Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:25, контрольная работа
Философия – древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что ее знания и идеи никогда не устаревают. Сейчас люди стали бы смеяться над утверждениями древних физиков о том, будто тяжелые тела падают вниз, а легкие взлетают вверх, но никто не будет смеяться над философскими идеями Сократа и его главным выводом: высшая человеческая мудрость – знать, что ты ничего не знаешь; или словам Диогена о том, что людей много, а человека найти среди них очень трудно, хотя и Сократ и Диоген жили более двух тысячелетий назад.
Введение…………………………………………………………………………3
Специфика философии………………………………………………………….4
Структура философии…………………………………………………………..8
Функции философии……………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………...14
Список используемой литературы…………………………………………….16
Отличие
философии от искусства в том,
что философия – область
Из
разнообразных видов искусства
ближе всего к философии
Таким образом, философия и искусство, будучи разными формами духовного творчества, тем не менее часто пересекаются друг с другом.
В религии, как и философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни. Религиозные идеи (о боге, божественном творении мира, бессмертии души, о божьих заповедях) по своему характеру сходны с философскими.
Но в рамках религии они не обосновываются, а принимаются на веру и не подлежат никакой критике. Философия же стремится аргументировать свои утверждения, с помощью логических рассуждений она развивает теоретические системы идей и при этом постоянно подвергает критике свои выводы. Религия авторитарна, она навязывает человеческому разуму сверхразумные догматы. Философия автономна, в ней разум не подчиняется никому и все решения принимает сам.
Религия
может тесно сближаться с философией,
пытаясь рационально
Итак,
несмотря на то, что у философии
много общего как с наукой, так
и с искусством и религией, философия
все же является особой относительно
самостоятельной областью духовной
деятельности людей, отличающейся от других
областей целым рядом особенностей.
Структура
философии
Что касается
структуры философии, то она до сих пор
точно не определена. Наиболее распространена
её трактовка как состоящей их трёх тесно
друг с другом связанных частей (уровней):
онтологии (учении о бытии), гносеологии
(учение о познании) и аксиологии (всеобщая
теория ценностей). На онтологическом
уровне решаются проблемы наиболее общих
взаимоотношений между миром и человеком.
Человек как особая мыслящая структурная
единица бытия и реального мира необходимо
вступает с ним во взаимодействие. Это
приводит человека к постановке вопросов
о сущности мира и его происхождении, о
том, что лежит в основе мира (например,
материальная или духовная субстанция).
Человек пытается выявить основные формы
проявления мира, ставит вопросы о том,
един или множественен мир, в каком направлении
он развивается и развивается ли вообще.
В отличие от частных наук, философия ставит
эти вопросы в предельной форме, говоря
о наиболее общих предпосылках бытия,
о его наиболее общих закономерностях.
Это порождает разнообразие философских
систем по их решению онтологических проблем.
Например, философы по-разному отвечающие
на вопрос о том, что лежит в основе: дух
или материя, дают нам идеалистическое
или материалистическое решение данного
вопроса. Являясь частью бытия, человек
в то же время определенным образом противостоит
ему и осознает это свое противостояние.
Поэтому окружающий мир воспринимается
как объект познания. На этом уровне, называемом
гносеологическим, философия ставит вопрос
о познаваемости мира. В рамках этого вопроса
строится теория познания. Человек не
только познает мир, но и живет в нем как
его часть, эмоционально воспринимает
и осознает свое существование, взаимоотношения
с другими людьми, свои права и обязанности.
Эти проблемы решаются на аксиологическом
уровне. Здесь происходит выявление всеобщих
ценностных оснований бытия человека,
его практической деятельности и поведения.
Аксиологию интересует человеческое отношение
к бытию, а не бытие как таковое или законы
его познания. Имеются и другие уровни
в структуре философии. Например, праксиологический
уровень связан с анализом практической
деятельности человека по освоению реального
бытия, предметного мира. Человек познает
закономерности бытия, оценивает их значимость
для своего развития и развития человечества
в целом, имея возможность творчески применять
полученные знания. Для каждого уровня
философии характерной является определенная
философская дисциплина. Однако не все
дисциплины можно отнести к какому-то
одному уровню. Назовем эти дисциплины,
возникшие в результате дифференциации
философского знания. Логика - учение о
последовательном и упорядоченном мышлении.
Они изучает формы выражения мыслей и
формы развития знаний, приемы и методы
познания, а также особые законы мышления.
Философская антропология исследует проблемы
природы, сущности и существования человека
как особой формы бытия. Этика изучает
проблемы добра. Ее цель - выявить фундаментальные,
предельные основания справедливых, разумных
и осмысленных действий в совместной жизни
людей. Эстетика исследует сущность прекрасного,
формы его проявления в искусстве и природе,
а также его воздействие на воспринимающего.
Социальная философия - дисциплина, связанная
с выяснением вопросов о том, что такое
общество, что можно отнести к общественным
явлениям, как реализуют себя в общем бытии
социальные закономерности. Философия
языка расматривает возникновение, развитие
и функции языка, а также его значение
в жизни человека и общества. Философия
религии ставит вопрос о сущности феномена
религиозной веры и религиозного сознания,
о специфики их функционирования в обществе,
о значении религии для человека.
Функции
философии
Вопрос о функциях философии – это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего используется ими философское значение. Рассмотрим основные функции.
1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
Понятие мировоззрения неоднозначно, однако можно выделить его основные характеристики:
1) оно включает в себя некоторую совокупность общих взглядов человека на мир и свое место в мире;
2) эти взгляды – не просто знания о действительности, а знания, ставшие убеждениями;
3)
эти убеждения определяют
Любой человек обладает тем или иным мировоззрением, имеющим для него силу убеждения и служащим ориентиром для определения поведения, оценки событий его жизни. Существуют различные виды мировоззрений:
1.
Мифологическое мировоззрение
2.
Религиозное мировоззрение,
3.
Стремление решать проблемы
Мировоззрение людей образуется под влиянием самых различных обстоятельств: воспитания, образования, жизненного опыта, отдельных жизненных впечатлений. На нем сказываются условия жизни, общие черты эпохи, национальные особенности культуры. Средствами разработки мировоззрения является философские размышления. В создаваемых философами системах обобщаются, аргументируются разнообразные варианты имеющихся у людей мировоззренческих взглядов и убеждений. Поэтому идеи философов получают признание и распространение в обществе.
Таким образом, философия – средство выражения, систематизации и обоснования мировоззрения, теоретическая основа решения мировоззренческих вопросов.
Мировоззрение человека, не знающего философии и не способного к самостоятельному философскому мышлению, носит неглубокий и несистематизированный характер. Оно страдает неустойчивостью или догматичностью, ему свойственны несогласованность и внутренняя противоречивость. Можно прожить и со стихийно сложившимся мировоззрением, без философских раздумий над его содержанием, но очень часто узость, поверхностность, противоречивость такого "философски необработанного" мировоззрения ведут к неумению ориентироваться в сложностях современной общественной жизни и культуры, к потере жизненных ориентиров и, как следствие, – к жизненным неудачам и неудовлетворенности своей судьбой. Можно пытаться собственными силами решать все мировоззренческие проблемы, однако вряд ли разумно заново "изобретать велосипед", пренебрегая многовековой мудростью и опытом решения мировоззренческих вопросов, накопленными в философии. Поэтому прислушаемся к древнегреческому мудрецу Эпикуру (341-270 гг. до н.э.): "Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души".
2. СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
Некоторые мыслители надеются установить некие абсолютные, вечные принципы философии, считая, что для их поиска надо отвлечься от событий быстротекущей жизни, ибо вечные истины вне мирской суеты. Поэтому философию они представляют как высшее занятие ума, погружение в царство чистой мысли. На самом же деле философские проблемы – не абстрактные выдумки кабинетных умов, эти проблемы ставит сама жизнь, а в философских дискуссиях идет поиск таких решений, которые соответствуют потребностям различных людей, групп, народов и человеческого общества в целом на разных этапах истории.
Социальная функция философии в том, что с ее помощью в каждую историческую эпоху осмысливаются главные проблемы общественной жизни и перспективы дальнейшего развития общества. Через философию человечество как бы осознает само себя, свое прошлое, настоящее и будущее, свои достоинства и недостатки, достижения и потери. Философия – самосознание общества.
Социальная функция философии многообразна по своему содержанию и складывается из взаимосвязанных между собой подфункций:
1.
Культурная функция. В
2.
Критическая функция.
3.
Прогностическая функция. В
4.
Идеологическая функция.
Неверно думать, что каждое философское учение однозначно привязано к интересам определенного класса и защищает только их. Нередко в одном философском учении содержатся идеи, выражающие интересы разных классов и слоев общества. Некоторые философские проблемы вообще не затрагивают ничьих классовых интересов, заключая в себе общечеловеческие ценности и идеалы.
3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
Прежде чем говорить о третьей, методологической функции философии, разберемся с понятиями.
Метод – способ действий. Методика – совокупность методов какой-либо деятельности. Методология – знание, учение о методах и методиках. В каждой сфере человеческой деятельности имеются свои специфические методы. Соответственно в каждой сфере формируется и своя методология. В политике – это методы компромисса и конфронтации, в науке – разнообразные методы научных исследований, в правоохранительных органах – свои методы следствия, ОРД, дознания, методы розыска преступников и сбора судебных доказательств.
Информация о работе Специфика, структура и функции философии