Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:47, реферат
1. Понятие и структура мировоззрения.
2. Типы и формы мировоззрения.
3. Особенности философского мировоззрения.
4. Личностный смысл философского знания (самостоятельно).
Лектор: Устьянцев Александр Анатольевич
Тема
№1. Специфика философского
знания.
1. Понятие и структура мировоззрения.
2. Типы и формы мировоззрения.
3. Особенности философского мировоззрения.
4.
Личностный смысл
философского знания (самостоятельно).
1. Понятие и структура мировоззрения.
Мировоззрение – система убеждения человека об окружающем мире и своём месте в этом мире, а также обусловленные этими убеждениями жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности и ценностные ориентации.
В структуре мировоззрения можно выделить ряд уровней. Целостное осознание мира на уровне чувственного опыта в форме ощущений, восприятий и представлений, образуют соответственно такие структурные элементы как мироощущение, мировосприятие и миропредставление. Приставка миро- придаёт чувственность образу целостный обобщённый характер. Каждый из них сопровождается эмоциональным отношением, которое образует такой структурный элемент, как миропереживание придающее мировоззрению ярко выраженную индивидуальную окраску. Целостное осознание мира на основе интеллектуальных схем образует высший уровень мировоззрения – миропонимание, на котором происходит переход от видимого, чувственного мира к сущностным основам бытия.
Основы любого мировоззрения составляет убеждение, которое также имеет сложную структуру. В ней выделяют 4 основных элемента: познавательный, эмоционально-психологический и волевой.
В качестве познавательного компонента выступают знания, как исходная информация для формирования убеждения. По степени достоверности знания делятся на 4 типа: абсолютно истинные, относительно истинные, гипотетические (или вероятные), заблуждения. Оценочный элемент – положительное или отрицательное оценка знаний с точки зрения соответствия реальным фактам, а также потребностям и интересам личности.
Это
своеобразный фильтр
перевода знаний в
убеждения.
Эмоциональный компонент – результат распространения оценки знаний на всю психологическую сферу личности. Он проявляется как чувство уверенности правоте своих оценок. Волевой компонент появляется, как готовность действовать определённым образом при наступлении соответствующих условий, т.е. это своеобразная взведенная пружина на действие. Наряду с убеждениями в структуре мировоззрения можно выделить их антиподы – предубеждения, которые в мировоззрении играют роль психологического барьера для защиты и сохранения существующих убеждений.
Теоретически сколько людей столько и мировоззрений и поэтому оснований для классификации может быть неопределённо много: по полу, возрасту, культуре, кругу интересов, религии и т.д. Обычно в учебниках в качестве основания берут исторические этапы становления мировоззрения как такового и в соответствии с этим выделяют 3 исторических типа: мифология, религия и философия.
Формы мировоззрения определяются той или иной установкой сознания, которое создает наш способ видения мира. Эта установка может быть естественно научной, моральной, политической, экономической, правовой, эстетической и философской.
Всё в мире находится во взаимодействии, особенность человека в отличии от любой другой части природы в том, что только он может мысленно разорвать любое свое взаимодействие и сделать любой предмет объектом своего рассмотрения. В философии это называется субъект объектных отношений. В результате таких отношений у человека формируется стихийное мировоззрение относительно мира, что тот существует сам по себе, вне человека, и основная задача человека постичь этот мир в его объективной данности.
В своем развитии способность отстранения доходит до своего высшего уровня – отстранение себя от себя или делание объектом рассмотрения своего сознания, тем самым существует сознание сознания или ещё называется самосознание. Основой способа существования сознания является знания. А основой и способом существования мировоззрения являются убеждения.
Если высшем
уровнем развития сознания является
сознание сознания, то аналогично высшим
уровнем развития мировоззрения является
мировоззрение мировоззрения или система
обоснованных убеждений о том, как возникает,
существует и развивается система убеждений
об окружающем мире, происходит как бы
опрокидывание мировоззрения на самого
себя или отражение себя в себе. Такая
операция для краткости получило название
рефлексия. Процесс рефлективного познания
и называется философией, а результаты
рефлексии – философскими
знаниями.
Тема
№2. Происхождение
человека.
1. Формирование первобытного сознания.
2. Роль мифологических и религиозных представлений в возникновении философии.
3. Генезис философского мировоззрения (пред философия, прод философия и философия).
4.
Цивилизационные
основы философии.
1. Формирование первобытного сознания.
По вопросу происхождения человека и сознания существует ряд концепций, из которых две наиболее популярны:
1. Трудовая теория антропогенеза,
2. Религиозная концепция
3. Концепция внеземного
Из совокупности
развитого мифологического
Должны были произойти соответствующие изменения. Обычно говорят об отделении умственного труда от физического и от разделения общества на противоположные классы. Однако и то и другое имело место задолго до возникновения философии, а именно 3 тыс. до н. э., философия появляется в середине 1 тыс. до н.э., для этой эпохи характерны следующие изменения:
- в социально - экономической сфере появляется частная собственность на землю и средства производства, на основе которой формируется система товарно-денежных отношений;
- в социально - политической сфере
складывается система правовых
отношений и создается
- в сфере духовности возникает дедуктивное знание.
Философия
появляется как разрешений противоречий
между старой религии – мифологической
картины мира и нового рационального мышления.
Само по себе рациональное мышление ещё
не есть философия. Философия – мировоззренческое
мышление. Из Предфилософия возникает
протофилософия, которая обладает рефлексией,
но и использует мифологические средства
и методы. Таким образом – философия возможности,
а протофилософия – философия на чужой
основе.
4.
Во всех
трех основных очагах древней цивилизаций
к средине первого тысячелетия
сложился одинаковый уровень развития
пред философии, но в силу определённых
соц.-эк., политических и психологических
причин различным был уровень развития
рационального мышления. Классическая
форма философии, как гармонического классического
соотношения мировоззренческого и рационального
мировоззрения получилось в древней Греции.
Древне Восточная философия была недостаточно
вычленена из пред философии и либо сливалась
с обыденным нравственным сознанием (Китай),
либо с религиозно мифологическим мировоззрением
(Индия).
Тема №3. Становление философии в античной философии.
1. Причины возникновения философии в древней греции.
2. Условия рационолизации мифологических представлений.
3. Античная натур
философия начального периода.
1.
Почему философия не возникла в страна с древней и высокоразвитой культурой таких как Египет и Вавилон, а именно в древней Греции с её относительно молодой культурой.
В начале первого тысячелетия до н.э. у греков господствовало мифологическое мировоззрение, специфической особенностью которого была теогония – система мифов о происхождении богов, олицетворяющих стихийные силы природы. На природу переносились семейно родовые отношения самих греков. По мере развития абстрактных понятий личные силы в природе начинают перемежаться с безличностными и постепенно последние начинают доминировать в картине мира. Тем самым формируется космогония – понимание мира через происхождение тел вселенной как безличных природных сил. Для перехода необходимы были условия:
1. Относительная свобода индивидуального сознания по отношению к родовому.
2. Формирование понятий, которыми можно описать миф, не создавая при этом новый миф.
3. Однозначность понятий, которые дают
возможность построения такой картины
мира, в которой элементы сохраняют свое
значение, а не выступают одновременно
в нескольких смыслах.
3.
Первые философы появляются в 7 – 6 веках до н.э. в малой Азии, в области, которая называется Иония, в Восточной Греции, в области Италии так же возникают философские школы.
Все философы
первого периода занимались одной
проблемой – демифологизировали
мир, заменяя его одно проморфных
правителей неким абстрактным источником
жизни. У греков это называлось Архэ.
До нас это понятия дошло в
его латинском понятии –
Исторически первым философом считается Палес (купец) из полиса Милет. Фалес в качестве первоначала бытия считал его ученики в качестве такого первоначала рассматривали другие природные тихии. Недалеко от Милета, в полисе Эфес
Качестве
первоначала предложил огонь, у огня нет
статичных состояний и поэтому мир находится
в постоянном изменении и развитии, это
он выразил в своем известном тезисе –
Панта Рей (по рус. «всё течет»). Кроме того
он вводит понятие «Логоса» в качестве
всеобщего закона бытия. Человек в отличии
от всех живых существ обладает внутренним
логосом, основное предназначение которого
познать Логос бытия.
В полисе Кротон философ Пифагор основал свою школу, получившую название «Пифогорейский союз». Эта школа просуществовала около 200 лет. В качестве первоначала бытия Пифагор использует абстрактное понятие числа, а весь мир рассматривает как гармонию числовых пропорций. К этому времени наиболее развитым разделом математики была геометрия, поэтому для описания мира использовались геометрические фигуры. Пифагорейцы показали, что среди всех фигур можно выделить 4 основных, которыми можно описать как мир в целом, так и любой предмет: точка, линия, плоскость и объём. У этих фигур есть числовые эквиваленты: точке соответствует единица, линии – двойка, плоскости – тройка, а объёму – четверка.
Поскольку совокупностью этих фигур можно описать весь мир, то сумма их числовых эквивалентов и есть сумма бытия. Недалеко от Кратона, в полисе Элея сформировалась оригинальная философское направление. В качестве первоначала, они использовали не тот или иной конкретный вид бытия, даже в его абстрактном выражении в виде чисел, а абстрактное бытие в целом, или бытие как таковое. Они первые поставили вопрос о соотношении бытия и мышления, который потом стал называться основным вопросом философии, поэтому можно сказать, что в школе Элиата заканчивается формирование античной философии и продофилософия становится философией. Они выступали против числовой дискретности бытия, предложенной Пифагорейцами. И утверждали, что бытие едино, неизменно, неподвижно и не имеет частей. Отсюда они выдвинули идею о существовании двух миров: мир неизменных и неподвижных сущностей и изменчивый мир чувственных вещей.
Зеном свои доказательства против множественности мира и его подвижности строил в виде парадокса познания, которые назывались Апории. Всего он разработал около 300 Апорий, до нас дошло около 30-ти, наиболее известные «Стрела» и «Ахелес и черепаха».
Философы
начального периода занимались рациональным
постижением окр. Мира. Такое постижение
было сугубо умозрительным и получило
название натур философии. Его противоположностью
является опытное постижение мира (естествознание).
Тема №3.
Философия античного
1. Причины перехода от космоцентризма к антропоцентризму.
2. Философия софистов.
3. Философия
Сократа.
1. . Причины перехода от космоцентризма к антропоцентризму.
Выделение
в результате войны двух полисов
с противоположной идеологией привел
к резкому обострению социальной
жизни полисов. На первый план выходит
не знание окружающего мира, а знание природы
человека. Тем самым в мировоззрении происходит
переход от космоцентризма к антропоцентризму.