Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 15:39, реферат
В наибольшей мере принципы классической философии были выражены в немецком идеализме, который простирается от начала XVIII до середины XIX в. Его основные представители – это И.М. Хладениус (1710-1759); В. Гумбольдт (1767-1835); И.Кант (1724-1804); Й.Г. Фихте (1762-1814); Ф.Д.Е. Шлейермахер (1768-1834); Ф.В. Шеллинг (1775-1854); Г.В.Ф. Гегель (1770-1831).
1. Особенности немецкой классической философии.
2. Основные проблемы немецкой классической философии и пути их решения. Диалектика.
3. Роль немецкой классической философии в развитие философской мысли.
Германия переживала, пожалуй, одну из самых динамичных и противоречивых эпох своей истории. Оккупация, присутствие наполеоновских войск создали противоречивое положение в стране: с одной стороны, завоеватели толкали Германию к следованию более передовым французским государственно-правовым образцам. В этих условиях и развернулись давно назревшие, но проводимые под весьма разнородными социальными влияниями крупные государственные реформы. С другой стороны, в народе, особенно к концу данного периода, пробудились патриотические чувства, антифранцузские настроения, началось сопротивление иноземному нашествию.
Немецкие
философы по разным причинам
поддерживали скорее идею
В ноябре 1817г. в связи с расширением масштабов культурной политики прусского государства по замыслу Гарденберга и указом короля было создано для управления культурой, специальное министерство. Овсе не случайно, что оно получило название «министерства культов», т.к. верховенство в культурно-духовной области по чисто немецкому образцу вверялось религии. Тем не менее это была социально значимая, в целом исторически прогрессивная акция, свидетельствовавшая и о начавшейся более широкой государственной институционализации деятельности в области культуры, науки, образования, религии и о демократизации культурно-образовательных процессов.
Германия,
правда, немного отставала от
революционной Франции по
Первые десятилетия XIX в. – время расцвета немецкой классической философии, представленной прежде всего работами Фихте, Шеллинга, Гегеля.
Огромной
заслугой Фихте является
Огромным
достижением немецкого
В результате ему
удалось уловить
И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель – все в высшей степени оригинальные мыслители. Каждый на столько своеобразен, что трудно не задаться вопросом, а можно ли вообще говорить о немецкой классической философии, как относительно едином, целостном образовании? И все-таки это возможно: при всем богатом разнообразии идей и концепций, немецкую классику отличает приверженность ряду существенных принципов, которые преемственны для всего этого этапа в развитии философии. Они-то и позволяют рассматривать немецкую классическую философию как единое духовное образование.
Первая
особенность учений мыслителей,
причисляемых к немецкой
Гегель
сказал: «Философия есть… современная
ей эпоха, постигнутая в
Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель еще и потому так высоко возносят философию, что мыслят ее как строгую и систематическую науку, правда, науку специфическую по сравнению с естествознанием, и с дисциплиной, более или менее конкретно изучающими человека. И все-таки философия питается живительными истоками научности, ориентируется на научные образцы, и стремится строить себя как науку.
Вторая особенность немецкой классической мысли заключается в том, что ей выпала миссия придать философии облик широко разработанной и значительно более дифференцированной, чем раньше, специальной системы дисциплин, идей и понятий, системы сложной и многоплановой, отдельные звенья которой увязаны в единую интеллектуальную цепь философских абстракций. Не случайно немецкая философская классика чрезвычайно трудна для освоения. Но вот в чем парадокс: именно эта высокопрофессиональная, крайне абстрактная, трудная для понимания философия, смогла оказать огромное воздействие не только на культуру, но и на социальную практику, в частности на сферу политики.
Итак, немецкая
классическая философия,
Итак, философия
каждого из представителей
Еще за долго до Канта такое широкое и фундаментальное размышление охватывалось понятием «метафизика». Немецкая классическая философия критикует и в то же время преобразует метафизику, давая образцы «метафизической», т.е. общемировоззренческой культуры, образцы концептуальной целостности, «сплачиваемой» метафизическим подходам. Немецкой классической философии была присуща метафизика в смысле целостного мировоззренческого подхода, а не отличного от диалектики метафизического метода.
Третья
особенность немецкой
Диалектические идеи проходят через всю немецкую классическую философию, обогащаясь и развиваясь от одного философского учения к другому.
Четвертый
момент, который нельзя обойти, характеризуя
немецкую классическую
И наконец,
последнее, что объединило
Немецкая классическая философия остается непреходящим достижением философской мысли, к которому примыкают и многие другие философские достижения человечества после немецкой классики.
Она потому имеет общечеловеческое значение, сходное со значимостью искусства и науки, что пыталось ответить на вопросы, которые человечество задавало себе с самого начала развития философии, на те вопросы, которые оно задает себе и сегодня.
Философия немецкой классики и в наши дни продолжает свою жизнь как относительно единое образование. Но немецкая классическая философия - созвездие, которое состоит из ярчайших звезд. И одна из самых ярких звезд- Иммануил Кант. Жизнь и поистине бессмертные идеи Канта станут предметом наших дальнейших размышлений.
Использованная
литература:
Информация о работе Специфика немецкой классической философии