Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:55, контрольная работа
Проблема сознания во все века привлекала внимание философов, ибо она рассматривает одну из наиболее значимых и специфических сторон человеческой жизнедеятельности. В истории философии существуют различные, иногда диаметрально противоположные точки зрения, объясняющие сущность сознания, его происхождение и роль в обществе. В современной отечественной философии преобладающим является понимание сознания как идеальной формы деятельности, направленной на отражение и преобразование действительности. Возникновение сознания
1. Генезис форм отражения в живой природе. Своеобразие психики животных.
2. Загадки возникновения человека. Качественное отличие человеческого сознания от психики животных. (Роль труда и языка в формировании человеческого сознания.)
3. Структура сознания. Проблема идеального.
4. Сознание и бессознательное. Проблема моделирования человеческого сознания.
Подход к проблеме идеального
должен быть, прежде всего, фило-софско-
конструктивистским. Философским он является
постольку, поскольку выведен на философский
уровень, где главным оказываются отношения
человека и мира, рассматриваемые в онтологическом, гносеологическом,
аксиологическом и праксеологическом аспектах. Вместе
с тем этот подход выступает как конструктивистский,
поскольку неразрывно связан с творчеством
человека, с его творческой деятельностью.
Проблема творческой
деятельности субъекта была ведущей в
немецкой классической философии (И.Кант, И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинг,
Г.В.Ф. Гегель). С творческой деятельностью и связывалось непосредственно
представление об идеальном.
Необходимо теперь, в качестве общего итога рассмотренной проблемы, попытаться дать определение понятию "идеальное". Одно из определений, которое можно взять для продумывания, следующее: идеальное - это гносеологические образы (образы будущих предметов или ситуаций, программы, модели) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, справедливость, красота и т.п.), которые подлежат реализации в деятельности человека.
4. Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. В мировой философской традиции и в психологии существование этого уровня психики человека признается теперь большинством ученных. Однако, в недавнем прошлом (в 20 — 50-х гг. нашего столетия) в нашей стране понятие бессознательного предавалось анафеме как понятие идеалистическое. Начиная с 60-х годов шел активный процесс реабилитации этого понятия и интенсивного изучения феномена бессознательного.
Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.
Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т.п.
Все то, что не находится в данное время в фокусе сознания личности, но может быть включено в сознание посредством памяти, не следует относить к бессознательному. Например, немало информации было получено нами в прошлом, но она оказывается не данной нам непосредственно в каждый момент функционирования сознания, ее в принципе можно ввести в фокус сознания; такого рода информация будет влиять на наше поведение, лишь пройдя через уровень сознания. К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания. Отрицать роль полового и пищевого инстинктов в психической и даже сознательной жизни человека было бы ошибочно.
Так называемые автоматизмы и интуиция могут зарождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного. Автоматизмы — достаточно сложные действия человека, первоначально действуя под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают бессознательный характер, выходят из-под контроля: навыки игры на музыкальных инструментах, спортивное плавание, езда на велосипеде, рутинные трудовые операции и т.д. Такие автоматизмы пронизывают всю нашу жизнь. Среди подсистем бессознательного важное место занимает установка, состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.
Структуры бессознательного различаются помимо прочего, по степени своей близости к сознанию. Выделяется даже особый слой или уровень бессознательного, называемый подсознательным; в него включаются психические явления, связанные с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма.
В каком же соотношении находятся осознанное и бессознательное? Одним из первых в истории науки данный вопрос на базе большого опытного материала пытался решить австрийский невропатолог, психиатр и психолог 3. Фрейд (1856 — 1939). Он пришел к выводу о существенно важной, порой даже решающей роли бессознательного (особенно в этиологии ряда психических заболеваний). Те или иные «комплексы», которые складываются под влиянием разных факторов в жизни человека («комплекс Эдипа», «комплекс Электры», «комплекс вины» и др.), вытесняются из сознания в бессознательное и могут затем выступать причиной психических болезней. Необходимо найти средства определения конкретного комплекса, обнаружить этот комплекс, довести его до осознания пациентом и тогда болезнь будет излечена. Разработанный 3. Фрейдом метод обнаружения комплексов, метод терапевтического лечения больных был назван психоаналитическим.
Несмотря на то, что мировоззренческие позиции З.Фрейда в ряде проблем, особенно социологических, не соответствовал уровню научно-материалистических, все же они оставались в пределах естественнонаучного материализма (и в этом отношении ошибочно зачисление его в число идеалистов).
З.Фрейд нанес серьезный удар по концепциям, сводившим психическое к сознанию; он подверг критике точку зрения, согласно которой бессознательное есть низшая форма психической деятельности, свойственная животным, «снимаемая» с возникновением сознания и затем растворяемая в сознании, всецело определяемая им в своем существовании и функционировании.
Отмечу, что бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека; между ними довольно часты противоречия, порой конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достигать гармоничного единства. В бессознательном заключены богатые возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, в особенности это касается творческой деятельности субъекта. Сознание, «питая» и в значительной мере формируя бессознательное, в целом способно его контролировать, а также определять общую стратегию поведения человека. И хотя поведение человека, особенно социальное его поведение, определяются сознанием, осознанное поведение не исчерпывает всех поведенческих актов, в нем остается место и бессознательному.
В генезисе психики человека бессознательное выступает первым, а сознательное вторым этапом ее формирования и развития. Но с возникновением сознания бессознательное не растворяется в нем, оно становится уровнем человеческой психики, начиная активно взаимодействовать с уровнем сознания. Более того, под влиянием эволюции сознания бессознательное развивается, изменяется и обогащается по своей структуре, функциям и содержанию. Бессознательное у человека и бессознательное у животных при общих сходных чертах обладает существенными различиями. Бессознательное в субъекте очеловечивается и социализируется; оно биосоциально по своей природе.
Проблема моделирования сознания - одна из самых сложных в современной науке. Отсутствует убедительная физико-химическая модель сознания, и стало быть неизвестно, что такое сознание как функциональная сущность и что такое мысль как продукт сознания. Можно лишь заключить, что сознание - результат особой организации, сложность которой создает новые, так называемые эмерджентные свойства, которых нет у составных частей. То что сознание может резко меняться под влиянием внешних причин (причем в сторону усиления предвидения и образования новых свойств и способностей), доказывает поведение людей, получивших тяжелую травму черепа. Косвенное (например, средствами рекламы) и прямое (оперативное) воздействие на сознание приводит к кодированию. Три важных направления нейрофизиологии привлекают наибольший интерес: 1) влияние на сознание посредством раздражения определенных центров мозга с помощью психотропных и иных средств; 2) оперативное и медикаментозное кодирование; 3) изучение необычных свойств сознания и их влияния на социум. Эти важные, но опасные направления исследований зачастую засекречиваются.
Вот уже более двух с
половиной тысячелетий понятие сознания
остается одним из основополагающих в
философии. Но до сих пор мы относимся
к феномену сознания, несмотря на определенные
успехи в его исследовании, как к самой
загадочной тайне человеческого существования.
Актуальность философского анализа проблемы
сознания обусловлена прежде всего тем,
что философия сознания представляет
методологическую основу решения основных
теоретических и практических вопросов
фактически всех гуманитарных наук - психологии,
информатики, кибернетики, юриспруденции,
педагогики, социологии и т.д. В то же время
многогранность сознания делает его предметом
различных междисциплинарных и частнонаучных
исследований.
При изложении философской теории сознания
мы ограничимся обсуждением только некоторых,
на наш взгляд, наиболее важных, глобальных
вопросов темы.
К одной из основных характеристик
психического, или сознания, в широком
смысле относится способность его к отражению.
Философская теория отражения понимает
последнее как имманентную характеристику
любого взаимодействия, выражающую способность
предметов и явлений воспроизводить более
или менее адекватно, в зависимости от
уровня их организации, в своих свойствах
и особенностях свойства и особенности
друг друга. Отражение представляет собой
как сам процесс взаимодействия отражаемого
и отражающего, так и его результат. Возникающие
в результате взаимодействия изменения
в структуре отображающего предмета детерминированы
его особенностями и адекватны структуре
отображаемого объекта. Структурное соответствие
и выражает сущность отражения, присущую
всем его формам, в том числе и сознанию
человека. И естественно, что более сложноорганизованным
материальным системам присуща способность
более адекватного отражения вплоть до
самой сложной и адекватной формы сознательного
психического отражения.
Сознание, будучи целесообразным, упорядоченным,
регулятивным отражением, представляет
собой высший вид информационных процессов.
Информационная характеристика сознания
дает возможность уточнить понимание
его как высшей формы отражения действительности.
Идеальность и субъективность - специфические
характеристики сознания; идеальное -
это всегда субъективное бытие индивидуального
сознания, в том числе в социальных формах
его взаимодействия с окружающим миром.
Бытие сознания не поддается обычному
описанию в координатах пространства
и времени, его субъективно-идеальное
содержание не имеет существования в физическом
и физиологическом смысле слова. Вместе
с тем чувства, мысли, идеи человека существуют
не менее реально, чем материальные предметы
и явления. Но как, каким образом? Философы
говорят о двух типах реальности: объективной
реальности материальных явлений и субъективной
реальности сознания, идеального.
Список используемой литературы.
1. Кириленко Г.Г. Философский словарь: Справочник студента. – М., 2002.
2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001. – Глава 11.
3.Кохановский В.П. Философия: учеб. пособие для высших учебных заведений. 2007- «Феникс».