Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 18:05, реферат
Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.
Введение 3
1 Сущность сознания 5
1.1 Происхождение и сущность сознания 5
1.2 Свойства, структура, источники и функции сознания 7
1.3 Формы сознания 11
1.4 Самосознание и бессознательное 13
1.5 Язык как способ существования сознания 16
2 Сознание в современной философии 18
Заключение 20
Список использованной литературы
– коммуникативную, которая проявляется как формы взаимосвязи, общения между людьми;
– целеполагающую, которая связана со способностью человека к мысленному предвосхищению результата деятельности в виде цели.
Функциональные связи разворачиваются на двух уровнях – обыденном (повседневном) и теоретическом.
Совокупность внутренних и внешних условий, побуждающих к выполнению определённых действий сознательного или даже бессознательного характера, выступает как мотив, который служит регулятором поведения человека. Знание мотивов помогает раскрыть и объяснить причины поступков людей, дать оценку их деятельности, а также связать эти причины с источниками сознательной деятельности. Вопрос об источниках сознания длительное время остаётся предметом анализа философов и естествоиспытателей; выявление источников сознания в конечном счёте выводит на решение основного вопроса философии. Диалектико-материалисти-ческая философия выделяет следующие факторы, обуславливающие содержание сознания, мотивы деятельности людей:
– внешний предметный и духовный мир, который проявляется в результате взаимодействия человека с наличной ситуацией;
– социокультурная среда (этические установки, правовые нормы, накопленные обществом знания и др.);
– духовная реальность самого человека (его собственный уникальный опыт жизни и переживаний);
– физиологическое и химико-биологическое состояние материального носителя сознания.
Все выделенные источники сознания функционируют во взаимосвязи: внешние источники преломляются через внутренний мир человека, поэтому источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга и в системе социальных связей и взаимодействий.
Понятие формы многозначно. Диалектическую позицию отражает положение: форма есть внутренняя и внешняя организация системы или её содержания. Содержание сознания проявляется через его свойства, основным из которых является идеальность. Как было отмечено, идеальное понимается как субъективный образ объективной (материальной) реальности, возникающий в человеческом сознании в результате развития специфически человеческих способов жизнедеятельности. Содержание идеального имеет две формы проявления:
1) индивидуально-личностную, или индивидуальное сознание;
2) социально-культурную, или общественное сознание.
Индивидуальное сознание – это сознание конкретного человека, где идеальное составляет ядро его внутреннего мира, определяет самосознание, мировоззрение, в том числе смысложизненные ориентации. Оно складывается в процессе усвоения знаний и включает в себя чувства, идеалы, интересы, волевые качества, взгляды. Формирование индивидуального сознания происходит под влиянием условий жизни индивида и вследствие его активного взаимодействия с другими людьми и с окружающей социальной средой.
Общественное сознание – духовное, психическое отражение социально-исторического процесса, прежде всего материальных условий жизни людей, в разнообразных социальных чувствах, интересах, представлениях, взглядах и теориях, которые возникают в определённый исторический период существования общества. Общественное сознание как бы впитывает, поглощает духовные достижения отдельных людей. Идеальное как содержание общественного сознания предстаёт в качестве совокупности объектов, выступающих как ценности, идеалы, нормы, принципы, образцы (нравственные, религиозные, эстетические, языковые, познавательные, утилитарные, технические и др.)
Общественное сознание – это целостное образование, обладающее своей структурой (уровнями и внутренней организацией или формами). Уровнями общественного сознания выступают:
1) обыденное сознание, которое является непосредственным отражением внешних сторон жизнедеятельности людей и формируется стихийно;
2) общественная психология как совокупность разнообразных чувств, настроений, эмоций, а также иллюзий, суеверий, традиций, которые формируются стихийно под влиянием повседневных условий социальной жизни;
3) общественная идеология как систематизированное и теоретически осмысленное отражение интересов с позиций определённых социальных групп. Она разрабатывается идеологами с использованием достижений науки с целью эффективного регулирования социальных действий людей.
Внутренняя организация общественного сознания представлена его основными формами: политика, право, мораль, искусство, религия, наука, философия. Все уровни и формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга.
Между индивидуальным и общественным сознанием существует диалектическое единство. Общественное сознание формирует индивидуальное, так как аккумулирует в себе социально выработанные предшествующим развитием человечества формы отражения действительности. Средством связи является язык: усвоение его и закреплённых в нём значений и есть линия становления индивидуального сознания. Усвоение индивидом содержания общественного сознания является избирательным, так как определяется многими факторами: возрастом, образованием, способом жизни и характером деятельности человека, его потребностями, интересами, уровнем культуры и др. В процессе этого отбора проявляется и формируется индивидуальность человека. Различные особенности проявления индивидуальности оказывают обратное воздействие на развитие содержания и форм общественного сознания.
Таким образом, ведущим во взаимодействии общественного и индивидуального сознания выступает общественное, так как оно является условием формирования духовного мира человека.
Сознание есть свойство высокоорганизованной материи – мозга отражать предметно-практическое освоение человеком окружающего мира, сложных противоречивых связей и отношений системы «мир – человек». Оно возникает, функционирует, формируется и развивается и реализует себя одновременно в двух формах. К ним относится собственно сознание: предметное сознание и самосознание. Предметное сознание – это освоение мира вещей, социальных отношений, языковая деятельность как осознание предметов и действий с ними. Эти знания становятся основой самосознания. Таким образом, социальность человека приводит к возникновению в его психическом мире самосознания. И если сознание позволяет человеку контролировать свою практическую деятельность, то самосознание держит под контролем деятельность самого сознания, что качественно меняет и само сознание.
Под самосознанием обычно понимается оценка человеком самого себя. Ведущим познавательным механизмом в самопознании является рефлексия – осмысление и обоснование собственных предпосылок. Рефлексия – цепочка актов понимания, поэтому в результате я не просто получаю знание о себе, но исследование себя оказывается изменением себя. Самосознание имеет несколько способов, которые определяют характер самосознающей деятельности, направление поиска своего «Я»:
– деятельность разума, который способен открыть внутреннему взору человека его духовную жизнь как непосредственно данное психическое;
– непосредственное созерцание своей сущности от простого ощущения своей телесной обособленности до переживания высших интеллектуальных способностей;
– самосознание как переживание себя через изображения отделённого от оригинала второго «я», живущего самостоятельной жизнью;
– обращение к вещам, к продуктам своего труда как к зеркалу, которое способно рассказать человеку «правду» о самом себе.
Существует ещё один способ, предполагающий оценку с точки зрения некоего идеального образца, признанного в обществе. Эталонное самосознание как бы призывает по данному образцу творить самого себя, заставляет искать в себе те черты, которые несёт образец, т.е. одобряет и тем самым закрепляет определённые способы ролевого поведения. Социальный эталон не несёт в себе механизмов корректирования и конструирования, творчество самого себя, поэтому допускает развитие личности лишь в ограниченных рамках движения к социальному эталону. Таким образом, в процессе поисков самого себя нужно учитывать, что, с одной стороны, каждый человек является уникальной неповторимостью, а с другой – наше «Я» погружено в окружающий мир и открыто ему.
Самосознание имеет три основные формы:
1) самочувствие, осознание элементарного состояния своего тела, его вписанность в мир окружающих людей и вещей;
2) осознание себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре, социальной группе;
3) осознание своего «Я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей, но вместе с тем чем-то уникального и неповторимого.
В процессе самосознания человек становится личностью и начинает осознавать себя как личность.
Наряду с сознанием в психике человека существует ещё сфера бессознательного. Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума и неподдающихся контролю со стороны сознания. Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости, инстинкты и т.п. К бессознательному можно отнести творческое «озарение», интуицию, формирование совершенно новых, а чаще парадоксальных задач, вопросов, решений, гипотез, точек зрения.
В генезисе психики человека бессознательное выступает первым, а сознательное – вторым этапом её формирования и развития. Но с возникновением сознания бессознательное не растворяется в нём, оно становится уровнем человеческой психики, начиная активно взаимодействовать с уровнем сознания. Под влиянием эволюции сознания бессознательное развивается, обогащается и изменяется по своей структуре, функциям и содержанию. Осознаваемые и неосознаваемые факторы являются внутренними причинами или побудительными мотивами деятельности людей, внешние причины и факторы связаны с социокультурными и материальными условиями. Всё в целом составляет систему факторов, определяющих жизнь человека.
Сознание представляет собой такую функцию человеческого мозга, сущность которой осуществляется в речевой (символической) форме. Как только человек ставит себе задачу представить отражённый мир в виде, понятном для других людей, он начинает пользоваться естественным языком. Мир сознания, объективная реальность и язык неразрывно связаны друг с другом. Для того, чтобы мысль была передана другим людям и те её восприняли и поняли, необходимо «материализовать» её идеальное содержание. Материальным средством выражения мысли является язык, основное назначение которого заключается в адекватном, обобщённом, целенаправленном отражении действительности.
Язык представляет собой систему знаков, имеющих определённое значение и служащих для закрепления, хранения и передачи информации. Исходная знаковая система – естественный язык. Существуют также искусственные языки; они создаются людьми для каких-то специальных целей и их отличает однозначность, точность и простота выражения. К специализированным искусственным языкам относятся формализованные системы символов в различных областях науки: математике, физике, химии, логике, лингвистике, а также быстро развивающийся компьютерный язык.
Сознание и язык неразрывно связаны, но не тождественны. Различие между ними в том, что мысль есть отражение объективной действительности, а слово – способ закрепления, выражения мысли и вместе с тем передачи её другим людям. Средствами облегчения воплощения мысли в языковой форме являются различные виды речи: устная, письменная, внутренняя.
Язык является важнейшим фактором как возникновения, так и сохранения общества. В связи с этим он выполняет ряд функций. Наиболее важными являются познавательная и коммуникативная. Познавательная функция связана с тем, что мысли закрепляются в языке самыми разными способами и своё адекватное воплощение находят только в языке, а иначе они никак не «проявляются». Коммуникативная функция выражается в том, что язык выступает универсальным средством общения людей в их деятельности. Общение обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие общества, обусловленное потребностями; в процессе общения передаётся и усваивается социальный опыт, достигается необходимая организация, согласованность, единство действий и др. Кроме указанных, выделяют также номинативную, описательную, информативную, прагматическую и оценочную функции языка.
2 Сознание в современной философии
В современной философии можно указать, по крайней мере, на два толкования. С одной стороны, сохраняется «классический» смысл этого термина, согласно которому сознание тождественно познающему сознанию, как оно представлено в концепции самосознательного субъекта предшествующего рационализма. Сознание в этом смысле есть некоторое препарированное (т.е. удовлетворяющее ряду условий) образование, нечто вторичное, или рефлективное сознание. С другой стороны, сознание (иногда даже говорится и самосознание) понимается как нечто непосредственно схватывающее, понимающее, «знающее» само себя и свою основу. В этом втором смысле сознание и субъективность рассматриваются как специфический вид бытия, который невозможно выразить в традиционной субъект-объектной форме. Бытие сознания, поскольку оно не может быть объектом, есть поэтому предмет не гносеологии, а онтологии.
Онтологическая трактовка сознания и субъективности осуществляется в современной западной философии по нескольким линиям, вычленение которых представляет известную трудность, ибо, как правило, в концепциях отдельных мыслителей различные линии анализа пересекаются и взаимодополняются. Условно можно выделить следующие направления поисков: описание сознания как чего-то неотделимого и даже тождественного непосредственной жизненной реальности («философия жизни», концепция жизненного разума Ортеги-и-Гассета); вычленение некоторого дорефлексивного уровня сознания и описание последнего в его сущностной «чистоте» и феноменальной явственности (Гуссерль, Сартр); фиксирование жизни сознания на феноменально-телесном уровне (Ницше, Мерло-Понти); выявление детерминаций сознания через языковые (герменевтика, Витгенштейн) и другие структуры бессознательного порядка (психоанализ, структурализм).