Современный этап развития науки и перспективы техногенной цивизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:29, реферат

Описание работы

В результате быстро расширяющегося процесса технизации (т.е. постоянного увеличения и совершенствования мира инструментальных средств с одной стороны, сопровождающей этот процесс системы ценностей, господствующих в культуре с другой) европейская цивилизация стала приобретать техногенный характер. Самая существенная ее черта – утрата человеком власти над техническим прогрессом и его следствиями.
Справедливо ли утверждение Бертрана Рассела (англ.философ) о том, «что наука и техника движутся сейчас вперед, словно танковая армада, лишившиеся водителей, – слепо, безрассудно, без определенной цели»?.

Работа содержит 1 файл

Современный этап развития науки и перспективы техногенной цивизации.docx

— 29.97 Кб (Скачать)

Современный этап развития науки и перспективы  техногенной цивизации

 

  1. Современный этап развития науки

Внутренняя организация, структура науки, являет собой многообразную  и многоликую картину. Классификационных  схем ее немало. Но сегодня возникла ситуация, когда успешный исследовательский  поиск идет не через узкие пути отдельных наук, а через узлы общих  проблем.

 Дело в том, что  наряду со все более дробной дифференциацией наук и научных направлений идет могучий процесс интегрирования знаний. Возникают мегадисциплины. Сейчас разные авторы насчитывают от 1500 до 10 000 самостоятельных дисциплин. Ученые перестают понимать друг друга, ибо каждая из дисциплин – это своя терминология, собственные методики, автономные исследовательские структуры.

<= Мир целостен, но не  монотонен. Он разнокачественен, обладает богатой внутренней организацией, динамичной и претерпевающей те или иные метаморфозы.

 Поэтому дисциплинарная  организация науки оправдана.  Но лишь при условии постоянного  внимания к теоретическому синтезу.  И в этом процессе особенно  важна роль философии, выполняющей  по отношению к духовному миру  функции всеобщей генерализации  знаний.

 В современной науке  часто применяют понятие «парадигма»  введенное Т. Куном для обозначения  совокупности общепринятых идеалов  и норм научного исследования  и той картины мира, с которой  согласна основная масса научного  сообщества. Смена парадигм –  революционный сдвиг в науке,  ее выход на новые рубежи. С  середины XX столетия обозначился  парадигмальный сдвиг, резкое изменение видения мира и человека. Это связано с глубинными, подлинно революционными изменениями в науке, возникновением постнеклассического этапа ее развития, создания неоклассики.

 Одна из главных  линий становления данного этапа  состоит в том, что в науку  входит аксиологический (ценностный) момент. На месте чисто объективистского (натуралистического) видения мира  выдвигается такая система построения  науки, в которой обязательно  присутствует в той или иной  мере (не только в космологии, но и повсюду) антропный принцип.  Суть его, может быть, в резко  упрощенном виде состоит в  утверждении типа: мир таков потому, что в нем есть мы, любой  шаг познания может быть принят  только в том случае, если он  оправдан интересами рода людей,  гуманистично ориентирован. Для этого типа характерен поворот направленности научного поиска онтологических (сущностных) проблем на «человекоразмерные» бытийные проблемы. Наука должна дать средство для предотвращения Апокалипсиса, обеспечивать выживание человечества, продолжить его историю, уходящую в бесконечность.

 Научно-технический прогресс

 НТП – непрерывное  совершенствование всех стадий  общественного воспроизводства,  производственной и непроизводственных  сфер путем единого, взаимообусловленного, поступательного развития науки,  образования, техники, технологий, организации и управления. прежде всего ради практического решения стоящих перед обществом в данный исторический период социально-экономических, социальных и политических задач.

 НТП – категория  историческая, охватывающая длительный  период развития науки и производства  и их влияния на жизнь человека. Первый этап сближения прогресса  в науке и технических средствах  производства появились в 16 –  18 в. (мануфактурное производство, нужды  торговли, мореплавания потребовали  теоретического и экспериментального  решения практических задач). Следующий этап связан с развитием машинного производства с конца 18 в., (наука и техника стали взаимно стимулировать развитие друг друга ускоряющимися темпами) Особым историческим этапом в НТП является период крупного машинного производства, становления индустриальной цивилизации (могущественные силы и ресурсы природы были поставлены на службу человеку, производство из простого процесса труда было превращено в социальное технологическое применение итогов научного труда, результатов научной деятельности.

 НТП направлен, прежде  всего, на развитие производительных  сил общества. К середине ХХ  в. наметился принципиально новый  этап НТП – НТР, являющаяся закономерным шагом человеческой истории и носящая глобальный характер. Это означает, что революционные изменения охватили все разделы науки, техники и производства, что НТР повлияла на все стороны общественной жизни, затронула, хотя и в неодинаковой мере, все регионы планеты и все социальные системы.

 Cущественные признаки НТР, характеризующие ее природу:

 а) слияние научной  революции с технической при  опережающем развитии науки; 

 б) превращение науки  в непосредственную производительную  силу;

 в) органическое объединение  элементов производственного процесса  в единой автоматизированной  системе; 

 г) формирование нового  типа работника; 

 д) переход от экстенсивного  к интенсивному развитию производства  и пр.

 Современный этап НТП  многими учеными характеризуется  как подготавливающий очередную НТР. Ее отличительными признаками будут многократно возросшая энергонасыщенность жизнедеятельности человека, глобализация всех основных процессов, радикально преобразованный технологический базис, превращение системных межотраслевых технологий в определяющий фактор социально-экономического развития.

 Современный этап НТП  связан с переходом к постиндустриальной  цивилизации, с формированием  особой роли научного знания, результатов многоотраслевого научного  труда в социально-экономическом  прогрессе общества. Основные направления  современного НТП: использование  новых технологий освоение космического  пространства, создание ракетной  техники; автоматизация производства; развитие химической промышленности  и создание материалов с заранее  заданными свойствами; создание  альтернативных источников энергии  и т.п.

 Сущность и перспективы  современной техногенной цивилизации.

 В результате быстро  расширяющегося процесса технизации (т.е. постоянного увеличения и совершенствования мира инструментальных средств с одной стороны, сопровождающей этот процесс системы ценностей, господствующих в культуре с другой) европейская цивилизация стала приобретать техногенный характер. Самая существенная ее черта – утрата человеком власти над техническим прогрессом и его следствиями.

 Справедливо ли утверждение  Бертрана Рассела (англ.философ) о том, «что наука и техника движутся сейчас вперед, словно танковая армада, лишившиеся водителей, – слепо, безрассудно, без определенной цели»?.

 Совершенствование оценок  техники сегодня сопряжено с  периориентацией групповых интересов, что позволяет, предвидя социальные и культурные последствия технической деятельности, ставить определенные пределы в техническом изобретательстве до тех пор, пока не будут найдены способы ликвидации негативных для человечества результатов.

 Социокультурная парадигма  инженерии формирует новые принципы  контроля над техникой, и новые  принципы технического проектирования  в глобальной системе «Техническое  устройство – Человек – Окружающая  среда». Суть и смысл дальнейшего  развития техники состоит в  выработке таких проектированных  стратегий и контролирующих систем, которые бы обеспечили человеческое  выживание. Включение социокультурной  парадигмы в инженерию позволяет  преодолеть технокритическую односторонность, организовывает инженерное мышление и инженерную деятельность вокруг человека как высшей ценности, а их человеческое измерение делает мерой профессионализма и компетентности, что и составляет одно из важнейших условий преодоления кризиса.

 

 

  1. Характерные особенности развития и черты современной науки.

В развитых областях естествознания в качестве основной структуры познания выступает анализ исследования его  предмета и выражение элементарных объектов в абстрактном виде, после  чего следует логический синтез в  виде теоретической модели. Понимание  естествознания в современном мире достаточно затруднено. Этому способствуют следующие обстоятельства:

 в наши дни применяется  математический аппарат, который  достаточно проблематично изучать;

 создание наглядной  модели научных представлений  наших дней, таких как частицы  и искривленное пространство, практически  невозможно.

 Из данной ситуации  выход остается один — просто  не пытаться вообще этого делать, поскольку естествознание пытается  повлиять на нас таким образом,  чтобы мы полностью отказались  от наглядности научных представлений.

Особенности развития современной  науки проявляются в фундаментальных  особенностях и чертах науки. Структура  научной деятельности имеет одну фундаментальную особенность —  это разделенность, которая делит науку на несколько обособленных дисциплин. Именно это позволяет изучать отдельные фрагменты реальности более детально. Однако, в данном случае, теряются из виду многие взаимосвязи, а, как известно, в природе все взаимообусловлена и взаимосвязано между собой. В настоящее время подобная разобщенность становится преградой при необходимости проведения интегративных комплексных исследований, проводимых в условиях окружающей среды. Таким образом, можно сделать следующий вывод: «Поскольку природа едина, то и наука, ее изучающая, должна быть единой».

Не менее важной фундаментальной  чертой науки выступает и стремление абстрагироваться от самого человека. Данная особенность делает ее менее  ответственной за все возникающие  экологические трудности и не соответствующей реальности, поскольку  основным фактором изменения дествительности выступает человек. Также стоит отметить и тот факт, что техника и наука всего лишь угнетают социум.

Особенности современной  науки привели к проявлению двусмысленности. С одной стороны, она представляет собой наиболее полную объективную  информацию об окружающем мире. Но, с  другой стороны, она же и уничтожает ее в процессе проведения исследований или экспериментов, основанных на научных  данных. Особенности развития современной  науки заключаются в надежде  сделать каждого человека значительно  счастливее и дать понять истину. Поскольку  наука занимается не только изучением  мира, но и выступает в качестве фактора, процесса и результата революции, то она обязана находиться с развитием  мира в полной гармонии. Такимм образом, в результате развития научных знаний образуется контур, обеспечивающий обратную связь между всеми жизненными сторонами и наукой. Расширение науки сопровождается ростом упорядоченности и интеграции, что, собственно, и является становлением науки на более высокий уровень гармоничной целостной системы.

В отношении научно-технической  революции и самой науки в  современном мировоззрении были сформированы следующие ориентации:

 сциентизм - он связан  непосредственно с представлением  о науке естествознании, как наивысшей  ценности. Данная идеология должна  была решить массу проблем,  которые по сей день стоят  перед человечеством. Считается,  что уже в ближайшем будущем  наука будет рассматриваться  в качестве единственной духовной  культуры;

 антисциентизм — это направление, обрекшее науку на противопоставление природе и вымирание всего научного сознания, происходящее из сложившихся предположений об ограниченности всех имеющихся возможностей для преодоления человеческих проблем. Он оценивает науку в качестве враждебной силы, не способной положительным образом влиять на сложившуюся культуру. Данное направление говорит о значительном увеличении опасности и возможной гибели всей Земли, либо от загрязнения окружающей среды, либо от ядерного оружия.

Особенности развития современной  науки непосредственно связано  с естествознанием, выступающим  в качестве продукта и условия  развития всей цивилизации. Только за счет науки каждый человек сможет наладить материальное производство и  усовершенствоваться из поколения  в поколение. Все это несомненно приводит к улучшению условий быта всего человечества, поскольку благосостояние и образ жизни значительно меняются в лучшую сторону.

Что для нас наука?

В наши дни наука вызывает и восхищение, и определенные опасения, поскольку ее развитие может пагубно  сказаться на экологической обстановке на всем земном шаре. Сама же наука представляет социальный институт, обладающий наисложнейшей  структурой и влияющей на развитие общества в целом. Вся противоречивость и сложность ситуации заключается  в том, что развитие науки может  привести к глобальным катаклизмам  и проблемам всех цивилизаций, однако без нее невозможного дальнейшего  развития и существования на планете.

 

  1. Перспективы техногенной цивилизации

 

В истории человечества, после того как оно вышло из стадии варварства и дикости, существовало множество цивилизаций - конкретных видов общества, каждое из которых  имело самобытные черты. Известный  историк и философ А. Тойнби выделил  и описал 21 цивилизацию. Все они  могут быть разделены на два больших  класса соответственно типам цивилизационного развития - на традиционные общества и техногенные цивилизации. Два последних столетия человеческой истории определял прогресс техногенной цивилизации, которая активно завоевывала себе все новые социальные пространства. в техногенной цивилизации темпы социального развития резко ускоряются, экстенсивное развитие сменяется интенсивным. В культуре высшей ценностью становятся инновации, творчество, формирующие новые оригинальные идеи, образцы деятельности, целевые и ценностные установки. Традиция должна не просто воспроизводиться, а постоянно модифицироваться под влиянием инноваций.

Информация о работе Современный этап развития науки и перспективы техногенной цивизации