Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:16, курсовая работа
Исходя из характера решаемых в философии вопросов, говорят, что она на протяжении всей человеческой истории выполняла и выполняет сейчас две особо важные для каждого человека функции: во-первых, мировоззренческую, проявляющуюся в том, что результатом всякого философствования является осознание оснований человеческой жизни, ее цели и смысла; и, во-вторых, методологическую, состоящую в том, что философами были выявлены основания и нормы одного из главных видов деятельности - познавательной.
Введение 3
1. Понятие мировоззрения и его связь с философией 5
2. Структурные элементы мировоззрения 8
3. Формы мировоззрения 15
4. Специфика философского мировоззрения 21
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Философия как рефлексия, как размышление исходит в своих позициях из естественной реальности бытия, бытия самого по себе, имеющего какие-то внутренние, собственные причины развития. Религия ориентирует на сверхъестественное, на потусторонний мир, на запредельное бытие, только на трансцендентность.
Бог
для философии является понятием
бытия, которое также требует
своего анализа, как и любое другое
понятие, поэтому к философским
дисциплинам можно отнести
Философия пытается обосновывать свои концепции посредством системы понятий, подкрепляемых логикой научного знания.
Она черпает свой материал из разных сфер этой деятельности, пытаясь осмыслить их своим специфическим языком, с помощью разума, логики философского анализа. Рациональное изложение касается и иррациональных (в том числе и религиозных) философских концепций.
Религия – сфера чувств, мистики, благовейного трепета. С религией связано особое психологическое состояние человека: состояние экстаза, отрешенности от внешнего мира, определенная потеря своей самости, погружение в мир, где сам мало что значишь. Философия выступает как самосознающая себя культура, которая критически определяет свой смысл, свою сущность и свое предназначение.
Религия ориентирует человека на безусловную веру ("Верую, даже если это нелепо" – Тертуллиан). Философия направляет на разум, на сомнение, на свою собственную позицию, а не только на позицию, пусть и признанных, авторитетов.
Религия посредством Бога претендует на абсолютную истину. Философия подходит к этому вопросу "скромнее", скептичнее, предоставляет выбор позиций.
Религия говорит о спасении души в потустороннем мире. Философия ориентирует человека на совершенствование души, на "труд души", а значит, и на ее спасение, в земном бытии, через мирскую созидательную деятельность.
Религия, хотя и постулирует свободу воли человека, все же ограничивает ее рамками соотношения с Богом, поэтому, так или иначе, в религиозном сознании присутствует элемент страха, подчиненности. Философия полностью опирается на свободу человеческой личности. Философия сама только и возможна на основе свободы мысли.
Подытоживая вышесказанное, хотелось бы отметить, что в данной работе не ставилась задача умалить или принизить религиозное сознание и "выпятить", возвеличить – философское. Думается, что здесь вернее оставить за философией и религией (по примеру средневековой концепции "двойственной истины"), каждой – свой путь постижения истины.
Обобщая вышеизложенный материал, а также имея ввиду современное состояние философского знания, можно выделить следующие особенности философского мировоззрения:
Оно строится на фундаменте непротиворечивого рационального знания о мире: на логическом анализе фактов, на обобщениях, выводах и доказательствах, которые в ранних философских учениях начинают вытеснять мифологический вымысел.
В нем мир снова обретает единство как “жизненный мир человека”.
Оно развивается само и создает предпосылки для развития научного знания.
Философское мировоззрение является основанием для практической деятельности человечества и для существования культуры в широком смысле этого слова (как разнообразных форм человеческой деятельности и ее результатов).
Оно является единственной формой мировоззрения, способной решить проблемы выживания человечества.
В
мировоззрении находит свое завершение
целостность духовности человека. Философия
как едино-цельное