Специфика, структура и функции философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:25, контрольная работа

Описание работы

Философия – древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что ее знания и идеи никогда не устаревают. Сейчас люди стали бы смеяться над утверждениями древних физиков о том, будто тяжелые тела падают вниз, а легкие взлетают вверх, но никто не будет смеяться над философскими идеями Сократа и его главным выводом: высшая человеческая мудрость – знать, что ты ничего не знаешь; или словам Диогена о том, что людей много, а человека найти среди них очень трудно, хотя и Сократ и Диоген жили более двух тысячелетий назад.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Специфика философии………………………………………………………….4
Структура философии…………………………………………………………..8
Функции философии……………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………...14
Список используемой литературы…………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

     Отличие философии от искусства в том, что философия – область теоретического, а искусство – художественного мышления. Философ мыслит абстракциями, поэт – художественными образами. Философ объясняет и доказывает, поэт – показывает и описывает. В искусстве главное – эмоциональный контакт автора с читателем, слушателем, зрителем. Художественный образ воздействует прежде всего на их чувства и через это воздействие побуждает к размышлению, да и то не всегда. В философии же автор прямо и непосредственно обращается к разуму читателя или слушателя, стремясь увлечь его главным образом с помощью логики, а эмоциональные средства могут играть при этом вспомогательную роль.

     Из  разнообразных видов искусства  ближе всего к философии литература и поэзия. Не случайно многие великие  философы были прекрасными писателями: Цицерон, Вольтер, Руссо, Гете, Л. Толстой, Камю, Сартр и др. Нередко литературное художественное произведение, написанное в форме поэмы или романа, несет в себе глубокое философское содержание, такие произведения трудно однозначно отнести к искусству или к философии: "Божественная комедия" Данте, "Братья Карамазовы" Достоевского, "Фауст" Гете, "Игра в бисер" Г.Гессе, "Тошнота" Сартра и др. Л. Толстой в эпилоге "Войны и мира" помещает настоящий философский трактат о свободе и необходимости в истории. В стиле художественно-философского эссе писали П. Чаадаев, В. Розанов, С. Кьеркегор, Ф. Ницше. Все крупные философы даже в самых строгих философско-теоретических трудах не пренебрегали возможностями художественно-образного выражения мысли.

     Таким образом, философия и искусство, будучи разными формами духовного творчества, тем не менее часто пересекаются друг с другом.

     В религии, как и философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни. Религиозные идеи (о боге, божественном творении мира, бессмертии души, о божьих заповедях) по своему характеру сходны с философскими.

     Но  в рамках религии они не обосновываются, а принимаются на веру и не подлежат никакой критике. Философия же стремится  аргументировать свои утверждения, с помощью логических рассуждений она развивает теоретические системы идей и при этом постоянно подвергает критике свои выводы. Религия авторитарна, она навязывает человеческому разуму сверхразумные догматы. Философия автономна, в ней разум не подчиняется никому и все решения принимает сам.

     Религия может тесно сближаться с философией, пытаясь рационально обосновывать религиозные догматы и образуя  особые философские направления  – теологию (теоретическое богословие или религиозную философию). Верующий обращается к теоретической системе  оснований философии для обоснования своей веры, но религия от этого не превращается в философию. Таким образом, философия и религия вступают в контакт – существуют различные религиозно-философские доктрины, в которых религиозное содержание подкрепляется философской аргументацией, но существует и множество философских учений, не совместимых с религией. Философы могут быть как верующими, так и атеистами, хотя философское мышление отличается от религиозного: оно свободно от догм, критически анализирует любые утверждения, а религия осуждает всякое сомнение в догматах как грех.

     Итак, несмотря на то, что у философии  много общего как с наукой, так  и с искусством и религией, философия  все же является особой относительно самостоятельной областью духовной деятельности людей, отличающейся от других областей целым рядом особенностей. 
 

Структура философии 

Что касается структуры философии, то она до сих пор точно не определена. Наиболее распространена её трактовка как состоящей их трёх тесно друг с другом связанных частей (уровней): онтологии (учении о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщая теория ценностей). На онтологическом уровне решаются проблемы наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком. Человек как особая мыслящая структурная единица бытия и реального мира необходимо вступает с ним во взаимодействие. Это приводит человека к постановке вопросов о сущности мира и его происхождении, о том, что лежит в основе мира (например, материальная или духовная субстанция). Человек пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы о том, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли вообще. В отличие от частных наук, философия ставит эти вопросы в предельной форме, говоря о наиболее общих предпосылках бытия, о его наиболее общих закономерностях. Это порождает разнообразие философских систем по их решению онтологических проблем. Например, философы по-разному отвечающие на вопрос о том, что лежит в основе: дух или материя, дают нам идеалистическое или материалистическое решение данного вопроса. Являясь частью бытия, человек в то же время определенным образом противостоит ему и осознает это свое противостояние. Поэтому окружающий мир воспринимается как объект познания. На этом уровне, называемом гносеологическим, философия ставит вопрос о познаваемости мира. В рамках этого вопроса строится теория познания. Человек не только познает мир, но и живет в нем как его часть, эмоционально воспринимает и осознает свое существование, взаимоотношения с другими людьми, свои права и обязанности. Эти проблемы решаются на аксиологическом уровне. Здесь происходит выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека, его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует человеческое отношение к бытию, а не бытие как таковое или законы его познания. Имеются и другие уровни в структуре философии. Например, праксиологический уровень связан с анализом практической деятельности человека по освоению реального бытия, предметного мира. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для своего развития и развития человечества в целом, имея возможность творчески применять полученные знания. Для каждого уровня философии характерной является определенная философская дисциплина. Однако не все дисциплины можно отнести к какому-то одному уровню. Назовем эти дисциплины, возникшие в результате дифференциации философского знания. Логика - учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Они изучает формы выражения мыслей и формы развития знаний, приемы и методы познания, а также особые законы мышления. Философская антропология исследует проблемы природы, сущности и существования человека как особой формы бытия. Этика изучает проблемы добра. Ее цель - выявить фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей. Эстетика исследует сущность прекрасного, формы его проявления в искусстве и природе, а также его воздействие на воспринимающего. Социальная философия - дисциплина, связанная с выяснением вопросов о том, что такое общество, что можно отнести к общественным явлениям, как реализуют себя в общем бытии социальные закономерности. Философия языка расматривает возникновение, развитие и функции языка, а также его значение в жизни человека и общества. Философия религии ставит вопрос о сущности феномена религиозной веры и религиозного сознания, о специфики их функционирования в обществе, о значении религии для человека. 
 

Функции философии 

     Вопрос  о функциях философии – это  вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для  чего используется ими философское  значение. Рассмотрим основные функции.

     1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ 

     Понятие мировоззрения неоднозначно, однако можно выделить его основные характеристики:

     1) оно включает в себя некоторую  совокупность общих взглядов  человека на мир и свое место  в мире;

     2) эти взгляды – не просто  знания о действительности, а  знания, ставшие убеждениями; 

     3) эти убеждения определяют направленность личности, ее жизненные позиции, цель и смысл ее жизни, проявляясь в поведении личности.

Любой человек обладает тем или иным мировоззрением, имеющим для него силу убеждения и служащим ориентиром для определения поведения, оценки событий его жизни. Существуют различные виды мировоззрений:

     1. Мифологическое мировоззрение древнейшего  периода истории объясняет сложные  и непонятные явления природы  и общественной жизни вмешательством  загадочных, мистических явлений,  во многом подобных самому  человеку.

     2. Религиозное мировоззрение, распространенное  до сих пор, развивается наряду  с противоположным ему атеистическим. 

     3. Стремление решать проблемы рационально  приводит к формированиюнаучного  мировоззрения в различных исторических  вариантах (естественнонаучном, механическом, информационном и пр.).

     Мировоззрение людей образуется под влиянием самых  различных обстоятельств: воспитания, образования, жизненного опыта, отдельных  жизненных впечатлений. На нем сказываются  условия жизни, общие черты эпохи, национальные особенности культуры. Средствами разработки мировоззрения является философские размышления. В создаваемых философами системах обобщаются, аргументируются разнообразные варианты имеющихся у людей мировоззренческих взглядов и убеждений. Поэтому идеи философов получают признание и распространение в обществе.

     Таким образом, философия – средство выражения, систематизации и обоснования мировоззрения, теоретическая основа решения мировоззренческих  вопросов.

Мировоззрение человека, не знающего философии и  не способного к самостоятельному философскому мышлению, носит неглубокий и несистематизированный характер. Оно страдает неустойчивостью или догматичностью, ему свойственны несогласованность и внутренняя противоречивость. Можно прожить и со стихийно сложившимся мировоззрением, без философских раздумий над его содержанием, но очень часто узость, поверхностность, противоречивость такого "философски необработанного" мировоззрения ведут к неумению ориентироваться в сложностях современной общественной жизни и культуры, к потере жизненных ориентиров и, как следствие, – к жизненным неудачам и неудовлетворенности своей судьбой. Можно пытаться собственными силами решать все мировоззренческие проблемы, однако вряд ли разумно заново "изобретать велосипед", пренебрегая многовековой мудростью и опытом решения мировоззренческих вопросов, накопленными в философии. Поэтому прислушаемся к древнегреческому мудрецу Эпикуру (341-270 гг. до н.э.): "Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души".

     2. СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ 

     Некоторые мыслители надеются установить некие  абсолютные, вечные принципы философии, считая, что для их поиска надо отвлечься  от событий быстротекущей жизни, ибо вечные истины вне мирской суеты. Поэтому философию они представляют как высшее занятие ума, погружение в царство чистой мысли. На самом же деле философские проблемы – не абстрактные выдумки кабинетных умов, эти проблемы ставит сама жизнь, а в философских дискуссиях идет поиск таких решений, которые соответствуют потребностям различных людей, групп, народов и человеческого общества в целом на разных этапах истории.

     Социальная  функция философии в том, что  с ее помощью в каждую историческую эпоху осмысливаются главные проблемы общественной жизни и перспективы дальнейшего развития общества. Через философию человечество как бы осознает само себя, свое прошлое, настоящее и будущее, свои достоинства и недостатки, достижения и потери. Философия – самосознание общества.

     Социальная  функция философии многообразна по своему содержанию и складывается из взаимосвязанных между собой  подфункций:

     1. Культурная функция. В философии  обобщаются характерные черты  культуры народа и эпохи, она  выступает как ядро культуры, как ее душа, мозговой центр, влияющий на все развитие культуры. Можно согласиться с Б. Расселом (1872-1970): "Чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять ее философию, а чтобы понять ее философию, мы должны сами в некоторой степени быть философами".

     2. Критическая функция. Особенность  философской критики в том,  что она не просто вскрывает  имеющиеся в действительности  недостатки, а главный удар направляет  против укоренившихся догм, стандартов  мышления, привычек сознания, которые  незаметно для людей властвуют над их умами, мешая увидеть реальность в истинном свете. Если философия возводится в ранг официальной и сковывается требованиями пропагандировать идеологию государства, то пресекается всякое философское инакомыслие и философия, по существу, не выполняет свою критическую функцию.

     3. Прогностическая функция. В философии  рассматриваются и обсуждаются  логически возможные варианты  развития общества, вырабатываются  и обосновываются идеалы, стремление  к которым должно определять  общественный прогресс. Намечаемые сначала в философии пути и принципы совершенствования общества затем кладутся в основу конкретных социально-экономических и политических программ развития.

     4. Идеологическая функция. Идеология  – совокупность взглядов и  теорий, в которых выражаются интересы какой-либо социальной группы, ее отношение к общественным явлениям, программы ее действий. Философия отражает общественную жизнь эпохи, поэтому в философских учениях находят выражение интересы, стремления, идеалы, надежды различных слоев общества. Идеологическая функция философии состоит не в том, чтобы всеми правдами и неправдами защищать или обслуживать интересы какого-то класса или социальной группы, а в том, чтобы отражать реальное разнообразие общественных позиций, идеалов и жизненных ценностей людей.

     Неверно думать, что каждое философское учение однозначно привязано к интересам  определенного класса и защищает только их. Нередко в одном философском  учении содержатся идеи, выражающие интересы разных классов и слоев общества. Некоторые философские проблемы вообще не затрагивают ничьих классовых интересов, заключая в себе общечеловеческие ценности и идеалы.

     3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ 

     Прежде  чем говорить о третьей, методологической функции философии, разберемся с  понятиями.

     Метод – способ действий. Методика – совокупность методов какой-либо деятельности. Методология – знание, учение о методах и методиках. В каждой сфере человеческой деятельности имеются свои специфические методы. Соответственно в каждой сфере формируется и своя методология. В политике – это методы компромисса и конфронтации, в науке – разнообразные методы научных исследований, в правоохранительных органах – свои методы следствия, ОРД, дознания, методы розыска преступников и сбора судебных доказательств.

Информация о работе Специфика, структура и функции философии