Сознание: происхождение и сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 22:36, реферат

Описание работы

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в
отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим
решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых
дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали
разгадку тайны феномена сознания.

Работа содержит 1 файл

Сознание происхождение и сущность.docx

— 56.16 Кб (Скачать)

Потребность создала орган - соответствующее  строение мозга и периферического

речевого аппарата. Физиологический  механизм образования речи - условно-

рефлекторный : произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые

жестами, сочетались в мозгу с  соответствующими предметами и действиями, а

затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился  в

средство обозначения образов  предметов, их свойств и отношений.

Сущность языка выявляется в  его двуединой функции: служить  средством общения

и орудием мышления. Язык - это система  содержательных значимых форм. Сознание

и язык образуют единство: в своем  существовании они предполагают друг друга

как внутренне, логически оформленное  идеальное содержание предполагает свою

внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность

мысли, сознания. Он участвует в  процессе мыслительной деятельности как  ее

чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и

формируется с помощью языка. Связь  между сознанием и языком не механическая,

а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход  от восприятий и представлений к

понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует

свои мысли, чувства и благодаря  этому имеет возможность подвергать их анализу

как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства человек

отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только испытав на других

понятность своих слов. Язык и  сознание едины. В этом единстве определяющей

стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно

“лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и

практику структура  языка в конечном счете выражает, хотя и в

модифицированном виде, структуру бытия. Но единство - это не тождество. Обе

стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает

действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это  не

мышление, иначе величайшие болтуны  должны были бы быть величайшими

мыслителями.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание:

его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и

том же объекте оттеняют различные  признаки. Однако зависимость мышления от

языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом  своими

связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму

и стиль мышления.

Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно

содержит еще множество интересных аспектов для исследования.

     4. Структура сознания.

Понятие “сознание” не однозначно. В  широком смысле слова под ним  имеют в виду

психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне

оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или

рациональном. Когда имеют в  виду сознание в этом широком смысле, то тем самым

подчеркивают его отношение  к материи без выявления специфики  его структурной

организации.

В более узком и специальном  значении под сознанием имеют  в виду не просто

психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения

действительности. Сознание здесь  структурно организовано, представляет собой

целостную систему, состоящую из различных  элементов, находящихся между собой  в

закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются

прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также

переживание , то есть определенное отношение к содержанию того, что

отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для

него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде всего

обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание,

осознание вещей имеет различные  уровни, глубину проникновения в  объект и

степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое

и религиозное осознание мира, а  также чувственный и рациональный уровни

сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро

сознания. Однако они не исчерпывают  всей его структурной полноты: оно  включает

в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря

сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе

сознания.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только

познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие

нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и

ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное

искание истины.

Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого

искания истины. Богатейшая сфера  эмоциональной жизни человеческой личности

включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к

внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение

или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и

аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

В силу определенного отношения  к объекту познания знания получают различную

значимость для личности, что  находит свое наиболее яркое выражение  в

убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является

показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным

ориентиром.

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого  сознания. Процесс познавания

затрагивает все стороны внутреннего  мира человека - потребности, интересы,

чувства, волю. Истинное познание человеком  мира содержит в себе как образное

выражение, так и чувства.

Познание не ограничивается познавательными  процессами, направленными на объект

(внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются  в дело благодаря

усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его

элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное

сложноструктурированное целое.

     5.   Сознание - свойство высокоорганизованной материи.

     5.1. Сознание  и мозг.

Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший  нервный

аппарат. Это самостоятельная система  и вместе с тем подсистема, включенная в

состав целостного организма и  функционирующая в единстве с ним, регулирующая

его внутренние процессы и взаимоотношения  с внешним миром. Какие же факты

неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание -

функция человеческого мозга?

Прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и

уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного,

стадного человека был слабо  развит и мог служить органом  лишь примитивного

сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате

длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный

орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга

подтверждается еще и тем, что  сознание ребенка формируется, как  известно, в

связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают

и функции сознания.

Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как

только нарушается и тем более  разрушается утонченная структура  организации

материи мозга, разрушаются и структуры  сознания. Когда повреждаются лобные

доли, больные не могут продуцировать  и осуществлять сложные программы

поведения; они не имеют устойчивых намерений и легко возбуждаются побочными

раздражителями. При поражении  затылочно-теменных отделов коры левого

полушария нарушаются ориентировка в  пространстве, оперирование

геометрическими отношениями и  т.д. Известно, как деформируется  духовный мир

личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек

систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.

Экспериментальные данные различных  наук, таких как психофизиология,

физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют  о

том, что  сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи,

которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими,

нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание

всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо

них. Но не они составляют сущность сознания.

     5.2. Материальное и идеальное.  Образ и предмет.

Физиологические механизмы психических  явлений не тождественны содержанию

самой психики, представляющей собой  отражение действительности в виде

субъективных образов. Диалектико-материалистическая концепция сознания не

совместима ни с идеалистическими воззрениями, отрывающими психические явления

от мозга, ни со взглядами так называемых вульгарных материалистов, отрицающих

специфику психического.

Отражение вещей, их свойств и отношений  в мозгу, разумеется, не означает их

перемещения в мозг или образования  их физических отпечатков в нем наподобие

отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не холодеет, когда на

него оказывают воздействие  твердые, синие и холодные предметы. Переживаемый

образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное. Он не сводим ни к

самому материальному объекту, находящемуся вне мозга, ни к тем

физиологическим процессам, которые  происходят в мозгу и порождают  этот образ.

Идеальное есть не что иное, как  материальное, “пересаженное” в человеческую

голову и преобразованное в ней.

Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни

обнаружить какими-либо приборами  или химическими реактивами. В  мозгу человека

никто еще не нашел непосредственно  ни одной мысли: мысль, идеальное не имеет

существования в физическом и физиологическом  смысле этого слова. Вместе с тем,

мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому нельзя считать идею чем-то

“недействительным”. Однако, ее действительность, реальность не материальна, а

идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное, индивидуальное сознание, а также

весь мир “надличной“ духовной культуры человечества, то есть внешне

объективированные идеальные явления. Поэтому никак нельзя сказать, что  реальнее

- материя или сознание. Материя  -объективная, а сознание -

субъективная реальность.

Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не

существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея

есть ощущение, мысль, идея конкретного  человека. Субъективность же образа -

это отнюдь не произвольное привнесение  чего-то от субъекта: объективная

истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает и

в смысле неполной адекватности образа оригиналу.

Содержание мысленного образа предмета определяется не анатомо-физиологической

организацией человека и не тем, что познающий субъект находит  непосредственно

в природе на основе своего индивидуального  опыта. Его содержание представляет

собой синтетическую характеристику объекта, полученную в ходе предметно-

преобразующей деятельности. Этим открывается  принципиальная возможность

объективного изучения сознания: оно  может быть познано через формы  своего

выявления в чувственно-практической деятельности.

Субъективный образ как знание, как духовная реальность и физиологические

процессы как его материальный субстрат - качественно разные явления.

Непонимание этой качественной специфики  порождало механическую тенденцию  их

отождествления. Абсолютизация же специфики сознания как субъективного  образа

порождает тенденцию противопоставлять  идеальное и материальное и доводить

противопоставление  до полного  распада мира на две субстанции - духовную и

материальную.

Сознание и объективный мир - противоположности, образующие единство. Основой

его является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и

порождает необходимость психического сознательного отражения

действительности. Необходимость  сознания, и при этом сознания, дающего  верное

отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.

     5.3.  Активность сознания.

Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в  процессе

практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только

как отражение мира, но и как  такая духовная деятельность, которая  направлена

на активное, творческое преобразование действительности.

Содержание сознания обязательно так или иначе практически реализуется. Но для

этого оно приобретает характер замысла, или идеи. Идея - это не только

знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея - это

понятие, ориентированное на практическую реализацию.

Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью

человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира.

Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель

- это идеализированная и нашедшая  свой предмет потребность человека, такой

Информация о работе Сознание: происхождение и сущность