь прежде всего за счёт  возрождения характерного для  античности интереса к гуманитарному, а не к знанию о природе.

3 Постулирование  творческой сущности человека: он  никому не подражает, ни Богу, ни природе, он сам по себе  деятелен, он творит, в основном  рукотворно, ремесленно.

4 Личностно –  материальное понимание мира: всё существующее понимается в проекции на человека при максимальном интересе к телесному началу.

5 Идея доминирования  эстетического понимания действительности  над моральными и научными  представлениями.

6 Антисхоластика: стремление развенчать мнимые  авторитеты и пропагандируемые ими догмы.

7 Геометрически  – структурное понимание мира, дополненное диалектикой перехода, характерного для бесконечно  малого и бесконечно большого  и их соотношения между собой.

8 Пантеизм.

Философия эпохи  Возрождения, безусловно, имеет самостоятельное значение, но вместе с тем это и подход к новому философствованию, к философии Нового времени, которой суждено было сыграть одну из ведущих ролей в развитии индустриальной цивилизации. 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Соколов В.  В. Европейская философия XV-XVII. – М.: Высшая школа,2003.

2 Философия:  Учебник для вузов / Под ред.  Канке В. А. – М.: Издательско  книготорговый дом «Логос», 2000.

3 Философия:  Учебник / Под ред. Кириленко  Г. Г. – М.: Филол. о-во «Слово»:  ООО «Изд-во «Эксмо», 2004.

4 Спиркин А. Г. Философия. – М.: Гардарики, 1999.

5 Философия:  Учебник для вузов / Под ред.  Проф. Лавриненко В. Н., проф. Ратникова  В. П. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ  – ДАНА, 2007.

6 Философия:  Энциклопедический словарь / Под  ред. Фролова И. Г. – М.: Республика, 2001.

Информация о работе Средневековая философия