Специфика немецкой классической философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 15:39, реферат

Описание работы

В наибольшей мере принципы классической философии были выражены в немецком идеализме, который простирается от начала XVIII до середины XIX в. Его основные представители – это И.М. Хладениус (1710-1759); В. Гумбольдт (1767-1835); И.Кант (1724-1804); Й.Г. Фихте (1762-1814); Ф.Д.Е. Шлейермахер (1768-1834); Ф.В. Шеллинг (1775-1854); Г.В.Ф. Гегель (1770-1831).

Содержание

1. Особенности немецкой классической философии.
2. Основные проблемы немецкой классической философии и пути их решения. Диалектика.
3. Роль немецкой классической философии в развитие философской мысли.

Работа содержит 1 файл

ФГОУ ВП2.docфилософия.doc

— 85.00 Кб (Скачать)
 
 

    Германия переживала, пожалуй, одну из самых динамичных и  противоречивых эпох своей истории. Оккупация, присутствие наполеоновских войск создали противоречивое положение в стране: с одной стороны, завоеватели толкали Германию к следованию более передовым французским государственно-правовым образцам. В этих условиях и развернулись давно назревшие, но проводимые под весьма разнородными социальными влияниями крупные государственные реформы. С другой стороны, в народе, особенно к концу данного периода, пробудились патриотические чувства, антифранцузские настроения, началось сопротивление иноземному нашествию.

      Немецкие  философы по разным причинам  поддерживали скорее идею реформирования, а не радикального революционизирования общественных порядков своей страны, хотя видели существенные недостатки отдельных реформ, например тех, с помощью которых в условиях «французского угнетения» было отменено крепостное право и изменена законодательная система. Развитие Фихте, Шеллинга, Гегеля, как теперь уже известных философов, происходит, таким образом, в период реформ. Можно сказать больше: реформаторы, воспитанные на философии Канта, теперь с интересом и даже надеждой присматриваются к отечественной философской мысли. Для того чтобы точнее проанализировать эту линию ситуационного социального взаимодействия, надо хотя бы кратко охарактеризовать планы реформаторов, особенно тех, которые действовали в сфере культуры и образования, т.к. реформы в данной области были особенно близки к деятельности и помыслам философов. Вильгельм фон Гумбольдт в 1809-1810гг. был тайным советником, возглавлявшим третью секцию министерства внутренних дел Пруссии, ведавшую делами культуры и образования. Деятельность Гумбольдта, как и его покровителя Штейна, в определенном отношении была окрашена «государственной идеей» прусского образца, и вызвана к жизни стремлением вывести Пруссию, Германию в целом из состояния раздробленности, отсталости, унижения. Важнейшим средством на этом пути считалось изменение положения дел в сфере духа – прежде всего науки и образования, которые в произведениях самого Гумбольдта тесно связывались с моральным обновлением политики и государства.

      В ноябре 1817г. в связи с расширением  масштабов культурной политики прусского государства по замыслу Гарденберга и указом короля было создано для управления культурой, специальное министерство. Овсе не случайно, что оно получило название «министерства культов», т.к. верховенство в культурно-духовной области по чисто немецкому образцу вверялось религии. Тем не менее это была социально значимая, в целом исторически прогрессивная акция, свидетельствовавшая и о начавшейся более широкой государственной институционализации деятельности в области культуры, науки, образования, религии и о демократизации культурно-образовательных процессов.

      Германия, правда, немного отставала от  революционной Франции по глубине  и широте реформ. Однако Германия  все-таки шла именно за революционной  Францией в ряде культурно-реформационных, государственно-институциональных мер.  Влияние форм, образцов, идей, порожденных французской революцией, в сфере немецкой культуры было основательным, это влияние усилилось. Стало непосредственным во время французской оккупации и не исчезло после падения Наполеона.

      Первые  десятилетия XIX в. – время расцвета немецкой классической философии, представленной прежде всего работами Фихте, Шеллинга, Гегеля.

  Огромной  заслугой Фихте является развитие  им учения о диалектическом способе мышления, которое он называет антитетическим. Последнее представляет собой такой процесс созидания, которому присущ триадический ритм полагания, отрицания и синтезирования. В результате философия Фихте приобретает «диалектическую динамику», в отличии от кантовской статики, а категории становятся выражением развития деятельности «Я». Это своеобразные умственные отражения объективного мира, вещей.

  Огромным  достижением немецкого философа  Ф.В.И. Шеллинга стало построение  им натурфилософской системы,  которая пронизана диалектикой в качестве своеобразного связующего звена при объяснении единства мира.

В результате ему  удалось уловить основополагающее диалектическое представление о  том, что сущность всякой действительности характеризуется единством противоположных  деятельных сил. Это диалектическое единство Шеллинг назвал «полярностью». В результате ему удалось дать диалектическое объяснение таким сложным процессам, как жизнь, организм и т.д.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Роль  немецкой классической философии в развитии философской мысли
 

    И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель – все в высшей степени оригинальные мыслители. Каждый на столько своеобразен, что трудно не задаться вопросом, а можно ли вообще говорить  о немецкой классической философии, как относительно едином, целостном образовании? И все-таки это возможно: при всем богатом разнообразии идей и концепций, немецкую классику отличает приверженность ряду существенных принципов, которые преемственны для всего этого этапа в развитии философии. Они-то и позволяют рассматривать немецкую классическую философию как единое духовное образование.

      Первая  особенность учений мыслителей, причисляемых к немецкой классике, - сходное понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Философии они вверяли высочайшую духовную миссию – быть критической совестью культуры. Философия, впитывает живые соки культуры, цивилизации, широко понятого гуманизма, призвана осуществить по отношению к человеческой жизнедеятельности широкую и глубокую критическую рефлексию. Это была очень смелая претензия. Но немецкие философы XVIII-XIX вв. достигли в ее претворении несомненного успеха.

      Гегель  сказал: «Философия есть… современная  ей эпоха, постигнутая в мышлении».  И представителям немецкой философской классики действительно удалось запечатлеть ритм, динамику, запросы своего тревожного и бурного времени – периода глубоких социально-исторических преобразований. Они обратили свои взоры и к человеческой истории как таковой, и к человеческой сущности. Конечно, для этого потребовалось разработать философию весьма широкого проблемного диапазона – охватить мыслью существенные особенности развития мира, природы  и человеческого бытия. При этом через все проблемные разделы красной нитью была проведена единая идея высочайшей культурно-цивилизующей, гуманистической миссии философии.

       Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель еще и потому так высоко возносят философию, что мыслят ее как строгую и систематическую науку, правда, науку специфическую по сравнению с естествознанием, и с дисциплиной, более или менее конкретно изучающими человека. И все-таки философия питается живительными истоками научности, ориентируется на научные образцы, и стремится строить себя как науку.

       Вторая особенность немецкой классической мысли заключается в том, что ей выпала миссия придать философии облик широко разработанной и значительно более дифференцированной, чем раньше, специальной системы дисциплин, идей и понятий, системы сложной и многоплановой, отдельные звенья которой увязаны в единую интеллектуальную цепь философских абстракций. Не случайно немецкая философская классика чрезвычайно трудна для освоения. Но вот в чем парадокс: именно эта высокопрофессиональная, крайне абстрактная, трудная для понимания философия, смогла оказать огромное воздействие не только на культуру, но и на социальную практику, в частности на сферу политики.

      Итак, немецкая  классическая философия, представляет  единство также и в том отношении,  что ее представители Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг, строят свои  сложные и разветвленные учения, системы, включающие философскую проблематику весьма высокой обобщенности. Они прежде всего рассуждают о мире – о мире в целом, о закономерностях его развития. Это так называемый онтологический аспект философии – учение и бытия. В тесном единстве с ним строится учение о познании, т.е. теория познания, гносеология. Философия разрабатывается и как учение о человеке, т.е. философская антропология. Вместе с тем, классики немецкой мысли стремятся рассуждать о человеке, исследуя различные формы человеческой деятельности, в том числе социальную жизнедеятельность человека.

      Итак, философия  каждого из представителей немецкой  классики – разветвленная система  идей, принципов, концепций, связанных  с предшествующей философией  и новаторски преобразующих философское  наследие.

      Еще за долго до Канта такое широкое и фундаментальное размышление охватывалось понятием «метафизика». Немецкая классическая философия критикует и в то же время преобразует метафизику, давая образцы «метафизической», т.е. общемировоззренческой культуры, образцы концептуальной целостности, «сплачиваемой» метафизическим подходам. Немецкой классической философии была присуща метафизика в смысле целостного мировоззренческого подхода, а не отличного от диалектики метафизического метода.

      Третья  особенность немецкой классической философии напротив, как раз и заключается в том, что благодаря ей господство метафизического – недиалектического – метода было поколеблено. Именно немецкая классическая философия проложила путь новому по отношению к метафизике методу мышления и познания – методу диалектическому, разработала целостную и разветвленную диалектическую концепцию развития, приложенную к исследованию всех областей человеческой жизни: мира природы, общества и человека, познания, науки, культуры, нравственности.

      Диалектические идеи проходят через всю немецкую классическую философию, обогащаясь и развиваясь от одного философского учения к другому.

      Четвертый  момент, который нельзя обойти, характеризуя  немецкую классическую философию  как относительно единое образование, - это некоторые общие принципы в подходе к проблеме исторического развития. Историческое развитие предполагается исследовать не с помощью прозрения – интуиции, а научно-теоретически, считается возможным выделить некоторые закономерности истории. Законы истории понимались как принципы исторической «разумности». Вместе с тем немецкие философы полагали, что главным двигателем истории являются взгляды, идеи, побуждения людей, т.е. идеальные мотивы, объединяемые в понятия сознания, «духа», мышления, познания, центральных для немецкой классической философии. 

      И наконец,  последнее, что объединило немецкую  классику в единое целое: в  своем рассмотрении человека  и истории эта философия четко  и ясно сконцентрирована вокруг принципа свободы и других гуманистических ценностей.

       Немецкая классическая  философия остается  непреходящим достижением  философской мысли, к которому примыкают и многие другие философские достижения человечества после немецкой классики.

    Она потому имеет  общечеловеческое значение, сходное  со значимостью искусства и науки, что пыталось ответить на вопросы, которые человечество задавало себе с самого начала развития философии, на те вопросы, которые оно задает себе и сегодня.

      Философия  немецкой классики и в наши  дни продолжает свою жизнь  как относительно единое образование. Но немецкая классическая философия  - созвездие, которое состоит из ярчайших звезд. И одна из самых ярких звезд- Иммануил Кант. Жизнь и поистине бессмертные идеи Канта станут предметом наших дальнейших размышлений.

            
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      
     
     
     
     

 

    Использованная  литература: 
     

  1. История философии: Запад  – Россия – Восток (книга  вторая: Философия  XV-XIX вв.).  2-е изд. – М.: «Греколатинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1998. – 560с.
  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. – 608с.

Информация о работе Специфика немецкой классической философии