Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:21, контрольная работа
Цель: Рассмотреть сознание как предмет философского анализа
Задачи:
1. Рассмотреть материальное и идеальное. Основные характеристики и
качества сознания и предпосылки его возникновения и развития
Введение………………………………………………………………3стр
Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития…………..4стр
Структура сознания. Сознание и язык………………………………7стр
Рассмотрите бессознательное как феномен психики.Обьясните соотношение понятий: «психика»-«сознание»-«бессознательное».13стр
Заключение…………………………………………………………….15стр
Список литературы……………………………………………………16стр
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
____Философия_________________
на тему ___Сознание как предмет филосовского анализа_____
Студент________Беляева Г.В.____________
факультет ______Финансово - Кредитный____
курс ___2__________ группа ___255_______
зач. книжка № _____10ФЛБ01733__________
Челябинск – 2011
Содержание:
Проблема сознания всегда привлекала
пристальное внимание философов, ибо
определение места и роли человека
в мире, специфики его взаимоотношений
с окружающей его действительностью
предполагает выяснение природы
человеческого сознания. Для философии
эта проблема важна и потому, что
те или иные подходы к вопросу
о сущности сознания, о характере
его отношения к бытию
Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется, прежде всего, выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.
Тема «Сознание как предмет
философского анализа» является актуальной,
так как сознание выступает как
ключевое, исходное философское понятие
для анализа всех форм проявления
духовной и душевной жизни человека
в их единстве и целостности, а
также способов контроля и регуляции
его взаимоотношений с
Цель: Рассмотреть сознание как предмет философского анализа
Задачи:
1. Рассмотреть материальное и
идеальное. Основные
качества сознания и предпосылки его возникновения и развития
2. Раскрыть структуру сознания. Сознание и язык
3. Выяснить Что такое
4.Объяснить соотношение
1. Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития.
Бытие может иметь множество форм. Важнейшими являются материальное и идеальное бытие (не вещественное).
Проблема соотношения материального и идеального в классической и современной философии. Ещё Платон утверждал, что мир включает в себя два вида реальности: 1) мир вечных идей, который он считал основным; 2) мир смертных вещей. Это представление сохранилось и в средневековье. Фома Аквинский утверждал, что человек, как и природа – есть единство духовного и телесного; божественного и греховного. Поэтому в античной и средневековой философии центре внимания находятся два вопроса: Что такое дух? Что такое идеальное бытие?
Признаки идеального бытия.
Идеальное бытие относится к группе самых широких философских понятий. Поэтому его определение так же, как и понятие материального бытия дается в философии путем описания его основных признаков, путем сопоставления с противоположным. Его признаки: идеальное бытие противоположно материальному. Это состоит в его не материальности, в его не вещественности. Это нечто иное, чем материальное бытие. Идеальное бытие в отличие от материального воспринимается человеком с помощью его чувств, а только рационально, разумом. Хотя идеальное противоположно материальному, тем не менее, идеальное тесно связано с материальным. Существует рядом с ним, Все вещи существуют вместе со словами. Природа существует вместе с созданной человеком её идеальной моделью. Все это возникает в силу двух факторов: 1) Существованию человека с его мозгом; 2) Существованию материального мира. Т.о. идеальное - особый продукт взаимодействия связи человека, его мозга с окружающей средой. 3) Активность сознания. Сознание весьма активно. Эта активность ярко проявляется в предметно – практической деятельности человека. Т.о. идеальное для человек не самоцель, а лишь средство для активного преобразования природы, общества. Это свойство идеального бытия может иметь для человека и природы и положительный и отрицательный результат. Все что создано людьми (современная цивилизация) все это результат именно активности бытия. Одновременно человек преображает и свой внутренний мир, душу, психику. Мир идеального прошел преобразование; душа человека тоже прошла длительный путь развития и приобрела сложную структуру.
Материализация идеального. Мир идеального, находящийся внутри нашего мозга иногда выходит наружу, опредмечивается. Мир материализуется двумя способами: 1) через наш язык, он часто делает тайное явным; 2) наши дела, наше поведение, действия. Материальные формы бытия: мышление и язык. Мышление – обобщающие , синтезирующее, опосредованное сознание. Итоговый процесс обработки оперирует уже возникшее на более низком уровне ощущения, восприятиями на этой основе вырабатывает свой продукт, всегда понятийное мышление. В мышлении наиболее ярко проявляется природа идеального, его уникальность.
В философии под реальностью
понимается все существующее в действительности.
Различают объективную и
Для определения
объективной реальности, которую
человек может ощущать,
Для описания материи выделяют три объективные формы ее существования: движение, пространство, время.
Здесь
под движением понимается не
только механическое
Пространство
и время - это формы бытия
материи. Термином
Реальность
является ключевым понятием в
философии, с ним связан
Субъективная реальность – это, то как нам представлен окружающий нас мир, через органы чувств и восприятия, наше представление о мире. И в этом смысле, у каждого человека складывается своё представление о мире, о реальности. Это происходит по некоторым причинам, так например чувствительность органов у людей может быть различной, и мир слепого человека разительно отличается от мира зрячего.
2.Структура сознания. Сознание и язык.
Понятие,суждение,умозаключение - основные формы мышления.
Наиболее простейшей в структурном
отношении формой мысли выступает
понятие. По определению, понятие является
формой мысли, отражающей общие существенные
и отличительные признаки предмета
мысли. Признаком будет являться
любое свойство предмета внешнее
или внутренне, очевидное или
непосредственно не наблюдаемое, общее
или отличительное. Понятие может
отражать явление, процесс, предмет (материальный
или воображаемый). Главное для
данной формы мысли – отражать
общее и в тоже время существенное,
отличительное в предмете. Общими
признаками выступают те, которые
присущи нескольким предметам, явлениям,
процессам. Существенным является признак,
который отражает внутреннее, коренное
свойство предмета. Уничтожение или
изменение этого признака влечет
за собой качественное изменение
самого предмета, а значит и его
уничтожение. Но следует иметь в
виду, что существенность того или
иного признака определяется интересами
человека, сложившейся ситуацией. Существенным
признаком воды для жаждущего
человека и для химика будут два
различных свойства. Для первого
– способность утолить жажду,
для второго – структура
Суждение представляет собой форму мысли, устанавливающую логическую связь между двумя и более понятиями. Между понятиями, как вышеперечисленно, устанавливаются отношения тождества, подчинения, частичного совпадения, которые могут выражаться логической связкой «есть». Отношения противоречия, противоположности и соподчинения могут выражаться логической связкой «не есть». Эти отношения, выраженные в форме грамматических предложений, будут суждениями разного вида. Представители номиналистической логики рассматривают логику как науку о языке. “Логика, - говорит английский номиналист Р. Уэтли, - имеет дело только с языком. Язык вообще, для какой бы цели он не служил, составляет предмет грамматики, язык же, насколько он служит средством для умозаключения, составляет предмет логики». Исходя из такого понимания предмета логики, номиналисты отождествляют суждение с предложением. Для них суждение – это сочетание слов или имен. “Предложение, - говорит номиналист Гоббс, - есть словесное выражение, состоящее из двух, связанных между собой связкой имен…». Таким образом, согласно номиналистам, то о чем мы, что–либо утверждаем (или отрицаем) в суждении, есть определенная связь этих слов. Такое истолкование природы суждения неправильно. Конечно, всякое суждение выражается в предложении. Однако предложение есть только языковая оболочка суждения, а не само суждение. Любое суждение можно выразить в предложении, но не всякое предложение может выражать суждение. Так не выражают суждений вопросительные, побудительные предложения, поскольку они не отражают ни истины, ни лжи, не устанавливают логических отношений. Хотя они и являются формами мысли. Суждения, реально отражающие предмет и его свойства, будут являться истинными, а неадекватно отражающие – ложными.
Умозаключение— это способ получения нового знания на основе некоторого имеющегося. Он представляет собой переход от некоторых высказываний, фиксирующих наличие некоторых ситуаций в действительности, к новому высказыванию и соответственно к знанию о наличии ситуации, которую описывает это высказывание. Например, в механике известно, что у всякого тела, плотность которого одинакова во всех его частях, геометрический центр и центр тяжести совпадают. Известно также (в результате астрономических наблюдений), что у Земли эти центры не совпадают. Отсюда естественно заключить, что плотность Земли не является одинаковой во всех ее частях. Едва ли нужно специально говорить о значении этой операции в познавательной и практической деятельности. Посредством умозаключений мы получаем приращение знаний, не обращаясь к исследованию предметов и явлений самой действительности, имеем возможность открывать такие связи и отношения действительности, которые невозможно усмотреть непосредственно. Переход от некоторых высказываний (посылок умозаключения) к высказыванию (заключению) в умозаключении может совершаться на основе интуитивного усмотрения какой-то связи - такие умозаключения называют содержательными; или путем логического выведения одного высказывания из других - это умозаключения формально-логического характера. В первом случае оно представляет собой, по существу, психический акт. Во втором случае его можно рассматривать как определенную логическую операцию. Последняя и является предметом изучения логики.
Информация о работе Сознание как предмет филосовского анализа