Сравнение античной и средневековой философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:03, доклад

Описание работы

Философия зародилась еще в Древней Греции в VI в. до н.э. Термин "философия" (фило - люблю, софия - мудрость), введенный в VI в. до н.э. всем известным Пифагором означает «любовь к мудрости». Кроме так или иначе ограниченных в своей общности законов, изучаемых специальными науками, миру присущи также наиболее общие законы, которые действуют во всех областях природы, общества и мышления. Как ни универсальна, скажем, математика, она все же рассматривает все явления с одной определенной, преимущественно количественной, стороны.

Работа содержит 1 файл

Сравнение Античной и Средневековой философии.doc

— 62.00 Кб (Скачать)

Сравнение Античной и Средневековой  философии.

     Введение

    Философия зародилась еще в Древней Греции в VI в. до н.э. Термин "философия" (фило - люблю, софия - мудрость), введенный в VI в. до н.э. всем известным Пифагором означает «любовь к мудрости». Кроме так или иначе ограниченных в своей общности законов, изучаемых специальными науками, миру присущи также наиболее общие законы, которые действуют во всех областях природы, общества и мышления. Как ни универсальна, скажем, математика, она все же рассматривает все явления с одной определенной, преимущественно количественной, стороны. Широкие философские обобщения основываются на учете всех сторон действительности и форм ее отражения в сознании. Таким образом, философию можно определить как науку о наиболее общих законах всего сущего. Философия помогает расширить границы нашего сознания, выйти за рамки обыденности.

    На протяжении всего существования человечества люди искали и продолжают искать ответы на важнейшие философские вопросы  о смысле жизни, о месте человека в мире, о первопричинах и первовеществе. Многие размышления древних философов остаются актуальными и в наше непростое время. Поэтому изучение философии является крайне важным для человека. 

     Философия античности

    Античная  философия возникла в греческих  городах-государствах на рубеже VII–VI вв. до н. э. Сначала на западном побережье Малой Азии (в Ионии), Затем в греческих городах Южной Италии, в прибрежных греческих городах острова Сицилия и, наконец, в собственно Греции – в Афинах (V в. до н. э.). Испытав период блестящего расцвета в VI–V вв. до н. э., философия античной Греции продолжала развиваться в эпоху образования монархии Александра Македонского (IV в. до н. э.) и при его приемниках, а затем под властью Римской империи и в период разделения ее – в Восточной империи – вплоть до начала VI в. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленности своего содержания, методом философствования отличалась как от древних восточных способов философствования, так и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода.

    Конечно, ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса.  Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизации, мир представал как огромное скопление различных природных и общественных процессов. Как жить в этом мире? Кто управляет в нем? Как согласовать собственные возможности с верховными силами, недоступными для человеческого влияния космоса?

    Бытие ассоциировалось со множеством стихий, которые находятся в непрерывных изменениях, а сознание с ограниченным количеством понятий, отрицавшим эти стихии в неподвижном постоянном виде. Поиск устойчивого первоначала в изменчивом круговороте явлений необъятного космоса был главной целью первых философов. Философия, таким образом, предстает по своему предмету как учение о "первых началах и причинах" (Аристотель).

    Философия Древнего Рима возникла в конце республиканского периода Рима (II–I вв. до н. э.) и развивалась параллельно с греческой философией – во времена Римской империи приблизительно до времени ее падения (конец V – начало VI в. н. э.).

    Характерная особенность древнегреческой философии  состоит прежде всего в противопоставлении философских размышлений практической деятельности, в ее своеобразном отношении к мифологии. Хотя очень многое было не изучено и непонятно, природные явления древние греки трактовали как действия богов.

    Духовное  развитие в VII–IV вв. до н. э. шло от мифологии  и религии к науке и философии. Важным звеном и условием этого развития оказалось усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока – в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно велико было влияние вавилонской науки – математики, астрономии, географии, системы мер. Космология, календарь, элементы геометрии и алгебры были заимствованы греками от их предшественников и соседей на востоке.

    Греческая философия зародилась не как область  специальных философских исследований, а в неразрывной связи с  научными знаниями – математическими, естественнонаучными, с зачатками политических понятий, а также с мифологией и искусством. Только в эллинистическую эпоху, начиная с III в. до н. э., некоторые науки, прежде всего, математика и медицина, обособляются в специальные области исследования и знания.

    Постепенно  в античной философии возникает  два основных типа философского мировоззрения  – материализм и идеализм. Их борьба составляет основное содержание философского развития во все последующее  время. Одновременно возникает противоположность двух основных методов мышления – диалектики и метафизики.

О С Н О В Н  Ы Е    В  Ы В О Д Ы :

• Натурфилософы  видели единое многообразие мира в  его вещественной основе. Им не удалось  объяснить социальные и духовные явления.

• Школа Сократа Платона развила концепцию идей, на основе которой можно было объяснять не только природу, но и человека и общество.

Аристотель развил учение о форме, что позволило лучше понять сущность отдельной вещи.

• Киники, стоики, эпикурейцы, скептики были заняты поисками удела, смысла жизни человека. Их общий призыв: будь мудрым. 

    Философия Средневековья

    Мировоззрение и жизненные принципы раннехристианских  общин первоначально формировались  в противостоянии языческому миру. Однако по мере того как христианство приобретало все более широкое влияние и распространение, а потому стало нуждаться в рациональном обосновании своих догматов, появляются попытки использовать для этой цели учения античных философов. Разумеется, при этом им давалось новое истолкование.

    Таким образом, средневековое мышление и миросозерцание определяли две разные традиции: христианское откровение, с одной стороны, и античная философия - с другой.

    Своеобразие философского мышления средневековья  заключалось в его тесной связи  с религией. Церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления. Содержание философской мысли приобрело религиозную форму.

    Представление о реальном существовании сверхъестественного  начала (Бога) заставляет смотреть под  особым углом зрения на мир, смысл  истории, человеческие цели и ценности. В основе средневекового миросозерцания лежит идея творения (учение о сотворении мира Богом из ничего — креационизм).

    Христианство  принесло в философскую среду  идею линейности истории. История движется вперед к Судному Дню. История понимается как проявление воли Бога, как осуществление заранее предусмотренного божественного плана спасения человека (провиденциализм). В средние века человека лишь только начал осознавать свою специфичность. Идея исключительности человека в полной мере проявит себя лишь в эпоху Возрождения (антропоцентризм), но зарождение ее приходится на средние века, и огромную роль здесь сыграет Евангелие. Иисус Христос бог, сын бога, но он в то же время и человек, гораздо более близкий у обыденному, чем его отец. Ориентация всей жизни человека на спасение души — это новая, проповедуемая христианством ценность. Средневековая философия была неразрывно связана с христианством, поэтому общефилософские и христианские идеи тесно в ней переплетаются. Основная идея средневековой философии – теоцентризм.

    В отличие  от античного многобожия – политеизма, средневековая философия признает лишь одного Бога.

    В средние  века человека лишь только начал осознавать свою специфичность. Идея исключительности человека в полной мере проявит себя лишь в эпоху Возрождения (антропоцентризм), но зарождение ее приходится на средние  века, и огромную роль здесь сыграет  Евангелие. Иисус Христос бог, сын бога, но он в то же время и человек, гораздо более близкий обыденному, чем его отец.

    Идея  креационизма возвышает Бога над  природой. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу. Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписывается те атрибуты, которыми античные философы надеяли бытие. Он вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего другого не зависит и является источником всего сущего. Аврелий Августин (354-430) утверждает, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшая форма, высшее благо.

    История понимается как «путь к Царству Божию» – судьба мира предопределена, и окончится апокалипсисом. Из различных вычислений назывались разные даты грядущего Страшного суда – его ждали и в 1491, и в 1666, и в другие годы, однако, как мы видим, эти вычисления оказались ошибочными.

    На место веры в переселение душ приходит вера в воскресение души – теперь умерев, праведный человек окажется вновь не на бренной земле, а в лучшем мире - Царстве Божьем. Жизнь рассматривается лишь как кратковременное пребывание на земле, по сравнению с вечной жизнью в раю, а смерть – лишь уход из нее.

    Идея  святости тела. Свята не только душа, но и тело. Христос состоит из плоти и крови, как и человек.

    Идея  всеобщего равенства. Все люди равны, так как бог создал их равными, и в раю люди тоже равны. Для  бога и религии нет крестьянина или короля – есть только христианин.

    Стиль философского мышления средневековья  отличался традиционализмом. Для  средневекового философа любая форма  новаторства считалась признаком  гордыни, поэтому, максимально, исключая субъективность из творческого процесса, он должен был придерживаться установленного образца, канона, традиции. Ценилось не творчество и оригинальность мысли, а эрудиция и приверженность традициям.

    Философское мышление средневековья было авторитарным, полагалось на авторитеты. Самый авторитетный источник — Библия. Средневековый философ обращается за подтверждением своего мнения к библейскому авторитету.

    Философия средних веков — это философия  текста.

    Стиль философского мышления средневековья  отличает стремление к безличности. Многие произведения этой эпохи дошли до нас анонимными. Средневековый философ не говорит от собственного имени, он рассуждает от имени «христианской философии». Ведущим жанром философской литературы в средние века был жанр комментариев.

    Философскому  мышлению средневековья был присущ дидактизм (учительство, назидательность). Почти все известные мыслители того времени были либо проповедниками, либо преподавателями богословских школ. Это способствовало общей установке на ценность обучения и воспитания с точки зрения продвижения к спасению, к Богу. Обычная форма философских трактатов — диалог авторитетного учителя и скромного, поддакивающего, алчущего знаний ученика.

    Средневековая философия, в отличие от античной, выделяет:

     —  бытие (существование) - экзистенцию;

     —  сущность - эссенцию.

    Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или  не существует). Эссенция (сущность) характеризует  вещь.

    Если  античные философы видели сущность и  существование в неразрывном  единстве, то, согласно христианской философии, сущность может иметь место и без бытия (без существования). Чтобы стать существующим (бытием), сущность должна быть сотворена Богом.

    Базовые положения христианского вероучения со временем приняли форму основных принципов религиозно-философского стиля мышления. Не случайно средневековое мировоззрение — теоцентрично (от греч. теос — Бог).

    Поскольку Слово лежало в основании творения и соответственно было общим для  всего сотворенного, то оно предопределило рождение проблемы универсалий (от лат. universalia - всеобщее).

    Проблема  универсалий — это спор о соотношении  отдельных вещей и общих понятий, спор о том, существует ли объективное  содержание у общих понятий, или  нет, и если существует, то в какой  форме. Универсалии характеризуют роды или виды («человек», «животное», «плод»). В споре проявились две тенденции:

    реализм (от лат. realis — реальный);

    номинализм (от лат. nomen — имя, наименование).

    Крайние реалисты придерживались платоновского  учения об идеях, суть которого в том, что общее (идеи) существуют до единичных вещей и вне их.

    Крайние номиналисты утверждали, что универсалии  существуют не в действительности, а только в мышлении. Действительным существованием обладают лишь единичные  вещи, а универсалии — это имена  вещей.

    Согласно  Платону, идея «стольности» существовала до конкретных столов и существует вне их.

    Основной  тезис номинализма был сформулирован  еще циником Антисфеном, который, критикуя платоновские идеи, утверждал, что они не имеют реального  существования и находятся только в уме.

Информация о работе Сравнение античной и средневековой философии