Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 22:36, реферат
Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в
отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим
решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых
дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали
разгадку тайны феномена сознания.
Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического
речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-
рефлекторный : произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые
жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а
затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в
средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.
Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения
и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание
и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга
как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою
внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность
мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее
чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и
формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая,
а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.
Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к
понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует
свои мысли, чувства и благодаря
этому имеет возможность
как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства человек
отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только испытав на других
понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей
стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно
“лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и
практику структура языка в конечном счете выражает, хотя и в
модифицированном виде, структуру бытия. Но единство - это не тождество. Обе
стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает
действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не
мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшими
мыслителями.
Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание:
его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и
том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от
языка не является абсолютной. Мышление
детерминируется главным
связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму
и стиль мышления.
Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно
содержит еще множество
4. Структура сознания.
Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду
психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне
оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или
рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым
подчеркивают его отношение
к материи без выявления
организации.
В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто
психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения
действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой
целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в
закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются
прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также
переживание , то есть определенное отношение к содержанию того, что
отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для
него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде всего
обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание,
осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и
степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое
и религиозное осознание мира, а
также чувственный и
сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро
сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает
в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря
сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе
сознания.
Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только
познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие
нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и
ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное
искание истины.
Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого
искания истины. Богатейшая сфера
эмоциональной жизни
включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к
внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение
или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и
аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).
В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную
значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в
убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является
показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным
ориентиром.
Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания
затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы,
чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное
выражение, так и чувства.
Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект
(внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря
усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его
элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное
сложноструктурированное целое.
5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи.
5.1. Сознание и мозг.
Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший нервный
аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в
состав целостного организма и функционирующая в единстве с ним, регулирующая
его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром. Какие же факты
неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание -
функция человеческого мозга?
Прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и
уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного,
стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного
сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате
длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный
орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга
подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в
связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают
и функции сознания.
Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как
только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации
материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Когда повреждаются лобные
доли, больные не могут продуцировать и осуществлять сложные программы
поведения; они не имеют устойчивых намерений и легко возбуждаются побочными
раздражителями. При поражении затылочно-теменных отделов коры левого
полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование
геометрическими отношениями и т.д. Известно, как деформируется духовный мир
личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек
систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.
Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология,
физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют о
том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи,
которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими,
нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание
всегда связано с этими
них. Но не они составляют сущность сознания.
5.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет.
Физиологические механизмы психических явлений не тождественны содержанию
самой психики, представляющей собой отражение действительности в виде
субъективных образов. Диалектико-материалистическая концепция сознания не
совместима ни с идеалистическими воззрениями, отрывающими психические явления
от мозга, ни со взглядами так называемых вульгарных материалистов, отрицающих
специфику психического.
Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не означает их
перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в нем наподобие
отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не холодеет, когда на
него оказывают воздействие твердые, синие и холодные предметы. Переживаемый
образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное. Он не сводим ни к
самому материальному объекту, находящемуся вне мозга, ни к тем
физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ.
Идеальное есть не что иное, как материальное, “пересаженное” в человеческую
голову и преобразованное в ней.
Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни
обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу человека
никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль, идеальное не имеет
существования в физическом и физиологическом смысле этого слова. Вместе с тем,
мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому нельзя считать идею чем-то
“недействительным”. Однако, ее действительность, реальность не материальна, а
идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное, индивидуальное сознание, а также
весь мир “надличной“ духовной культуры человечества, то есть внешне
объективированные идеальные явления. Поэтому никак нельзя сказать, что реальнее
- материя или сознание. Материя -объективная, а сознание -
субъективная реальность.
Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не
существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея
есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа -
это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная
истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает и
в смысле неполной адекватности образа оригиналу.
Содержание мысленного образа предмета определяется не анатомо-физиологической
организацией человека и не тем, что познающий субъект находит непосредственно
в природе на основе своего индивидуального опыта. Его содержание представляет
собой синтетическую характеристику объекта, полученную в ходе предметно-
преобразующей деятельности. Этим открывается принципиальная возможность
объективного изучения сознания: оно может быть познано через формы своего
выявления в чувственно-практической деятельности.
Субъективный образ как знание, как духовная реальность и физиологические
процессы как его материальный субстрат - качественно разные явления.
Непонимание этой качественной специфики порождало механическую тенденцию их
отождествления. Абсолютизация же специфики сознания как субъективного образа
порождает тенденцию противопоставлять идеальное и материальное и доводить
противопоставление до полного распада мира на две субстанции - духовную и
материальную.
Сознание и объективный мир - противоположности, образующие единство. Основой
его является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и
порождает необходимость психического сознательного отражения
действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего верное
отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.
5.3. Активность сознания.
Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе
практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только
как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена
на активное, творческое преобразование действительности.
Содержание сознания обязательно так или иначе практически реализуется. Но для
этого оно приобретает характер замысла, или идеи. Идея - это не только
знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея - это
понятие, ориентированное на практическую реализацию.
Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью
человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира.
Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель
- это идеализированная и