Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 18:05, реферат
Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.
Введение 3
1 Сущность сознания 5
1.1 Происхождение и сущность сознания 5
1.2 Свойства, структура, источники и функции сознания 7
1.3 Формы сознания 11
1.4 Самосознание и бессознательное 13
1.5 Язык как способ существования сознания 16
2 Сознание в современной философии 18
Заключение 20
Список использованной литературы
Содержание
Введение 3
1 Сущность сознания 5
1.1 Происхождение и сущность сознания 5
1.2 Свойства, структура, источники и функции сознания 7
1.3 Формы сознания 11
1.4 Самосознание и бессознательное 13
2 Сознание в современной философии 18
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Введение
Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.
В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека.
Проблема сознания, его происхождения и сущности затрагивает прежде всего исходные мировоззренчески-
В понимании и объяснении природы сознания диалектико-материалистическая философия исходит из принципов отражения и деятельности. Принцип отражения раскрывает процесс становления материального носителя сознания – человеческого мозга как результата развития форм отражения в неживой и живой природе,
а также связывает появление сознания с качественным скачком – отражением на социальном уровне.
Отражение – всеобщее свойство материи, бытия, которое присуще любым видам материального взаимодействия и проявляется как способность предмета воспроизводить свойства тех предметов, которые на него воздействуют. Формы отражения многообразны.
В неживой природе оно проявляется в виде физико-химических взаимодействий. В живой – выступает в формах раздражимости, чувствительности, нейрофизиологического и психического отражения. Эволюция этих форм приводит к появлению сознания как формы отражения на социальном уровне.
Основу социального отражения составляет развитие всей совокупной человеческой деятельности, и движущей силой появления сознания выступает активное отражение внешнего мира в ходе общественной практики. Тем самым сознание, с одной стороны, является высшей формой психического отражения действительности, а с другой – качественно отличается от психики животных. Отражение на социальном уровне связано со способностью человека к абстрактному мышлению, т.е. к обобщающему отражению действительности в понятиях, выраженных словом. У человека существует физиологический механизм, при помощи которого человек реагирует на слово – это речь. Она присуща только человеку.
Итак, сознание возникает как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием деятельности, общества и речи, поэтому сознание человека – результат общественно-исторического развития в процессе деятельности. Деятельность – активность человека, которая направлена на удовлетворение своих потребностей по преобразованию природы, социальной среды и созданию орудий и средств производства и которая имеет целесообразный и мотивационно-организованный характер. Весь этот процесс создаёт специфически человеческую среду обитания, формы общения и социальной организации (пространство культуры). Опыт такого созидания и составляет содержание тех форм отражения, которые образуют человеческое сознание.
Таким образом, возникновение сознания связано с формированием культуры на основе преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления навыков, способов, норм деятельности человеческого сообщества, что предполагает общение и кооперацию, которые входят в содержание человеческих представлений и отражают опыт культуры.
Носителем сознания всегда выступает отдельный человек, который обретает эту способность только тогда, когда он включён в систему общественных отношений и развит в соответствии с её требованиями. Обладает сознанием, мыслит не сам мозг, а человек с помощью мозга. Способность мыслить не наследуется мозгом, она передаётся от поколения к поколению через формы предметного мира, созданные в процессе деятельности, т.е. через формы культуры. Содержание сознания, формы его бытия, уровни и виды проявления, элементы и структура, состояние, функционирование и направленность развития являются общественно-историческим продуктом, закономерно связанным со способом жизни человека в данной социокультурной среде.
Сознание является специфическим свойством человека, его родовым признаком. Природа сознания раскрывается через его свойства. К основным свойствам сознания относятся:
– идеальность;
– интенциональность;
– идеаторность;
– интерсубъективность.
Идеальное – философская категория, обозначающая невещественную и непротяжённую реальность, существующую в виде идей, прообразов, данных человеку в его сознании как «умопостигаемые сущности». Соотношение материального и идеального – предмет философских споров (основной вопрос философии). Материалисты утверждают, что идеальное производно от материального как особого рода отражение. Это отображение в первую очередь происходит с помощью внешних органов чувств, которые даны человеку от природы, но главную, определяющую роль в отображении реальной действительности играет разум. Идеальное проявляется как свойство сознания, способность человека мысленно, силою и энергией ума сформировать образ отображаемых объектов, воспроизвести их внутренние, невидимые связи и отношения. С этих позиций идеальное понимается как субъективный образ объективной (материальной) реальности, возникающей в человеческом сознании.
Идеальная реальность выявляется в сопоставлении с реальностью материальной, для которой характерна пространственно-временная и вещественная определённость, непосредственная чувственная данность. Это проявляется в том, что идеальный образ не имеет массы, запахов, размеров, не обнаруживается с помощью материальных средств.
Таким образом, идеальность как свойство сознания характеризует образ, идею чего-либо, их смысл и значение. Идеальное есть такое явление, которое как бы отчуждено от самого себя. Однако именно это и создаёт возможность реализации сознания, определяет его связь как «духовной» сущности человека с материальным миром. Данное свойство сознания позволяет говорить о мире сознания как особой реальности, наполненной особыми сущностями, которые могут быть названы «идеями». Именно они составляют содержание мира сознания.
Отношение между действительностью и сознанием является основным для решения вопроса о содержании сознания. Это отношение позволяет выявить такое свойство сознания, как интенциональность, которое проявляется в виде его предметности и направленности, т.е. сознание всегда предметно содержательно. Все акты сознания являются специфическими установками на что-либо, направленными актами, т.е. сознание возможно, если имеется направленность его на определённую предметную область. Не бывает беспредметного сознания, ибо это противоречит сущности его как феномена, непосредственно связанного с объективным знанием. Именно свойство предметности даёт возможность использовать язык и стоящие за ним идеальные значения той действительности, которую он выражает, обозначает.
Таким образом, что-то всегда является предметом сознания – окружающий мир, духовный мир. Идея, а вместе с ней и сознание направлены на определённый предмет, в этом процессе проявляются его формы, его осмысление, понимание и объяснение.
Как было отмечено, содержание сознания связано с идеями, которые отражают явления объективного мира, выражая их смысловое содержание в знаковых понятийных формах. Смысл должен быть понятен многим, т.е. идея имеет объективный характер и в определённой степени независима от внутреннего, индивидуального, субъективного. Доступность идеи для всех проявляется как интерсубъективность сознания. Объективность идеи закрепляется в практике её употребления, фиксируется в лексике языкового материала, что и является достаточным основанием для её принятия и понимания. Таким образом, любые способы понимания идей связаны с таким свойством сознания, как интерсубъективность.
Сознание не механично и не отражает мир как зеркало. Оно действенно по самой своей сущности: одновременно выступает и как действие, и как процесс, и как результат. Такое свойство сознания, которое связано со способностью творить и воспроизводить идеи, выходящее за рамки простого отражения, называется идеаторностью. Оно проявляется в способности вырабатывать абстрактные идеи, которые кодируются и распространяют содержание сознания через язык. Особенность этих идей в том, что они могут содержать замысел, «образ» предмета, которого ещё нет в материальном мире, прогнозировать будущее, формировать гипотезы, догадки. Именно творческому началу сознание обязано тем, что оно не только отражает мир, но и творит его, создаёт в соответствии с идеалами, целями, потребностями и интересами отдельных социальных групп или общества в целом. Это свойство сознания лежит в основе эволюции и развития человечества, углублении самого сознания.
Сознание структурно организовано и представляет целостную систему, состоящую из многих компонентов, которые находятся между собой в многообразных связях. Сама грамматическая структура слова «сознание» говорит о том, что сознание тесно связано с областью человеческого знания, поэтому знание – один из важных элементов структуры сознания. Прежде всего это фиксированный человеческий опыт. Необходимыми компонентами сознания являются также внимание, чувства, настроения, эмоции, аффекты, воля, воображение, память.
Взятое в целом, сознание выполняет ряд определённых функций:
– активно-отражательную, которая проявляется как творческий, обобщённый процесс отражения действительности человеком как социальным существом;
– объяснительную, связанную со стремлением человека объяснить мир в доступных сознанию формах;