Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:19, контрольная работа
Своеобразно соотношение философии и культуры. Латинское слово cultura означает улучшение, образование, совершенствование чего-либо. Культура - это все то, что создано человеком, что возвышает его над природой. В этой связи знаменитый Цицерон считал, что культура не исчерпывается философией. Справедливо, однако, что философия есть важнейшая составляющая человеческой культуры. Именно в философии культура дана в ее максимальной полноте и предельно возможном осмыслении.
Философия и религия являются близкими по ряду оснований:
Они близки по предмету отражения. И та, и другая направлены на поиски смысла бытия, выражают потребности в гармонизации отношений.
Они близки по форме отражения. Они обе - духовное отношение человека к действительности, выраженное в наиболее общей, абсолютной форме, ибо и Бог, и философия - определенные абсолюты.
Они близки и тем, что
это ценностные формы духовной деятельности
(не научная истина конкретного знания
является их целью, а формирование духовной
жизненной концепции в
И, тем не менее, это различные формы духовной деятельности. Их различия заключается как по предмету, так и по способам отражения человеком мира:
Философия как рефлексия, как размышление исходит в своих позициях из естественной реальности бытия, бытия самого по себе, имеющего какие-то внутренние, собственные причины развития. Религия ориентирует на сверхъестественное, на потусторонний мир, на запредельное бытие, только на трансцендентность.
Бог для философии является понятием бытия, которое также требует своего анализа, как и любое другое понятие, поэтому к философским дисциплинам можно отнести философию религии. Для религиозного мировоззрения Бог - не понятие, а реальный, конкретный объект поклонения и веры.
Философия пытается обосновывать свои концепции посредством системы понятий, подкрепляемых логикой научного знания.
Она черпает свой материал из разных сфер этой деятельности, пытаясь осмыслить их своим специфическим языком, с помощью разума, логики философского анализа. Рациональное изложение касается и иррациональных (в том числе и религиозных) философских концепций.
Религия - сфера чувств, мистики, благовейного трепета. С религией связано особое психологическое состояние человека: состояние экстаза, отрешенности от внешнего мира, определенная потеря своей самости, погружение в мир, где сам мало что значишь. Философия выступает как самосознающая себя культура, которая критически определяет свой смысл, свою сущность и свое предназначение.
Религия ориентирует человека на безусловную веру ("Верую, даже если это нелепо" - Тертуллиан). Философия направляет на разум, на сомнение, на свою собственную позицию, а не только на позицию, пусть и признанных, авторитетов.
Религия посредством Бога претендует на абсолютную истину. Философия подходит к этому вопросу "скромнее", скептичнее, предоставляет выбор позиций.
Религия говорит о спасении души в потустороннем мире. Философия ориентирует человека на совершенствование души, на "труд души", а значит, и на ее спасение, в земном бытии, через мирскую созидательную деятельность.
Религия, хотя и постулирует свободу воли человека, все же ограничивает ее рамками соотношения с Богом, поэтому, так или иначе, в религиозном сознании присутствует элемент страха, подчиненности. Философия полностью опирается на свободу человеческой личности. Философия сама только и возможна на основе свободы мысли.
Заключение
Подытоживая вышесказанное,
хотелось бы отметить, что в данной
работе не ставилась задача умалить
или принизить религиозное
Обобщая вышеизложенный материал, а также имея ввиду современное состояние философского знания, можно выделить следующие особенности философского мировоззрения:
Оно строится на фундаменте
непротиворечивого
В нем мир снова обретает единство как “жизненный мир человека”.
Оно развивается само и создает предпосылки для развития научного знания.
Философское мировоззрение является основанием для практической деятельности человечества и для существования культуры в широком смысле этого слова (как разнообразных форм человеческой деятельности и ее результатов).
Оно является единственной формой мировоззрения, способной решить проблемы выживания человечества.
В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов.
Список использованной литературы
1. П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 608 с.
2. Высказывания великих. М.:”Мысль”, 1993, - 244с.
3. История философии в кратком изложении. М.: «Мысль», 2004. - 155с.
4. А.Ф. Малышевский. Введение в философию: Учеб. пособие. / Под ред. А.Ф. Малышевского. -М.: Просвещение, 2005, - 256с.
5. Н.Н. Смирнова. Конспект лекций по философии; СПб.: ООО «Издательство “Альфа”», 2000.
6. А.Г. Спиркин - Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 2007.- 816с.
7. Семинарские занятия по философии: Учебник. / Под ред. К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 2001. - 297с.
8. Е.М. Удовиченко. Философия: конспект лекций и словарь терминов. Учебное пособие. - Магнитогорск: МГТУ, 2004. - 197 с.
9. Философия. Учебник.
/ Под общей редакцией Г.В.
10. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. -- 2-е изд., испр. и доп. -- M.: Юристъ. 2004.
11. Философия в вопросах и ответах. Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Е.Е. Несмеянова. - М.: Гардарики, 2000. - 351 с.
12. Философский словарь: 3-е изд., исправл. -- Мн.: Книжный Дом. 2003.
13. Фролов И.Т. Введение
в философию: Учебник для
14. А. Якушев. Философия:
конспект лекций. Учебное пособие.
- М.: Приор-издат, 2009. -- 224 с.
ПЛАН
Введение
1. Мировоззренческие функции философии.
1.1. Гуманистическая функция.
1.2. Социально-аксиологическая функция.
1.3. Культурно-воспитательная функция.
1.4. Объяснительно-информационная функция.
2. Методологические функции философии.
2.1. Эвристическая функция.
2.2. Координирующая функция.
2.3. Интегрирующая функция.
2.4. Логико-гносеологическая функция.
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистское, обыденное. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя, надо сразу отметить, не только к этой сфере), а внутри нее, в отличие от натуралистской формы (например, фрейдовского мировоззрения, тоже включенного в сферу науки), -- имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.
Сущность философии -- в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир -- человек».
Ответ на этот вопрос - основные функции философии, заключен в содержании тех функций, которые способна выполнять философия по отношению к человеку, социальной группе, к науке, искусству, другим явлениям социальной действительности. Под «функцией» при этом понимается способ действия, способ проявления активности системы (т.е. системы философского знания), общий тип решаемых этой системой задач.
Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические.
1. Мировоззренческие функции философии
Основные мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительно-информационная.
1.1. Гуманистическая функция.
На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека среди всех остальных проблем философии стоит гуманистическая функция.
Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Вот что писал по этому поводу известный русский философ Н. А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски». Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться с временем.
Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира. Тоска обращена к трансцендентному, вместе с тем она означает неслиянность с ним. «Всю жизнь, -- свидетельствует Н.А. Бердяев, -- меня сопровождала тоска. Это, впрочем, зависело от периодов жизни, иногда она достигала большей остроты и напряженности, иногда ослаблялась». Философия же «освобождена от тоски и скуки «жизни». И далее, уже обобщая историю развития человеческой мысли, Н.А. Бердяев заключал: «Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла».
Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух.
Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.
Более ста лет назад, в 1874 году выдающийся философ B.C. Соловьев, размышляя над ростом числа самоубийств, отмечал, что самоубийства не могут быть удовлетворительно объяснены из одних внешних частных причин. Бывают случаи, когда и безо всякого внешнего повода, в самой счастливой обстановке люди сильные и здоровые равнодушно лишают себя жизни, объявляя, что жить не стоит, не из чего. Причина этого явления, по B.C. Соловьеву, в том, что человеку жить не из чего, что с исчезновением глубоких убеждений, всеобщих безусловных идей опустел мир внутренний и потерял свою красоту мир внешний.
На протяжении многих столетий, начиная с эпохи рабовладения, значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности, от власти, от продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощенным и физически, и духовно. В. С. Соловьев проанализировал это положение человека в разные исторические эпохи и показал роль философии в его духовном освобождении. Итак, на вопрос «Что же делала философия?», В. С. Соловьев отвечает: «Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных чужих богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровений истинного Божества... Она делает человека вполне человеком... Философия, осуществляя собственно человеческое начало в человеке, тем самым служит и божественному, и материальному началу, вводя и то, и другое в форму свободной человечности. Так вот, если кто из вас захочет посвятить себя философии, пусть он служит ей смело и с достоинством, не пугаясь ни туманов метафизики, ни даже бездны мистицизма; пусть он не стыдится своего свободного служения и не умаляет его, пусть знает, что, занимаясь философией, он занимается делом хорошим, великим и для всего мира полезным».
К проблеме отчуждения
человека и роли философии в преодолении
этого отчуждения обращались многие
философы XX столетия. Одним, из них был
немецко-французский мыслитель