Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 15:39, реферат
В наибольшей мере принципы классической философии были выражены в немецком идеализме, который простирается от начала XVIII до середины XIX в. Его основные представители – это И.М. Хладениус (1710-1759); В. Гумбольдт (1767-1835); И.Кант (1724-1804); Й.Г. Фихте (1762-1814); Ф.Д.Е. Шлейермахер (1768-1834); Ф.В. Шеллинг (1775-1854); Г.В.Ф. Гегель (1770-1831).
1. Особенности немецкой классической философии.
2. Основные проблемы немецкой классической философии и пути их решения. Диалектика.
3. Роль немецкой классической философии в развитие философской мысли.
ФГОУ
ВПО «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
философии
Контрольная работа
по
философии
на
тему: «Специфика
немецкой классической
философии»
Омск – 2009
Содержание:
В наибольшей
мере принципы классической
Иммануила Канта считают родоначальником немецкой классической философии – грандиозного этапа в истории мировой философской мысли, охватывающего более чем столетие духовно-интеллектуального развития – напряженного, очень яркого по своим результатам и чрезвычайно важного по своему воздействию на человеческую духовную историю.
И. Кант
осуществляет своеобразный
Познающий
субъект – это не конкретный
индивид, а некоторое
Субъект чувственным образом воспринимает воздействие на него некой вещи, предмета или явления. Это порождает многообразие ощущений, которые упорядочиваются с помощью априорных форм созерцания. Но на этом этапе знание остается субъективным. Далее в дело вступает рассудок, который облекает имеющиеся знания в форму понятий, то есть выявляя в них нечто общее. Поэтому в конечном счете лишь познающий субъект, объединяющий восприятие и рассудок, создает единство, которое можно считать знанием.
Понимание философии подвергается Кантом критике, так как оно базируется не на схемах рассудка, а на принципах психологии (субъективности переживания), космологии и теологии. Одновременно Кант «расчищает» место для нового понимания философии как особого рода науки, формулируя ее принципы и критерии. Философия – это особая наука, которая не может быть сведена только к чистому знанию. Философия должна исследовать фундаментальные цели человеческого разума, и в этом смысле она имеет абсолютную ценность и придает ценность другим знаниям, пронизывая и пропуская их через себя, что позволяет ей выступать как учению о мудрости.
Вершиной
философии у Канта выступает
этика, базирующаяся на
Анализируя существующие системы нравственных правил, Кант считает, что они не должны опираться на религиозные догмы, исходить из них как из богоустановленных. Одновременно он «не допускал возможности их социально-исторического формирования на основе жизненного опыта людей»². И то и другое не могло быть достаточным основанием нравственности, так как не исходит из понятия истины, не зависящей ни от Бога, ни от накапливаемого опыта. Кант пытается выработать основу нравственности наподобие априорных схем рассудка, которые находятся в сознание человека, предназначены ему и помогают упорядочивать ощущения, то есть нравственный закон должен существовать внутри человека, тогда он будет истинным и самодостаточным. « Две вещи наполняют душу всегда новым и все более дивным удивлением и благоговением, чем чаще мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Этот внутренний
нравственный закон
Началом
всякой человеческой мудрости
Кант называет моральное
¹ (Кант И. соч. Т.4. ч. 1. М., 1965г. с. 414)
²(Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIXвв. М., 1989г. с.75)
³(Кант И. соч. в
6-ти томах. Т.4. ч. 2. М., 1965г. с.391), (с. 380)
С долгом соотносится внутреннее моральное чувство людей, без которого человек ничем не отличался бы от животных. И наконец, еще одним врожденным свойством человека является совесть, которая выступает как своеобразный практический разум, с помощью которого человек осуждает или оправдывает поступки других людей и самого себя.
Иоганн Готлиб Фихте воспринял этическую философию Канта, ставившую оценку человеческой деятельности в зависимость от согласованности ее с априорным долгом. Поэтому для него философия выступает прежде всего как практическая философия, в которой «прямо отделялись цели и задачи практического действия людей».
В качестве
основополагающего принципа, позволяющего
осуществить объединение
Фридрих Вильгельм Иосиф Шеллинг оказался своеобразным связующим звеном между философией Канта, идеями Фихте и становлением гегелевской системы. В центре его философских размышлений оказывается задача построить единую систему знания посредством рассмотрения специфики познания истины в частных областях. Все это реализуется в его «натурфилософии», которая выступает в качестве, самой первой в истории философии, попытки систематического обобщения открытий науки под углом зрения единого философского принципа. В основе данной системы лежит представление об идеальной сущности природы.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель, исходя из принципа развития, дает впечатляющую модель бытия во всех его проявлениях, уровнях и стадиях развития. Именно он конструирует диалектику как систему, формулируя основные законы и категории диалектики применительно к развитию абсолютной идеи. Рассматривая соотношение идеи и реальности, Гегель ставит проблему самой сути перехода от идеального (логического) к реальному, от абсолютной идеи к природе.
В основе диалектике как особой модели философского подхода к миру лежат выделенные Гегелем основные законы диалектики: «закон отрицания»,
«закон перехода количества в качество», «закон единства и борьбы противоположностей». Эти законы не существуют оторванно друг от друга, а реализуются как компоненты единого общего процесса развития.
Несмотря
на то, что классическая немецкая
философия получила свое
Фейербах строит свою философию на базе противопоставления философии и религии как форм мировоззрения, которые несовместимы и противостоят друг другу. В связи с этим он пытается в материалистическом духе переосмыслить сущность христианства как одной из форм религии.
Источник религии, отмечает Фейербах, лежит в страхе и бессилии человека перед природой, что и порождает в его сознании фантастические религиозные образы. В результате Бог как творение человеческого духа превращается в сознании людей в творца, от которого зависит человек. Фейербах создает концепцию, фактически отрицающую Бога (в религиозном понимании), но выступающую как некий вариант религии.
Критика религии
необходимым образом подвела
его и к критике
В онтологическом
аспекте это означает, что материальное
(чувственное) первично по
В гносеологическом плане это реализуется как материалистический сенсуализм.
В праксеологическом
аспекте концепция философа
Информация о работе Специфика немецкой классической философии