Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:29, реферат
В результате быстро расширяющегося процесса технизации (т.е. постоянного увеличения и совершенствования мира инструментальных средств с одной стороны, сопровождающей этот процесс системы ценностей, господствующих в культуре с другой) европейская цивилизация стала приобретать техногенный характер. Самая существенная ее черта – утрата человеком власти над техническим прогрессом и его следствиями.
Справедливо ли утверждение Бертрана Рассела (англ.философ) о том, «что наука и техника движутся сейчас вперед, словно танковая армада, лишившиеся водителей, – слепо, безрассудно, без определенной цели»?.
Современный этап развития науки и перспективы техногенной цивизации
Внутренняя организация, структура науки, являет собой многообразную и многоликую картину. Классификационных схем ее немало. Но сегодня возникла ситуация, когда успешный исследовательский поиск идет не через узкие пути отдельных наук, а через узлы общих проблем.
Дело в том, что наряду со все более дробной дифференциацией наук и научных направлений идет могучий процесс интегрирования знаний. Возникают мегадисциплины. Сейчас разные авторы насчитывают от 1500 до 10 000 самостоятельных дисциплин. Ученые перестают понимать друг друга, ибо каждая из дисциплин – это своя терминология, собственные методики, автономные исследовательские структуры.
<= Мир целостен, но не
монотонен. Он
Поэтому дисциплинарная
организация науки оправдана.
Но лишь при условии
В современной науке
часто применяют понятие «
Одна из главных
линий становления данного
Научно-технический прогресс
НТП – непрерывное
совершенствование всех стадий
общественного воспроизводства,
НТП – категория
историческая, охватывающая длительный
период развития науки и
НТП направлен, прежде
всего, на развитие
Cущественные признаки НТР, характеризующие ее природу:
а) слияние научной революции с технической при опережающем развитии науки;
б) превращение науки
в непосредственную
в) органическое объединение
элементов производственного
г) формирование нового типа работника;
д) переход от экстенсивного
к интенсивному развитию
Современный этап НТП
многими учеными
Современный этап НТП
связан с переходом к
Сущность и перспективы
современной техногенной
В результате быстро
расширяющегося процесса
Справедливо ли утверждение
Бертрана Рассела (англ.
Совершенствование оценок техники сегодня сопряжено с периориентацией групповых интересов, что позволяет, предвидя социальные и культурные последствия технической деятельности, ставить определенные пределы в техническом изобретательстве до тех пор, пока не будут найдены способы ликвидации негативных для человечества результатов.
Социокультурная парадигма
инженерии формирует новые
В развитых областях естествознания в качестве основной структуры познания выступает анализ исследования его предмета и выражение элементарных объектов в абстрактном виде, после чего следует логический синтез в виде теоретической модели. Понимание естествознания в современном мире достаточно затруднено. Этому способствуют следующие обстоятельства:
в наши дни применяется
математический аппарат,
создание наглядной модели научных представлений наших дней, таких как частицы и искривленное пространство, практически невозможно.
Из данной ситуации
выход остается один — просто
не пытаться вообще этого
Особенности развития современной
науки проявляются в
Не менее важной фундаментальной чертой науки выступает и стремление абстрагироваться от самого человека. Данная особенность делает ее менее ответственной за все возникающие экологические трудности и не соответствующей реальности, поскольку основным фактором изменения дествительности выступает человек. Также стоит отметить и тот факт, что техника и наука всего лишь угнетают социум.
Особенности современной науки привели к проявлению двусмысленности. С одной стороны, она представляет собой наиболее полную объективную информацию об окружающем мире. Но, с другой стороны, она же и уничтожает ее в процессе проведения исследований или экспериментов, основанных на научных данных. Особенности развития современной науки заключаются в надежде сделать каждого человека значительно счастливее и дать понять истину. Поскольку наука занимается не только изучением мира, но и выступает в качестве фактора, процесса и результата революции, то она обязана находиться с развитием мира в полной гармонии. Такимм образом, в результате развития научных знаний образуется контур, обеспечивающий обратную связь между всеми жизненными сторонами и наукой. Расширение науки сопровождается ростом упорядоченности и интеграции, что, собственно, и является становлением науки на более высокий уровень гармоничной целостной системы.
В отношении научно-технической революции и самой науки в современном мировоззрении были сформированы следующие ориентации:
сциентизм - он связан
непосредственно с
антисциентизм — это направление, обрекшее науку на противопоставление природе и вымирание всего научного сознания, происходящее из сложившихся предположений об ограниченности всех имеющихся возможностей для преодоления человеческих проблем. Он оценивает науку в качестве враждебной силы, не способной положительным образом влиять на сложившуюся культуру. Данное направление говорит о значительном увеличении опасности и возможной гибели всей Земли, либо от загрязнения окружающей среды, либо от ядерного оружия.
Особенности развития современной науки непосредственно связано с естествознанием, выступающим в качестве продукта и условия развития всей цивилизации. Только за счет науки каждый человек сможет наладить материальное производство и усовершенствоваться из поколения в поколение. Все это несомненно приводит к улучшению условий быта всего человечества, поскольку благосостояние и образ жизни значительно меняются в лучшую сторону.
Что для нас наука?
В наши дни наука вызывает и восхищение, и определенные опасения, поскольку ее развитие может пагубно сказаться на экологической обстановке на всем земном шаре. Сама же наука представляет социальный институт, обладающий наисложнейшей структурой и влияющей на развитие общества в целом. Вся противоречивость и сложность ситуации заключается в том, что развитие науки может привести к глобальным катаклизмам и проблемам всех цивилизаций, однако без нее невозможного дальнейшего развития и существования на планете.
В истории человечества, после того как оно вышло из стадии варварства и дикости, существовало множество цивилизаций - конкретных видов общества, каждое из которых имело самобытные черты. Известный историк и философ А. Тойнби выделил и описал 21 цивилизацию. Все они могут быть разделены на два больших класса соответственно типам цивилизационного развития - на традиционные общества и техногенные цивилизации. Два последних столетия человеческой истории определял прогресс техногенной цивилизации, которая активно завоевывала себе все новые социальные пространства. в техногенной цивилизации темпы социального развития резко ускоряются, экстенсивное развитие сменяется интенсивным. В культуре высшей ценностью становятся инновации, творчество, формирующие новые оригинальные идеи, образцы деятельности, целевые и ценностные установки. Традиция должна не просто воспроизводиться, а постоянно модифицироваться под влиянием инноваций.
Информация о работе Современный этап развития науки и перспективы техногенной цивизации