Современный этап развития науки и перспективы техногенной цивизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:29, реферат

Описание работы

В результате быстро расширяющегося процесса технизации (т.е. постоянного увеличения и совершенствования мира инструментальных средств с одной стороны, сопровождающей этот процесс системы ценностей, господствующих в культуре с другой) европейская цивилизация стала приобретать техногенный характер. Самая существенная ее черта – утрата человеком власти над техническим прогрессом и его следствиями.
Справедливо ли утверждение Бертрана Рассела (англ.философ) о том, «что наука и техника движутся сейчас вперед, словно танковая армада, лишившиеся водителей, – слепо, безрассудно, без определенной цели»?.

Работа содержит 1 файл

Современный этап развития науки и перспективы техногенной цивизации.docx

— 29.97 Кб (Скачать)

Главным фактором, который  определяет процессы изменений социальной жизни, становится развитие техники  и технологии. Так возникает развитие, основанное на ускоряющемся изменении  предметной среды, непосредственно  окружающей человека. В свою очередь  активное обновление предметной среды  приводит к ускоряющимся трансформациям социальных связей людей. В техногенной  цивилизации научно-технический  прогресс постоянно меняет типы общения  и формы коммуникации людей, в  ней на протяжении жизни одного поколения  могут радикально трансформироваться система социальных связей, виды деятельности, их средства и ценностно-целевые  структуры. В системе ценностных приоритетов техногенной культуры человек понимался как активное существо, которое находится в деятельном отношении к миру. Деятельность человека должна быть направлена вовне, на преобразование и переделку внешнего мира, в первую очередь природы, которую человек должен подчинить своей власти.

Идея преобразования мира и подчинения человеком природы  была доминантой в культуре техногенной  цивилизации на всех этапах ее истории  вплоть до нашего времени. Если угодно, эта идея была важнейшей составляющей того «генетического кода», который  определял само существование и  эволюцию техногенных обществ. Ценности техногенной культуры задают принципиально иной вектор человеческой активности. Преобразующая деятельность рассматривается здесь как главное предназначение человека. Причем деятельно активный идеал отношения человека к природе распространяется и на сферу социальных отношений, рассматриваемых в качестве особых социальных объектов, которые может и должен целенаправленно преобразовывать человек.

С пониманием деятельности тесно связан второй аспект ценностных и мировоззренческих ориентаций, который характерен для культуры техногенного мира, - понимание природы  как упорядоченного, закономерно  устроенного поля, в котором разумное существо, познающее законы природы, способно осуществить свою власть над  внешними процессами и объектами, поставить  их под свой контроль. При этом неявно предполагалось, что природа - неисчерпаемая  кладовая ресурсов, из которой человек  может черпать бесконечно. Надо только искусственно изменить природный процесс  и поставить его на службу человеку, и тогда укрощенная природа будет  удовлетворять человеческие потребности  во все расширяющихся масштабах. Людям, воспитанным в системе ценностей техногенной культуры, долгое время такое понимание природы казалось самоочевидным, но люди традиционных обществ никогда не приняли бы его в качестве смысло-жизненного ориентира. Они не противопоставляли себя природному миру и не рассматривали его как обезличенный, управляемый объективными законами; мир воспринимался ими как живой организм, дуально не расчленяемый на природный и человеческий, а составляющий органически целое, все части которого скорректированы и влияют друг на друга. В древнекитайской традиции даже считалось, что безнравственное поведение властителей способно вызвать природные катаклизмы. А поэтому засухи, наводнения и землетрясения часто воспринимались как свидетельства неправильного правления и могли служить поводом для народных восстаний.

В качестве третьего важнейшего компонента в системе ценностных приоритетов техногенной цивилизации  можно выделить идеал автономии  личности. Деятельность и активность человека рассматриваются как реализация творческих возможностей свободной  личности. Коллективный субъект деятельности с позиций этого идеала должен предстать в качестве результата соглашения суверенных личностей. В качестве четвертого важнейшего компонента культурной матрицы техногенных обществ следует отметить особое понимание власти и господства над природными и социальными обстоятельствами. Власть и господство в этой системе отношений предполагают владение капиталом и присвоение товаров (вещей, человеческих способностей, информации как товарных ценностей, имеющих денежный эквивалент). В результате в культуре техногенной цивилизации происходит своеобразное смещение акцентов в понимании предметов господства силы и власти - от человека к произведенной им вещи. В свою очередь эти новые смыслы легко соединялись с идеалом деятельностно-преобразующего предназначения человека.

Сама преобразующая деятельность расценивается как процесс, обеспечивающий власть человека над предметом, господство над внешними обстоятельствами, которые  человек призван подчинить себе.

Пятой важной составляющей в интересующей нас системе ценностей  техногенной цивилизации является особая ценность научной рациональности, научно-технического взгляда на мир, ибо научно-техническое отношение  к миру является базисным для его  преобразования. Оно создает уверенность в том, что человек способен, контролируя внешние обстоятельства, рационально-научно освоить природу, а затем обустроить и саму социальную жизнь. Все эти мировоззренческие установки конкретизировались в целом ряде смыслов других ценностей и менталитетов техногенной культуры - в отношении к инновациям, творчеству и прогрессу как высшим ценностям, в понимании и переживании времени как необратимого движения от прошлого через настоящее в будущее*, в представлениях о свободе, добре и зле, добродетели и труде и т. д. Успехи техногенной цивилизации в технико-технологических инновациях, в улучшении образа жизни людей, в ее победоносном шествии по всей планете порождали представление, что именно она является магистральным путем развития человечества. Еще пятьдесят лет назад мало кто полагал, что сама линия техногенного прогресса и ее система ценностей приведут человечество к критическим рубежам, что резервы цивилизационного развития этого типа могут быть исчерпаны.

Это обнаружилось только во второй половине нашего столетия, когда  глубочайшие глобальные кризисы (экологический, энергетический, демографический и  т. д.) заставили критически отнестись  к прежним идеалам прогресса.

Сейчас в мире идет напряженный  поиск новых путей развития, новых  человеческих ориентиров. Поиск осуществляется в различных областях человеческой культуры - в философии, искусстве, религиозном  постижении мира, в науке. Речь идет о фундаментальных основаниях человеческого  бытия, о выработке новых ценностей, которые призваны обеспечить стратегию  выживания и прогресса человечества. Необходим пересмотр прежнего отношения  к природе, идеалов господства, ориентированных  на силовое преобразование природного и социального мира, необходима выработка  новых идеалов человеческой деятельности, нового понимания перспектив человека. Наше будущее отношение к природе не сведется к созерцанию ее и адаптации к ней. Человек по-прежнему будет видоизменять природу. Весьма вероятно, что преодоление экологического кризиса будет связано не с сохранением дикой природы в планетарных масштабах (что уже сегодня невозможно без резкого, в десятки раз, сокращения населения Земли), а с расширяющимся окультуриванием природной среды. В этом процессе важную роль будут играть не только природоохранные меры, направленные на сохранение тех или иных естественных локальных экосистем, но и искусственно созданные биогеоценозы, обеспечивающие необходимые условия устойчивости биосферы. Вполне возможно, что в этом благоприятном для человечества сценарии окружающая нас природная среда все больше будет аналогичной искусственно созданному парку или саду и уже не сможет воспроизводиться без целенаправленной деятельности человека.


Информация о работе Современный этап развития науки и перспективы техногенной цивизации