Сознание в структуре бытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:13, контрольная работа

Описание работы

Существуют различные теории происхождения сознания:
Космическая природа сознания - сознание независимо от человека, оно неделимо, едино, цельно по своей сути и исходит из Космоса.
Биологическая точка зрения: сознание - порождение живой природы, присущее всем живым организмам, а не только человеку.

Содержание

1) Гипотеза о происхождении, сущности и способах существования сознания…………………………………………………………………...3
2) Проблема сознания в различных философских традициях………… 7
3) Понятие мышления. Формы мышления……………………………...9
4) Общественное сознание и его структура. Формы общественного сознания…………………………………………………………………... 11
5) Литература………………………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

сознание в структуре бытия(философия).doc

— 80.50 Кб (Скачать)

 И.Кант выделил в качестве исходных способностей души способность чувственного познания, далее рассудок, потом разум, и вывел принцип внутреннего единства психики человека, его сознания, его души. Разум, как высшая познавательная ценность получил название «интеллект».

Важность  рассмотрения проблемы природы сознания обусловлена тем, что многие современные философы и естествоиспытатели считают, что сознания как такового нет. Существует широкое философское течение, объединяющее тех, кто отождествляет сознание и физические процессы. Его «жесткие» формы характеризуются как физикализм, который представляет собой стремление перевести все виды знания на язык физики и признать смысл только тех положений науки, которые переводимы на язык «физикалий».

  Понимание сущности сознания в рамках физикализма  кратко можно представить так: «все есть физическое», «все подчинено жестким физическим законам», «сознание есть нейрофизиологические, биологические и, в конечном счете, физические процессы».

  Доказательства  физикализма опираются на известные  факты: успехи в моделировании «искусственного интеллекта», генетическую особенность ряда черт психики человека, воздействие фармакологических средств на психику, связь типа мышления с работой полушарий мозга и т. д. Сознание как качественно особая реальность не существует, поэтому психология должна стать частью физики, статус теории о духовных событиях был придан ей незаслуженно.

  Представители этого течения считают, что утверждения о реальности сознания не могут быть подтверждены никакими фактами. Язык философии сознания и психологии в принципе переводим на язык физики: «...все предложения психологии описывают физические события, а именно физическое поведение людей и животных». Понятие «память», «мотивация» и т. п. без потери объяснительной силы могут быть выражены через термины физических систем, способных к самоорганизации.

Различия  в позициях отдельных школ невелики. Например, в «теории тождества» (Д. Армстронг, Дж. Дж. Смарт и др.) духовные состояния отождествляются с телесными, психические с мозговыми процессами. Утверждается, что всякая материалистическая теория должна отвергать факт существования сознания, иначе она — не материалистическая.

Теория  элиминации (Ф. Фейерабенд и др.) подчеркивает неизбежность исключения терминов духовного из научного мышления вместе с прогрессом науки. Они представляют собой устаревшие слова обыденного языка, используемые обозначения того, чему современная наука не может дать объективного определения. Попытка объяснить события посредством терминов «сознание», «духовное» и т. п. аналогично рассматривается как объяснение болезней воздействием ведьм. Сознание — нечто мистическое, туманное, неясное.

  А. Г. Спиркин  отмечает, что сознание и объективный мир противоположности, образующие единство. Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Определяя сознание, он подчеркивает, что в широком смысле под ним имеют в виду психическое отражение материи, действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном.

  В постановке проблемы качественного  своеобразия сознания представителями «научного материализма» многое ценно. Это и внимание к генетической, нейрофизиологической и в целом материальной обусловленности психики, сознания, ведения человека. Это — переосмысление природы сознания на базе новейших знаний о его материальных основах. Подобные естественно-материалистические взгляды много раз высказывались в ходе развития науки, все зависело от уровня знаний. «Вульгарные материалисты XIX века полагали, что мысль неотделима от мыслящей материи, физическое и психическое это единая материя» (Бюхнер, Фогт, Молешотт).

  Однако  сторонники «современного материализма» не доказали тождество духовного и телесного. Отстаиваемая ими терминология естественных наук явно проигрывает языку философии и психологии по богатству, гибкости, разносторонне и точности описания духовных явлений.

  Вторым  направлением в подходе  к качественному своеобразию сознания является отрицание материи и утверждение, что сознание индивида единственная достоверная реальность, а «материальный» мир лишь его порождение. Такая позиция получила название «солипсизм». Это абсолютизированный субъективный идеализм.

  Рассмотренные крайности не исчерпывают всех позиций. Существующие множества объяснений своеобразия сознания отличаются прежде всего решением вопроса, является ли сознание атрибутом человека или это явление надчеловеческое, космическое. 

  3) Понятие мышления. Формы мышления. 

Сознание имеет сложную структуру, которая включает 
в себя верхние и нижние этажи. Мышление представляет собой верхний этаж психики, сферу понятий. Мышление - обобщающее, синтезирующее сознание, заключительный этап обработки его содержания. В процессе работы органов чувств у человека возникают ощущения, образы, и мышление выявляет связи и отношения между ними. Сущность мышления 
сводится к оперированию понятиями. Его продуктами 
являются мысли, суждения и умозаключения. Мышление - сложный психический процесс. Имеется две формы внешнего выражения мышления: бессловесное размышление, внутренняя речь, состояние меди- 
тации и физически выраженная форма размышления, 
имеющая словесный или бессловесный вид. Мышление характеризуется в зависимости от характера отражаемых объектов. Конкретное мышление более тесно связано с материальной реальностью, выражается в терминах, словах и обозначает конкретные вещи. Абстрактное мышление выражено в общих понятиях, обозначает невидимые связи между предметами и явлениями.В этом виде мышления проявляется природа и специфика идеального.

Абстрактное и конкретное мышление выражаются в различных физических символах, знаках, устной и письменной речи или в специальных языках.

Между словом, мыслью и той реальностью с которой они связаны нет

тождества, здесь существует большой разрыв. Слово отражает лишь сущность предмета и не может раскрыть его многообразие, мысль охватывает большее число свойств предмета. В понятиях сознание, слово, реальность - слово выполняет связующую роль между сознанием и реальностью.

Различием между сознанием и языком является длительность и стабильность их существования.

Мысль неустойчива, смертна. Слово стабильно  и бессмертно, оно является средством накопления и хранения знаний и их передачи.

Сознание  распространяется в мире с помощью  языка. Мышление и язык возникли одновременно. Они являются продуктом длительного социально-исторического процесса, развивались и обогащались под влиянием одних и тех же форм человеческого общения.

Мышление  и язык не тождественны. Язык имеет  ту или иную физическую природу, он материален. Природа мышления бестелесная. Его продукты - понятия, категории, суждения - являются идеальными.

Связь сознания с языком проявляется в  том, что возникновение индивидуального сознания возможно, если человек включен в мир словесного языка. В речевом общении человек бессознательно усваивает логику мышления, и так же бессознательно формирует основные присущие ему чувства.

Богатство языка отдельной личности определяются его способностью к мышлению. Для людей творческих, мыслящих характерен богатый словарный запас. Чем богаче содержание сознания и духовного мира человека, тем больше ему нужно знаков для его передачи, и, к сожалению, наоборот. Философ античности Сократ учил: "Заговори, и я скажу кто ты". 

4) Общественное сознание  и его структура.  Формы общественного  сознания. Самосознание. 

 Сознание - совокупность, чувственных и умственных образов, для кот. в нормальных условиях характерно в той или иной мере отчетливое знание того, что явилось переживающим эти образы.

 Основой сознания является восприятие. Человек  воспринимает мир посредством слуха, зрения и других чувств. Восприятие - развернутый во времени процесс. Когда этот процесс сворачивается в образ, мы отождествляем его с объективной реальностью - это и есть восприятие. Многие исследователи считают, что образ и есть сознание. Образ представляет собой как бы собранную в одну точку энергию разрозненных столкновений человека с миром, сумму информации разного рода, полученной в ходе взаимодействия с миром. Процесс формирования образа - это процесс выделения себя из окружающего мира. Имея образ, человек различает себя в мире. Такое различение есть условие возможности сознания. Выделение своего «Я» из природы, его противопоставление природе - начало сознания.

 Этот  этап в сознании не является самосознанием, т. к. образ - это состояние человека, в котором ему становится доступно содержание предметов и вещей внешнего мира. Это результат направленного внимания человека к внешнему миру. На этом этапе человек не сосредоточен на самом себе, на своем внутреннем мире, что и есть самосознание. Он знает, что его «Я» противостоит миру, но не принимает в расчет, что все характеристики мира, образы вещей и предметов сопричастны процессам и событиям, происходящим в его внутреннем опыте.

 Самосознание - это процесс когда, «Я» обнаруживает свою непосредственную причастность к знанию о мире. Сознание как самосознание - это такое состояние, когда человеку доступен и внешний мир, и он сам. На этапе сознания без самосознания человек определяет мир, говоря: я знаю, я вижу, я мыслю. Выйти на уровень самосознания - значит мгновенно совместить свое знание о внешнем предмете и свое же знание об этом знании.

 Тогда формула самосознания выражается так:» я знаю, что я знаю, я знаю, что я вижу...»

 Именно на этапе самосознания человек начинает задумываться, что такое мысль, переживание, чувство. Соответствует ли содержание этих внутренних состояний содержанию внешнего мира, как происходит восприятие внешнего мира.

 В сознании всегда есть некоторое содержание общее для всех людей или отдельных групп. Коллективное сознание - термин, означающий совокупность всех сознательных актов и содержание сознания, которые свойственны каждому члену группы людей. Общественное сознание формируется автоматически в силу принадлежности человека к определенному классу. Идентифицировать свою принадлежность к той или иной социальной общности, - значит сориентировать свое личное сознание на интересы или задачи других людей или класса, партии, проявить единодушие и единомыслие. В этом смысле общественное сознание безличностно, оно характеризует общее содержание усреднено надындивидуального сознания, присущего тем или иным социальным группам. Представители одного класса одинаково оценивают события, подчиняют свою личную судьбу общности. Содержание сознания отдельного представителя можно точно определить по целям и задачам сообщества.

 Наличие общественного сознания - необходимое  условие успешного функционирования общества и отдельных социальных групп. Оно облегчает движение общественной жизни. Социальная система может стабильно функционировать лишь при условии постоянного воспроизводства адекватного ее содержанию массового сознания.

 Общественное  сознание, исторически выражая интересы определенных групп, меняет свое содержание от эпохи к эпохе, сохраняя свои властные функции над сознанием отдельной личности. 
 
 
 
 

Литература.

1. Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. 1990. №8.      С. 34-35.

2. Абрамова  Н. Т. Являются ли несловесные  акты мышлением? // ВФ, 2000, № 6.

3. Фрейд  З. Психология бессознательного. М., 1990. 

Информация о работе Сознание в структуре бытия