Средневековая философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 10:02, реферат

Описание работы

Крупнейший философ европейского Средневековья, создавший систему, вобравшую в себя все достижения схоластики, - Фома Аквинский (1225 -1274). Философия Фомы Аквинского представляет собой предельную систематизацию христианского аристотелизма с целью установить гармонию веры и разума. Осуществление этой цели мы находим в основных сочинениях - «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». У Фомы Аквинского первая философия, или метафизика, направлена на познание Бога как конечной духовной цели, а также как всеобщей, необходимой, личной и действующей причины, осуществляющей свою работу в природе и мире человека посредством «вторичных причин». Средневековая философия расс

Работа содержит 1 файл

средневековая философия.docx

— 25.63 Кб (Скачать)

     • вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;

     • вера и разум дают истинное знание;

     • если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;

     • все в мире делится на то, что  можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;

     • разумом можно познать факт существования  Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;

     • не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

     • философия и теология — разные науки;

     • философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

     • все остальное (божественное откровение) может познать только теология. 

     4. Полемика реализма  и номинализма  по вопросу о универсалиях. 

     Одним из важных философских вопросов средневековья  был вопрос об отношении общего к  единичному. Спор по этому поводу известен как спор о универсалиях, т.е. о природе общих родов и понятий. Существовали два основных решения этого вопроса.

Реализм. Согласно ему, общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека. Подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие  понятия - универсалии, существующие вне  сознания, независимо от него и материального  мира. Среди виднейших представителей реализма можно выделить Иоанна Скотта Эриугену и Фому Аквинского. Эриуген выделял 3 вида существующих универсалий: (троякость существования) «до вещей» (в божественном разуме), «в самих вещах» (как их сущность или формы) и «после вещей» (в чел. разуме как результат абстракции). Взгляды Аквинского похожи. Во-первых, общее понятие (универсалии) существует в единичных вещах (in rebus) как их сущностная форма (forma substantiales); во-вторых, они образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного (post res); в-третьих, они существуют до вещей (ante res) как идеальный прообраз индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме. В этом третьем аспекте, в котором Аквинат онтологизирует будущее в смысле объективного идеализма, он отличается от Аристотеля.

Эти взгляды  можно отнести к умеренному реализму. Существовал и крайний реализм, согласно представителям которого общее существует только вне вещей (например, Ансельм). По Абеляру существуют только единые вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сходстве и основана возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отношению ко многим вещам, наше утверждение относится не к вещи, а к слову (это номинализм). Но наряду с этим Абеляр предполагал реальность общих понятий в уме Бога. Это образцы, по которым Бог творит вещи.

Согласно  концепции номинализма универсалии  не существуют реально, независимо от человека. Они суть только имена (Росцелин). Существует только индивидуальное и только оно может быть предметом познания... Задача знания - постижение частного, единичного. Общее существует только в уме человека. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и другое присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему представитель номинализма Уильям Оккам вводит понятие о интенции, т.е. о направленности мысли, о логических. и психологических. актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Литература 

1. «Введение  в философию. Учебник для вузов», С.-П, 1999г.

2. Спиркин А.  Г. «Основы философии», М, 1991 г.

3. Большой энциклопедический  словарь, М, 2001 г.

4. "Антология  мировой философии" т. 1 
 

Информация о работе Средневековая философия