Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:07, контрольная работа
Тема «Сознание как предмет философского анализа» является актуальной, так как сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.
Цель: Рассмотреть сознание как предмет философского анализа
Введение
Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития
Структура сознания. Сознание и язык
Бессознательное как феномен психики. Объясните соотношение понятий: «психика» - «сознание» - «бессознательное»
Заключение
Список литературы
Человеческие чувства - это факт сознания, отражение мира и выражение отношения человека к удовлетворению или неудовлетворению его потребностей, интересов, соответствия или несоответствия чего-либо его представлениям и понятиям. Ничто в нашем сознании не совершается вне эмоциональной окраски, имеющей громадный жизненный смысл. Эмоциональный стимул заставляет организовывать наши мысли и действия для достижения определенной цели.
Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Наши мысли строятся в соответствии с нашим языком и должны ему соответствовать. Справедливо и обратное: мы организуем нашу речь в соответствии с логикой нашей мысли.
Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого.
Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее уясняет их сам: он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно «лепит» формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете отражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство - это не тождество: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление.
Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной, как считают некоторые лингвисты: мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.
Язык
влияет на сознание, мышление и в
том отношении, что он придает
мысли некоторую
Но
не все выразимо с помощью языка.
Тайны человеческой души настолько
глубоки, что невыразимы обычным человеческим
языком: здесь нужна и поэзия, и музыка,
и весь арсенал символических средств.
3. Что такое бессознательное как феномен психики? Объясните соотношение понятий: психика - сознание - бессознательное
Психоаналитическая философия ориентирована на изучение человека не со стороны или, точнее, извне, а изнутри, с позиций выявления внутренних детерминант развертывания человеческой деятельности. Вынесение внешнего мира за скобки психоаналитического исследования осуществляется не посредством принципиального поворота к нему спиной, а лишь учетом его психологической значимости для человека. Специфика психоаналитической философии состоит в том, что во внимание принимается психологическое значение внешнего мира.
В философских системах прошлого человек рассматривался, как правило, в качестве сознательного существа. Допущение бессознательного необходимо и закономерно, так как жизненный опыт свидетельствует о существовании таких психических процессов, которые не могут быть названы сознательными. Отождествление психики с сознанием нарушает психическую непрерывность и ввергает в неразрешимые трудности психофизического параллелизма. Поэтому, согласно Фрейду, более целесообразно исходить из допущения бессознательного психического как некой реальности, с которой необходимо считаться и которую следует изучать.
Одно из основных психоаналитических положений сводится к тому, что собственно деятельными в психическом смысле признаются те психологические процессы, которые сами по себе бессознательны, а не процессы, составляющие содержание сознания. Для Фрейда, всякий психический акт существует сначала в бессознательном и только затем может оказаться в сфере сознания. Переход в сознание - не обязательный процесс. Далеко не все психические акты становятся сознательными.
Бессознательное
характеризуется
С одной стороны, в ходе описания психических процессов, не являющихся сознательными, обнаруживается скрытое, латентное бессознательное. Его характерным признаком является то, что представление, будучи сознательным в какой-то момент, перестает быть таковым в следующее мгновение, но может вновь стать сознательным при наличии условий, способствующих переходу бессознательного в сознание.
С
другой стороны, динамика развертывания
психических процессов
В классическом психоанализе, следовательно, бессознательное предстает в качестве двух самостоятельных и не сводящихся друг к другу психических процессов. Согласно Фрейду, имеется двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе не может стать сознательным. Первый вид бессознательного он называет предсознательное, второй -- вытесненное бессознательное. Отсюда - идея Фрейда о топике человеческой психики, состоящей из бессознательного, предсознательного и сознания.
Наряду с топическим представлением о бессознательном, осуществляется структурное деление психики, которая теперь понимается как состоящая из трех слоев, или инстанций, - Оно, Я, Сверх Я.
Бессознательное Оно представлено у Фрейда в качестве того унаследованного человеческой организацией глубинного слоя, в недрах которого копошатся скрытые психические образования, напоминающие собой старых демонов и выражающие безотчетные влечения человека. Сознательное Я - посредник между Оно и внешним миром, инстанция, предназначенная для содействия во влиянии этого мира на бессознательную деятельность индивида. Сверх Я - инстанция, олицетворяющая собой как императивы долженствования, так и запреты морально-нравственного, социокультурного и семейно-исторического происхождения.
Не менее сложными оказываются и отношения между Я и Сверх Я. Имея двойное лицо, на одном из которых лежит печать долженствования, а на другом - лик запретов, Сверх Я, так же, как и Оно, может властвовать над Я, выступая в роли либо совести, либо бессознательного чувства вины.
Считалось, что в ходе эволюционного развития у человека вырабатываются и формируются защитные механизмы, позволяющие ему приспосабливаться к внешнему миру. Фрейд не отрицает таких возможностей разрешения конфликтов, или, точнее, предупреждения возникновения их. В этой связи он выдвигает представления о принципе удовольствия и принципе реальности, которыми человек руководствуется в своей жизнедеятельности.
«Принцип
удовольствия» - внутренне присущая
человеку программа функционирования
психических процессов, в соответствии
с которой бессознательные
«Принцип реальности» заставляет человека считаться с внешней необходимостью. Но бессознательные влечения оказывают сопротивление реальному миру, противятся налагаемым извне ограничениям. Тем самым создается благодатная почва для возникновения внутрипсихических конфликтов. Правда, между сознанием и бессознательным находится страж, своего рода «цензура», пропускающая в сознание лишь некоторые представления о желаниях и вытесняющая, загоняющая в бессознательное все социально неприемлемые порывы. Но эти защитные механизмы порой создают лишь видимость разрешения внутрипсихических конфликтов, поскольку вытесненные в бессознательное желания могут в любой момент вырваться наружу, став причиной очередной человеческой драмы.
В клинической практике постоянно приходится сталкиваться с подобной ситуацией, когда, благодаря механизмам вытеснения своих желаний, человек лишь формально справляется с внутренними конфликтами. На самом деле он попросту отстраняется от действительности, погружается в созданный им иллюзорный и фантастический мир. Уход от неудовлетворяющей реальности завершается, по выражению Фрейда, «бегством в болезнь». Невротические заболевания - типичный пример такого «бегства в болезнь», свидетельствующий о неудачных попытках разрешения человеком своих внутренних конфликтов.
Лучший
выход из положения - это мобилизация
человеком всех своих сил с
целью сознательного, а не бессознательного
разрешения возникающих в жизни
конфликтов. Такая мобилизация собственных
сил предполагает осознание человеком
своих бессознательных влечений. Психоанализ
и является тем средством, благодаря которому
может быть оказана помощь нуждающимся
людям в переводе бессознательного в сознание.
«Там, где было Оно, должно быть Я» - такова
основная максима классического психоанализа.
Заключение
Несмотря
на огромные усилия, затраченные философией
и другими науками, проблема человеческого
сознания (индивидуального и
Список литературы
1. Введение в философию. Под ред. Фролова И.Т. - Республика, 2007. - 623 с.
2. Нижников С.А. Философия: Курс лекций. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 383 с.
3. Современный философский словарь / Под ред. д.ф.н., проф. В.Е. Кемерова, 2006. - 608 с.
4. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2007.-736 с.
5. Философия.
Отв. редактор В.Д. Губин, Т.Ю.
6. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - М.: Культура, 2007. - 368 с.
7. Философия в вопросах и ответах/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА 2003. - 475 с.
Информация о работе Сознание как предмет философского анализа