Средневековая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 08:43, контрольная работа

Описание работы

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).
Философия, сформировавшаяся в эпоху античности, впоследствии тысячелетия выполняла свои функции хранения и умножения теоретического знания, служила регулятором общественной жизни и объясняла законы природы.

Содержание

I. Введение. 3стр.
II. Средневековая философия.
1. Позднеантичная философия как источник средневековой философии. Теоцентризм - основополагающий принцип философии средневековья. 5стр.
2. Основные этапы развития средневековой философии: 8стр.
а) апологетика;
б) патристика;
в) схоластика.
3. Фома Аквинский как систематизатор средневековой схоластической философии. 15стр.
4. Спор об универсалиях: реализм и номинализм. Современная интерпретация этого спора. 19стр.
III. Заключение. 21стр.
IV. Список литературы. 22стр.

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Эти взгляды можно  отнести к умеренному реализму. Существовал  и крайний реализм, согласно представителям которого общее существует только вне  вещей (например, Ансельм). По Абеляру  существуют только единые вещи. Но они  могут быть сходны между собой, на этом сходстве и основана возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отношению ко многим вещам, наше утверждение относится не к вещи, а к слову (это номинализм). Но наряду с этим Абеляр предполагал реальность общих понятий в уме Бога. Это образцы, по которым Бог творит вещи.

Согласно концепции  номинализма универсалии не существуют реально, независимо от человека. Они  суть только имена (Росцелин). Существует только индивидуальное и только оно  может быть предметом познания... Задача знания - постижение частного, единичного. Общее существует только в уме человека. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и другое присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему представитель номинализма Уильям Оккам вводит понятие о интенции, т.е. о направленности мысли, о логических. и психологических. актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Средневековая философия  внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, для формирования основ естественнонаучного и  философского знания. XIII век- характерная  черта этого столетия – медленное, но неуклонное нарастание в лоне феодализма его разложение, формирование зачатков нового, капиталистического строя.  Развитие товарно-денежного хозяйства в странах Западной Европы вызвало значительное экономическое оживление. Изменение в производственных отношениях, неизбежно вызвали определенные преобразования в идеологической надстройке. Вследствие этого в конце XII в. И первой половине XIII в. Феодальные города начинают стремиться к созданию собственной интеллектуальной и культурной атмосферы. Городская буржуазия стремиться к развитию городских школ, возникновению университетов.

Философским выражение  пробуждения этой жизни и расширения научного познания был воспринятый  аристотелизм. В философии Аристотеля пытались отыскать не столько практические рекомендации, которые могли быть использованы в экономической и общественно-политической жизни. Эта философия явилась толчком для ученных того времени, вынужденных признать, что августинизм уже перестал соответствовать сложившейся интеллектуальной ситуации. Ведь августинизм, опривашийся на платоновские традиции, был направлен против естественнонаучных исследований. Августин утверждал, что познание материального мира не приносит никакой пользы, ибо не только не приумножает человеческого счастья, но поглощает время, необходимое для созерцания гораздо более важных и возвышенных предметов. Девиз философии Августина: «Хочу понять бога и душу. И ничего более? Совершенно ничего!» Средневековый спор о природе универсалий значительно повлиял на дальнейшее развитие логики и гносеологии, особенно на учения таких крупных философов нового времени, как Гоббос и Локк. Элементы номинализма встречаются также у Спинозы, а техника номиналистической онтологизм а универсалий была использована Веркли и Юмом при формировании доктрины субъективного идеализма. Тезис реализма о наличии общих понятий в человеческом сознании лег впоследствии в основу идеалистического рационализма (Лейбниц, Декарт), а положение об онтологической независимости универсалий перешло в немецкий классический идеализм.

Итак, средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, разработав и уточнив все логически возможные варианты соотношения рационального, соотношения, которое станет впоследствии уже не только предметом схоластических споров, но фундаментом для формирования основе естественнонаучного и философского знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

    1. Антология мировой философии: Древний Восток. – Минск: Харвест; М.: ООО АСТ, 2001.с.600
    2. Блинников Л.В. Краткий словарь философов/ Л.В.Блиников. - М., 1998.с.432
    3. История философии в кратком изложении.- М., Мысль, 1995.с.590
    4. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.с.448
    5. Философия, А.Г. Спиркин. Издательство – М., 2000.с.226
    6. Фролов И.Т. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов/ Рук.авт. колл. И.Т.Фролов. -3-е изд., перераб. И доп. -М.: Республика,2005.с.623.
    7. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа 1991.с.512. 

 




Информация о работе Средневековая философия