Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:55, контрольная работа
Проблема сознания во все века привлекала внимание философов, ибо она рассматривает одну из наиболее значимых и специфических сторон человеческой жизнедеятельности. В истории философии существуют различные, иногда диаметрально противоположные точки зрения, объясняющие сущность сознания, его происхождение и роль в обществе. В современной отечественной философии преобладающим является понимание сознания как идеальной формы деятельности, направленной на отражение и преобразование действительности. Возникновение сознания
1. Генезис форм отражения в живой природе. Своеобразие психики животных.
2. Загадки возникновения человека. Качественное отличие человеческого сознания от психики животных. (Роль труда и языка в формировании человеческого сознания.)
3. Структура сознания. Проблема идеального.
4. Сознание и бессознательное. Проблема моделирования человеческого сознания.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-
Контрольная работа по философии на тему:
«Сознание».
Саратов 2012г.
План.
1. Генезис форм отражения в живой природе. Своеобразие психики животных.
2. Загадки возникновения
человека. Качественное отличие
человеческого сознания от
3. Структура сознания. Проблема идеального.
4. Сознание и бессознательное.
Проблема моделирования
Введение.
Проблема
сознания во все века
1. Фундаментальной предпосылкой возникновения сознания является отражение, поэтому рассмотрение сути данного понятия является важной задачей.
Проблема генезиса сознания получила разработку в рамках социокультурной стратегии его исследования, в частности, в диалектико-материалистической философии. Предпосылками становления сознания выступают:
· эволюция свойства отражения, присущего всей материи;
· развитие зачаточного интеллекта животных;
· переход особой ветви гоминид к орудийной деятельности и предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда; развитие в процессе труда знаковой коммуникации и новых форм передачи накопленного опыта, положивших начало формированию культуры как особого мира человека.
С точки зрения философии диалектического материализма, сознание развивается из всеобщего свойства материи – свойства отражения, которое в простейшем виде есть особая функция взаимодействующих материальных систем (отражение связано с наличием свойства материальных образований воспроизводить особенности других систем: например, след на песке, отпечатки в камне тел давно умерших животных, отталкивание тела при соударении его с другим телом и т.п.). Отражение специфически проявляется на различных уровнях организации материи: неживой природы, органической жизни и на социальном уровне.
В органической природе отражение определяется характером и уровнем поведения живых систем. Элементарной формой отражения, присущей всем живым организмам, является раздражимость, означающая избирательное реагирование на внешние воздействия. Становление раздражимости обусловлено активностью живого, не имеющей аналога в неорганической природе.
По мере усложнения форм взаимодействия
организмов с внешней средой, по
мере усложнения живого развивается
и новая форма отражения –чувст
Еще одной формой отражения является информация, определяемая как упорядоченное отражение, появляющееся при возникновении первичных биосистем. Раздражимость и чувствительность – элементарные формы биологической информации.
Более сложный характер в органической природе имеет психическое отражение. Психическое отражение осуществляется в форме идеальных образов предметов объективной реальности, посредством мнений, восприятий и представлений. Оно материально по содержанию, так как зависит от реально существующих предметов. Психическое отражение представляет собой не сам предмет, а его субъективный, идеальный образ.
Психика появляется
только на относительно высокой стадии
развития живой материи.
Развитие головного мозга
у животных и возникновение у них новых,
более сложных форм отражательной, психической
деятельности совершается под влиянием
определенных условий жизни, в процессе
приспособления животных к окружающей
среде.
Постоянно изменяющаяся
внешняя среда вызывает не только определенные
изменения в строении организма животных,
но и изменения форм и способов их поведения.
Успешное приспособление к среде зависит
от способности животного быстро изменять
свое поведение в ответ на изменения условий
жизни. Понятно, что гибкость и изменчивость
поведения животного находятся в прямой
зависимости от уровня развития нервной
системы и форм отражения.
Животные приспосабливаются
к окружающей среде через такие формы
отражательной деятельности, как безусловные
рефлексы, инстинкты, приобретенные навыки
и простейшие формы рассудочной деятельности.
Итак, генезис сознания основан на биологических предпосылках. Формированию мыслительных процессов человека предшествовал длительный период психологического развития животных, имеющих зачатки интеллектуального как особой формы рассудочной деятельности, остающейся неосознанной. Она появилась на высоком уровне организации живой материи и связана с развитием нервной системы в условиях приспособления организма к изменяющейся внешней среде. Психологическая деятельность животных обусловлена биологическими закономерностями и служит регулятором их адаптивного поведения, тогда как сознание человека направлено на преобразование мира. Становление человека связано с переходом от присвоения готовых предметов к процессу создания творчески-оформленных артефактов. Зарождаясь и развиваясь в труде, сознание создает мир очеловеченной природы – культуру.
2. От кого мы произошли? Этот вопрос, испокон веков мучивший человечество, до сих пор не получил ясного ответа. В то время как теорий происхождения разумной жизни на нашей планете существует множество. И на первом месте по-прежнему остается теория эволюции Чарльза Дарвина, согласно которой все мы произошли от обезьян путем естественного отбора.
«Я не вижу никаких причин сомневаться в том, что (например) популяция медведей, вынужденная приспосабливаться к жизни в воде, в процессе естественного отбора будет постепенно приобретать все больше и больше повадок обитателей моря, что у каждого нового поколения будет увеличиваться пасть, так, что, в конце концов, возникнет гигантский кит», — писал в прошлом веке ученый.
Долгое время эти
слова казались незыблемым постулатом
науки. Однако в последнее
Например, известно,
что пальцами ног первобытные
люди захватывали предметы, лежащие
на земле. Эта особенность,
согласно теории эволюции, пришла
к нам от обезьян, которые
именно таким образом
Белов доказал,
что дело тут совсем не в
этом. По его мнению, древние люди
были абсолютно симметричными,
а у нижних и верхних
Это находит также
подтверждение в мифах и
Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой животного.
Так, ни в какое
сравнение не идет "язык" животных
и язык человека. В то время
как животное может лишь
В истории человечества
благодаря языку произошла
Разница в "языке"
животных и языке человека
определяет различие и в
Многими экспериментами
исследователей было показано, что
высшим животным свойственно
лишь практическое мышление. Только
в процессе ориентировочного
манипулирования обезьяна
Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Животное - раб непосредственно воспринимаемой ситуации.
Поведение человека
характеризуется способностью
Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно. Это первое существенное отличие человеческого сознания от психики животных.
Второе отличие
человека от животного
В отличии от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живет в мире относительно постоянных вещей. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.
Третья отличительная
черта психической
В развитии чувств, как и в развитии абстрактного мышления, заключен способ наиболее адекватного отражения действительности. Поэтому четвертым, весьма существенным различием между животными и человеком является различие в чувствах . Конечно, и человек и высшее животное не остаются безразличными к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности могут вызвать у животных и у человека определенные виды отношения к тому, что воздействует - положительные или отрицательные эмоции. Однако только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого человека.