Главным фактором, который
определяет процессы изменений социальной
жизни, становится развитие техники
и технологии. Так возникает развитие,
основанное на ускоряющемся изменении
предметной среды, непосредственно
окружающей человека. В свою очередь
активное обновление предметной среды
приводит к ускоряющимся трансформациям
социальных связей людей. В техногенной
цивилизации научно-технический
прогресс постоянно меняет типы общения
и формы коммуникации людей, в
ней на протяжении жизни одного поколения
могут радикально трансформироваться
система социальных связей, виды деятельности,
их средства и ценностно-целевые
структуры. В системе ценностных приоритетов
техногенной культуры человек понимался
как активное существо, которое находится
в деятельном отношении к миру. Деятельность
человека должна быть направлена вовне,
на преобразование и переделку внешнего
мира, в первую очередь природы, которую
человек должен подчинить своей власти.
Идея преобразования мира
и подчинения человеком природы
была доминантой в культуре техногенной
цивилизации на всех этапах ее истории
вплоть до нашего времени. Если угодно,
эта идея была важнейшей составляющей
того «генетического кода», который
определял само существование и
эволюцию техногенных обществ. Ценности техногенной культуры
задают принципиально иной вектор человеческой
активности. Преобразующая деятельность
рассматривается здесь как главное предназначение
человека. Причем деятельно активный идеал
отношения человека к природе распространяется
и на сферу социальных отношений, рассматриваемых
в качестве особых социальных объектов,
которые может и должен целенаправленно
преобразовывать человек.
С пониманием деятельности
тесно связан второй аспект ценностных
и мировоззренческих ориентаций,
который характерен для культуры
техногенного мира, - понимание природы
как упорядоченного, закономерно
устроенного поля, в котором разумное
существо, познающее законы природы,
способно осуществить свою власть над
внешними процессами и объектами, поставить
их под свой контроль. При этом неявно
предполагалось, что природа - неисчерпаемая
кладовая ресурсов, из которой человек
может черпать бесконечно. Надо только
искусственно изменить природный процесс
и поставить его на службу человеку,
и тогда укрощенная природа будет
удовлетворять человеческие потребности
во все расширяющихся масштабах.
Людям, воспитанным в системе ценностей
техногенной культуры, долгое время такое
понимание природы казалось самоочевидным,
но люди традиционных обществ никогда
не приняли бы его в качестве смысло-жизненного
ориентира. Они не противопоставляли себя
природному миру и не рассматривали его
как обезличенный, управляемый объективными
законами; мир воспринимался ими как живой
организм, дуально не расчленяемый на
природный и человеческий, а составляющий
органически целое, все части которого
скорректированы и влияют друг на друга.
В древнекитайской традиции даже считалось,
что безнравственное поведение властителей
способно вызвать природные катаклизмы.
А поэтому засухи, наводнения и землетрясения
часто воспринимались как свидетельства
неправильного правления и могли служить
поводом для народных восстаний.
В качестве третьего важнейшего
компонента в системе ценностных
приоритетов техногенной цивилизации
можно выделить идеал автономии
личности. Деятельность и активность
человека рассматриваются как реализация
творческих возможностей свободной
личности. Коллективный субъект деятельности
с позиций этого идеала должен
предстать в качестве результата
соглашения суверенных личностей. В качестве четвертого важнейшего
компонента культурной матрицы техногенных
обществ следует отметить особое понимание
власти и господства над природными и
социальными обстоятельствами. Власть и господство в этой
системе отношений предполагают владение
капиталом и присвоение товаров (вещей,
человеческих способностей, информации
как товарных ценностей, имеющих денежный
эквивалент). В результате в культуре техногенной
цивилизации происходит своеобразное
смещение акцентов в понимании предметов
господства силы и власти - от человека
к произведенной им вещи. В свою очередь
эти новые смыслы легко соединялись с
идеалом деятельностно-преобразующего
предназначения человека.
Сама преобразующая деятельность
расценивается как процесс, обеспечивающий
власть человека над предметом, господство
над внешними обстоятельствами, которые
человек призван подчинить себе.
Пятой важной составляющей
в интересующей нас системе ценностей
техногенной цивилизации является
особая ценность научной рациональности,
научно-технического взгляда на мир,
ибо научно-техническое отношение
к миру является базисным для его
преобразования. Оно создает уверенность
в том, что человек способен, контролируя
внешние обстоятельства, рационально-научно
освоить природу, а затем обустроить и
саму социальную жизнь. Все эти мировоззренческие
установки конкретизировались в целом
ряде смыслов других ценностей и менталитетов
техногенной культуры - в отношении к инновациям,
творчеству и прогрессу как высшим ценностям,
в понимании и переживании времени как
необратимого движения от прошлого через
настоящее в будущее*, в представлениях
о свободе, добре и зле, добродетели и труде
и т. д. Успехи техногенной цивилизации
в технико-технологических инновациях,
в улучшении образа жизни людей, в ее победоносном
шествии по всей планете порождали представление,
что именно она является магистральным
путем развития человечества. Еще пятьдесят
лет назад мало кто полагал, что сама линия
техногенного прогресса и ее система ценностей
приведут человечество к критическим
рубежам, что резервы цивилизационного
развития этого типа могут быть исчерпаны.
Это обнаружилось только во
второй половине нашего столетия, когда
глубочайшие глобальные кризисы (экологический,
энергетический, демографический и
т. д.) заставили критически отнестись
к прежним идеалам прогресса.
Сейчас в мире идет напряженный
поиск новых путей развития, новых
человеческих ориентиров. Поиск осуществляется
в различных областях человеческой
культуры - в философии, искусстве, религиозном
постижении мира, в науке. Речь идет
о фундаментальных основаниях человеческого
бытия, о выработке новых ценностей,
которые призваны обеспечить стратегию
выживания и прогресса человечества.
Необходим пересмотр прежнего отношения
к природе, идеалов господства, ориентированных
на силовое преобразование природного
и социального мира, необходима выработка
новых идеалов человеческой деятельности,
нового понимания перспектив человека.
Наше будущее отношение к природе не сведется
к созерцанию ее и адаптации к ней. Человек
по-прежнему будет видоизменять природу.
Весьма вероятно, что преодоление экологического
кризиса будет связано не с сохранением
дикой природы в планетарных масштабах
(что уже сегодня невозможно без резкого,
в десятки раз, сокращения населения Земли),
а с расширяющимся окультуриванием природной
среды. В этом процессе важную роль будут
играть не только природоохранные меры,
направленные на сохранение тех или иных
естественных локальных экосистем, но
и искусственно созданные биогеоценозы,
обеспечивающие необходимые условия устойчивости
биосферы. Вполне возможно, что в этом
благоприятном для человечества сценарии
окружающая нас природная среда все больше
будет аналогичной искусственно созданному
парку или саду и уже не сможет воспроизводиться
без целенаправленной деятельности человека.