Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:28, реферат
Культура как философская категория охватывает все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Она заключается не только в содержании труда, его продуктах, не только в знании, но и в навыках, овладение которыми позволяет человеку справиться с практическими и теоретическими задачами современности.
Таким образом, если человек создает культуру, то и культура создает человека. А в более глобальном смысле это означает, что общество осуществляет воспроизводство и совершенствует себя, только наследуя и творчески перерабатывая накопленные богатства культуры.
Введение………………………………………………………………………...3
Специфика культуры как форма бытия общества………………………..4
Культура и цивилизация……………………………………………………7
Актуальные проблемы общественного прогресса………………………10
Заключение…………………………………………………………………….16
Литература…………………………………………………………………….
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
Введение…………………………………………………………
Специфика культуры как форма бытия общества………………………..4
Культура и цивилизация……………………
Актуальные проблемы общественного прогресса………………………10
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Сегодня в условиях интенсивного
обновления общества на глазах меняются
устоявшиеся формы
Формирование философской мысли привело к созданию качественно новой формы материализма, обогащенного диалектикой - учением о развитии. Это повлекло за собой основательное переосмысление самой сути, предназначения философии. Философия в новой ее интерпретации раскрылась как обобщенная концепция общественной жизни в целом и различных ее подсистем - практики, познания, политики, права, морали, искусства, науки, в том числе естествознания, на основе которого во многом воссоздается научно-философская картина природы. Историко-материалистическое понимание общества позволило выработать широкий взгляд на философию как на явление культуры, понять ее функции в сложном комплексе социально-исторической жизни людей, осознать реальные сферы приложения, процедуры и результаты философского мироуяснения.
Вне культуры невозможна жизнь
человека и общества. Каждое новое
поколение начинает свою жизнь не
только в окружении природы, но и
в мире материальных и духовных ценностей,
созданных предшествующими
СПЕЦИФИКА КУЛЬТУРЫ КАК ФОРМА БЫТИЯ ОБЩЕСТВА
Деятельность человека, на какие бы виды она не подразделялась, в конечном счете сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру. К культуре относится все то, что противостоит натуре, т.е. девственной, нетронутой природе, как нечто возделанное и созданное трудом человека.
Принято различать материальную и духовную культуру.
К материальной культуре относятся прежде всего средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Понятие материальной культуры охватывает широкий круг вещей и процессов, которые служат человеку. Материальная культура является показателем уровня практического овладения человеком природой.
К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей. Существенной составляющей духовной культуры является религия. Духовная культура проявляет себя в «вещной» форме: книги, картины, кино, архитектурные сооружения, скульптуры и т.д. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой.
Культура как философская категория охватывает все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Она заключается не только в содержании труда, его продуктах, не только в знании, но и в навыках, овладение которыми позволяет человеку справиться с практическими и теоретическими задачами современности.
Культура - это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и манеры общения, именуемые этикетом, и способы проявления своих эмоций, чувств, а также уровень мышления.
Культура - это сочетание материальных и духовных ценностей. Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительное или отрицательное значение для человека и человечества. Реальные факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или, напротив, чувство негодования, ненависти или презрения. Таким образом, можно сказать, что ценность - это субъективно-объективная реальность. Вот почему, утверждая, что о вкусах не спорят, реально о них всю свою жизнь люди спорят, отстаивая право на приоритет и объективность именно своего вкуса. Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценностью благодаря не только своим объективным свойствам, но и нашему отношению к ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших вкусов.
Каждая вещь, вовлеченная в оборот общественной и личной жизни или созданная человеком, имеет кроме своего физического еще и общественное бытие: она выполняет исторически закрепленную за ней человеческую функцию и поэтому имеет общественную ценность. Например, стол - не просто доска, опирающаяся на четыре ножки, но и вещь, сидя за которой, люди питаются или работают.
Ценности бывают не только материальные, но и духовные: произведения искусства, достижения науки, философии, нормы нравственности, и т.д. Понятие ценности выражает общественную сущность бытия материальной и духовной культуры. Если что-то материальное или духовное выступает как ценность, то это значит, что оно так или иначе включено в условия общественной жизни личности, выполняет определенную функцию в его взаимоотношении с природой и социальной действительностью.
Люди постоянно оценивают все, с чем они имеют дело, с точки зрения своих вкусов, потребностей, интересов. Наше отношение к миру всегда носит оценочный характер. И эта оценка может быть объективной, правильной, прогрессивной или ложной, реакционной. В нашем мировоззрении научное познание мира и ценностное отношение к нему находится в непрерывном единстве. Таким образом, понятие ценности неотделимо от понятия культуры.
КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Известно, что вокруг смысла слов «культура» и «цивилизация» ведутся споры, порой обретая острый характер. Редко кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной противоположности.
Первым ввел отличие культуры от цивилизации И. Кант, чем существенно прояснил эту проблему. Ранее под культурой в отличие от природы понимали все созданное человеком; хотя уже тогда было ясно, что человек немало в своем творчестве делает не просто плохо, но даже совсем плохо. Позднее возникли взгляды на культуру, уподобившие ее идеально функционирующей системе и профессиональному умению, но не учитывающие, что профессионально, т.е. с большим умением, иные могут убивать людей, однако никто не назовет это злодеяние феноменом культуры. Именно Кант разрешил данный вопрос, причем гениально просто. Он определил культуру как то и только то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры.
Исходя из своего понимания
сути культуры, Кант со всей четкостью
противопоставил «культуре
В самом начале ХХ в. прозвучали
мрачные предсказания О. Шпенглера
о «закате Европы», о гибели высокой
культуры, о постепенном замещении
культурных (духовных) ценностей ценностями
цивилизации в их грубо материальном
воплощении. К середине века культурпессимистические
настроения стали выражаться через
понятия «массовое общество»
и «массовая культура». В целом
пессимизм культурологов
Постепенный процесс демократизации
общественной жизни, достижение высокого
материального уровня, техническое
оснащение основных производственных
процессов привели к
Понятие массовой культуры
может быть осмыслено и положительно:
к культуре тянутся миллионные массы
народа. А негативный смысл этого
понятия заключается в том, что
часто не массам предоставляется
возможность подняться до уровня
настоящей культуры; напротив, сама
«культура», подделываясь под примитивные
вкусы отсталых слоев населения,
опускается, упрощаясь и деформируясь,
до уровня, шокирующего подлинную
воспитанность: умной, высокообразованной
массе преподносится нечто «
Массовость культуры - это
не обязательно ее низкий уровень
для примитивно мыслящих. Ведь и
широким массам можно и нужно
давать нечто настоящее, стремясь поднимать
их к духовно высокому, даже к
величайшим шедеврам культуры. Для
то, чтобы повышать культуру народа,
надо обращаться к истории культуры,
ко всему культурному наследию человечества,
а не пытаться тянуть высокообразованные
слои общества вниз - к чему-то упрощенному.
Испокон веков в обществе были,
есть и будут люди с разными
задатками и с разным уровнем
интеллектуальных возможностей и образованности.
Деятель культуры, любой человек,
решившийся взять в руки перо, кисть,
другие рабочие инструменты, несет
ответственность перед
Актуальные проблемы общественного прогресса
На протяжении почти всей истории развития философской мысли в ряду с другими фундаментальными идеями существенное место занимала идея прогресса. Большая часть человечества, прежде всего мыслители, верует в прогресс как в поступательное движение человечества к одной высшей разумной цели, к идеалу всеобщего блага, искупающего все жертвы, все страдания. Гегель определял всемирную историю как «прогресс в сознании свободы - прогресс, который мы можем познать в его необходимости».
Вопрос о прогрессе - это не простой вопрос умозрения, а жизненный вопрос о судьбе человека и всего человечества, а в еще более широком плане - и всего мирового бытия.
Процесс развития предполагает накопление качественных новообразований, которые необратимо уводят систему от ее исходного состояния в направлении либо повышения уровня организации системы (прогресс), либо ее понижения (регресс), либо сохранения в общем того же уровня при постоянных модификациях (одноплоскостное развитие). Посмотрев на историю развития человечества, заглянув в глубь веков, мы видим непрерывную цепь сменявших друг друга поколений людей. каждое из них родилось, жило, радовалось, страдало и уходило в мир иной. Ткань всемирной истории состоит из вечно зарождающейся и обрывающейся жизни индивидов и из непрерывной цепи того, что создано их усилиями.
Долог и тернист путь человечества. От первобытного стада до современных социальных систем, от каменного зубила до использования энергии атома и создания сложнейшей вычислительной техники, от стойбища вокруг костра и шалаша до современных гигантских мегаполисов, от бродящих сообществ дикарей до великих наций; от примитивных знаний, переплетенных с мифологическими вымыслами, до глубоких и изощренных теорий…
Но раздумья о социальном прогрессе приводят к противоречивым вопросам, например: становится ли человечество физически и духовно более здоровым и счастливым или нет? развивается ли утонченность ума и чувств людей или же современные люди ни на шаг не продвинулись по сравнению с великолепием умов, скажем, древнегреческой цивилизации? Что принесла людям современная техника - этот «идол» человечества? Разве авангардизм и абстрактное искусство лучше полотен Рафаэля и Да Винчи, а пьесы или стихи наших современников гениальнее творений Гомера, Данте, Шекспира, Гете и Пушкина?
Дело в том, что прогресс в его чисто логическом смысле есть лишь абстракция. Развитие искусства это особенно хорошо доказывает, ведь каждое из произведений настоящего искусства - великое творение. Вопрос только в том, что люди относят к произведениям искусства, а что - нет.
Информация о работе Сознание, мышление и язык в истории философии