Сознание: происхождение и сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 22:36, реферат

Описание работы

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в
отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим
решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых
дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали
разгадку тайны феномена сознания.

Работа содержит 1 файл

Сознание происхождение и сущность.docx

— 56.16 Кб (Скачать)

субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого

предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего

совокупного опыта человечества и  поднимаются до высших форм своего проявления в

виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию

- специфически человеческая способность,  составляющая кардинальную

характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль

лишено целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в

соответствии с общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения

целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому

совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит

неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы,

необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены

общественной практикой, объективным  миром и предполагают его.

Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно

существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный

мир всеми своими красками и формами  как бы светится, отражаясь в зеркале

нашего “я” и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый

мир. В этом причудливом царстве  духа, собственном духовном пространстве,

движется и творит человеческая мысль. В сознании людей возникают  и верные и

иллюзорные представления. Мысль  и движется по готовым шаблонам и  прокладывает

новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью

новаторства, творчества.

Признание активного, творческого  характера сознания является необходимым

требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы

истории. Связь с действительностью  осуществляет не само по себе сознание, а

реальные люди, практически преобразующие  мир. Объективный мир, воздействуя  на

человека и отражаясь в его  сознании, превращается в идеальное. Будучи

следствием воздействия внешнего мира  как причины, сознание, идеальное, в

свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через  практику

оказывает обратное влияние на породившую его действительность.

Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и общественному

сознанию, прежде всего прогрессивным  идеям, которые, овладевая массами,

становятся “материальной силой”.

     6. Общественное  сознание и его преобразовательная

     сила.                                                           

Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов

природного мира: отношение “субъект-объект”  не может породить сознания. Для

этого субъект должен быть включен  в более сложную систему социальной

практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир,

наследует духовную культуру, которую  мы должны освоить, чтобы обрести

собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески. Мы

вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание

есть реальность, такая же, как, например, государство или закон. Мы можем

взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае с

государством, наш бунт может оказаться  не только бессмысленным, но и

трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни,

которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически

сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.

Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением

общественного бытия. Природе в  целом безразлично существование  человеческого

разума, а общество не могло бы без  него не только возникнуть и развиваться,

но и просуществовать ни одного дня и часа. В силу того, что  общество есть

объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное

сознание как бы “нагружены”  друг другом: без энергии сознания общественное

бытие статично и даже мертво.

Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-творческой

способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать

общественное бытие только при  условии одновременного активно-творческого

преобразования его. Функция опережающего отражения сознания наиболее четко

реализуется в отношении общественного  бытия, которое существенным образом

связано с устремленностью в  будущее. Это неоднократно подтверждалось в

истории тем обстоятельством, что  идеи, в частности социально-политические,

могут опережать наличное состояние  общества и даже преобразовывать  его.

Общество есть материально-идеальная  реальность. Совокупность обобщенных

представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., то есть того,

что составляет содержание общественного  сознания и образует духовную

реальность, выступает составной  частью общественного бытия, так  как оно дано

сознанию отдельного индивида.

Но подчеркивая единство общественного  бытия и общественного сознания, нельзя

забывать и их различие, специфическую  разъединенность. Историческая

взаимосвязь общественного бытия  и общественного сознания в их относительной

самостоятельности реализуется таким  образом, что если на ранних этапах

развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным

воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало  все более

опосредованный характер - через  государство, политические, правовые отношения

и др., а обратное воздействие общественного  сознания на бытие приобретает,

напротив, все более непосредственный характер. Сама возможность такого

непосредственного воздействия общественного  сознания на общественное бытие

заключается в способности сознания правильно отражать бытие.

Итак, сознание как отражение и  как активно-творческая деятельность

представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же

процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая его

потаенный смысл, прогнозировать, так  и через практическую деятельность людей

преобразовывать его. А поэтому  общественное сознание эпохи может  не только

отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и

заключается та исторически сложившаяся  функция общественного сознания,

которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом

любого общественного устройства.

Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-

житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и  то,

что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как  раз

и составляет реальную сложность в  понимании феномена общественного  сознания.

И поэтому нельзя рассматривать  его как простую сумму понятий  “сознание” и

“общественное”.

Обладая объективной природой и  имманентными законами развития, общественное

сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного

для данного общества эволюционного  процесса. В этом плане общественное

сознание может играть роль активного  стимулятора общественного процесса, либо

механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного

сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его

эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от

субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного

отдельным человеком индивидуального  сознания. Власть общественного целого над

индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически

сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и  средств,

с помощью которых осуществляется производство духовных ценностей, того

смыслового содержания, которое  накоплено человечеством веками и вне которого

невозможно становление личности.

     7.   Заключение.

В заключение рассмотрения темы  настоящего реферата необходимо резюмировать

все вышесказанное и подвести некоторые  итоги. Итак:

1)  Сознание - высшая форма отражения  действительного мира, свойственная

только человеку. Оно связано  с членораздельной речью, логическими

обобщениями, абстрактными понятиями.

2)  “Ядром” сознания, способом  его существования является знание.

3)  Формирование сознания связано  с возникновением труда.

4)  Необходимость труда в процессе  общения вызвала появление языка.  Труд и

язык оказали решающее влияние  на становление человеческого сознания.

5)  Сознание - функция сложнейшей  материальной, физиологической системы  -

человеческого мозга.

6)  Сознание имеет многокомпонентную  структуру, тем не менее оно - единое целое.

7)  Сознание обладает возможностью  воздействовать на окружающую его

действительность. Оно активно.

     Список литературы.

1)  Семинарские занятия по  философии: Учебник. Под ред.

К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.

2)  А.Г. Спиркин. Основы философии:  Учебное пособие для

вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.

3)  Введение в философию: Учебник  для вузов. В 2 ч. Ч.2

Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.

     План реферата.

I.     Введение.

II.  Основная часть.

1.   Отражение как всеобщее  свойство материи.

2.1. Отражение и информация.

2.2. Формы отражения. Определение  сознания.

3.  Происхождение сознания.

3.1. Роль труда в формировании  сознания.

3.2. Роль языка и общения в  формировании и развитии

сознания.

4.   Структура сознания.

5.   Сознание - свойство высокоорганизованной  материи.

5.1. Сознание и мозг.

5.2. Материальное и идеальное.  Образ и предмет.

5.3. Активность сознания.

6.   Общественное сознание  и его преобразовательная сила.

III. Заключение.

    


Информация о работе Сознание: происхождение и сущность