Сознание как предмет филосовского анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:21, контрольная работа

Описание работы

Цель: Рассмотреть сознание как предмет философского анализа
Задачи:
1. Рассмотреть материальное и идеальное. Основные характеристики и
качества сознания и предпосылки его возникновения и развития

Содержание

Введение………………………………………………………………3стр
Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития…………..4стр
Структура сознания. Сознание и язык………………………………7стр
Рассмотрите бессознательное как феномен психики.Обьясните соотношение понятий: «психика»-«сознание»-«бессознательное».13стр
Заключение…………………………………………………………….15стр
Список литературы……………………………………………………16стр

Работа содержит 1 файл

контрольная по философии.docx

— 39.66 Кб (Скачать)

 

 

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его  исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте  оттеняют различные признаки. Например, стиль мышления в немецкой философской культуре иной, чем, скажем, во французской, что в известной мере зависит и от особенностей национальных языков этих народов. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной, как считают некоторые лингвисты: мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

 

Язык влияет на сознание, мышление и в том отношении, что он придает  мысли некоторую принудительность, осуществляет своего рода «тиранию»  над мыслью, направляет ее движение по каналам языковых форм, как бы вгоняя в их общие рамки постоянно  переливающиеся, изменчивые, индивидуально неповторимые, эмоционально окрашенные мысли. Именно это общее только и возможно адекватно передать другим.

 

Не все выразимо с помощью  языка. Тайны человеческой души настолько  глубоки, что невыразимы обычным  человеческим языком: здесь нужны  и поэзия, и музыка, и весь арсенал  символических средств.

 

 

Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его  индивидуальное бытие и через  посредство его в той или иной степени общественное бытие

 

Каждое индивидуальное сознание формируется  под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного  сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни  человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального  сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания. Этот процесс назван в психологии и социологии интериоризацией.

 

2 основных уровня индивидуального сознания:

Начальный (первичный) - «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия  и знания, в целом. Главные факторы  формирования индивидуального сознания: воспитателная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.

 Вторичный - «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает  мир. С этим уровнем связано  понятие инителлекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление - ядро и системообразующий элемент.

 

Сознание является не только индивидуальным, личностным, но и включает в себя общественную функцию. Структура общественного  сознания сложна и многопланова, и  находится в диалектическом взаимодействии с сознанием индивидуума.

 

В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое  и обыденное сознание. Первый образует общественную психологию, второй - идеологию.

 

Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое  сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального  мира.

 

Общественное сознание выступает  в различных формах: общественно-политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия.

 

Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер. Каждый индивид на протяжении всей своей жизни через отношения с другими людьми, путем обучения и воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, активно. Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления.

 

Общественное сознание можно определить как общественный разум, который  развивается и функционирует  по своим законам.

 

3. Рассмотрите бессознательное как феномен психики.Обьясните соотношение понятий: «психика» - «сознание» - «бессознательное».

 

Заключая предыдущие разделы следует отметить, что сознание - важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная, поскольку последняя включает в себя и бессознательное. Особое внимание вопросу о природе бессознательного уделял в свое время австрийский врач-психиатр и философ З.Фрейд. Он высказал ряд важных положений о сфере бессознательного. Вместе с тем З.Фрейд отдал бессознательному первенствующую роль, утверждая, что оно определяет и сознание, и все поведение человека, причем особое значение он придавал врожденным инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой инстинкт. Само бессознательное имеет три основных уровня. К первому относится неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей. Второй, более высокий уровень бессознательного - это процессы и состояния, которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в сферу бессознательного и осуществляться автоматически и т.д. Наконец, третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества. Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и разума человека. О возможностях и резервах сферы бессознательного можно судить по тому, что в общем балансе информационных процессов на сознательном уровне перерабатывается в секунду 10520 бит информации, тогда как на бессознательном - 10590 бит. Для самосознания личности эта информация оказывается "закрытой", но она существует, поступает в мозг, перерабатывается, и на ее основе осуществляются многие действия. Неосознанное отражение, играя вспомогательную роль, освобождает сознание для реализации наиболее важных, творческих функций. Так, многие привычные действия мы выполняем без контроля сознания, бессознательно, а сознание, освобожденное от решения этих задач, может быть направлено на иные предметы.

 

Таким образом, делаем вывод, что психика  человека чрезвычайно сложна и включает в себя не только сознание, но и процессы, которые не контролируются субъектом, так называемые бессознательные. Бессознательное - это нечто таящееся в скрытых  глубинах психики, нечто противостоящее сознанию и живущее по своим особым, своеобразным, не характерным для  сознания законам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

 

 

  Заключение

           Несмотря  на огромные усилия, затраченные  философией и другими науками,  проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного)  далека от своего решения. Много  неясного таят в себе механизмы, функции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимоотношения с деятельностью и личностью индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех его многообразных и исторически меняющихся типов и форм Без его опоры на их достижения невозможно и квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако сущность познавательного отношения к миру является предметом именно философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание является необходимой стороной этого отношения и само может быть понято только в контексте последнего.

    Необходимо изучать сознание  человека, ведь это имеет огромное  значение. Как уже известно, психика  делится на сознание и бессознательность,  и если первое несет за собой  благие цели, второе может нести  и отрицательные. Вытесненные  стремления никуда не исчезают. Они вновь и вновь пытаются  прорваться в сферу сознания, обманывая цензуру сознания превращением  в благопристойные символы.

    Необходимо изучать психику человека, различные науки делают все возможное для этого, необходимо ведь понять, почему же человечество идет на совершение этого зла, не думая о будущем поколении, что оставляют оно после себя будущему человечеству. Есть выход: нужно найти цивилизованные формы выражения личного и коллективного бессознательного, чтобы оно переставала выходить на поверхность в особо опасных формах для общества.

 

 

Список литературы:

  1. Философия: Учебник для вузов(под редакцией проф. В.Н. Лаврененко, проф. В.П. Ратникова.3-4 изд.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004
  2. Философия: энциклопедический словарь – М.: Гардаринки,2004.
  3. Манасеина М.М. О сознании. - М.,1996.

 


Информация о работе Сознание как предмет филосовского анализа