Специфика философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

Своеобразно соотношение философии и культуры. Латинское слово cultura означает улучшение, образование, совершенствование чего-либо. Культура - это все то, что создано человеком, что возвышает его над природой. В этой связи знаменитый Цицерон считал, что культура не исчерпывается философией. Справедливо, однако, что философия есть важнейшая составляющая человеческой культуры. Именно в философии культура дана в ее максимальной полноте и предельно возможном осмыслении.

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

Философия и религия  являются близкими по ряду оснований:

Они близки по предмету отражения. И та, и другая направлены на поиски смысла бытия, выражают потребности  в гармонизации отношений.

Они близки по форме  отражения. Они обе - духовное отношение  человека к действительности, выраженное в наиболее общей, абсолютной форме, ибо и Бог, и философия - определенные абсолюты.

Они близки и тем, что  это ценностные формы духовной деятельности (не научная истина конкретного знания является их целью, а формирование духовной жизненной концепции в соответствии с важными для человека ориентирами жизнедеятельности).

И, тем не менее, это  различные формы духовной деятельности. Их различия заключается как по предмету, так и по способам отражения человеком  мира:

Философия как рефлексия, как размышление исходит в  своих позициях из естественной реальности бытия, бытия самого по себе, имеющего какие-то внутренние, собственные причины развития. Религия ориентирует на сверхъестественное, на потусторонний мир, на запредельное бытие, только на трансцендентность.

Бог для философии  является понятием бытия, которое также требует своего анализа, как и любое другое понятие, поэтому к философским дисциплинам можно отнести философию религии. Для религиозного мировоззрения Бог - не понятие, а реальный, конкретный объект поклонения и веры.

Философия пытается обосновывать свои концепции посредством системы понятий, подкрепляемых логикой научного знания.

Она черпает свой материал из разных сфер этой деятельности, пытаясь  осмыслить их своим специфическим  языком, с помощью разума, логики философского анализа. Рациональное изложение касается и иррациональных (в том числе и религиозных) философских концепций.

Религия - сфера чувств, мистики, благовейного трепета. С религией связано особое психологическое  состояние человека: состояние экстаза, отрешенности от внешнего мира, определенная потеря своей самости, погружение в мир, где сам мало что значишь. Философия выступает как самосознающая себя культура, которая критически определяет свой смысл, свою сущность и свое предназначение.

Религия ориентирует  человека на безусловную веру ("Верую, даже если это нелепо" - Тертуллиан). Философия направляет на разум, на сомнение, на свою собственную позицию, а не только на позицию, пусть и признанных, авторитетов.

Религия посредством  Бога претендует на абсолютную истину. Философия подходит к этому вопросу "скромнее", скептичнее, предоставляет выбор позиций.

Религия говорит о  спасении души в потустороннем мире. Философия ориентирует человека на совершенствование души, на "труд души", а значит, и на ее спасение, в земном бытии, через мирскую созидательную деятельность.

Религия, хотя и постулирует  свободу воли человека, все же ограничивает ее рамками соотношения с Богом, поэтому, так или иначе, в религиозном  сознании присутствует элемент страха, подчиненности. Философия полностью опирается на свободу человеческой личности. Философия сама только и возможна на основе свободы мысли.

Заключение

Подытоживая вышесказанное, хотелось бы отметить, что в данной работе не ставилась задача умалить  или принизить религиозное сознание и "выпятить", возвеличить - философское. Думается, что здесь вернее оставить за философией и религией (по примеру средневековой концепции "двойственной истины"), каждой - свой путь постижения истины.

Обобщая вышеизложенный материал, а также имея ввиду современное состояние философского знания, можно выделить следующие особенности философского мировоззрения:

Оно строится на фундаменте непротиворечивого рационального  знания о мире: на логическом анализе  фактов, на обобщениях, выводах и  доказательствах, которые в ранних философских учениях начинают вытеснять мифологический вымысел.

В нем мир снова  обретает единство как “жизненный мир человека”.

Оно развивается само и создает предпосылки для  развития научного знания.

Философское мировоззрение  является основанием для практической деятельности человечества и для существования культуры в широком смысле этого слова (как разнообразных форм человеческой деятельности и ее результатов).

Оно является единственной формой мировоззрения, способной решить проблемы выживания человечества.

В мировоззрении находит  свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное  мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и  всего человечества, которое, как  и отдельный человек, никогда  не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов.

Список использованной литературы

1. П.В. Алексеев, А.В.  Панин. Философия: Учебник. - 3-е  изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 608 с.

2. Высказывания великих.  М.:”Мысль”, 1993, - 244с.

3. История философии  в кратком изложении. М.: «Мысль», 2004. - 155с.

4. А.Ф. Малышевский.  Введение в философию: Учеб. пособие. / Под ред. А.Ф. Малышевского. -М.: Просвещение, 2005, - 256с.

5. Н.Н. Смирнова. Конспект  лекций по философии; СПб.: ООО  «Издательство “Альфа”», 2000.

6. А.Г. Спиркин - Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 2007.- 816с.

7. Семинарские занятия  по философии: Учебник. / Под ред.  К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 2001. - 297с.

8. Е.М. Удовиченко. Философия: конспект лекций и  словарь терминов. Учебное пособие. - Магнитогорск: МГТУ, 2004. - 197 с.

9. Философия. Учебник. / Под общей редакцией Г.В. Андрейченко,  В.Д. Грачева - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 245 с.

10. Философия: Учебник  / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. -- 2-е изд., испр. и доп. -- M.: Юристъ. 2004.

11. Философия в вопросах  и ответах. Учебное пособие  для вузов / Под ред. проф. Е.Е.  Несмеянова. - М.: Гардарики, 2000. - 351 с.

12. Философский словарь: 3-е изд., исправл. -- Мн.: Книжный Дом. 2003.

13. Фролов И.Т. Введение  в философию: Учебник для высших  учебных заведений: В 2 ч. / Под  рук. И.Т. Фролова. М.: ДРОФА, 2004.

14. А. Якушев. Философия:  конспект лекций. Учебное пособие. - М.: Приор-издат, 2009. -- 224 с. 
 

ПЛАН

Введение

1. Мировоззренческие  функции философии.

1.1. Гуманистическая  функция.

1.2. Социально-аксиологическая  функция.

1.3. Культурно-воспитательная  функция.

1.4. Объяснительно-информационная  функция.

2. Методологические функции философии.

2.1. Эвристическая  функция.

2.2. Координирующая  функция.

2.3. Интегрирующая  функция.

2.4. Логико-гносеологическая  функция.

Заключение

Литература

 
ВВЕДЕНИЕ

Сама философия  есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистское, обыденное. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя, надо сразу отметить, не только к этой сфере), а внутри нее, в отличие от натуралистской формы (например, фрейдовского мировоззрения, тоже включенного в сферу науки), -- имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.

Сущность философии -- в размышлениях над всеобщими  проблемами в системе «мир -- человек».

Ответ на этот вопрос - основные функции философии, заключен в содержании тех функций, которые способна выполнять философия по отношению к человеку, социальной группе, к науке, искусству, другим явлениям социальной действительности. Под «функцией» при этом понимается способ действия, способ проявления активности системы (т.е. системы философского знания), общий тип решаемых этой системой задач.

Философия выступает  в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении  человека к этому миру и 2) как  комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические.

1. Мировоззренческие  функции философии

Основные мировоззренческие  функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительно-информационная.

1.1. Гуманистическая  функция.

На первом месте  среди функций философии в  соответствии с приоритетной значимостью  проблемы человека среди всех остальных  проблем философии стоит гуманистическая функция.

Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял  бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие  размышления нередко действуют  угнетающе на человека. Вот что  писал по этому поводу известный русский философ Н. А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски». Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться с временем.

Тоска направлена к  высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира. Тоска обращена к трансцендентному, вместе с тем она означает неслиянность с ним. «Всю жизнь, -- свидетельствует Н.А. Бердяев, -- меня сопровождала тоска. Это, впрочем, зависело от периодов жизни, иногда она достигала большей остроты и напряженности, иногда ослаблялась». Философия же «освобождена от тоски и скуки «жизни». И далее, уже обобщая историю развития человеческой мысли, Н.А. Бердяев заключал: «Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла».

Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти  ее смысл и укрепить свой дух.

Потеря высших мировоззренческих  ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

Более ста лет назад, в 1874 году выдающийся философ B.C. Соловьев, размышляя над ростом числа самоубийств, отмечал, что самоубийства не могут  быть удовлетворительно объяснены из одних внешних частных причин. Бывают случаи, когда и безо всякого внешнего повода, в самой счастливой обстановке люди сильные и здоровые равнодушно лишают себя жизни, объявляя, что жить не стоит, не из чего. Причина этого явления, по B.C. Соловьеву, в том, что человеку жить не из чего, что с исчезновением глубоких убеждений, всеобщих безусловных идей опустел мир внутренний и потерял свою красоту мир внешний.

На протяжении многих столетий, начиная с эпохи рабовладения, значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности, от власти, от продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощенным и физически, и духовно. В. С. Соловьев проанализировал это положение человека в разные исторические эпохи и показал роль философии в его духовном освобождении. Итак, на вопрос «Что же делала философия?», В. С. Соловьев отвечает: «Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных чужих богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровений истинного Божества... Она делает человека вполне человеком... Философия, осуществляя собственно человеческое начало в человеке, тем самым служит и божественному, и материальному началу, вводя и то, и другое в форму свободной человечности. Так вот, если кто из вас захочет посвятить себя философии, пусть он служит ей смело и с достоинством, не пугаясь ни туманов метафизики, ни даже бездны мистицизма; пусть он не стыдится своего свободного служения и не умаляет его, пусть знает, что, занимаясь философией, он занимается делом хорошим, великим и для всего мира полезным».

К проблеме отчуждения человека и роли философии в преодолении  этого отчуждения обращались многие философы XX столетия. Одним, из них был  немецко-французский мыслитель А. Швейцер. Он видел в развитии цивилизации не только положительные стороны, но и многие негативные моменты. На человека, писал он, стало отрицательно действовать все убыстряющееся движение социума, резкое усиление темпов развития общественной жизни. Изменился, как он считает, весь образ жизни человека. В течение двух или трех поколений довольно многие индивиды живут только как рабочая сила, а не как люди. Ставшая обычной сверхзанятость современного человека во всех слоях общества, констатировал он, ведет к умиранию в нем духовного начала. Не познания и совершенствования ищет он, а развлечения -- и притом такого, какое требует минимального духовного напряжения. Бездумье стало для человека второй натурой. Ведя разговоры с себе подобными, он следит за тем, чтобы придерживаться общих замечаний и не превращать беседу в действительный обмен мыслями. Обстоятельства нашего бытия не позволяют нам относиться друг к другу, как человек к человеку. Мы в конечном счете деградируем- В числе факторов, ведущих к духовному оскудению личности, находятся: рост специализации во всех сферах человеческой деятельности (в производстве, науке, управлении), усиление технизации общества, быстрый рост безликого естественно-научного знания, растущее влияние этой безликости на личность человека и т.п. Техницизм и сциентизм подчинили себе и мировоззрение, философию, и последняя все больше становится лишенной этического начала. Политизация общественной жизни и особенно все более дающая о себе знать тенденция к тоталитаризму подавляет человека, ведет к конформистской личности и тоже негативно действует на философию.

Информация о работе Специфика философии