Специфика философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

Своеобразно соотношение философии и культуры. Латинское слово cultura означает улучшение, образование, совершенствование чего-либо. Культура - это все то, что создано человеком, что возвышает его над природой. В этой связи знаменитый Цицерон считал, что культура не исчерпывается философией. Справедливо, однако, что философия есть важнейшая составляющая человеческой культуры. Именно в философии культура дана в ее максимальной полноте и предельно возможном осмыслении.

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

ФИЛОСОФИЯ

1. Место и роль  философии в культуре.

Своеобразно соотношение  философии и культуры. Латинское  слово cultura означает улучшение, образование, совершенствование чего-либо. Культура - это все то, что создано человеком, что возвышает его над природой. В этой связи знаменитый Цицерон считал, что культура не исчерпывается философией. Справедливо, однако, что философия есть важнейшая составляющая человеческой культуры. Именно в философии культура дана в ее максимальной полноте и предельно возможном осмыслении. Самые насущные проблемы человечества получают в философии завершающую интерпретацию. Актуальная философия - это пиковые достижения культуры, которая по своим интерпретационным возможностям превосходила бы философию. Разумеется, достижения философии не имеют смысла вне ее союза с разнообразными науками, искусствами, практическими действиями людей. Философия обладает не только спецификой, но и самостоятельностью. Это означает, что другие специалисты не могут выполнить работу философа; каждый занимается своим делом, но касается оно всех.

Античная философская  традиция, русская философская мысль  и современная европейская философия  сохраняют свои ясные контуры  и в то же время становятся объектом оценки, сопоставления, интерпретации.

Философия дополняет  и завершает любое специальное образование, помогая стать специалисту интеллигентом. Что это - быть интеллигентом? Вопрос этот волнует не только ученых. От его решения во многом зависит судьба нашей культуры. Обращаясь к проблеме интеллигенции, можно заметить, что альтернатива "или философствовать - или жить" - ложная. Интеллигент не может жить, мыслить, действовать, не обращаясь к философии. 
 

Тема 1.

1. Предмет философии,  ее место и роль  в культуре.

Философия самая древняя  область знания. Возникла одновременно в Индии, Китае и Греции в 6 веке до н.э.

Философия «любовь  к мудрости» (фило «люблю», софия  «мудрость»). Философия вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и основах бытия.

Философия относится  к рационально-теоретическому уровню мировоззрения. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.

Философия это теоретически разработанное мировоззрение, система  общих взглядов на мир и место  человека в нем и уяснение различных  форм отношения человека к миру.

Философское мировоззрение возникает в 6 веке до н.э., противостоит мифологическому мировоззрению. Именно в это время сформировался основной категориальный аппарат, которым оперирует философия.

В центре внимания философии  находятся 3 ключевых элемента: природа, общественная жизнь, человек.

Философское мировоззрение  характеризуют 2 основные черты: системность  и теоретический характер системы  философских взглядов.

Вопрос соотношения  материи и сознания основной вопрос философии.

Две стороны этого  вопроса:

1. Что первично материя или сознание?

2. Познаваем ли  мир? 

Разное отношение  к первой стороне этого вопроса  делит философов на материалистов  и идеалистов, ко второй стороне  вопроса на гностиков и агностиков (последние отрицают возможность  познания действительности).

Отношение человека к  миру троякое: познавательное, практическое, ценностное.

Ответ на эти вопросы  ответ на главный вопрос: что есть человек?

Особенность философии  состоит в том, что она выступает  как универсальное теоретическое  познание всеобщих принципов бытия. Это отличает философию от конкретных наук, которые не стремятся к выявлению универсальных связей.

2. Научная ориентация  философии. Мировоззренческая  и методологическая  функция философии.

Роль философии  определяется, прежде всего, тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения и решает проблемы познаваемости мира, ориентации человека в мире культуры и духовных ценностей.

Можно выделить две  группы основных функций философии: мировоззренческие и методологические

Мировоззренческая функция заключается в выработке мировоззрения (системного взгляда на мир). Теоретико-познавательная в выработке категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей. Ценностно-ориентационная в выработке и изучении ценностей, регулирующих поведение человека, социальной группы

К методологическим функциям философии относятся:

1) функция рациональной  обработки и систематизации, теоретического  выражения результатов конкретных  наук;

2) критическая функция  суть ее в преодолении устаревших  догм и взглядов;

3) интегративная обобщение  всех форм человеческого опыта  и знаний (т.е. практического, познавательного,  ценностного опытов);

4) прогностическая  (реализуется в построении моделей  будущего).

Существуют следующие  основные разделы философского знания.

1. онтология философия  бытия (учение о фундаментальных  принципах существования природы);

2. гносеология теория  познания (раздел философии, в  котором обсуждаются вопросы  возможности познания действительности);

3. аксиология философское  учение о ценностях, их месте в духовном мире человека и роли в его индивидуальной и социальной жизни;

4. праксиология философия  социального действия (теоретическое  рассмотрение человека как субъекта  общественных отношений и социальных  изменений).

3. Чувственно-эстетическая ориентация философии. Гуманистическая функция философии.

Среди мировоззренческих  функций философии следует отметить такие, как гуманистическая, информационно-отражательная, идеологическая, социально-нравственная, воспитательная, художественно-эстетическая и др.

Гуманистическая функция  одна из вечно живых в философии, но и она то возрастала, то убывала  по своему значению, реализуя в разных направлениях жизнедеятельности исторически  актуализирующуюся проблематику человечности и социальной гармонии.

Художественно-эстетическая функция утверждает в сознании образы и понятия, связанные с формированием  идеалов гармоничного единства и  красоты.

4. Практическая ориентация  философии. Моральная  функция философии.

Философия открывает  человеку все богатство его естественной духовности и связанного с ней образа жизни. В результате, овладевая своей духовностью, человек обретает внутреннюю свободу. Философия участвует и в формировании материальной культуры, определяя характер и содержание подлинно человеческого бытия, его родовую сущность.

Осваивая свой философский  потенциал, человек приучается формировать  свой внутренний духовный мир. Философия  закладывает в душе человека особый нормативный порядок, логическую последовательность и обоснованность, стройность и целеустремленность мыслей к высшим премудростям жизни. Философия формирует духовную культуру на самом высшем уровне умственной деятельности на уровне вечных и всеобщих мудростей, без которых невозможна подлинно человеческая жизнь.

Социально-нравственная (моральная) функция состоит в том, что утверждает в общественной жизни сознательно-нормативное отношение человека к себе и к другим людям.

5. Назначение философии.

В понимании содержания, смысла и значения философии сложились  разные подходы.

1. От Пифагора идет традиция, определяющая философию как любовь к мудрости.

2. Согласно Платону  философия понимается как способ  мышления о вечных истинах. 

3. Аристотель видел  в философии способ познания  первоначала, первопричины мира.

4. Гегель определял  философию в качестве духовного мира человека и человечества.

5. Для И.Фихте философия  - это предпосылка и основа  для всех знаний.

6. А.Камю видел в  философии универсальный способ  решения жизненных проблем. 

Таким образом, каждый философ может своеобразно понимать суть, предназначение и роль философии. Но всех философов объединяет общая ориентация, определяемая той или иной исторической эпохой. На разных этапах истории центр внимания философии перемещается …

· от природы к мифу, (этап зарождения философии VIII век до н.э.);

· от мифа к логосу, ( древняя философия с VI века до н.э. по IV век);

· от логоса к тео (богу), ( средневековье с V по XV век);

· от бога к науке, ( эпоха Возрождения и Нового врем. XVI-XVIII в.в.);

· от науки к искусству, (постклассический иррационализм XIX века);

· от искусства к  технике, (техницизм и технократизм XX века);

· от техники к новым  формам жизни (модерн и постмодернизм XXI века).

6. О смысле дальнейшего  изложения.

В отличие от других видов и способов познания, философия  изучает всеобщие отношения, складывающиеся между человеком и миром, в котором он живет. Поэтому предметом философии является система всеобщих отношений, существующих в мире. Философия рассматривает всеобщие отношения независимо от того, где они реализуются в природе, в обществе, или в мышлении.

Предмет философии  условно подразделяется на те разделы, из которых складывается сама философия. В связи с этим, выделяется два  основных структурных аспекта в  предмете философии:

1. Онтологические  отношения между человечеством и миром, в которых раскрывается общечеловеческое и всемирное бытие.

2. Гносеологические  отношения, указывающие на познаваемость  самого мира.

Структура философии  может конструироваться на различных  основаниях. Если такой основой является сам человек и его деятельность, то философия получает антропологический характер и структурируется в зависимости от целей, средств и результатов деятельности.

В общей структуре  философии можно выделить следующие  отрасли и дисциплины:

1. Онтология как  учение об общих законах бытия, включая учение о природе (натурфилософия), об обществе (социальная философия), о человеке (философская антропология), о вселенной и космосе (космизм) и др.;

2. Гносеология как  учение об общих законах и  формах познания;

3. Логика как учение  о нормах и законах мышления;

4. Эстетика как  учение о красоте и гармонии  мира;

5. Этика как учение  о нравственном отношении человека  к миру.

На стыке философии  с другими формами общественного  сознания возникают такие синтетические  области, как философия права, философия религии, философия искусства, философия морали, философия политики, философия науки и др. В каждой из этих областей складываются еще более мелкие подразделения. Например, в философии науки сложился целый спектр дисциплин философские проблемы физики, философские проблемы химии, философские проблемы биологии, философские проблемы математики и др.  

Введение

Исходя из характера  решаемых в философии вопросов, говорят, что она на протяжении всей человеческой истории выполняла и выполняет  сейчас две особо важные для каждого человека функции: во-первых, мировоззренческую, проявляющуюся в том, что результатом всякого философствования является осознание оснований человеческой жизни, ее цели и смысла; и, во-вторых, методологическую, состоящую в том, что философами были выявлены основания и нормы одного из главных видов деятельности - познавательной.

Философия - мировоззренческое  знание. Это ее специфическое отличие. В целом, философия и мировоззрение  не совпадают полностью. Понятие "мировоззрение" шире, чем понятие "философия". Философия - лишь один из исторических типов мировоззрения, которому предшествовали и первоначально развивались параллельно - мифологический и религиозный типы мировоззрения.

Актуальность данной темы состоит в том, что философия  представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Информация о работе Специфика философии