Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 22:36, реферат
Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в
отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим
решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых
дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали
разгадку тайны феномена сознания.
субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого
предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего
совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в
виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию
- специфически человеческая
характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль
лишено целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в
соответствии с общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения
целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому
совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит
неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы,
необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены
общественной практикой, объективным миром и предполагают его.
Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно
существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный
мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале
нашего “я” и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый
мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном пространстве,
движется и творит человеческая мысль. В сознании людей возникают и верные и
иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает
новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью
новаторства, творчества.
Признание активного, творческого характера сознания является необходимым
требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы
истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а
реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на
человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи
следствием воздействия
свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через практику
оказывает обратное влияние на породившую его действительность.
Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и общественному
сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые, овладевая массами,
становятся “материальной
6. Общественное сознание и его преобразовательная
сила.
Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов
природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для
этого субъект должен быть включен
в более сложную систему
практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир,
наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести
собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески. Мы
вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание
есть реальность, такая же, как, например, государство или закон. Мы можем
взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае с
государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и
трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни,
которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически
сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.
Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением
общественного бытия. Природе в
целом безразлично
разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться,
но и просуществовать ни одного дня и часа. В силу того, что общество есть
объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное
сознание как бы “нагружены” друг другом: без энергии сознания общественное
бытие статично и даже мертво.
Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-творческой
способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать
общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого
преобразования его. Функция опережающего отражения сознания наиболее четко
реализуется в отношении общественного бытия, которое существенным образом
связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно подтверждалось в
истории тем обстоятельством, что
идеи, в частности социально-
могут опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его.
Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных
представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., то есть того,
что составляет содержание общественного сознания и образует духовную
реальность, выступает составной частью общественного бытия, так как оно дано
сознанию отдельного индивида.
Но подчеркивая единство общественного
бытия и общественного
забывать и их различие, специфическую разъединенность. Историческая
взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной
самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах
развития общества общественное сознание
формировалось под
воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более
опосредованный характер - через государство, политические, правовые отношения
и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие приобретает,
напротив, все более непосредственный характер. Сама возможность такого
непосредственного воздействия общественного сознания на общественное бытие
заключается в способности сознания правильно отражать бытие.
Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность
представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же
процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая его
потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей
преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только
отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и
заключается та исторически сложившаяся
функция общественного
которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом
любого общественного
Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-
житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и то,
что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз
и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания.
И поэтому нельзя рассматривать его как простую сумму понятий “сознание” и
“общественное”.
Обладая объективной природой и имманентными законами развития, общественное
сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного
для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное
сознание может играть роль активного
стимулятора общественного
механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного
сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его
эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от
субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного
отдельным человеком индивидуального сознания. Власть общественного целого над
индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически
сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и средств,
с помощью которых осуществляется производство духовных ценностей, того
смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками и вне которого
невозможно становление
7. Заключение.
В заключение рассмотрения темы настоящего реферата необходимо резюмировать
все вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:
1) Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная
только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими
обобщениями, абстрактными понятиями.
2) “Ядром” сознания, способом
его существования является
3) Формирование сознания связано с возникновением труда.
4) Необходимость труда в
язык оказали решающее влияние
на становление человеческого
5) Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы -
человеческого мозга.
6) Сознание имеет
7) Сознание обладает
действительность. Оно активно.
Список литературы.
1) Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред.
К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.
2) А.Г. Спиркин. Основы
вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.
3) Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2
Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.
План реферата.
I. Введение.
II. Основная часть.
1. Отражение как всеобщее свойство материи.
2.1. Отражение и информация.
2.2. Формы отражения. Определение сознания.
3. Происхождение сознания.
3.1. Роль труда в формировании сознания.
3.2. Роль языка и общения в формировании и развитии
сознания.
4. Структура сознания.
5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи.
5.1. Сознание и мозг.
5.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет.
5.3. Активность сознания.
6. Общественное сознание и его преобразовательная сила.
III. Заключение.